Смешанная экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

С появлением и развитием рыночной экономики большинство стран мира пришло к выводу, что ни одна из существующих на тот момент экономических систем полностью не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ней. Таким образом, требовалась новая система, которая могла бы существенно изменить положение дел и дать новые силы для развития хозяйства тех или иных стран. Смешанная экономика, сочетая в себе признаки двух других экономических систем, более успешно справляется с поставленной задачей, что подчеркивает актуальность ее изучения. Каждое государство, использующее смешанную экономическую систему, развивается сугубо индивидуально, так как само выбирает какие черты других экономических систем использовать. Поэтому так сильны отличия между Россией, США и остальными странами, идущими по этому пути

Содержание

Введение……………………….…………………………………………...…...3
1. Понятие и критерии смешанной экономики……………………………….5
Условия и причины возникновения смешанной экономики………...…9
Структура и модели смешанной экономики…………………….…..…13
2. Особенности функционирования современной смешанной экономики. Опыт зарубежных стран……………………………………………………...…….19
3. Белорусская модель смешанной экономики: цели и результаты переходного процесса. Анализ основных социально-экономических показателей Республики Беларусь за 2000 – 2010 года…………………..…...…25
Заключение…………………………………………………………………….37
Список использованной литературы ………………………………………..39

Работа содержит 1 файл

Смешанная экономика .doc

— 522.50 Кб (Скачать)

     Два отмеченных полюса могут быть конкретизированы. Первый - как соотношение “организованного” (требующего целеполагания и управления) и “неорганизованного” (функционирующего в автономном режиме) начал, второй - как соотношение “социального” и “экономического”. Во втором полюсе первая сторона обнаруживает более тесную связь с интересами непосредственных производителей, вторая - с интересами обладающих большей степенью доступности к средствам производства (“капитальным силам”). Соотношение между социальным и экономическим принимает форму “социального” и “капитального”.

     При дальнейшей конкретизации полюсов  первый из них приобретает форму  соотношения регулирования (плана) и рынка, второй - социальности и  капитала. Под регулированием здесь  понимается отношение целенаправленного  воздействия на экономические процессы, непосредственной скоординированности действий; под рынком - отношение координации экономических действий посредством купли-продажи товаров и конкуренции; под социальностью - отношение, непосредственно реализующее интересы членов общества в форме социальных гарантий; под капитальностью (капиталом) - отношение, основанное на большей доступности к средствам производства и реализующееся главным образом в предпринимательской сфере. [6, с. 145]

     Таким образом, экономическое основание  смешанной системы характеризуется наличием двух полюсов и составляющих их четырех сторон. Взаимодействие всех этих сторон друг с другом порождает шесть параметров системообразования смешанной экономики: два внутриполюсных (рыночно-регулируемый и капитало-социальный) и четыре межполюсных (рыночно-капиталистический и социально-регулируемый, социально рыночный и регулируемо-капиталистичекий). Мы не будем останавливаться на подробном анализе данных категорий, рассматривая их через призму диалектического сопоставления сторон указанных параметров, так как это не является конкретной целью нашей курсовой работы. [12, с. 138]

     В современных условиях в промышленно  развитых странах смешанная экономика  все более активно вытесняет  рыночную. Главное достоинство смешанной  экономики в том, что она не имеет крайностей, присущих традиционной, рыночной и командной моделям. Основными производителями продукции и покупателями условий производства в странах с развитой промышленностью являются крупные корпорации, поэтому экономическая власть здесь не рассредоточена, но при этом она не носит тоталитарный характер, не осуществляется административно-бюрократическими методами. При таких условиях распределительные отношения не подавляют отношения обмена, а дополняют их; собственность на материальные ресурсы может быть общенародная, государственная, частная; поведение каждого субъекта мотивируется его личным интересом, но при этом в обществе определены и приоритетные цели. Государство выполняет в экономике активную функцию, имеется система прогнозирования, планирования и координации деятельности государственного и частного секторов. [1, с. 277]

     Средством эволюционного перехода к смешанной  системе является реформирование, в  ходе которого экономика оказывается  в переходном состоянии (переходная экономика). Следует отметить, что переход от одной системы к другой не всегда означает необходимость смены формы собственности. Например, к началу XX столетия экономическая модель, основанная на рыночных механизмах и регулируемая свободным рынком, изжилa себя. На смену свободному рыночному механизму пришел регулируемый: система государственного регулирования экономики возникла еще во время первой мировой войны, ее демонтаж после войны привел к сильнейшему экономическому кризису (1929 – 1933 гг.). Дж. М. Кейнс и его последователи осознали это и обосновали необходимость реформирования экономики, усиления роли государства. Курс Рузвельта в США подтвердил их выводы на практике.

     Таким образом, форма собственности не препятствует и более жестким  изменениям экономического курса. Переход от одной экономической модели к другой значительно облегчается наличием у всех современных экономических систем общей основы – товарного производства, хотя сами системы различаются уровнем его развития, а также типом экономической власти и формами ее осуществления и тем, какое место в системе ценностей данного общества занимает экономическая деятельность. [6, с. 149]

     Смешанная экономика органично соединяет  в себе преимущества рыночной, административно-командной  и даже традиционной экономики и  тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.

     Смешанная экономика – тип современной  социально-экономической системы, складывающейся в развитых странах Запада и некоторых  развивающихся странах на стадии перехода и к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной собственностью [24, с. 63]

     На  базе разнообразных форм собственности  функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства (крупное, среднее, мелкое и индивидуальное предпринимательство; государственные и муниципальные предприятия (организации, учреждения)).

     Смешанная экономика – это рыночная система  со свойственной ей социальной ориентацией экономики и общества в целом. Интересы личности с ее многосторонними потребностями выдвигаются в центр социально-экономического развития страны.

     Смешанная экономика имеет свои особенности  в разных странах и на различных  этапах развития. Так, смешанная экономика в США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь представлено в значительно меньшей степени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия. Тем не менее в США сложилась определенная форма государственно-частного предпринимательства через систему правительственных заказов. [20, с. 75]

     Общая линия на развитие смешанной системы  не означает однообразия и стандартизации. Реально в разных странах и  регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социально-культурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров. Типы и виды экономик представлены следующими моделями рыночных систем:

     – Американская модель - построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха [20, с. 25]

     – Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики. [8, с. 92] В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью. Трактовка государства как источника и защитника правовых норм, регулирующих хозяйственную деятельность, и конкурентных условий не выходит за пределы западной экономической традиции. Но понимание государства в германской модели и, в целом, в концепции социальной рыночной экономики отличается от понимания государства в других рыночных моделях представлением о более активном вмешательстве государства в экономику [20, с.26]

     Германская  модель, характеризуется следующими чертами:

     - индивидуальная свобода как условие  функционирования рыночных механизмов  и децентрализованного принятия решений. В свою очередь, это условие обеспечивается активной государственной политикой поддержания конкуренции;

     - социальное равенство - рыночное  распределение доходов обусловлено  объемом вложенного капитала  или количеством индивидуальных  усилий, в то время как достижение относительного равенства требует энергичной социальной политики. Социальная политика опирается на поиск компромиссов между группами, имеющими противоположные интересы, а также на прямое участие государства в предоставлении социальных благ, например, в жилищном строительстве;

     - стимулирование технологических  и организационных инноваций;

     - проведение структурной политики;

     - защита и поощрение конкуренции.  Перечисленные особенности германской  модели есть производные от  основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства. [4, с. 169]

     – Японская модель — это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала [20, с. 26]

  • Шведская модель - это социал-демократическая модель, которая отводит государству место верховной социально-экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и "скандинавским социализмом" на практике стираются. [20, с. 27]

     Каждое  государство само выбирает, каким  именно принципам следовать, что  и обусловливает многообразие систем смешанной экономики. Так, большую роль здесь играют не только чисто экономические факторы (например, управление системой народного хозяйства, взаимодействие рынка и государства или экономические регуляторы), но и географическое положение государства, менталитет, ориентированность на наращивание военной мощи и т. д.

     Но, тем не менее, все эти системы  можно условно разбить на группы, объединенные общими чертами и признаками. Классификация может идти по различным  показателям.

     Классификация моделей смешанной экономики  по степени регулирования экономики государством.

       Таблица 1.1.

    Классификация
    Характеристика
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Неолиберальная  модель
Вариант социально-регулируемой рыночной экономики. При минимальном участии государства  основное его дело – это «обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию». Также оно занимается проблемами регулирования внешних эффектов, к которым относится перераспределение доходов граждан, рассмотрение проблем здравоохранения и проблем экологии, большое внимание здесь отводилось месту работника в участии управлением предприятия, также проводилась денационализация объектов. Управление нерыночным сектором подразумевает взятие под контроль государства науки, образования, сети коммуникаций, национальной обороны. В этой модели государство по сути дела лишь обеспечивает условия для свободного предпринимательства и ведет защиту отечественного производителя на мировой арене. Такая система народного хозяйства существует в США, где большая часть ВНП производится за счет рынка и лишь небольшая – за счет государства.
 
 
 
 
 
 
 
 
     Неоэтатистская  модель
Предполагает  максимальное государственное регулирование, и поэтому она по своим качествам  ближе к командно-административной экономике. Государство самостоятельно разрабатывает законодательство, регулирующее рыночную деятельность, старается активно бороться с нежелательными экономическими явлениями типа безработицы, высоких темпов инфляции и кризисов. Также оно заботится об уменьшении дефицита бюджета, повышения конкурентоспособности отечественного производителя, проводит национализацию собственности. Важную роль играют планирование и прогнозирование, которые помогают заранее рассчитать объемы затраченных средств, а, следовательно, более точно и четко составить бюджет и назначить цены на товары. Эта модель характерна для таких стран как Япония, Франция, Великобритания и Италия.
Продолжение таблицы 1.1.
     Классификация Характеристика
 
 
     Модель  централизованного  согласия
В этом случае существовало согласие разных социальных сторон. В двухсторонней системе этими сторонами являлись работники предприятий и государство, а в трехсторонней отдельно выделялась администрация этих предприятий. Такая модель была характерна для Швеции.

Информация о работе Смешанная экономика