Система социальной защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Главной целью системы социального обеспечения является строго определенная материальная поддержка тех категорий граждан, на которых по законодательству распространяется действие этой системы. Благодаря системе выплат из фондов социального обеспечения часть средств, заработанных профессионально активными гражданами, перемещаются к группе граждан менее профессионально активных или пассивных. Одной из приоритетных задач государства сегодня является развитие системы социальной защиты, которая не только бы соответствовала насущным потребностям общества, но и имела бы определенную перспективность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 4
1 Социальная защита населения 4
2 Этапы по реформированию системы социальной защиты населения 13
3 Проблемы взаимодействия субъектов управления социальной защиты населения в условиях рыночных отношений 16
4 Основные направления совершенствования системы социальной защиты 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа содержит 1 файл

2.20 Система социальной защиты отечественный и зарубежный опыт Cеместровая работа.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

    Социальные  услуги, предоставляемые на уровне крупных предприятий и их объединений, распространяются  и на  районы концентрированного проживания работников этих компаний, в частности на благоустройство, создание оздоровительных центров, бассейнов и т.д. В ряде случаев компании объединяют свои усилия в предоставлении таких услуг. Таким образом, эти программы позволяют в конечном счете облегчить давление на госбюджет и способствуют совершенствованию социальной инфраструктуры, существенно расширяют финансовую, материально-техническую, организационную           базу социального развития. Но при этом необходимо учитывать, что подавляющее большинство предприятий в период формирования рыночных отношений неспособно нести ту социальную нагрузку, которую они несли еще 10-15 лет назад, даже по чисто экономическим причинам: это снижает конкурентоспособность продукции и на внутреннем, и на мировом рынке. Кроме того, выполнение предприятием социальных функций, зачастую приводит к неэффективному расходованию средств, так как это не его спецификация: предприятие должно заниматься производством своих товаров и услуг. Так, в Казахстане с углублением рыночных отношений,            разгосударствлением  и приватизацией предприятия и организации все больше освобождаются от социальных функций: перестали строить для своих работников жилье, общежития, дошкольные учреждения, бытовые и социально-культурные  учреждения, а числящиеся на балансе социальные объекты передают местным органам управления. Уходит в прошлое организованный отдых сотрудников и их детей, медицинское обслуживание на предприятиях, помощь в решении бытовых проблем.     

    Муниципализация же ведомственных социальных объектов самым негативным образом сказывается  на их состоянии и выполняемых  функциях, особенно в небольших городах и рабочих поселках, где всех доходов местных бюджетов не хватает на содержание вновь принятой на баланс собственности непроизводственного назначения. Перевод же данных социальных объектов на режим самофинансирования, т.е. их полное функционирование и самоокупаемость за счет оплаты услуг населением не представляется возможным в силу ряда причин, среди которых можно назвать запущенность давно не ремонтированных социальных объектов и в связи с этим единовременной потребностью больших финансовых средств на их восстановление, а также низкие доходы населения, не позволяющие полностью компенсировать затраты на социальные услуги.

    Недостаток  средств в местных бюджетах заставляет местные администрации в свою очередь освободиться от части социальной инфраструктуры. В результате наблюдается эрозия социальной сферы, что в условиях и так недостаточного уровня обеспеченности населения              услугами социальной инфраструктуры чревато резким обострением социальной напряженности. В этой связи следует отметить высокую эффективность кооперации средств на содержание социальных объектов. Партнерами здесь могут выступать рентабельные предприятия, с одной стороны, и акиматы, с другой стороны, которые могут совместно использовать и финансировать те или иные социальные объекты, как правило, общего назначения, например, больницу общепоселкового или микрорайонного значения. Исполнение частным бизнесом основных функций по социальной защите работников и их семей зависит во многом от того, насколько государство создает благоприятные условия для частного бизнеса. Поэтому наиболее важной в настоящее время задачей государства нам представляется - создание благоприятных условий для развития бизнеса, включая налоговый, инвестиционный климат, создание финансовой  и  институциональной инфраструктуры, в том числе условий для развития конкуренции среди субъектов предпринимательства. При этом развитие социальных программ в частном секторе должно быть            регулируемо исключительно законодательными мерами, например, стимулирование работодателей к приему на работу определенных категорий населения (инвалидов, пожилых людей, беженцев) через систему налоговых послаблений. Также через льготы при налогообложении частных предприятий, на балансе которых находятся социальные учреждения, возможно повлиять на сохранение и развитие социальной сферы. Однако фактически в ряде регионов республики наблюдается обратная картина: государственные органы административными мерами вынуждают частные фирмы выделять средства на празднование юбилеев, ремонт социальных объектов, помощь бедным и др., что ни как не может являться стимулирующим фактором развития частного сектора.

    Другим  субъектом управления социальной защитой  населения в условиях рыночных преобразований являются неправительственные общественные организации (НПО), в том числе  и профсоюзы, которые прямо или  косвенно занимаются  реализацией   достаточно многообразных социально значимых программ, направленных на социальную защиту отдельных категорий населения, как показано на рисунке 1. В республике зарегистрировано и действует около 3,5 тысяч НПО различного уровня. При этом деятельность НПО направлена на развитие гражданских инициатив в Казахстане, повышение роли общественных организаций в решении социальных проблем, достижение устойчивого развития общества. НПО участвуют в реализации таких программ, как содействие занятости, микрокредитование, развитие предпринимательства, благотворительность, социальная поддержка нуждающихся групп населения, реабилитационная, коррекционная работа с людьми, имеющими физические, психологические проблемы, работа с неизлечимо больными людьми, группами риска (наркоманы, алкоголики, беспризорные дети), защита прав человека, экология и другие.

                                                                   

4 Основные направления совершенствования системы социальной защиты

 

    Иерархия  программных документов в Республике Казахстан известна: долгосрочная Стратегия развития Казахстана до 2030 г.; долгосрочный стратегический план до 2010 г.; ежегодное Послание Президента страны народу Казахстана; программа Правительства; индикативный план социально-экономического развития страны; государственная программа; отраслевая программа; региональная программа.

    Рассмотрим  выполнение государственных проектов социального развития общества. Хотя Президент в Послании народу РК в 2004 г. констатировал, что в области социального обеспечения населения сделают многое, тем не менее, подчеркнул, что идет работа по "формированию новой социальной политики", которая будет объявлена через год. Конечно, в указанных государственных программных документах особое место уделяется социальной политике и социальной защите населения РК. Так, в 2004 г. выделено 217,2 млрд. тенге с охватом более 2,5 млн. чел., а в 2005 г. увеличение расходов на эти цели составит порядка 33 млрд. тенге. Весь мировой опыт указывает на то, что успешное развитие современной экономики невозможно без внимания к нуждам и потребностям человека. Среди проблем становления и развития рыночных отношений важным является создание действенной системы социальной защиты населения, способной оградить его от негативных последствий развития рынка и дальнейшего углубления социально-экономического расслоения общества. Государству в системе социальных отношений отводится важная роль, прежде всего в разработке и реализации социальной политики. Стратегическими целями социальной политики являются: обеспечение эффективной занятости населения; достижение существенного повышения уровня жизни населения; обеспечение конституционных прав и социальных гарантий семье, женщинам, детям, молодежи, всем гражданам в области труда, охраны здоровья, образования, культуры, обеспечения жильем; восстановление и улучшение демографической ситуации в стране; снижение смертности населения, особенно младенческой, детской, материнской.

    Основными задачами социальной защиты в рыночных условиях является развитие системы социальных гарантий и социальной защиты, включающей разнообразные формы социального страхования по болезни, безработице, старости, медицинское страхование, а также различные виды социальной помощи. В более узком значении социальная защита обеспечивает права в отношении уровня жизни, т.е. права на занятость и вознаграждение за труд, на отдых, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, безработицы, при потере кормильца, на воспитание детей, образование, охрану здоровья, участие в культурной жизни, право на жилье.

       Целью дальнейшего углубления социальных реформ стало создание финансово-устойчивой, экономически эффективной, социально  справедливой трехуровневой системы  социального обеспечения с распределением ответственности между государством, работодателем и работником. Новизна — в многоуровневой системе социального обеспечения.  Как известно начиная с 2006 года все социальные выплаты будут рассчитываться на основе базового социального индикатора — прожиточного минимума. В нашей стране законодательно установлено, что прожиточный минимум — это необходимый минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины. Ее состав в Казахстане формируется из продовольственных и непродовольственных товаров, услуг в соотношении между первыми и вторыми 70 процентов к 30. Однако в последние годы доходы населения выросли, что и вызвало изменение объема и структуры потребительских расходов. Наблюдается относительное сокращение доли расходов на приобретение продовольственных товаров и рост расходов на непродовольственные товары и услуги. Соотношение потребления продовольственных и непродовольственных товаров на душу населения в среднем составляет 50 процентов к 50, а в малообеспеченных домохозяйствах — 60 процентов к 40. Это и послужило основой для пересмотра методики определения величины прожиточного минимума.

    Модель  социальной поддержки населения  включает следующие основные блоки:

    -  уровень социальной защиты населения;

    - категории граждан, которым предоставляется социальная защита: все население, ЭАН, малообеспеченные группы населения;

    - проведение государственной активной  политики, направленной на увеличение занятости населения;

    -  защиту граждан, получивших статус  безработных;

    - социально-экономические основы механизма национальной системы социальной защиты.

    Система социальной защиты населения включает республиканский и региональный уровни и уровень различных социальных групп и категорий населения. Основой системы социальной защиты населения на уровне государства является обеспечение функционирования основных систем жизнеобеспечения и поддержания минимального жизненного стандарта. Механизм формирования системы социальной защиты населения на уровне регионов предполагает ее дальнейшее развитие и конкретизацию с учетом территориальных особенностей. Учет регионального аспекта социальной защиты населения предполагает выделение следующих типов регионов:

    - регионы с недостаточной финансовой  обеспеченностью и невысоким экономическим и социальным потенциалом;

    - регионы с высоким уровнем  безработицы;

    - регионы, относящиеся к зоне  повышенного экологического риска;

    - регионы с преобладанием сельского  населения. 

    Механизм  социальной защиты, реализуемый на уровне различных социальных групп и категорий, осуществляет защиту и поддержку: во-первых, всего населения, обеспечивая функционирование основных сфер жизнеобеспечения населения; во-вторых, ЭАН, реализуя права граждан в сфере труда и занятости; в-третьих, социально уязвимых групп населения, оказывая поддержку и помощь тем, кто в силу своего экономического положения не может обеспечить себе необходимый уровень потребления. 
 
 

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

    Одной из приоритетных задач государства  сегодня является развитие системы социальной защиты, которая не только бы соответствовала насущным потребностям общества, но и имела бы определенную перспективность. Социальная защита населения входит в систему мер социальной политики государства и направлена на соблюдение социальных прав человека, что проявляется в системе приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных правовых, экономических и социальных гарантий граждан.

    Дальнейшее  укрепление социальных реформ, рассчитанных на период с 2005 по 2007годы, благоприятно затронет интересы практически каждой казахстанской семьи. Так, Н. Назарбаев напомнил, что с 2005 года обеспечение лекарственными препаратами по отдельным заболеваниям, а также железо- и йодсодержащими препаратами беременных женщин будет бесплатным. Кроме того, глава государства считает, что с 2006 года необходимо перейти к бесплатному лекарственному обеспечению детей и подростков, находящихся на стационарном учете. С 2006 года будут увеличены пособия и спецгоспособия малообеспеченным и многодетным семьям, а также инвалидам всех категорий. В 2006 году необходимо оказать дополнительную поддержку 247 тыс. семей, потерявшим кормильца, в размере 1 тыс. тенге.

    Программа дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан рассчитана на 2005-2007 годы. Целью ее реализации является создание финансово устойчивой, экономически эффективной, социально справедливой трехуровневой системы социального обеспечения с распределением ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателем и работником. Реализация намеченной цели предполагает:

    -совершенствование  государственных социальных стандартов;

    - превращение прожиточного минимума  в базовый социальный индикатор  и изменение методики его исчисления;

    -развитие  системы социального обеспечения.

    Новизна программы состоит в ведении  базового уровня социального обеспечения, который обеспечит гарантированный минимальный уровень поддержки;

    - изменение подходов к социальной  защите инвалидов в целях создания  для них равных наряду с  другими гражданами условий участия  в жизни общества;

    -принятие приоритетных мер по защите материнства и детства;

    -изменение  идеологии оказания социальной  помощи.

    Можно сделать вывод, что основная задача государства в рамках социальной политики - принимать на себя значительную долю ответственности за наступление определенных обстоятельств в жизни человека - болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и др., и через систему социальной защиты населения осуществлять компенсацию, обеспечивая при этом достойный уровень жизни.

    Таким образом, система социальной защиты должна являться частью хорошо продуманной и грамотно спроектированной стратегии социального развития страны, и, следовательно, определенным фактором экономического развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
  1. Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 г.
  2. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 18 февраля 2005 года «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» // Казахстанская правда 18 февраля 2005г. 
  3. Абдикаликова Г. Совершенствование системы социальной защиты населения // Труд в Казахстане №4 2004г. С.9
  4. Дуброва Н.Б. Пенсионная система – основное звено системы социальной защиты РК //  Экономика и право Казахстана №23 2004г. С.49
  5. Карагусова Г. Наша задача – сделать сферу социальной защиты более эффективной и сильной // Труд в Казахстане №3 2002г. С.4
  6. Пенсионное обеспечение и социальная защита граждан Республики Казахстан: Сб. правовых актов. Алматы, Юрист, 2002г. с.150
  7. Право социальной защиты Республики Казахстан: Сб. нормат. правовых актов. Алматы: Данекер, 2001г. с.250
  8. Прохоров И. Защита или полузащита // Казахстанская правда 6 февраля 2004г. С.5
  9. Рогачева Т.Нигматулин Е.З, Серикбаев Б.К. Социальная политика: качество жизни и социальная защита населения. Алматы: РИО ВАК РК, 2000г. – 250с.
  10. Сансызбаева Х. Новые подходы к управлению системы социальной защиты населения // Саясат №5 2004г. С.69
  11. Сансызбаева Г.Н. Система социальной защиты населения и ее проблемы: Учеб. пособие. Алматы: Экономика,1998г. с.290
  12. Сборник законодательных по социальному обеспечению. Алматы, ТОО Баспа, 2002г. с.250
  13. Темирова Ж. Анализ и проблемы социальной защиты населения // Транзитная экономика №1 2003г. С.63
  14. Хамзина Ж.К. К вопросы о системе социальной защиты в РК // Фемида №10 2001г. С.15

Информация о работе Система социальной защиты