Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:21, курсовая работа
Основной целью функционирования любой экономической системы является создание условий для повышения жизненного уровня населения, улучшения условий труда работников, ликвидации бедности и социального неравенства. Устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности (фирма, регион, государство)
Ввведение…………………………………………………………...2
1. Социальная политика: понятие, цели и задачи…………….…..3
2. Показатели результативности социальной политики………....6
3. Концепция “развития человеческих ресурсов………………….9
4. Направления социальной политики……………………………10
5. Механизм реализации социальной политики……………...….13
Заключение…………………………………………………………18
Список использованных источников…………...………………...2
Данная концепция
легла в основу так называемой
теории человеческого капитала[3, с.
344].
Социальная политика
– это не чисто экономическая
проблема. Она включает в себя и
экономические механизмы
Успех или неудача в решении проблем социальной политики зависит от устойчивости или неустойчивости экономической системы общества.
Социальная устойчивость предполагает:
Социальная политика государства в переходной к рынку экономике имеет особенности, выражающиеся в:
Социальная
Социальная политика в переходный период реализуется по трем основным направлениям. Это политика доходов, политика занятости и политика социального партнерства. Политика доходов предполагает осуществление мер по смягчению их неравенства; политика занятости состоит в обеспечении условий эффективности трудовой деятельности; политика социального партнерства направлена на регулирование взаимоотношений между работодателями и работополучателями.
В решении многих
социально-экономических
Меры по осуществлению социальной политики финансируются государством. В настоящее время происходит переход от государственного финансирования к социальному партнерству. Это означает, что ряд социальных программ по созданию рынка жилья, использованию возможностей страховой медицины, переход ряда социальных услуг на платную основу осуществляются за счет средств не только бюджета, но и предприятий.
Между социальной политикой и уровнем экономического развития общества существует взаимосвязь. Решение многих задач социальной политики определяется экономическими ресурсами, выделяемыми государством. В то же время социальную политику можно рассматривать как важнейший фактор экономического роста, так как именно благодаря ее целенаправленному действию появляются условия для возрастания и реализации инновационного потенциала трудовых ресурсов общества.
Предметом теоретических дискуссий является проблема эффективности социальной политики. Одни экономисты утверждают, что любое социальное вмешательство снижает эффективность рыночной экономики. Так, пособия по безработице порождают иждивенческие настроения у человека, делают возможным затягивание поиска нового рабочего места. Расходы на социальное обеспечение, являясь частью затрат на заработную плату, делают фактор труда слишком дорогим. Перераспределение доходов может привести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала и, следовательно, подорвать основы экономического роста. Другие экономисты, наоборот, подчеркивают, что в рамках социальной политики и проводятся мероприятия, направленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, создание новых рабочих мест, оказание содействия в поиске работы. Обеспечение социальной стабильности имеет большое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в стране, что создает предпосылки экономического роста. Этот фактор особенно важен для стран с переходной экономикой.
Характеристика
Экономисты по-
Первая форма
Вторая форма
Социальная защита
малообеспеченных проявляется в
виде денежных выплат, предоставлении
благ и услуг в натурально-
Выплаты из общественных фондов потребления – это в основном пенсии, стипендии и различные пособия. Пенсия – это денежное пособие, получаемое гражданином после достижения им установленного законом возраста и при условии, что он отработал определенное число лет по найму. Пенсия не только решает проблему гуманности, но и является стимулом к лучшей работе в трудоспособном возрасте. Государством назначаются трудовые и социальные пенсии.
К трудовым пенсиям относятся пенсии по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца и за выслугу лет. Право на пенсию в странах СНГ по возрасту имеют мужчины по достижении ими 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет и женщины по достижении ими 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Некоторым категориям граждан пенсии назначаются на льготных условиях. К ним относятся лица, ранее работавшие в особых условиях труда (тяжелые, вредные для здоровья, опасные), многодетные матери, родители инвалидов с детства.
Пенсии по инвалидности назначаются при наступлении инвалидности в результате трудового увечья, профессионального заболевания или вследствие общего заболевания.
Пенсии по случаю потери кормильца получают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.
Пенсии за выслугу
лет устанавливаются тем
Социальные пенсии назначаются неработающим гражданам при отсутствии права на трудовую пенсию. Они выплачиваются инвалидам, мужчинам и женщинам, достигшим пенсионного возраста, детям в случае потери кормильца.
Выплата пенсий осуществляется из специального фонда, который образуется за счет взносов работодателей, обязательных страховых взносов граждан, средств государственного бюджета [4, с. 460-461].
Средний размер
назначаемой месячной пенсии
в Республике Беларусь равен
172,6 тыс. руб. А величина
Государственные стипендии выплачиваются учащейся молодежи. Размер стипендии периодически корректируется с учетом инфляции и зависит от типа учебного заведения и степени успеваемости учащегося. Отдельные категории студентов получают именные стипендии.
Государственные пособия назначаются семьям, воспитывающим детей; населению, пострадавшему в результате аварии на Чернобыльской АЭС; инвалидам войны, женщинам по беременности и родам и другим категориям граждан.
Кроме того, за счет общественных фондов потребления содержатся учреждения образования, здравоохранения, культуры, жилой фонд, коммунальное хозяйство и др.
Следует помнить, что
выплаты из общественных фондов потребления
практически лишены связи с трудовым
вкладом, а поэтому не обладают стимулирующим
воздействием. В то же время их увеличение
является одним из основных факторов инфляции.
Появление стимулирующей функции в будущем
возможно с переходом к социальному партнерству,
когда наряду с государством, предприятиями
и общественными организациями в образовании
социальных фондов будут участвовать
их потенциальные получатели. Сегодня
при существующей неэффективной системе
занятости, низкой доле оплаты труда в
национальном доходе и высокой доле малообеспеченных
семей такое участие невозможно, так как
у основной массы населения нет достаточных
доходов, чтобы производить систематические
отчисления в фонды страховой медицины,
в страховой пенсионный фонд, фонд страхования
от безработицы и на другие цели. Поэтому
такие пассивные формы социальной политики,
каковыми являются выплаты из общественных
фондов потребления, должны сочетаться
с созданием условий для эффективной работы
и получения соответствующих доходов[4,
с. 461-462].
либерализация бизнеса перераспределение доходов
поддержание высокой занятости
регулирование трудовых
отношений
Рис.5.1 . Основные формы
реализации социальной политики государства
Некоторые экономисты важнейшими мерами социальной политики считают:
Информация о работе Социальная политика: основные направления и механизм реализации