Социальная политика в РБ: основные направления и механизм реализации

Автор: t**********@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 23:27, курсовая работа

Описание работы

Целями настоящей курсовой работы является изучение социальной политики как предмета, обзор социальной политики в различных экономических системах, состояние действующей системы социальной политики в Республике Беларусь.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический аспект понятия социальной политики, определить ее объект действия и субъектов, определить типы социальной политики;
- изучить общие положения, на основании которых построена социальная политика в различных экономических системах. В качестве изучаемых систем избраны следующие страны: США, Швеция, Германия, Япония.
- изучить состояние социальной политики в Республике Беларусь и перспективы ее развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………….3
1. Сущность, цели и направления социальной политики………………………....5
2. Основные показатели результативности социальной политики……………...10
2.1. Уровень жизни, качество жизни……………………………………………...10
2.2. Потребительская корзина и потребительский бюджет……………………...11
2.3. Социальная справедливость и кривая Лоренца……………………………...12
3. Социальная политика и ее особенности в зарубежных странах (Швеция, Япония, Германия, США)………………………………………………………….16
4. Состояние социальной политики Республики Беларусь, перспективы ее развития……………………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………….…………27
Список литературы…………………………………………………..……………..29
Приложения……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая САВЧУК ФМ дку, 2 курс.doc

— 537.50 Кб (Скачать)

     Реализация  принципа социальной компенсации обеспечивает правовую и социальную защищенность граждан, которая выражается в получении ими льгот и социального обслуживания.

     Соблюдение  принципа социальных гарантий предполагает предоставление гражданам гарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное и физическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности к самостоятельной жизни.

     Осуществление социальной политики основано на реализации принципа всеобщности, предполагающего, что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества, с учетом дифференцированного к ним подхода.

     Принципы  социальной политики могут реализоваться  на практике только при наличии  ресурсного обеспечения. Эту проблему можно рассматривать с двух сторон: во-первых, должны быть созданы условия для развития общественного производства, в процессе которого создаются ресурсы, обеспечивающие осуществление социальной политики. Вместе с тем, ресурсная база зависит от уровня развития производительных сил и, в первую очередь, его главной производительной силы — человека. Следовательно, во-вторых, необходимо проводить комплекс мер, обеспечивающих развитие работников через систему образования, здравоохранения, повышение квалификации при обеспечении социальной стабильности общества [3, с.278].

     Выделяют  два основных типа социальной политики — бисмарковский (по имени ее родоначальника Бисмарка) и бевериджский.

     Первый  в большей степени реализует  распределительный тип социальной справедливости, так как в нем делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью и результативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовой жизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключении коллективных договоров нанимателей и наемных работников. Страховые фонды управляются на паритетных началах и не субсидируются из бюджета. Малообеспеченные семьи получают помощь по муниципальной линии.

     Бевериджский  тип социальной политики основан на принципе национальной солидарности. Он предполагает, что любой человек, независимо от степени его участия в общественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальных рисков (болезнь, старость, травма и т.п.), а средства социальной защиты формируются в значительной степени из государственного бюджета. В странах, выбравших такой тип социальной политики, отсутствует резкая дифференциация населения по уровню жизни. Здесь реализован уравнительный принцип социальной справедливости или обоснованное равенство. Следует отметить, что в современных условиях происходит сближение двух типов социальной политики в направлении развития основополагающих характеристик социального государства.

     По  типу субъекта социальной ответственности  различают либеральную, корпоративную  и общественную модели. Они отличаются одна от другой ролью и степенью участия в реализации социальной политики основных субъектов экономики  (государство, корпорация, личности) и других институтов гражданского общества.

     Либеральная модель предполагает принцип личной ответственности каждого члена общества за судьбу своей семьи. В данном случае роль государственных структур  в непосредственной реализации социальной политики минимизирована. Ее основными субъектами являются личность и различные негосударственные организации – социально-страховые фонды и ассоциации. Финансовую основу реализации социальных программ при данной модели составляют частные сбережения и частное страхование. При либеральной модели социальной политики реализуется принцип эквивалентности, возмездности, предполагающий прямую зависимость между размерами взносов и объемом социальных услуг, получаемых в системе социального страхования. Данная модель присуща США, Англии, Ирландии и др.

     Корпоративная модель предполагает принцип корпоративной ответственности, т.е. максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация, предприятие, организация или учреждение. Представителями этой модели являются Япония, Германия.

     В основе общественной модели лежит принцип солидарности, т.е. ответственности всего общества за судьбу его членов. Эту модель называют перераспределительной, при которой богатый платит за бедного, здоровый – за больного, молодой – за старого. Осуществляет это перераспределение государство. Именно оно берет на себя ответственность за социальное благополучие своих граждан. Примером такой модели являются Швеция, Швейцария, Дания [10, с.250].

     Социальное  государство — одно из определений качественно новой ступени в развитии конституционного демократического государства, обусловленное высоким уровнем развития экономики и активной социальной политикой государства в интересах широких слоев населения. Идея построения социального государства возникла в древности, а практика социальной государственности имела место еще в Древнем Риме, где народу было обещено бесплатное предоставление «хлеба и зрелищ». Религиозные заповеди и идеи Просвещения также стимулировали развитие идей социальной государственности,

     Общие характеристики целей, задач и функций  социального государства определяются в ряде документов, признанных мировым сообществом: Всеобщей Декларации прав человека ООН (1948 г.), конвенции и рекомендации МОТ, декларации и программе действий, принятых на Копенгагенском социальном саммите (1995 г.) и др.

     Социальная  политика, проводимая различными странами, многообразна. В ее рамках можно выделить ряд основных направлений: политика доходов населения; политика в сфере труда и трудовых отношений; социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры, социальная защита отдельных групп населения; экологическая, демографическая и миграционная политика. Все вышеперечисленные направления связаны между собой, что вызывает необходимость проведения сбалансированной социальной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  показатели результативности социальной политики 

2.1 Уровень жизни, качество жизни 

     Уровень жизни – это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей.

     Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее  уязвимых граждан.

     Социальные  гарантии – система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической активности и получения дохода.

     Социальная  защита – система мер, осуществляемых обществом по обеспечению необходимого материального и социального положения граждан.

       Эти компоненты характеризуются количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателя уровня жизни.

     Конкретный анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как: потребительская корзина и прожиточный минимум. В общем виде уровень жизни определяется по средней продолжительности жизни населения, величине безработицы, структурных личных потребительских расходов и потребления основных продуктов питания в калориях. Принимается во внимание уровень квалификации работников, численность студентов и учащихся на 1000 человек и т.д., а так же уровень развития социальной инфраструктуры (например, число больничных коек на 1000 человек, наличие школ, объектов культуры и спорта, жилья и т.д.)

     Уровень жизни необходимо рассматривать  во взаимосвязи с общеэкономическими показателями – доходами населения, потребительским спросом, торговлей, ценами, госбюджетом, кредитом. Так, например, доходы населения являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни.

     От  уровня жизни зависит продуктивность работников, цена рабочей силы, а так же её реализация в труде, то есть производство потребительских благ.

     Во  многих странах для оценки уровня жизни используют показатель «благосостояния общества», который символизирует минимальный уровень потребления и является показателем черты бедности.

     Уровень жизни неразрывно связан с качеством жизни. Под качеством жизни понимается совокупность условий, отражающих материальное физическое, социальное и культурное благополучие человека [1, с.188].

     Существуют  интегральный и частный подходы  к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух  типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения  и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения).

     И. В. Бестужев-Лада ориентирует категорию «качество жизни»  на такую оценку степени удовлетворения материальных потребностей, которая не поддаётся прямому количественному измерению, а требует сложных приёмов косвенной квалификации по различным шкалам. Поэтому должна даваться оценка содержательности труда и досуга и удовлетворённости ими, уровня комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качества питания, жилья, жилой и окружающей среды, функционирования социальных институтов, качества уровня удовлетворения потребности в общении, знания, творчестве и других потребностей, направленных не только на самосохранение, но и на самоудовлетворение и самоорганизации личности.

     Д. Прингл применяет систему индикаторов  качества жизни, основанную на использовании ряда статистических оценок, характеризующих уровень занятости, состояния здоровья населения, уровень преступности т. д.  При этом автор указывает на то, что многие составные элементы качества жизни количественно не измеряемые (например, удовлетворённость).

     Проанализировав имеющиеся подходы к познанию сущности понятия «качество жизни» населения, авторы пришли к выводу, что целостную картину качества жизни можно создать на основе объединения в целое двух групп критериев.

     Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. С определённой долей условности эти критерии можно назвать объективными.

     Вторая  группа полностью состоит из оценок, основанных на социологических опросах  населения, при которых респондентов  просят высказать своё отношение к тем или иным сторонам их жизни, поэтому достаточно обоснованным представляется их отнесение к субъективным.

     В последнее время весьма популярными  являются методика измерения индекса  развития человеческого потенциала, активно используемая в исследованиях качества жизни в разных странах мира. Эти исследования проводятся под эгидой ООН и основаны на трех основных показателям, характеризующих реальный уровень качества жизни: ожидаемая продолжительность жизни, валовой внутренний продукт на душу населения, уровень образования населения. 

     2.2 Потребительская корзина и потребительский бюджет 

     Прожиточный минимум — это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

     Бюджет  прожиточного минимума — стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для конкретных потребительских единиц, в качестве которых приняты различные социально-демографические группы населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двоих взрослых и двоих детей.

     Основой натурально-вещественной структуры  минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин. Потребительская корзина — это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. В данное понятие включены блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не рейсе одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала [10,с. 257].

Информация о работе Социальная политика в РБ: основные направления и механизм реализации