Особого внимания заслуживают
решительные и в то же время
демократически согласованные шаги
американской администрации по купированию
кризиса 2007-2009 гг. Сейчас пока еще трудно
дать оценку результативности этих мер
и об эффективности использования
огромных бюджетных ассигнований. Однако
имеется полное основание отметить
огромный объем деятельности по решению
принципиально новых проблем
внутреннего и глобального характера.
Антикризисный план Обамы является
беспрецедентным не только по масштабам,
по своевременности осуществления,
но также и по своей экстраординарной
открытости для всеобщего контроля.
Примером решительных и в то же
время тщательно подготовленных
действий правительства США может
служить антикризисный закон
о восстановлении экономики и
реинвестировании. Наибольшая часть
из общей суммы расходов - более
трети от 787 млн долл. была брошена
на долговременное и дозированное поддержание
потребительского спроса в форме
снижения налогов, которое затронуло
95% работающих американцев. Следующая
треть была направлена на прямую поддержку
дефицитных бюджетов штатов (это позволило,
в частности, избежать массовых увольнений
учителей и работников коммунальных
служб) и нуждающихся в помощи
частных лиц (в области безработицы,
медстраховки и ипотеки). Таким образом,
две трети ассигнований представляли
собой средства, которые были направлены
на личное и общественное потребление.
Оставшаяся треть расходов предназначена
на 30 тыс. разнообразных программ, в том
числе на программу дорожного строительства,
самую большую с тридцатых годов прошлого
века, строительные проекты на военных
базах, портах, мостах, туннелях, экологические
мероприятия, в том числе по развитию альтернативной
энергетики, реконструкцию устаревших
систем сельского водоснабжения, реконструкцию
общественного транспорта в городах. Все
эти и другие подобные мероприятия в равной
мере необходимы для текущего создания
рабочих мест и для поддержки диверсифицированного
экономического роста в будущем. Подчеркивается,
что закон разработан не для единовременного
толчка экономики, а как мероприятие по
постоянной поддержке ее в течение продолжительного
периода.
В-пятых, принятая в принципе,
хотя еще далеко не всегда выдерживаемая
на практике стратегическая ориентация
всех аспектов развития на основе растущего
понимания того, что процессы в
реальном времени - это заключительный
этап событий прошлого, а управлять
на основе текущих показателей и
рефлекторных тактических решений
означает дезориентировать политику.
Анализируя антикризисные мероприятия
администрации Обамы легко констатировать
в них преобладание мер, нацеленных
на обеспечение послекризисного социального
и экономического преобразования облика
страны над текущими авральными компонентами.
Главным экономическим приоритетом
США является укрепление лидерства
страны в глобальной инновационной
системе в равной мере в отношении
как к решению крупных научно-технических
проблем, так и к стимулированию
формирования новых производств
на территории страны. Это нужно
для роста производительности, обеспечения
запаса конкурентоспособности и
формирования рациональной структуры
занятости. Решение этой задачи усложняется
в условиях необходимости отвлекать
средства на преодоление кризиса
и решение острых социальных проблем.
Об активных действиях в этом направлении,
в частности, о стремлении сочетать
текущие и стратегические задачи
свидетельствует новая волна
ориентации на развитие человеческого
потенциала страны - инвестиции в образование,
включая решение социально-воспитательных,
национально-культурных и демографических
проблем, в развитие науки, сферы
здравоохранения и экологии. От этих
инвестиций и непосредственно, и
в конечном счете зависит весь
успех долгосрочного и глубокого
перехода на новую структуру национальных
потребностей и новые контуры
образа жизни, соответствующие условиям
XXI века.
Главным процессом саморазвития
страны в направлении такой перестройки
является активный поиск и выдвижение
новых инновационных локомотивов
роста и перестройка инструментов,
которые в государственном, корпоративном,
гражданском и индивидуально-семейном
секторах экономики опосредствуют
выбор приоритетов и мобилизацию
материальных и общественных стимулов
на их осуществление. По содержанию это
целевая ориентация на поиск магистральных
социально и экологически приемлемых
перспективных потребностей населения
и соответствующее регулирование
развития новых технологий. В настоящее
время ориентированный на непосредственно
будущее прогностический процесс
находится на ранних ступенях, когда
в ходе проб, ошибок и преодоления
социальной инерционности системы
определяется общий состав направлений
развития.
Главная из созревших острых
экономических проблем - обеспечение
сложного комплекса условий для
сохранения равновесия при рискованном
балансировании страны, когда на одной
стороне - экономический, инновационный,
политический и силовой вес США,
а на другой - груз внешних и внутренних
задолженностей, отягощенный пороками
американской и мировой финансовой
систем. Решение этой проблемы упирается
в успешное налаживание международной
кооперации в деле глобального финансового
оздоровления и в реализацию инновационных
подходов в дело строжайшей экономии средств
при проведении дорогостоящего комплекса
антикризисных мероприятий.
В отдаленной перспективе
вырисовывается более общая проблема
структуры модели современной экономики.
Удастся ли народнохозяйственной системе
сохранить конкурентоспособность
и жизнеспособность в ситуации, когда
доля обрабатывающей промышленности США
приближается к десятой части
экономической активности страны. Уже
сейчас даже в среде наиболее инновационно
настроенных экономистов слышны заявления
необходимости вдвое увеличить вес этой
главной отрасли материального производства.
Из опыта американской
социально-экономической модели следуют
выводы, относящиеся к принципиальным
условиям успешного социально-экономического
развития. Необходимые преобразования
общеизвестны. Для их проведения нужно,
чтобы в обществе созрела и
была осознана реальная необходимость
преодоления инерции развития и
проведения крупных социальных инноваций,
принятие важных законодательных актов,
которые требуют высокого профессионализма
от органов управления, зрелости и
организованности от населения и
гражданского общества.
Сложившаяся структура американского
экономического, политического и
силового воздействия на исторический
процесс ХХI века зависит от того,
какое направление будет выбрано
для адаптации американского
общества к имеющимся альтернативам.
Они располагаются между двумя
крайностями - либо к поступательному,
постепенному сглаживанию мировой
неравномерности развития на основе
тенденций социально-гуманитарного
характера, либо к враждебной конфронтации
стран и отчуждению цивилизаций.
Ближайшая перспектива глобализации
будет определяться ожесточенной конфронтацией
этих полярных сценариев. В этой борьбе
за США закреплена роль одного из бесспорных
полюсов современного мира.
мериканская модель
2.1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная рыночная экономика
смешанного типа на сегодняшний день,
на мой взгляд, предстает наиболее
совершенной системой из всех когда-либо
существовавших. Ее основной особенностью
является то, что в ней удачно
сочетаются черты совершенно разных
экономических систем: чистого капитализма
и командно-административной экономики,
хотя черты чистого капитализма
и преобладают. Она является наиболее
приспособленной к изменяющимся
внутренним и внешним условиям, т.е.
гибкой. Такой тип хозяйствования
присущ современным экономически развитым
странам (Япония, Швеция, ФРГ).
Достоинством смешанной
экономики является эффективность
использования ресурсов и экономическая
свобода производителей. Смешанная
экономика диктует наиболее эффективное
использование ресурсов, способствует
внедрению более современных
технологий. Важным неэкономическим
аргументом в пользу смешанной экономики
выступает её ставка на личную свободу.
Предприниматели и рабочие перемешаются
из отрасли в отрасль по собственному
решению, а не по правительственным
директивам. Отметим, что не существует
однозначного общепринятого решения
экономических проблем. Общество с
различным историческим и культурным
наследием, разными обычаями и традициями
используют неодинаковые подходы и
методы эффективного использования
собственных ресурсов.
Государство в смешанной
экономике играет роль экономического
субъекта, опосредованно воздействующего
на рыночный механизм в целом, причем
оно не может воздействовать непосредственно
на характер происходящих экономических
процессов.
В смешанной экономике, представляющей
совокупность структур экономического
производства, при котором частная
система управляется рыночным механизмом,
а общественные институты и правительства,
опираясь на рыночный механизм, воздействуют
на экономику посредством директив
и налоговой политики, само по себе
государство играет роль организатора
проведения мероприятий, корректирующих
и стабилизирующих текущие процессы
в экономике, но не оказывает значительного
влияния.
В случае, когда рынок
не способен справиться с какой-либо
проблемой или решение этой проблемы
заведомо будет неэффективным, ему
на помощь приходит государство. Целью
государственного регулирования экономики
является поддержание экономической
и социальной стабильности.
Современную рыночную экономику
уже невозможно представить без
государственного вмешательства, т.к.
государственному регулированию отводятся
такие важные функции, как поддержание
конкуренции, стабилизация экономики,
обеспечение социальной защиты и
др. Однако государство не должно вмешиваться
в те области рынка, где его
механизмов регулирования достаточно.
В противном случае это может вызвать
развал рыночной системы и превращение
ее в командно-административную.
Для каждой экономической
системы характерны свои национальные
модели организации хозяйства, так
как страны отличаются своеобразием
истории, уровнем экономического развития,
социальными и национальными
условиями. На примере ряда стран, мы
дали общую характеристику нескольким
моделям рыночной экономики.
Американская модель построена
на системе всемерного поощрения
предпринимательской активности, обогащения
наиболее активной части населения.
Малообеспеченным группам создается
приемлемый уровень жизни за счет
частичных льгот и пособий. Задача
социального равенства здесь
вообще не ставится. Эта модель основана
на высоком уровне производительности
труда и массовой ориентации на достижение
личного успеха.
Японская модель характеризуется
определенным отставанием уровня жизни
населения (в том числе уровня
заработной платы) от роста производительности
труда. За счет этого достигается
снижение себестоимости продукции
и резкое повышение ее конкурентоспособности
на мировом рынке. Препятствий имущественному
расслоению не ставится. Такая модель
возможна только при исключительно
высоком развитии национального
самосознания, приоритете интересов
нации над интересами конкретного
человека, готовности населения идти
на определенные материальные жертвы
ради процветания страны.
Шведская модель отличается
сильной социальной политикой, направленной
на сокращение имущественного неравенства
за счет перераспределения национального
дохода в пользу наименее обеспеченных
слоев населения. Здесь в руках
государства находится всего 4% основных
фондов, зато доля государственных
расходов была в 80-х гг. на уровне 70%
ВВП, причем более половины из этих
расходов направлялось на социальные
цели. Естественно, это возможно только
в условиях высокой нормы налогообложения.
Такая модель получила название «функциональная
социализация», при которой функция производства
ложится на частные предприятия, действующие
на конкурентной рыночной основе, а функция
обеспечения высокого уровня жизни (включая
занятость, образование, социальное страхование)
и многих элементов инфрастуктуры (транспорт,
НИОКР) - на государство.
На данном примере видно,
что каждая страна имеет свою, не
схожую с другими, модель рыночной экономики.
Для каждой страны характерен разный
уровень развития той или иной
области промышленности, политики и
других областей. Именно различные
модели рыночной экономики позволяют
странам развиваться по разным путям
и достигать процветания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель. – М.: «Прогресс» 1991..- 248с.
- Государство в условиях формирования смешанной экономики / Науч. ред. Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю. - М., 2001. - 146с.
- Журавлева Г.П. Мильчакова Н.Н. Теоретическая экономика. Политэкономия. Учеб.для экон.вузов. Под ред.Г.П.Журавлевой,Н.Н.Мильчаковой - М.: Банки и биржи,ЮНИТИ, 1997; 485 с.
- Кэмбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: Учебник. 14-е издание. – М.: Инфра-М, 2002.-750с.
- Мамедов О.Ю. Смешанная экономика. Двухсекторная модель: Учебник для вузов.- Ростов- на Дону.: Издательство «Феникс», 2001.-224с.
- Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Экономика: Учебник: для студентов техн. вузов / А. И. Михайлушкин, П. Д. Шимко - М.: Высшая школа, 2000. - 398с.: ил.
- Настенко А. Смешанная экономика и рыночно-плановые отношения // Диалог. - 1998. - N 7. - С.34-43.
- Плетников Ю. Смешанная экономика: труд, собственность, человек // Свободная мысль. - 1994. - N 4. - С.70-80.
- Рузавин Г.И.Основы рыночной экономики. Учеб.пособие для вузов - М.: Банки и биржи,ЮНИТИ, 1996; 423 с.
- Савченко А. Основы российской модели смешанной экономики // Маркетинг. - 2001. - N 6. - С.15-19.
- Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М.: Издательство Норма, 2002. — 456 с.