Социальная политика государства, основные принципы и формы реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, главной целью социальной политики в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение принципов и функций социальной политики государства, а также основных направлений ее совершенствования и реализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ. 7
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 11
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ПРИЛОЖЕНИЕ 29

Работа содержит 1 файл

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ.doc

— 252.00 Кб (Скачать)

     Отличительной особенностью бюджета нашей страны продолжает оставаться его социальная направленность. Этот аспект нашел  отражение в реализации Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы и разработанном проекте на 2006-2010 годы.

     Так, бюджетное финансирование остается основой обеспечения права граждан  на образование

     Получают  дальнейшее развитие новые типы учебных  заведений (лицеи, гимназии, колледжи), предоставляющие качественно новый, повышенный уровень образования, сохраняется уровень приема в средние специальные и высшие учебные заведения, обеспечивающего в достаточной мере потребность экономики республики в квалифицированных кадрах. Создаются необходимые условия для получения специального образования на всех уровнях обучения и воспитания для детей с особенностями психофизического развития.

     Понимая важность качественного образования, принимаются меры, направленные на улучшение финансирования отрасли, укрепление материально-технической базы учреждений образования, совершенствование оплаты труда педагогических работников, социальную защиту обучающихся в учреждениях образования.

     Данный  уровень финансирования позволит осуществить  содержание государственных учреждений, обеспечивающих получение образования всех ступеней от дошкольного до высшего, реализовать мероприятия по реформе общеобразовательной школы, осуществить ряд государственных программ в области образования.

     В целях укрепления материально-технической  базы и обеспечения безопасной эксплуатации зданий и сооружений выполняется Программа ремонта, модернизации и реконструкции зданий и сооружений учреждений образования подчиненных государственным органам управления образованием.

     Продолжается  реализация Президентской программы «Дети Беларуси», направленная на повышение уровня жизни и благосостояния семей и детей, улучшения условий их воспитания и образования, обеспечения социальной и правовой защиты.

     Важнейшие задачи здравоохранения - это обеспечение условий для соблюдения конституционных гарантий по оказанию качественной медицинской помощи населению, усиление профилактической и диагностической работы, формирование многоукладности, но с сохранением приоритетной государственной системы здравоохранения, а также повышение эффективности использования кадровых, материальных и финансовых ресурсов.

     На финансирование физической культуры и спорта выделяются бюджетные средства.

     В целях оказания государственной  поддержки и создания необходимых  условий для деятельности хоккейных  и футбольных клубов подписан ряд  указов Президента Республики Беларусь. Данными законодательными актами за хоккейными и футбольными клубами  закреплены организации, которые призваны оказывать систематическую поддержку клубам путем безвозмездной передачи денежных средств, безвозмездного оказания услуг и (или) безвозмездной передачи имущества. Указами предоставлены налоговые льготы как организациям, оказывающим помощь, так и клубам и игрокам.

     Государственное финансирование культуры направлено на сохранение историко-культурного наследия и дальнейшее развитие культуры, создание условий для всестороннего развития личности, роста ее творческой инициативы, духовных и эстетических потребностей.

     Благодаря бюджетному финансированию сохранена  и развивается сеть культурных организаций. В настоящее время в республике функционируют 

     27 театров, 13 концертных организаций,  в том числе 6 филармоний, 2 цирка, 4245 библиотек, 3960 учреждений клубного типа, в которых действуют 18495 кружков и коллективов художественной самодеятельности по интересам, 153 музея, 2461 киноустановка.

     Кроме того, оказывается значительная финансовая поддержка в реализации творческих и культурологических проектов.

     Созданы и функционируют: фонд Президента Республики Беларусь по поддержке культуры и искусства, специальный фонд по поддержке талантливой молодежи. За годы деятельности указанного фонда более 1000 молодых талантов получили финансовую поддержку, 725 лауреатов республиканских и международных конкурсов стали стипендиатами, которые продолжают учиться в учреждениях образования искусства и культуры, работают в отрасли, стали профессиональными музыкантами, артистами балета, художниками, кинематографистами.

     Республиканским бюджетом выделяются ассигнования на выполнение государственного заказа в  области кино-видеопроизводства.

     Ежегодно  предусматривается финансирование на мероприятия по Закону Республики Беларусь "Об охране историко-культурного наследия".

     Значительные  ассигнования ежегодно предусматриваются  на государственную поддержку средств  массовой информации.

     Кроме того, за счет средств республиканского бюджета осуществляется содержание Национальной книжной палаты, обеспечивается выполнение государственного заказа на официальную информацию, проведение централизованных мероприятий в области средств массовой информации Министерством информации.

     Государственная молодежная политика является приоритетным направлением социальной и экономической политики государства, составной частью культурного и национального развития Республики Беларусь.

     Финансирование  республиканской программы "Молодежь Беларуси" осуществляется с 1996 года в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь".

     В соответствии с действующим в  республике законодательством малообеспеченные граждане, состоящие на учете нуждающихся  в улучшении жилищных условий, имеют  право на государственную поддержку  при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений в виде льготных кредитов, одноразовых безвозмездных субсидий, финансовой помощи в погашении кредитов, предоставления жилых помещений социального пользования и др.

     Наиболее  существенная помощь в строительстве жилья предоставлена многодетным семьям, гражданам, проживающим и работающим в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек.

     Указом  главы государства 2006 год был  объявлен Годом матери. С 2006 года при  награждении многодетных матерей орденом Матери им выплачивается сумма в размере 5-кратного утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Источник финансирования - республиканский бюджет.

     В соответствии с указом Главы государства  № 369 от 2 июня 2006 г. наниматель обязан продлить контракт с матерью (с ее согласия), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком, на срок не менее чем до достижения ребенком 5-летнего возраста. Это требование распространяется и на отца ребенка вместо матери, опекуна, занимающихся воспитанием ребенка.

     Утверждена  президентская программа ”Дети  Беларуси“ на 2006-2010 годы. Ее главной  задачей является улучшение качества жизни и защита подрастающего  поколения, укрепление престижа и авторитета женщины-матери и крепкой семьи в обществе.

     Постановлением  Совета Министров в перечень граждан (семей), имеющих право на получение  государственной адресной социальной помощи, включена новая категория. Это  лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     Белорусское государство и общество проводит активную деятельность по борьбе с  антиобщественными явлениями как  в плане совершенствования экономической, социальной и культурной политики, так и принятия нового национального  законодательства и повышения эффективности работы правоохранительных и других органов и общественных организаций. Вместе с тем, на концептуально-теоретическом и социально-практическом уровнях в стране отсутствует целостная система государственной политики предупреждения и борьбы с антиобщественными явлениями. Национальное законодательство, нравственно-воспитательная и правоприменительная практика ориентируются в основном на применение мер уголовной и другой правовой ответственности, различного рода запреты и индивидуальную воспитательную работу. Недостаточно внимания уделяется социальной профилактике антиобщественных явлений. Не в полной мере обеспечивается защита прав жертв преступлений и других правонарушений, неразвита система оказания им реабилитационной помощи, отсутствует и специальное законодательство. Неэффективно осуществляется профилактика пьянства и алкоголизма, наркомании и токсикомании, проституции и бродяжничества. Политика предупреждения и борьбы с антиобщественными явлениями нуждается в качественном реформировании и реализации научно обоснованной активной и эффективной стратегии их социального контроля. 
Основная цель борьбы с антиобщественными явлениями – создание экономических, социальных, культурных и нравственно-правовых условий для гармоничного развития личности, слияния ее образа жизни с общепринятыми позитивными нормами морали и права, лишения преступности питательной среды

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В данный момент для Республики Беларусь необходимо создание новой модели социальной политики, и изучение опыта других стран имеет при этом огромное значение. Главным показателем и ориентиром являются наиболее общие направления социальной политики в развитых странах Запада и Востока, причем при более конкретном ее анализе предстоит по многим вопросам делать выбор между решениями, закрепленными в практике США, стран Западной Европы и Японии. Но надо и учитывать тот факт, что ни одну, даже, казалось бы, идеальную модель, разработанную в условиях другого государства, нельзя реализовать в Республике Беларусь в неизмененном виде. Изучая опыт других стран необходимо выявлять основные направления социальной политики и, исходя из них, следует разрабатывать соответствующую белорусским условиям концепцию социальной политики, которая смогла бы решить множество существующих проблем.

     Очень важно выделить основные приоритеты социальной политики, ориентированной на формирование среднего класса при адресной дифференцированной помощи неимущим и прогрессивном налогообложении богатых;

     Продумать конкретные механизмы смягчения  заложенных в самой идее социального  государства противоречий между социальным и правовым принципом, достижения баланса между централизацией, правами и интересами субъектов республики и местного самоуправления;

     За  государством должно остаться право  устанавливать пределы как социализации, так и допустимой степени либерализации и открытости экономики на каждом конкретном этапе.

     Самоустранение  государства от регулирования многих социально значимых вопросов (оплата труда во внебюджетной сфере, установление цен и т.п.), стремление решить достаточно широкий круг проблем рыночными методами, переложив ответственность на органы самоуправления, на самого человека, - вполне естественно для рыночных экономик. Развитие структур гражданского общества одно из основных условий повышения ответственности граждан за собственное материальное благополучие.

     Социальная  политика может быть современной  и гуманистичной лишь тогда, когда  она умело вбирает в себя интересы классов и социальных групп, гармонизирует  их и тем самым обеспечивает стабильность общества, уверенность людей в их завтрашнем дне.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Стефанович И.В., Носацкая Н.В. Макроэкономика. Учебно-методический комплекс для студентов экономических специальностей. – Мн.: Изд-во МИУ, 2005. - 67 с.

2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учеб. для студ. вузов. – М., 2000. – 559 с.

3. Сверж А.И. Социальная политика в государствах с переходной экономикой и ее финансовое обеспечение : канд. экон. наук / Сверж А.И., кол. авт. Белорусский государственный университет . - Минск : Издательство БГУ, 2005. - 20 с.

4. Социальная политика Союзного государства и общественность : [сборник] / кол. авт. Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, ред. Аксенов В.А., ред. Корендо Е.П., ред. Новиков А.Н., ред. Окко Ю.Л., ред. Тиванова С.П. . - Москва : Локус Станди, 2003. - 244 с.

5. Курбатов В.М. Политика и социальная стратификация : учебное пособие по курсу "Политология" / авт.-сост. Курбатов В.М., кол. авт. Гомельский государственный технический университет им. П.О.Сухого. - Гомель : ГГТУ им. П.О. Сухого, 1999. - 29 с.

Информация о работе Социальная политика государства, основные принципы и формы реализации