Система страхования в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:01, курс лекций

Описание работы

Современная мировая экономика подтверждена разного рода рисками, наступление которых в большинстве случаев приводит к значительным потерям. Экономические убытки, возникающие в результате стихийных бедствий, несчастных случаев, действий третьих лиц, изменения рыночной конъюнктуры и других случаев. В связи с этим, так же как и многие десятки и сотни лет тому назад, общество вынуждено предпринимать меры по защите интересов своих граждан. В этих целях государство формирует резервы и фонды социального назначения за счет обязательных платежей граждан и работодателей.

Содержание

1. Экономическая сущность и функции страхования в рыночной экономике…………………………………………………….………………...…3
2.Роль страхования в управлении рисками………………………………….…15
3. Система страховых отношений , ее основные элементы…...……………...23
Список использованной литературы…………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 178.17 Кб (Скачать)

Примерно 300 лет тому назад  человечество пришло ко второму способу  страхования – накопительному. Так  стало называться страхование жизни, суть которого заключалась, во-первых, в том, что оно выполняло сберегательную функцию (и в этом смысле соответствовало  классическому страхованию); во-вторых, в том, что оно стало выполнять  накопительную функцию (банковскую – депозитную, несвойственную классическому  страхованию). То есть по условиям накопительного страхования жизни через оговоренный  срок страхователю выплачивается:

  1. Страховая сумма в размере сохраненного резерва взносов за этот срок,
  2. Процентный доход на эту сумму (процент может начисляться простой и сложный). Это определяется соглашением сторон.

Таким образом, страхователь наряду со сбережением уплаченных им страховщику взносов получает на них накопленную прибыль.

Накопительная функция, как  видно, реализована не как страховая, зависящая от наступления оговоренного риска; она реализована как банковская депозитная функция. Именно поэтому  накопительное страхование обособленно  от рискового и называлось до недавнего  времени неклассическим страхованием.

В настоящее время российские страховщики накопительное страхование  стали называть классическим. Делать это они стали не потому, что  страхование жизни обоснованно  признали чисто рисковым (у нас, напротив, в настоящее время законодатели мучительно пытаются понять отличие  страхования «жизни» от «не жизни»). Согласно правилам формирования страховых  резервов страхование у нас делится  на рисковое и нерисковое («жизнь»  и «не жизнь»). Но в связи с  тем, что российские страховщики  научились под маркой страхования  жизни проводить для клиентов (корпоративных) схемы увода их от налогообложения, в противовес этим схемам появилось понятие «классическое  страхование жизни». Это понятие  ничего общего со страховой наукой и международной практикой накопительного страхования не имеет. Его появление  предназначается для того, чтобы  отделить нормальное (реальное) страхование  жизни от страхового мошенничества (налоговых схем), не предусмотренного пока по закону, так как законодатель Российской Федерации не мог предположить появления этих схем. Добавим, что  как накопительная функция имеет  стратегическую важность для всех субъектов  общественной жизни страны:

  1. страхователь имеет страховую защиту от оговоренных рисков и процентный доход. Это делает накопительное страхование более выгодным вложением денег, чем в банковские депозиты;
  2. страховщик, получив в оперативное ведение деньги страхователя на несколько лет, инвестирует их и инвестиционную прибыль обращает частично в свой доход, частично в процентный доход страхователя;
  3. государство получает долгосрочные инвестиции, так как в накопительном страховании страховщик является стратегическим инвестором (как банки, иные кредитные институты). Для Российской Федерации это пока не актуально, так как «серые схемы» страхования жизни абсолютно превышают реальное страхование жизни (2005 г.), а доля страховых взносов от него составила всего 4% (2006 г.) от общего объема их поступления (за вычетом ОМС).10 Наряду со схемами увода страхователей-юридических лиц – от налогов, современное российское страхование жизни само страдает из-за несовершенной системы налогообложения этой подотрасли личного страхования.11

Контрольная функция органически связана с кредитной стороной сущности страхования. Страховщик получает деньги клиентов-страхователей в долг. Страховые резервы (фонды), сформированы из большой части денег (взносов) страхователей, есть их собственность.

Один из факторов вызывающий объективную необходимость государственного контроля за деятельностью страховщиков – некомпетентность страхователей  в отношениях со страховщиками. Вместе с тем страхователь в этом отношении  – кредитор, но даже профессиональные кредиторы – банки часто проигрывают  споры со страховщиками в арбитражных  судах. Добавим: в 90-е годы XX в. мировой объем страхового мошенничества в год составлял в среднем 10 млрд долл. (с обеих сторон: и страхователей, и страховщиков). Другой фактор – это «низкая подготовленность кадров страховых организаций, их несоответствие уровню стоящих перед рынком задач».12 Актуальность контрольной функции состоит в том, что ее осуществление обеспечивает нормальную реализацию сущности страхования.

Внутренний контроль обеспечивается:

  • собственным (страховщика) мониторингом финансовых потоков страховой фирмы;
  • их соответствием (потоков), например, требованиям правил формирования и инвестирования страховых резервов, которые разрабатываются государственными институтами с целью приоритетной защиты интересов страхователей и соблюдения интересов страховщиков.

За соблюдением этих требований внутри страховой фирмы имеются  собственные службы (финансов, бухгалтерия, безопасности). Внутренний контроль страхования  жизни важен, так как страховое  мошенничество встречается внутри самих фирм (причем от страховых  агентов до президентов) как на национальном уровне, так и на международном.

Внешний контроль реализуется:

  • самим страховщиком (в страховании, перестраховании, пулах, ассоциациях, союзах и т. д.);
  • страхователями и иными законными получателями страховых выплат;
  • государственными институтами (органом страхового надзора, Министерством финансов, внешними аудиторами, счетной палатой Российской Федерации и т.п.).

Последнее в силу своих  профессиональных функций обязаны  следить за соблюдением страховщиками  законодательства Российской Федерации  и, в первую очередь, контролировать во взаимоотношениях страхователя и  страховщика соблюдение последним  приоритета интересов страхователя.

 

 

 

 

 

2.Роль страхования в  управлении рисками

 

        Страхование во всем мире является одним из самых эффективных методов управления рисками. Необходимость создания надежной системы страховой защиты интересов граждан была всегда очевидной для России с огромной территорией, подверженной природным, транспортным, техногенным, экономическим и другим рискам. Поэтому развитие страхования должно стать одним из приоритетов финансовой политики государства. В повседневной жизни и в своей профессиональной деятельности человек постоянно имеет дело с рисками - с геополитическими, политическими, социальными, экономическими, финансовыми, коммерческими, техногенными, технологическими и т.д. Возможность отрицательной реализации риска - возникновения ущерба - заставляет отнестись очень серьезно к проблеме управления рисками. Тем более, что с развитием общественного производства сфера возникновения риска постоянно расширяется, а размер возможных отрицательных последствий - увеличивается. В связи с этим в будущем более конкурентоспособными и востребованными в обществе станут именно те нововведения, технологии и продукты, которые будут обеспечивать меньшую степень риска - меньшие вероятность и размер  возможного ущерба.                      .                                                                          Сущность страхования состоит в том, что потребители услуги приобретают гарантию возмещения потенциального ущерба за счет перераспределения объема ущерба немногих пострадавших среди всех страхователей. 
              Основная цель страхования в соответствии с ФЗ РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» состоит в обеспечении страховой защитой от случайных опасностей имущественных (страховых) интересов физических и юридических лиц, самой Российской Федерации, а также ее субъектов и муниципальных образований13.  

 Развитие страхования в России в значительной мере обуславливается экономикой, психологий и культурой общества. Необходимость создания надежной системы страховой защиты интересов населения была всегда актуальной для России с огромной территорией, подверженной природным, транспортным, техногенным, экономическим и другим рискам. Поэтому развитие страхования должно стать одним из приоритетов финансовой политики государства.Среди важнейших проблем, обозначенных в Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на период до 2013 года, особое внимание уделяется развитию страхования на случай стихийных бедствий, природных катастроф, техногенных аварий и пожаров 14.

(Таблица 1).                                                                                        ..                                                   

В настоящее время на возмещение такого рода убытков затрачиваются значительные государственные ресурсы. Лишь затраты на строительство жилья, уничтоженного в результате летних пожаров 2010 г., и компенсацию пострадавшим превысили 6,5 млрд. руб.   

Таблица1

                       . 
          В 2010г. в России произошло 180тыс. пожаров, что на 4,5 % меньше, чем в 2009году. Прямой материальный ущерб причинен в размере 10750,5 млн.руб., материальных ценностей было спасено на сумму свыше 46,8 млрд.руб15
        В современных условиях участие государства в возмещении ущерба обуславливается следующими причинами:

- масштабом бедствия, нанесшего  массовый вред жизни и здоровью  людей; 
- наличием прямой или косвенной зависимости произошедших событий от деятельности тех или иных государственных структур. 
Обеспечение условий для безопасной жизнедеятельности населения, предотвращение экологических бедствий и техногенных катастроф, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций является одной из важнейших задач государства. Данная проблема носит комплексный характер, ее решение требует продуманной и системно увязанной координации действий органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, предполагает обеспечение тесного взаимодействия государства и бизнеса в рамках частно-государственного партнерства, активного сотрудничества с заинтересованными сторонами на международном уровне. Проблема снижения рисков чрезвычайных ситуаций и потерь человеческого, природного и экономического потенциала должна решаться путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий безопасной жизнедеятельности и координации действий федерального центра, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и руководства на объектах. 
      С 2000 по 2010 годы решение задач в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций осуществлялось в соответствии с Федеральными целевыми программами "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" и "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" В ходе их реализации был получен значительный положительный опыт решения проблемы обеспечения безопасности в стране программно-целевыми методами с участием 15 федеральных органов исполнительной власти и всех субъектов Российской Федерации.                        

В марте 2011 года была утверждена Концепция федеральной целевой  программы «Снижение рисков и  смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации  до 2015 года».

В соответствии с данной Концепцией государством запланирован комплекс мероприятий по защите населения  и объектов экономики страны от техногенных  и природных катастроф.                  .                                           
     

        Программные мероприятия Концепции сформулированы по следующим направлениям: 
1. создание организационных и научных основ систем комплексной    безопасности населения межрегионального, регионального и объектового уровней от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 
2. развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы управления рисками чрезвычайных ситуаций;                  . 
3. развитие технических средств и технологий системы гражданской защиты населения и территорий, при возникновении крупномасштабных катастроф и опасных природных явлений, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;             . 
4. разработка и реализация системы мер по повышению эффективности защищенности территорий, населения и объектов при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов, с учетом природно-климатических особенностей регионов;         . 
5. развитие теоретической и экспериментальной научной базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также кризисных явлений и катастроф; 
6. разработка и реализация системы мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций связанных с нарушением энергообеспечения населения и объектов жизнеобеспечения; 
7. создание системы формирования культуры предупреждения кризисных и чрезвычайных ситуаций, социальных и психологических технологий управления риском чрезвычайных ситуаций.               . 
             Приоритетными направлениями для вложения средств на реализацию поручений Президента Российской Федерации являются: 
- создание систем комплексной безопасности межрегионального, регионального и объектового уровней от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;               . 
- развитие общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания; 
- развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы;

-управления рисками чрезвычайных ситуаций;       

- дальнейшее развитие системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, обусловленных сейсмической опасностью и цунами;                       
- разработка и реализация системы мер по повышению эффективности защищенности территорий, населения и объектов при реализации крупных экономических и инфраструктурных проектов, с учетом природно-климатических особенностей регионов16.                     . 
       Вместе с тем указанные мероприятия не могут в полной мере снизить риски исключить убытки, нанесенные природными пожарами, стихийными бедствиями и иными чрезвычайными ситуациями. Повышается нагрузка на государственный бюджет вследствие недостаточного охвата страхованием объектов, подлежащих страхованию.                . 
       Являясь важнейшим способом минимизации и ликвидации экономических потерь, страхование в современной экономике играет роль стабилизатора и основного гаранта непрерывности производства. Создание эффективной системы страхования позволит покрыть убытки за счет дополнительных финансовых источников - страховых фондов. Государство заинтересовано в защите общества от всех видов риска. Следовательно, ему необходимо всячески стимулировать и поощрять развитие страховых отношений. 
          Страховая деятельность, как метод управления рисками чрезвычайно важна для экономической системы России, развития ее институциональных структур, рыночных отношений и, наконец, гражданского общества. 
Однако, российский рынок страхования еще слишком молод, он отстает от рынков других стран. Так, объем собранной премии на одного жителя в России в 35 раз меньше, чем в Великобритании, в 20 раз меньше, чем в США, в 12 раз меньше, чем в Германии. Такой разрыв в размере средств, расходуемых гражданами на различные виды страхования, не соответствует разнице ни в уровне зарплат, ни, например, в объеме валового внутреннего продукта на душу населения.             . 
          Доля совокупной страховой премии в ВВП является ключевым макроэкономическим индикатором развития страхового рынка. В России данный показатель в 2009 году составил 2,5 % ВВП.(рис.3).

 

Рис.3. Динамика доли страхования ВВП  в 2004-2009 гг.,% 

В странах, где страхование  развито, этот показатель достигает 10% ВВП, а в некоторых странах (например, в Швеции) даже 15 %.17 Тратя такие значительные средства на страхование, экономика этих стран получает и реальную помощь страхового рынка, позволяющую не тратить бюджетные средства. 
          Создание в России развитого страхового рынка позволит в полной мере реализовать основные функции страхования:               . 
• освобождение государства от дополнительных расходов, что особенно важно, так федеральный бюджет в последние годы дефицитен; 
• обеспечение непрерывности общественного воспроизводства, так как страхование создает финансовые условия для восстановления деятельности предприятий, пострадавших в результате наступления различных рисков; 
• защита интересов страхователей через страховое возмещение пострадавшим; 
• повышение общей безопасности в обществе;           . 
• аккумулированные в страховом фонде средства являются дополнительными финансовыми ресурсами для экономики, которые могут быть инвестированы в государственные ценные бумаги, акции предприятий, в банки, недвижимость и др.                        .  
         Кроме того, в числе основных задач, решение которых является критически важным для формирования эффективной системы страхования, следует отметить следующие:                                . 
1. Формирование адекватной законодательной базы, что является необходимым условием развития института страхования и его максимального вовлечения в содействие экономическому развитию и росту экономики. 
2. Создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью, что особенно важно на этапе становления национальной системы страхования. 
3. Развитие форм трансформации сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни. 
4.Активизация участия населения в страховании, повышение эффективности взаимодействия населения, страховщиков и страховых посредников, формирование ответственного и грамотного отношения населения к собственным финансовым средствам, повышение уровня защиты прав потребителей страховых услуг и качества финансового образования. 
5. Поэтапная интеграция национальной системы в международный страховой рынок, который характеризуется углублением взаимозависимости отдельных национальных рынков.18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Система страховых  отношений, ее роль и основные  элементы

Информация о работе Система страхования в рыночной экономике