Смешанная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 14:08, реферат

Описание работы

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:
• Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.
• Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.
• Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.
• Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.

Работа содержит 1 файл

реферат поэкономике.docx

— 50.77 Кб (Скачать)

И все же укрепление позиций  США в мировой торговле, международном  движении капитала, валютно-финансовой сфере, наметившееся в начале 80х  годов, нельзя считать прочным. Уже  к середине текущего столетия во всех этих областях снова обозначились неблагоприятные  для США тенденции сокращение доли в мировом капиталистическом  экспорте некоторых видов наукоемкой продукции, массированный импорт иностранного капитала, резкие колебания курса  доллара и др.

Курсом перевооружения американские правящие круги следуют неизменно  со времени окончания второй мировой  войны. Но в 80х годах XX в. милитаризм больше, чем когда-либо, стал идеологией и практикой интервенционистской  внешней политики американского  империализма. Неудивительно, что за пятилетие 19811985 гг. на перевооружение в США было израсходовано свыше 1 трлн. долл., а с учетом ассигнований на 8687 гг. почти столько же, сколько  за всю вторую мировую войну. Общий  объем военных расходов США за последние 40 лет сопоставим с совокупным воспроизводимым национальным богатством США, составляющим, по данным на 1980 г., 7.8 трлн. долл.

Экономическое развитие США, как и других государств членов НАТО, участвующих в гонке вооружений, убедительно свидетельствует о  пагубном влиянии наращивания военного потенциала на экономику. Иначе и  быть не может, так как использование  экономических ресурсов для военных  приготовлений есть растрата части  общественного продукта, ежегодно повторяющееся  безвозмездное изъятие их из воспроизводственного процесса. Как отмечал К. Маркс, война  в экономическом отношении равносильна  тому, "как если бы нация кинула в воду часть своего капитала".

Столь же явны антисоциальные последствия наращивания вооружений. Не говоря уже о сдерживающем влиянии  военного производства на рост занятости, достаточно обратиться к бюджету  Соединенных Штатов в 80х годах, чтобы  стала ясной прямая зависимость  между ростом расходов на военные  цели и сокращением доли ассигнований на социальные нужды.

Стратегия монополистического капитала США состоит в том, чтобы  взвалить основное бремя экономических  трудностей и противоречий на широкие  массы трудящихся, прежде всего своей  страны, а также на народы других капиталистических и развивающихся  стран. В 80е годы американский государственно-монополистический  капитализм активно осуществляет эту  реакционную экономическую стратегию  и внутри страны, и за ее пределами.

США удалось с помощью  высоких ставок ссудного процента обеспечить в 80х годах в крупных масштабах  приток капитала из-за границы. Использование  внешних источников финансирования позволило США, в течение, ряда лет  преодолевать противоречия между интересами государства и частных заемщиков  капитала на внутреннем кредитном рынке. Оборотной стороной такой перекачки финансовых ресурсов из других буржуазных государств явилось быстрое увеличение внешней задолженности США. Еще в 1983 г. заграничные капиталовложения США составляли 834 млрд. долл., а иностранные в США 711 млрд. долл., а в 1985 г. соответственно 940 и 980 млрд. долл. Это значит, что в середине 80х годов самый крупный кредитор капиталистического мира превратился в чистого должника. Такого развития событий никто не мог предвидеть еще в начале 80х годов.

И все же изменения финансового  статуса США отражает возросшую  нестабильность их кредитно-финансового  положения. Будет ли и дальше расти  внешняя задолженность США или  под влиянием падения курса доллара  начнется массовый отлив из страны спекулятивных "горячих денег", пока еще не вполне ясно.

Острая борьба развернулась в 80-х годах вокруг социальной политики государства. Монополистический капитал  требует радикального сокращения социальных программ, которые изображаются как  одна из главных причин снижения прибыли, усиления инфляции, роста бюджетных  дефицитов. Буржуазное государство, отпуская щедрой рукой из федерального бюджета  средства на военные цели, беззастенчиво  урезывает ассигнования на социальные нужды жилищное строительство, образование, медицинское обслуживание, пособия  по безработице, профессионально-техническое  обучение и переподготовку рабочей  силы, продовольственную помощь беднякам, питание школьников, общественные работы.

Налоговое законодательство 1981г. в еще большей мере, чем  прежде, переложило налоги с прибылей корпораций на широкие слои населения.

Наступление монополий и  ужесточение социальной политики государства  привели к заметному снижению жизненного уровня трудовой Америки. Усиление поляризации американского общества ведет к росту социальной напряженности, трудовых и расовых конфликтов. Правительство  пытается сдержать выражение массового  протеста, все шире прибегая к политике репрессий.

Обострение кризисных  явлений в экономике и политике американского империализма вызвало  заметное усиление социальной и политической поляризации в США. Сдвиг вправо отнюдь не привел к преодолению старых проблем и в то же время создал новые. Будучи не в силах сладить  с обострением проблем нисходящей фазы развития капитализма, правящие круги  империалистических стран прибегают  к средствам и методам, заведомо неспособным спасти общество, обреченное самой историей. Можно не сомневаться, что обанкротившееся "общество всеобщего  благоденствия" в США стоит  перед новыми социальными потрясениями.

Таким образом, американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской  активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень  жизни за счет частичных льгот  и пособий. Задача социального равенства  здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

Проблемы американской модели экономики и её опыт для других экономик

В сложившейся к настоящему времени экономической структуре  США имеется ряд устойчивых явлений, в частности явно негативного  характера, которые постоянно воспроизводятся  или не могут быть преодолены, несмотря на вековые усилия самого различного характера. Среди таковых на первое место явно претендует проблема неравенства.

Сам факт устойчивого существования  значительных очагов бедности (по разным оценкам от 12% до 17% населения (39 млн  человек на 2007 г.) является основанием всесторонней научной, политической и  публицистической критики в адрес  американского государства и  общества. Непосредственными причинами  бедности является то, что, во-первых, на типичную семью в этом сегменте приходится всего 800 часов занятости в год, во-вторых, в нем преобладают неблагополучные  семьи, неполного состава во главе  с матерями-одиночками. Именно на такие  семьи приходятся две трети бедных детей, само наличие которых оценивается  как накопление "социального динамита" для ближайшего будущего страны. Различные, в том числе новейшие формы  неравенства (такие как "цифровое") находятся под постоянным статистическим и социологическим наблюдением  и являются объектом законодательного и административного регулирования.

Главные средства борьбы с  бедностью, которыми почти до конца  прошлого века были продуктовые талоны, предоставление муниципального жилья  и бесплатная медпомощь, оказались  антагонистичными трудоустройству  и нормальной семье. Отличительным  свойством новых программ по развитию человеческого потенциала страны является переход от преобладания социального  вспомоществования к системе  помощи в возвращении к нормальной жизни и к производительному  труду. В 2007 г. подводились десятилетние итоги действия Закона о персональной ответственности и упорядочении возможностей трудоустройства (Personal Responsibility and Work Opportunity Reconciliation Act, 1996), который также известен как "Реформа системы государственной социальной помощи" и включает систему мер по организации трудоустройства, образования и профессиональной подготовки при федеральной финансовой поддержке. С 1970 г., то есть в течение четверти века до начала этой реформы в 1997 г., доля негритянских детей в бедных семьях стабильно держалась на уровне 42%, а затем резко снизилась до 30%. Это означает, что улучшение охватило до 1 млн детей. Из ряда других актов можно также назвать Закон о медицинском страховании детей из семей c низкими доходами, по которому в распоряжение штатов было направлено в течение 10 лет 40 млрд долл., а в настоящее время администрацией заявлено продолжение финансирования. На будущее страны работает национальная программа "Ни один ребенок не должен быть заброшен", предусматривающая комплекс дошкольных и школьных мероприятий по развитию, обучению и оздоровлению детей из бедных семей. На очереди в конгрессе стоит комплексная иммиграционная реформа, направленная на упорядочение процесса приема и адаптации потока иммигрантов, который служит одним из источников бедности и неравенства в США. Действие дифференцированных налоговых ставок уменьшает разрыв между крайними децилями группировки плательщиков по размеру доходов в три раза. Антикоррупционный закон Сарбанеса-Оксли 2003 г. и аналогичные последующие антикризисные меры реально препятствуют социально неприемлемому обогащению элитарного слоя населения страны.

Сохраняются и прямые формы  социальной помощи, в частности льготы для покупки жилья (выплата первого  взноса, облегчение налоговых платежей и т.п.). В проведении этих мероприятий, как правило, осуществляется кооперация федерального правительства со штатными и местными государственными органами, поддержка роли гражданских организаций  и церкви при неукоснительном  соблюдении принципа отделения церкви от государства. Вся эта работа опирается  на постоянный мониторинг различных  аспектов благосостояния семей национальные обследования американских домохозяйств.

Говоря о стратегической ориентации развития США, не следует  упускать из виду американский опыт продвижения  в решении социально-политических и социально-культурных проблем. К  их числу относится формирование национально смешанного общества, успехи в сдерживании преступности, борьба с распространением СПИДа, ограничение  курения и наркомании, а также  стимулирование здорового образа жизни. Американское общество более однородно, чем в Европе, и возможно, что  опыт США предугадывает будущее  европейской политики, если последней  удастся справиться с нарастающими опасностями мусульманской иммиграции.

В рамках экономики США, для  которой органичны технологии двойного военно-гражданского назначения, изменилась экономическая значимость военного производства. Поскольку развитие экономики  опирается на реализацию более двух третей ВВП в сфере индивидуально-семейного  спроса, гражданский компонент является не только несравненно более масштабным, но и ведущим. Он более сложен в  техническом и коммерческом отношении. Нужно учитывать то, что доля военных  расходов в общественном продукте США  не может быть произвольно низкой по ряду объективных причин, не связанных  с текущими военными операциями и  приготовлениями к ним, а также  в силу действия постоянных факторов, таких как высокий уровень  материального обеспечения военнослужащих, огромный масштаб военно транспортных операций, затраты на обновление приоритетов  развития вооруженных сил. Тем не менее, относительная величина базовой  части военных расходов США остается стабильной на уровне от 4% до 4,2% ВВП. В  эту цифру не вошли прямые чрезвычайные расходы на военные операции в  Ираке и Афганистане, которые  финансируются отдельно по смете, представляемой Белым домом и утверждаемой конгрессом США. По данным бюджетного управления конгресса, они составили в 2004 фин. г. 111 млрд долл., в 2005 г. - 81, в 2006 г. - 120, в 2007 г. (до утверждения в конгрессе) - 170 млрд долл.

При оценке степени оправданности  уровня военных расходов в стране требуется иметь в виду, что  запросы правящей администрации  находятся под постоянным жестко критическим контролем (обычна практика скрупулезной проверки и сокращения) конгресса США. Если к приведенным  выше расходам на оборону добавить значительные, ставшие постоянными  затраты на обеспечение национальной безопасности, антитеррористические мероприятия, затраты по статьям других ведомств, а также затраты на обширные льготы ветеранов, то размер подобных затрат оценивается экспертами на предкризисный 2007 г. в 850-900 млрд долл., то есть до 7% ВВП.

Американская система  экономических механизмов самодвижения и средств государственного регулирования  имеет ряд сильных сторон. К  их числу относятся, во-первых, комплексность  обеспечения эффективности крупных  государственных мероприятий. В  первую очередь это относится  к законодательству, содержащему  те или иные социальные инновации. В  каждом из таких случаев прописывается  степень участия и роль не только государственных структур - федеральных, местных и штатных органов  власти, но и институтов гражданского общества. В общественных обсуждениях  такого рода законодательных актов  детально обнажается воздействие предлагаемых мероприятий на конкретные интересы всех слоев населения и общественных групп. Таким образом, окончательное  решение, как бы не расценивались  его качество и результаты, представляет собой итог разнонаправленного давления интересов всех политических сил  страны.

Во-вторых, способность адаптироваться к изменяющимся конкретным требованиям  сменяющих друг друга экономических  циклов. Размерность цикличности  укладываются в восьмилетний срок допускаемого конституцией времени пребывания президента в должности. Тем самым появляется возможность избегать издержек застоя и убывающей эффективности политического  пакета средств регулирования экономики, которые вырабатываются каждой из двух регулярно сменяющих друг друга  у власти политических партий.

В-третьих, ориентированность  на постоянное совершенствование экономических  и социальных институтов. Бизнес и  население США в доступных  для него политических и других институциональных  формах гражданского общества, с одной  стороны, требуют подтверждения  эффективности от каждого законодательного мероприятия. Но с другой стороны, они  давно пришли к пониманию того, что нет постоянных законодательных  и административных панацей от социальных болезней. Как и многие аналогичные  меры по поддержанию социального  баланса (антимонопольная и антикоррупционная  практика, совершенствование финансовой отчетности, изменения в налоговой  системе, реформирование социального  обеспечения и здравоохранения, способов обеспечения доступа населения  к образованию, совершенствование  системы выборов и т.д.) это  бесконечный итерационный процесс, без которого демократические институты вырождаются.

В-четвертых, это ярко выраженный расчет на то, что успех политики обеспечивает ориентация на решительные  прагматические действия в данных конкретных условиях. Гарантией успеха является не подбор политики под доктрину, а  подбор доктрин под сформировавшиеся общественные потребности. Примером может  служить борьба с коррупцией. В 2003-2004 гг. прокуратура обвиняет в уголовном  преступлении руководство десятков крупнейших компаний страны, суд выносит  по этим делам быстрые и реальные приговоры, Конгресс немедленно принимает  жесткий антикоррупционный закон  Сарбанеса-Оксли, а в области политической деятельности закон Мак-Кейна-Файнгольда об упорядочении пожертвований в партийные кассы.

Информация о работе Смешанная экономика