В
современном мире значение образования
как важнейшего фактора формирования
нового качества экономики и общества
увеличивается вместе с ростом влияния
человеческого капитала. Российская
система образования способна конкурировать
с системами образования передовых
стран. При этом необходимы широкая
поддержка со стороны общественности
проводимой образовательной политики,
восстановление ответственности и
активной роли государства в этой
сфере, глубокая и всесторонняя модернизация
образования с выделением необходимых
для этого ресурсов и созданием
механизмов их эффективного использования.
В
РФ идет реформирование образовательной
системы. Причем реформы касаются как
школьного, так и вузовского образования.
В
2007г. сократилось число дневных
общеобразовательных учреждений, что
в определенной степени связано
с сокращением численности детей
школьного возраста (по предварительным
данным, среднегодовая численность
детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась
на 3%), в то же время увеличилось
число гимназий (на 4,2%) и лицеев (на
5,1%). Мероприятия по реорганизации
сети государственных и муниципальных
учреждений среднего и высшего профессионального
образования привели к сокращению
числа самостоятельных средних
специальных и высших учебных
заведений (более подробная информация
в приложении В).
Прием
в государственные и муниципальные
средние профессиональные учебные заведения
сократился по сравнению с 2006г. на 26,1 тыс.человек,
или на 3,4%. На условиях полного возмещения
затрат на обучение приступили к занятиям
в техникумах 238,1 тыс. студентов, или 32,6%
от общего числа принятых (в 2006г. - 260,8 тыс.,
или 34,5%).
Прием
в государственные и муниципальные
ВУЗы в 2007г. увеличился на 7,3 тыс.человек
(на 0,5%) в основном за счет студентов, принятых
на заочную форму обучения, увеличение
приема на которую составило 35,8 тыс.человек,
или 6,6%. Численность принятых на дневную
форму обучения сократилась на 25,2 тыс.
студентов, или на 3,4
Доступ
в Интернет был на 67,3% компьютеров
в государственных и муниципальных
высших учебных заведениях и на 43,3%
компьютеров в государственных
и муниципальных средних специальных
учебных заведениях.
С
целью ускорения модернизации российского
образования и в соответствии
с поручениями Президента Российской
Федерации и Правительства Российской
Федерации разработан приоритетный
национальный проект "Образование".
Определены основные направления и
мероприятия данного проекта, которые
включают в себя14:
- оказание
по итогам конкурсного отбора государственной
поддержки на реализацию программ развития
не менее 30вузам (на общую сумму 20млрд.
руб.) и6000школ (по1млн. руб.), активно внедряющим
инновационные образовательные программы;
- государственную
поддержку талантливой молодежи, что предполагает
предоставление ежегодно не менее 2500грантов;
- поощрение
ежегодно учителей премиями с целью поддержания
лучших педагогических кадров и повышения
престижа учительской профессии;
- подключение
школ к сети Интернет и оснащение не менее
2500школ компьютерными классами, что позволит
обеспечить развитие технической основы
для внедрения современных образовательных
технологий;
- оснащение
ежегодно не менее 8000школ учебно-наглядными
пособиями и оборудованием;
- создание
в воинских частях учебных центров начального
профессионального образования для военнослужащих
срочной службы.
Основные
выводы по второй главе:
- несмотря
на рост реальной заработной платы в стране
большая часть населения проживает за
чертой бедности;
- существующий
разрыв в заработной плате необходимо
снижать за счет социальной помощи со
стороны государства;
- образование
и здравоохранение нуждаются в притоке
молодых специалистов. Для этого необходимо
обеспечить им качественные условия труда,
и достойную заработную плату.
3. Социальная политика
государства в
России
Все
более важную роль приобретают модели
экономики социальной ориентации, где
наряду с традиционно соперничающими
механизмами рынка и государства
определяющее значение приобретают
социально-нравственные регуляторы, т.е.
институты как высшие формы управления,
основанные на культурно-моральных
ценностях каждой страны.
Социальная
политика – составная часть национальной
стратегии социально-экономического
развития страны и полностью исходит
из долговременных целей государства.
Современная
социально-экономическая политика
в России имеет следующие уровни15:
- высший уровень,
т.е. государственная стратегия социального
развития, основу которого составляет
единая стратегия, направленная на выравнивание
уровня благосостояния и социально-экономической
безопасности граждан в целом по стране,
а также граждан, проживающих в различных
регионах;
- межрегиональная
государственная политика,
реализуемая на основе крупномасштабных
программ и проектов на территории федеральных
округов и координации действий региональных
администраций;
- региональная
политика, основу которой составляет
решение социальных проблем субъектов
федерации на базе развития региональных
факторов производства;
- локальная
политика местного самоуправления,
в основе которой стоит задача обеспечения
должного уровня социальной муниципальной
сферы
- корпоративная
политика – стимулируемая государством
деятельность крупнейших корпораций,
основу которой составляют опорные сети
представительных структур в регионах
и доведение до потребителей корпоративных
товаров и услуг по стандартам международного
уровня, а также меры, направленные на
повышение благосостояния и социальных
гарантий работников корпораций и жителей
территорий, где корпорации осуществляют
свою работу.
В
настоящее время происходят реформы
в основных отраслях социальной сферы
– здравоохранении, в образовании,
ЖКХ, одним из результатов которых
становится платность продуктов (услуг),
производимых в данных секторах. В
этой связи возникает две группы
проблем, общих для всего социального
блока. Одна - касается технологии и
организации производства социальных
услуг, другая - источников финансирования.
Мировая практика свидетельствует,
что социальная сфера не обладает
достаточными возможностями развиваться
только на основе саморегулирования; решающая
роль здесь принадлежит государственным
институтам.16
Необходимость
решения серьезных социальных задач
побудило правительство к выбору
прагматического пути – реализации
правительственных программ в форме
приоритетных национальных проектов в
области образования, здравоохранения,
жилья и сельского хозяйства.
Их идея достаточно логична: повышение
качества жизни граждан, поиск механизмов
достижения этой цели, новые возможности
государства, конкретный социальный результат.
Российская
власть смогла адекватно спрогнозировать
развитие социокультурной тенденции
в политике и экономике, учтя российскую
специфику. Избранные сферы определяют
качество жизни людей и социальное
самочувствие общества, создают стартовые
условия для развития человеческого
потенциала.
Приоритетные
национальные проекты должны органически
вписаться в стратегический курс
развития человеческого потенциала.
С этой точки зрения основные усилия
государства должны быть сконцентрированы
на решении трех групп первостепенных
задач17:
- улучшение
социально-экономических условий (увеличение
подушевого ВВП, продолжительности и качества
жизни, качества здравоохранения и т.д.);
- повышение
интеллектуального и культурного потенциала
личности (рост числа студентов, школьников,
продолжительности обучения, доступ к
культурным ценностям, увеличение количества
ученых и т.д.);
- духовное,
нравственное совершенствование личности,
формирование адекватной ценностной системы
общества и государства.
Эти
три направления тесно связаны
и взаимно усиливают друг друга.
Выделение одного из них и отказ
от других означает потерю смысла и
эффективности всей стратегии.
В
современной России, как уже было
сказано выше, наиболее актуальными
проблемами являются обеспечение занятости,
усиление социальной защищенности населения,
борьба с бедностью и поэтому
программа по социальной политике должна
включать следующие направления:
1.Создание
условий для роста доходов
населения и снижения бедности.
Ведь в настоящее время низкий
уровень доходов населения и
высокий уровень бедности являются
одним из барьеров для экономического
роста. Рост заработной платы
должен сопровождаться ростом
производительности труда и созданием
новых рабочих мест. При этом
необходимо обратить особое внимание
на повышение уровня жизни
работников бюджетной сферы, в
первую очередь врачей, учителей,
научных работников. Реализуются
дополнительные меры государственной
поддержки семей, имеющих детей,
в виде предоставления материнского
(семейного) капитала (250 тыс. руб.,
которые могут быть направлены
на улучшение жилищных условий,
получение ребенком образования,
формирование накопительной трудовой
пенсии для женщин). Помимо этого,
правительство кардинальным образом
увеличило размер пособий по
уходу за ребенком до 1,5 лет
(на первого -1,5 тыс. руб., на
второго - 3000 руб.). Реализация всех
этих мер на федеральном и
региональном уровнях несомненно
подтверждает осознание властью
того, что бедность является острейшей
социальной проблемой, представляющей
угрозу национальной безопасности.
Большое значение тут играет
социальная защита малоимущих
граждан. С 1 января 2005 г. в отношении
лиц, социальная защита которых
отнесена к полномочиям федеральных
органов государственной власти,
начал действовать новый порядок,
основывающийся на замене льгот
ежемесячными денежными выплатами
и предоставлении наиболее массовых
натуральных их разновидностей
в виде "социального пакета"
(набора социальных услуг). Эти
мероприятия позволили вывести
из числа лиц с наименьшими
доходами значительную часть
неработающих пенсионеров и инвалидов.18
2.Обеспечение
граждан доступным жильем. В настоящее
время жилищная проблема в
стране решается неудовлетворительно.
Очень велик фонд жилья, не
отвечающего современным стандартам
проживания. Покупка современного
жилья доступна лишь 7-10 процентам
наиболее обеспеченных граждан.
В целях формирования рынка
доступного жилья требуется комплексное
решение вопросов, связанных с
увеличением платежеспособного
спроса населения на жилье,
на основе развития долгосрочного
жилищного кредитования под более
низкие проценты и увеличения
объемов жилищного строительства.
Т.е. необходимо решать следующие
задачи: развитие долгосрочного
жилищного кредитования граждан,
в том числе ипотечного кредитования;
создание условий для увеличения объемов
жилищного строительства; определение
порядка предоставления жилья, расширение
мер по оказанию помощи тем категориям
граждан, которые нуждаются в особой поддержке,
в том числе молодым семьям.
3.Модернизация
системы образования. Сложившаяся
система образования не в полной
мере соответствует потребностям
рынка труда, т.к. более половины
выпускников высших учебных заведений
не находят работу по специальности,
что в свою очередь сокращает
приток квалифицированных кадров
в экономику. В этой области
необходима профессиональная подготовка
кадров в соответствие с современными
потребностями рынка труда; повышение
доступности качественных образовательных
услуг, особенно для малоимущих
граждан, в том числе за счет
оказания социальной поддержки
обучающихся, включая предоставление
стипендий; внедрение и развитие
образовательных технологий. Так,
в сфере образования создаются
специальные фонды развития учебных
заведений, формируется система
образовательных кредитов и т.д.
4.Повышение
доступности и качества медицинской
помощи. Эту задачу можно решить
за счет установления государственных
гарантий оказания населению
бесплатной медицинской помощи;
обеспечения доступности лекарственных
средств для широких слоев
населения; развития добровольного
медицинского страхования и совершенствования
порядка оказания платных медицинских
услуг. В сфере здравоохранения
укрепляются системы первичной
медицинской социальной помощи
и профилактики, повышается доступность
высокотехнологичных медицинских
услуг. Это позволит улучшить
социально-демографические характеристики
в нашей стране.
5.Обеспечение
граждан рабочими местами и
создание благоприятных условий
труда, т.к. в настоящее время
прослеживается резкая дифференциация
в уровнях оплаты труда руководителей
и рядовых работников, а также
в уровне среднедушевого денежного
дохода между регионами.
Рассмотрев
основные проблемы и направления
социальной политики в российском государстве
можно сделать следующие выводы:
- основные
проблемы при анализе качества жизни в
РФ касаются таких сфер, как образование,
здравоохранение, низкая оплата труда,
большой разрыв в доходах богатых и бедных;
- для решения
данных проблем правительство еще в 2005
г. сформировало 4 важнейших национальных
проекта, реализация которых происходит
и в наши дни;
- необходимо
активное участие крупных корпорации
в осуществлении региональных социальных
проектов. Отношения между государством
и бизнесом должны строиться на основе
социального партнерства;
- общество
должно само активно участвовать в повышении
уровня и качества жизни и способствовать
тем самым социальному развитию.