Социальная политика: основные направления и механизм реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Основной целью функционирования любой экономической системы является создание условий для повышения жизненного уровня населения, улучшения условий труда работников, ликвидации бедности и социального неравенства. Устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности (фирма, регион, государство)

Содержание

Ввведение…………………………………………………………...2
1. Социальная политика: понятие, цели и задачи…………….…..3
2. Показатели результативности социальной политики………....6
3. Концепция “развития человеческих ресурсов………………….9
4. Направления социальной политики……………………………10
5. Механизм реализации социальной политики……………...….13
Заключение…………………………………………………………18
Список использованных источников…………...………………...2

Работа содержит 1 файл

Курсовая по макроэк-ке.doc

— 105.00 Кб (Скачать)
  • ориентация на высококвалифицированную и инициативную рабочую силу;
  • непрерывность процесса обогащения знаний и роста квалификации;
  • гибкость организации труда;
  • демократизация систем экономической власти;
  • партнерские отношения между участниками производства.

           Данная концепция  легла в основу так называемой теории человеческого капитала[3, с. 344]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Направления социальной политики
 

           Социальная политика – это не чисто экономическая  проблема. Она включает в себя и  экономические механизмы реализации этой политики. К последним в первую очередь относятся механизмы формирования доходов и поддержания занятости населения.

           Успех или неудача  в решении проблем социальной политики зависит от устойчивости или  неустойчивости экономической системы  общества.

           Социальная  устойчивость предполагает:

  • стабильный уровень цен на основные предметы потребления и услуги;
  • недопущение необоснованной дифференциации доходов;
  • формирование надежной системы социальной защиты и социальные гарантии членов общества.

           Социальная политика государства в переходной к рынку экономике имеет особенности, выражающиеся в:

  • поддержке различных слоев населения;
  • социальной поддержке малоимущих граждан;
  • создании условий для развития предпринимательства;
  • финансировании в достаточном объеме образования и здравоохранения;
  • заботе об охране экологии, окружающей среды;
  • регулировании сферы трудовых отношений [5, с.344-345].

           Социальная политика, проводимая различными странами, многообразна. В ее рамках можно выделить ряд  основных направлений:

  • политика доходов населения (уровень и качество жизни, потребительская корзина, благосостояние);
  • политика в сфере труда и трудовых отношений (оплата, нормирование и охрана труда, занятость, социальное партнерство, защита трудовых прав граждан);
  • социальная поддержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан (социальное страхование, социальная помощь, социальное обслуживание населения);
  • развитие отраслей социальной сферы (здравоохранения, образования, науки, культуры);
  • социальная защита отдельных групп населения (инвалидов, ветеранов, молодежи и т.д.);
  • экологическая политика;
  • демографическая и миграционная политика [1, с.94].

           Социальная политика в переходный период реализуется  по трем основным направлениям. Это  политика доходов, политика занятости  и политика социального партнерства. Политика доходов предполагает осуществление мер по смягчению их неравенства; политика занятости состоит в обеспечении условий эффективности трудовой деятельности; политика социального партнерства направлена на регулирование взаимоотношений между работодателями и работополучателями.

           В решении многих социально-экономических вопросов велика роль самого рынка. Он справедливо  распределяет доходы по конечным результатам; повышая эффективность экономики, создает материальную базу для роста благосостояния населения. Рынок заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных запросов людей, но в то же время не может обеспечить социальных гарантий для всех членов общества.

           Меры по осуществлению  социальной политики финансируются государством. В настоящее время происходит переход от государственного финансирования к социальному партнерству. Это означает, что ряд социальных программ по созданию рынка жилья, использованию возможностей страховой медицины, переход ряда социальных услуг на платную основу осуществляются за счет средств не только бюджета, но и предприятий.

           Между социальной политикой  и уровнем экономического развития общества существует взаимосвязь. Решение  многих задач социальной политики определяется экономическими ресурсами, выделяемыми государством. В то же время социальную политику можно рассматривать как важнейший фактор экономического роста, так как именно благодаря ее целенаправленному действию появляются условия для возрастания и реализации инновационного потенциала трудовых ресурсов общества.

           Предметом теоретических  дискуссий является проблема эффективности социальной политики. Одни экономисты утверждают, что любое социальное вмешательство снижает эффективность рыночной экономики. Так, пособия по безработице порождают иждивенческие настроения у человека, делают возможным затягивание поиска нового рабочего места. Расходы на социальное обеспечение, являясь частью затрат на заработную плату, делают фактор труда слишком дорогим. Перераспределение доходов может привести к сокращению сбережений, уменьшению аккумулирования капитала и, следовательно, подорвать основы экономического роста. Другие экономисты, наоборот, подчеркивают, что в рамках социальной политики и проводятся мероприятия, направленные на улучшение структуры и качества рабочей силы, создание новых рабочих мест, оказание содействия в поиске работы. Обеспечение социальной стабильности имеет большое значение для создания благоприятного инвестиционного климата в стране, что создает предпосылки экономического роста. Этот фактор особенно важен для стран с переходной экономикой.

           Характеристика негативных и позитивных сторон социальной политики показывает, что ее отсутствие ставит под угрозу социальную и экономическую  безопасность общества, оставляет обездоленными тех, кто нуждается в поддержке со стороны государства [5, с. 345-346]. 

    1. Механизм  реализации социальной политики
 

           Экономисты по-разному  подходят к определению путей  реализации социальной политики. Наиболее приемлемым является выделение следующих двух форм:

  1. обеспечение всем трудоспособным благоприятных возможностей и стимулов для предпринимательства и труда, для зарабатывания максимально высоких доходов путем любой законной деятельности;
  2. обеспечение определенных социальных гарантий для нетрудоспособных, малоимущих и безработных.

           Первая форма включает в себя комплекс таких государственных  мер, как:

  • либерализация бизнеса – освобождение его от бюрократических преград, предоставление людям свободы предпринимательства в рамках закона и ответственности;
  • поддержание высокой занятости – увеличение рабочих мест, содействие профессиональному обучению, переквалификации, трудоустройству;
  • регулирование трудовых отношений – минимальная заработная плата, продолжительность рабочего дня, отпусков, охрана труда и т.д.

           Вторая форма предусматривает  меры, направленные на перераспределение  доходов, обеспечение пенсиями и  пособиями нетрудоспособных, малообеспеченных и безработных, повышение образовательного уровня и усиление медицинской помощи нуждающимся [5, с. 346-347].

           Социальная защита малообеспеченных проявляется в  виде денежных выплат, предоставлении благ и услуг в натурально-вещественной форме, различных льгот, пособий, помощи на дому больным и престарелым, полной отмены или частичной оплаты коммунальных услуг, счетов за квартиру, проезда в общественном транспорте и т.д.

           Выплаты из общественных фондов потребления – это в  основном пенсии, стипендии и различные  пособия. Пенсия – это денежное пособие, получаемое гражданином после достижения им установленного законом возраста и при условии, что он отработал определенное число лет по найму. Пенсия не только решает проблему гуманности, но и является стимулом к лучшей работе в трудоспособном возрасте. Государством назначаются трудовые и социальные пенсии.

           К трудовым пенсиям относятся пенсии по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца и за выслугу лет. Право на пенсию в странах СНГ по возрасту имеют мужчины по достижении ими 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет и женщины по достижении ими 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Некоторым категориям граждан пенсии назначаются на льготных условиях. К ним относятся лица, ранее работавшие в особых условиях труда (тяжелые, вредные для здоровья, опасные), многодетные матери, родители инвалидов с детства.

           Пенсии по инвалидности назначаются при наступлении  инвалидности в результате трудового  увечья, профессионального заболевания  или вследствие общего заболевания.

           Пенсии по случаю потери кормильца получают нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении.

           Пенсии за выслугу  лет устанавливаются тем категориям граждан, которые заняты на работах, ведущих к утрате трудоспособности или непригодности до наступления  возраста, дающего право на пенсию по возрасту. Право на пенсию за выслугу лет имеют работники авиации, локомотивных бригад, водители грузовых автомобилей, шахтеры, геологи, моряки и др.

           Социальные пенсии назначаются неработающим гражданам  при отсутствии права на трудовую пенсию. Они выплачиваются инвалидам, мужчинам и женщинам, достигшим пенсионного возраста, детям в случае потери кормильца.

           Выплата пенсий осуществляется из специального фонда, который образуется за счет взносов работодателей, обязательных страховых взносов граждан, средств  государственного бюджета [4, с. 460-461].

            Средний размер  назначаемой месячной пенсии  в Республике Беларусь равен  172,6 тыс. руб. А величина минимального  потребительского бюджета пенсионера  в Республике Беларусь составляет 190,7 тыс. руб [7, с.159].

           Государственные стипендии  выплачиваются учащейся молодежи. Размер стипендии периодически корректируется с учетом инфляции и зависит от типа учебного заведения и степени успеваемости учащегося. Отдельные категории студентов получают именные стипендии.

           Государственные пособия  назначаются семьям, воспитывающим детей; населению, пострадавшему в результате аварии на Чернобыльской АЭС; инвалидам войны, женщинам по беременности и родам и другим категориям граждан.

           Кроме того, за счет общественных фондов потребления содержатся учреждения образования, здравоохранения, культуры, жилой фонд, коммунальное хозяйство и др.

           Следует помнить, что  выплаты из общественных фондов потребления  практически лишены связи с трудовым вкладом, а поэтому не обладают стимулирующим  воздействием. В то же время их увеличение является одним из основных факторов инфляции. Появление стимулирующей функции в будущем возможно с переходом к социальному партнерству, когда наряду с государством, предприятиями и общественными организациями в образовании социальных фондов будут участвовать их потенциальные получатели. Сегодня при существующей неэффективной системе занятости, низкой доле оплаты труда в национальном доходе и высокой доле малообеспеченных семей такое участие невозможно, так как у основной массы населения нет достаточных доходов, чтобы производить систематические отчисления в фонды страховой медицины, в страховой пенсионный фонд, фонд страхования от безработицы и на другие цели. Поэтому такие пассивные формы социальной политики, каковыми являются выплаты из общественных фондов потребления, должны сочетаться с созданием условий для эффективной работы и получения соответствующих доходов[4, с. 461-462]. 

           

             

             
 

           

             

            либерализация бизнеса                    перераспределение  доходов

                                                                                        в обществе

            поддержание высокой занятости                      пенсии и пособия

            регулирование трудовых                          общее образование и      

                        отношений                                необходимая медицинская

                                                                                  помощь для всех 

           Рис.5.1 . Основные формы  реализации социальной политики государства 

           Некоторые экономисты важнейшими мерами социальной политики считают:

    1. государственную политику занятости;
    2. регулирование доходов населения и его социальную защиту;
    3. социальную ориентацию экономики.

Информация о работе Социальная политика: основные направления и механизм реализации