Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:21, курсовая работа
Основной целью функционирования любой экономической системы является создание условий для повышения жизненного уровня населения, улучшения условий труда работников, ликвидации бедности и социального неравенства. Устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности (фирма, регион, государство)
Ввведение…………………………………………………………...2
1. Социальная политика: понятие, цели и задачи…………….…..3
2. Показатели результативности социальной политики………....6
3. Концепция “развития человеческих ресурсов………………….9
4. Направления социальной политики……………………………10
5. Механизм реализации социальной политики……………...….13
Заключение…………………………………………………………18
Список использованных источников…………...………………...2
Политика занятости предполагает меры государства по стимулированию роста занятости, увеличению рабочих мест, расширению форм и условий для подготовки и переподготовки работников, социальную защиту безработных.
Политика
Есть экономисты, рассматривающие социальное партнерство как важный способ достижения целей социальной политики государства. Социальное партнерство – согласование действий правительства, предпринимателей и наемных работников по вопросам динамики оплаты труда и социальных трансфертов. Политика социального партнерства нацелена на реализацию принципов равенства и социальной справедливости на рынке труда. Она предполагает:
Заключение
В настоящее время в странах с переходной экономикой происходит трансформация государственной политики в социальной сфере. Существовавшая в советский период система социальной политики представляла собой жесткое централизованное распределение социальных благ и реализацию социальных гарантий на основе бюджетного финансирования. При этом многие из этих гарантий носили декларативный характер и были доступны лишь ограниченному кругу лиц. Происходившие в 90-е гг. XX в. в Республике Беларусь социально-экономические и политические изменения сопровождались как ростом масштабов ранее существовавших негативных социальных явлений, так и появлением новых – безработицы, массовой бедности и т.д. В этих условиях государство было вынуждено проводить активные меры по социальной защите населения, что привело к значительному росту расходов на социальные выплаты в денежной и натуральной формах из бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов. В результате объемы социальных обязательств государства стали превышать его финансовые возможности; отсутствие адресности в социальной политике привело к росту социальной апатии и социального иждивенчества.
В связи с этим
назрела необходимость
В условиях инфляции происходит снижение доходов населения, в первую очередь у работников с фиксированными доходами, в системе образования, здравоохранения. В этом случае доходы населения нуждаются в индексации (форма социальной защиты, связанная с возмещением населению денежных потерь, вызванных повышением цен, и требующая пересчета пенсий, стипендий, пособий, в том числе окладов и тарифных ставок, на индекс розничных цен) и компенсации. Индексация предполагает, что фиксированные доходы пересчитываются (умножаются) на индекс цен и на установленный коэффициент компенсации [8, с. 270-271].
Оценивая в целом систему социальной защиты в Республике Беларусь, можно выделить следующие ее особенности:
Основными принципами
совершенствования системы
В США, Великобритании, Австралии, где либеральная рыночная экономика, достаточно сдержанно относятся к социальной защите граждан, считая, что все трудоспособные члены общества обязаны обеспечивать себе благополучие, а социальная помощь должна оказываться лишь инвалидам, престарелым, одиноким, безработным.
В Швеции, Нидерландах, Финляндии, напротив, существует другое понимание социальной защиты. Здесь действует так называемый солидарный подход, согласно которому общество обязано заботиться о благосостоянии своих граждан. И это делается в интересах самого государства, чтобы не создавать источников социальной напряженности. Именно поэтому, в отличие от США и Великобритании, здесь установлена минимальная разница в оплате труда работников различных фирм и организаций, а также профессий, разного пола, возраста.
Существуют
Список использованных источников:
3) Социальная политика: Учебник./ Под общ. Ред. Н.А. Волгина. – М.: Издательство “Экзамен”, 2002. – 736 с.
4) Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. Перераб. И доп./ Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997. – 550 с.;
5) Курс экономической теории: Учеб. пособие / А.Н. Тур, М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович и др.; Под ред. М.И. Плотницкого, А.Н. Тура .- Мн.: ”Мисанта”,1997. – 432 с.
8) Основы
экономической теории: Учеб. пособие: 2-е
изд., испр./ В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич,
Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни.
– Мн.: ИП “Экоперспектива”, 1998. – 336 с.
Информация о работе Социальная политика: основные направления и механизм реализации