Служба персонала в системе управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Данная тема является на сегодняшний момент актуальной, так как в большинстве своем кадровые службы сегодня по-прежнему ориентированы, прежде всего, на выполнение традиционных процедурных функций (прием на работу, укомплектование штатов, оформление документов при направлении в командировки, отпуска, переводах на новое место работы, увольнениях персонала и т.п.). В ряде организаций другого от них не требуется, а собственную кадрово-производственную инициативу по пагубной привычке и традициям мало кто из руководителей кадровых служб проявляет.

Содержание

Введение
1. Служба персонала в системе управления предприятием
1.1 Значимость службы управления персоналом для предприятия
1.2 Структура службы управления персоналом
1.3 Оценка эффективности деятельности НR-службы
Заключение
Приложения
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Оглавление.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     Заинтересованными лицами в оценке HR-службы являются:

  • акционеры, желающие увидеть в цифрах рентабельность своих вложений и полагающие, что нельзя эффективно управлять тем, что невозможно измерить;
  • тон-менеджеры компании, заинтересованные в выражении работы подразделений в финансовых или количественных показателях;
  • HR-службы, стремящиеся оправдать свое существование и доказать собственную полезность.

     Рассмотрим  наиболее часто используемые методы оценки эффективности HR-службы.

     Экспертная  оценка.

     Экспертную  оценку сотрудники службы персонала  могут провести самостоятельно. Для этого необходимо опросить руководителей смежных подразделений и выяснить, как они оценивают деятельность HR-службы в целом, а также работу отдельных направлений: качество и скорость подбора, качество проводимых программ обучения и т. д. Такой опрос целесообразно проводить регулярно раз в полгода или год. Получив и проанализировав данные, важно сделать правильный вывод и повысить качество предоставляемых услуг. Преимущество такой оценки заключается в простоте ее реализации и невысокой стоимости проекта, а недостатком является неизбежный субъективизм в оценках. насчет возврата на инвестиции в персонал (ROI)

     Данный  показатель рассчитывается по формуле:

     ROI = (Доход - Затраты) / Затраты х 100%.

     Такой способ оценки является достаточно трудоемким. В расчетах необходимо учитывать не только стоимость конкретного мероприятия, но также и косвенные расходы, связанные с его проведением, но наиболее сложным является подсчет дохода от проведенного мероприятия в области управления персоналом.

     Метод бенчмаркинга.

     При использовании подхода HR-Benchmarking показатели деятельности HR-службы сравниваются с  аналоги данными других компаний, работающих на рынке. Внешние консультанты запрашивают в компаниях –  участниках такого проекта необходимые  данные о качественных и количественных показателях. После обработки данных компаниям предоставляется обобщенная по отрасли статистика, которую нужно сравнить с собственными показателями НR-деятельности. В России применение метода бенчмаркинга еще недостаточно распространено. Это связано с нежеланием компаний предоставлять конфиденциальные данные и недоверием к организаторам таких проектов.

     Методика  Джека Филипса

     В западных компаниях при расчете  возврата инвестиций в HR-службу часто  используют методику Джека Филипса, который предложил пять формул определения эффективности службы персонала:

  1. оценка инвестиций в HR-подразделение = расходы службы персонала / операционные расходы.
  2. Оценка инвестиций в HR-подразделение = расходы службы персонала / количество работников.
  3. Показатель отсутствия на рабочем месте = прогулы + количество сотрудников, уволившихся неожиданно.
  4. Показатель удовлетворенности = числу удовлетворенных своей работой сотрудников, выраженному в процентах. Показатель определяется методом анкетирования.
  5. Критерий, определяющий единство и согласие в организации. Подсчитывается на основе статистических данных о производительности и оценке эффективности труда.

     По  мнению консультантов, методика Филипса  успешно работает в компаниях, где  хорошо поставлен регулярный менеджмент, что в России встречается довольно редко.

     Показатели  экономической эффективности деятельности службы персонала.

     Финансовые  показатели:

  1. Доход человеческого капитала (Human Capital Revenue Factor), основной показатель продуктивности работников.

     HCRF=Доход/FTE,

     где FTE – Full Time Employe – количество заполненных ставок;

  1. Экономическая добавленная стоимость персонала (Human Economic Value Added), показатель работы менеджмента компании.

     НЕVA=(Доход  без налогов - Стоимость персонала) / FTE;

  1. Себестоимость человеческого капитала (Human Capital Cost Factor). HCCF=Общие затраты на персонал / Оборот;
  2. Добавленная стоимость человеческого капитала (Human Capital Value Added), показатель показывает прибыльность "среднего" работника организации.

     HCVA=Доход  - (Затраты - Зарплаты и премии) / FTE;

  1. ROIчеловеческою капитала (Human Capital Return on Investment).

     HCROI = Доход - (Затраты - Зарплаты и  премии) / Зарплаты и премии;

  1. Рыночная стоимость человеческого капитала (Human Capital Market Value) показатель полезен для биржевых аналитиков и экономистов.

     НСМV=(Рыночная стоимость ЧК- Балансовая стоимость) / FTE.

     Показатели  эффективности функций службы персонала

     Приведенные ниже показатели рассчитываются как  для всего персонала в целом, так и для каждой из групп сотрудников (топ-менеджеры, линейные руководители, специалисты, ИТР, рабочие) в зависимости от специфики деятельности самой компании и характеристик ее организационной структуры:

  1. Бюджет HR-службы:
  • затраты на обучение как процент от общих затрат на персонал;
  • затраты на проведение корпоративных мероприятий как процент от общих затрат на персонал;
  • затраты на внешних провайдеров как процент от общих затрат на персонал.
  1. Поиск и подбор персонала:
  • движение персонала (процент общего количества увольнений и перемещений от общей численности);
  • текучесть кадров (процент уволенных по собственному желанию от обшей численности);
  • текучесть среди сотрудников в течение первого года работы (по собственному желанию, по инициативе работодателя как процент от общего количества уволенных);
  • процент уволенных по инициативе работодателя (несоответствие работника занимаемой должности ил и выполняемой работе, неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин, нарушение требований по охране труда, появление нерабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, хищения и др.);
  • процент уволенных по не зависящим от воли сторон причинам (призыв в ВС, нетрудоспособность, смерть и др.);
  • процент вакансий, заполненных внешними кандидатами (от общего числа вакансий);
  • конкурс на место среди внешних кандидатов (чел./место);
  • количество открытых вакансий на одного сотрудника кадровой службы, занимающегося подбором (шт.);
  • среднее время заполнения вакансий (дней);
  • средние затраты на заполнение одной вакансии – оплата труда сотрудников по подбору, стоимость размещения рекламы, стоимость услуг кадровых агентств и др. (руб.).
  1. Мотивация и стимулирование
    1. количественные показатели оценки:

     Взаимосвязь вознаграждения с результатом деятельности

  • сумма от продаж в расчете на одного сотрудника;
  • размер прибыли на одного топ-менеджера;
  • фонд оплаты труда как процент от оборота;
  • процент сотрудников, получающих премии (бонусы), зависящие от результата труда и рассчитывающиеся от общей численности сотрудников;
  • процент сотрудников, получающих премии (бонусы), зависящие от выполнения индивидуальных КPI (от общей численности сотрудников);
  • процент сотрудников, получающих премии (бонусы), зависящие от выполнения  KPI подразделения/отдела (от общей численности сотрудников);
  • процент сотрудников, получающих премии (бонусы), зависящие от результата деятельности компании (от общей численности сотрудников);
  • наличие в организации системы грейдов;
  • стоимость льгот и компенсаций как процент от совокупного компенсационного пакета.

     Удовлетворенность сотрудников:

        • доля постоянных выплат (как процент от общих затрат на оплату труда);
        • соотношение фиксированной и переменной частей заработной платы;
        • зависимость роста доходов от роста продуктивности труда;
        • разница в окладах худших сотрудников и лучших среди равных по должности;
        • показатель текучести персонала;
        • процент увольнений по инициативе работников (в т. ч. ключевых сотрудников).

     Привлекательность предложения на рынке:

    • ориентация на рыночный уровень заработных плат при определении размеров дохода сотрудников в организации;
    • соотношение фиксированной и переменной частей по сравнению с конкурентами;
    • конкурс на открытую вакансию;
    • коэффициент принятия предложений кандидатами.

     2) Качественные показатели:

  • проведение опросов удовлетворенности персонала (периодическое проведение замеров по заданным параметрам);
  • исследование организационной эффективности;
  • экспертные заключения и наблюдения за рабочим процессом.
  1. Обучение и развитие персонала:
  • количество часов обучения на одного нового сотрудника (в течении первого года работы);
  • количество часов обучения на одного опытного сотрудника ( проработавшего более одного года);
  • процент сотрудников, прошедших обучение в течение года (от общей численности сотрудников);
  • процент сотрудников, для которых ставятся задачи по развитию (от общей численности сотрудников);
  • затраты на обучение одного сотрудника (руб.);
  • средняя стоимость одного часа обучения (руб.);
  • процент сотрудников, имеющих индивидуальные планы развития (от общего численности сотрудников);
  • процент сотрудников, для которых применяется система наставничества / коучинга (от общей численности сотрудников);
  • процент обучающих программ, запланированных по результатам оценки (от общей численности программ);
  • стоимость обучения в процентах к фонду оплаты труда;
  • общее число тренинговых часов;
  • среднее число тренинговых часов на сотрудника.
  1. Кадровый резерв:
      • процент вакансий, заполненных входящими в кадровый резерв сотрудниками (от общего числа вакансий);
      • процент позиций, на которые имеется кадровый резерв (от общего числа позиций);
      • процент резервистов, получивших повышение в течение года (от общего состава резерва);
      • текучесть кадров среди резервистов (процент уволившихся по собственному желанию от общего состава резерва).
  1. Оценка персонала:
  • процент позиций, для которых определены KPI и проводится регулярный мониторинг этих показателей (от общего числа позиций);
  • процент сотрудников, регулярно получающих оценку своей работы: опенка по результату, аттестация, формализованная беседа с непосредственным руководителем и т. п. (от общего числа сотрудников);
  • процент сотрудников, регулярно получающих оценку своей компетентности: аттестация, опросы «360 градусов», психодиагностические методики, формализованная беседа с руководителем по компетенциям и т. п. (общего числа сотрудников);
  • процент сотрудников, проходящих независимую оценку: ассессмент-центр, «360 градусов», индивидуальный ассессмент (от общего числа сотрудников);
  • процент сотрудников, изменивших свою должность по результатам оценки (от общего числа прошедших оценку);
  • процент сотрудников, в отношении которых была изменена система мотивации: оклад, премии и т.д. (от общего числа прошедших оценку).

Информация о работе Служба персонала в системе управления предприятием