Система социальной защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Главной целью системы социального обеспечения является строго определенная материальная поддержка тех категорий граждан, на которых по законодательству распространяется действие этой системы. Благодаря системе выплат из фондов социального обеспечения часть средств, заработанных профессионально активными гражданами, перемещаются к группе граждан менее профессионально активных или пассивных. Одной из приоритетных задач государства сегодня является развитие системы социальной защиты, которая не только бы соответствовала насущным потребностям общества, но и имела бы определенную перспективность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 4
1 Социальная защита населения 4
2 Этапы по реформированию системы социальной защиты населения 13
3 Проблемы взаимодействия субъектов управления социальной защиты населения в условиях рыночных отношений 16
4 Основные направления совершенствования системы социальной защиты 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Работа содержит 1 файл

2.20 Система социальной защиты отечественный и зарубежный опыт Cеместровая работа.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

    Принято во внимание и то, что накопительная  пенсионная система введена для  будущих пенсионеров, в основном для молодого поколения, не имеющего значительного стажа работы по состоянию на 1 января 1998 года. При определении размера пенсионных выплат за счет пенсионных накоплений из накопительных пенсионных фондов определяющим фактором является не наличие трудового стажа, а объем пенсионных накоплений. Пенсионеры, состоявшиеся на 1 июня 2003 года, или никогда не были участниками накопительной системы, или имеют незначительные суммы накоплений за счет обязательных пенсионных взносов. Министерство проанализировало предложения по повышению пенсий для отдельных групп пенсионеров по различным подходам. В частности, для пенсионеров, вышедших на заслуженный отдых до 1 января 1995 года. Для них предлагалось использование базового показателя в 7 349 тенге (среднемесячная заработная плата в РК на 1 октября 1996 года). В таком случае в одинаковых условиях оказалось бы около 700 тысяч пенсионеров, состоявшихся до 1994 года, которым индивидуальный расчетный коэффициент (ИРК) был поднят до единицы (по причине маленькой зарплаты), и пенсионеры, ранее получавшие максимальную пенсию и имевшие ИРК, равный единице. Как показывают расчеты, новый размер пенсионных выплат для них оказался бы ниже или в лучшем случае равнялся бы среднему размеру пенсий в текущих условиях, так как предлагаемый базовый показатель заработной платы (7 349 тенге) в три раза меньше среднемесячной зарплаты по республике в 2002 году (20 305 тенге) и в 1,8 раза меньше ограничиваемого дохода, принятого для исчисления пенсии в 2003 году. Для переходного периода и сегодняшних реалий в силу наличия диспропорций применение ИРК привело бы к усилению уравнительных тенденций. Так как ИРК должен быть не ниже единицы, это означает, что для всех пенсионеров базовая зарплата должна быть принята на уровне среднереспубликанской — 20 305 тенге (в 2002 году), и всем была бы начислена одинаковая пенсия.

    По  состоянию на 1 июня 2003 года общее  количество пенсионеров, ранее занятых  в сельском хозяйстве, было 467 тыс. человек, финансовые затраты на выплату им текущих пенсий составили 2,6 млрд. тенге. В результате дифференцированного повышения размеры пенсионных выплат увеличились более чем у половины пенсионеров (244 тыс. человек, или 52,3 процента). Для этого потребовалось 475,2 млн. тенге (сумма затрат увеличилась на 18 процентов). Как отмечают в министерстве труда и соцзащиты, были проанализированы технические ошибки, допущенные в ходе перерасчета. Одна из главных трудностей — отнесение человека к отрасли, в которой он работал. Были даны соответствующие разъяснения всем подразделениям в регионах. По поступившим в министерство заявлениям и претензиям проводятся проверки. Плановую проверку всех пенсионных дел на правильность осуществленного повышения пенсий министерство планирует закончить к 20 ноября 2003 г.

    По  данным Минтрудсоцзащиты, с 1 июня 2003 года были повышены пенсии 1055 тыс. человек. Втрое сократилось количество пенсионеров, получающих минимальную пенсию, а более 450 тыс. человек стали получать максимальную пенсию. На 2004 год минимальный размер пенсии в республике составляет 5800 тенге. По сведениям, предоставленным Агентством по статистике РК, численность получателей пенсионных выплат из Государственного центра по выплате пенсий, с учетом силовых структур, на 2004 г. составила 1660 тыс. человек, или 11,1 процента от общей численности населения республики, при этом на долю сельских жителей приходится 42 процента пенсионеров. Из общего числа получателей пенсий женщины составляют 69,1 процента, из которых 22,7 процента — многодетные матери, родившие 4 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста. Численность получателей пенсий в минимальном размере на 2004 года составила 164 тыс. человек, как показано в таблице 1 

    Таблица 1

    Основные  показатели пенсионного обеспечения  

Категории Годы
1999 2000 2001 2002 2003 2004
Всего получателей пенсий, тыс. чел* 2026,5 1921,0 1830,1 1749,1 1690,5 1660,0
В том  числе:

Получающие пенсии в полном объеме

1935,0 1835,7 1749,3 1674,1 1617,8 1586,5
При неполном стаже работы 50,8 41,9 37,5 31,8 30,1 29,7
Средний размер назначенной месячной пенсии пенсионеров, состоящих на учете в органах труда  и социальной защиты населения (тенге) - 4270 4462 4947 5818 8198
 

    Таким образом, средний размер назначенной  месячной пенсии на 1 января 2004 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. на 40,9 процента и сложился на уровне 8198 тенге, что составляет 156,1 процента по отношению к величине прожиточного минимума в декабре 2003 г.  
Стратегией развития в области пенсионного обеспечения предусмотрено дальнейшее совершенствование начатых реформ, создание условий для развития системы добровольного пенсионного страхования, оказание адресной социальной помощи. В настоящее время подготавливается «Программа дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005-2007 гг.», целью которой является создание трехуровневой системы социального обеспечения, основными характеристиками которой являются финансовая устойчивость, распределение ответственности между государством, работодателем и работником.

    Заметно снизился во втором квартале 2004 года (по сравнению с аналогичным периодом 2003 года) уровень бедности в Казахстане. Доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, составила в среднем по республике 19,9%, что на 7% ниже, чем в 2003 году. Бедность  сконцентрирована в основном в сельских районах. Наибольшему риску оказаться бедными подвержены большие домохозяйства, содержащие больше членов, имеющих малый доход (или не имеющих его вовсе). Согласно статистике, к середине июля 2004 года 38% членов домашних хозяйств из больших семей имели доходы ниже прожиточного минимума, причем 13% — даже ниже продовольственной черты бедности. В целом же практически во всех регионах республики во втором квартале 2004 года сократились масштабы распространения бедности относительно прожиточного минимума.

    Рост  доли населения с доходами ниже прожиточного минимума был отмечен только в трех областях: Северо-Казахстанской области (с 18,3% до 19,3%), Павлодарской (с 18,5% до 18,7%) и Кзылординской (с 36,8% до 39,9%).  
Возросла за первые семь месяцев 2004 года среднемесячная номинальная заработная плата наемных работников. По сравнению с соответствующим периодом 2003 года она увеличилась на 21,5%, составив 26 948 тенге. Средний уровень номинальной заработной платы превысил величину прожиточного минимума в 5,3 раза, а минимальный размер оплаты труда — в 4,3 раза. Самый высокий уровень зарплаты (60 353 тенге) наблюдался, как водится, у работников, занятых в сфере финансовой деятельности, а самый низкий — в сельском хозяйстве (11 269 тенге). В среднем казахстанские мужчины зарабатывают 33 тысячи тенге в месяц, что в 1,6 раза больше, чем женщины. Наиболее высокий уровень заработной платы сохраняется в Мангистауской области — в июле 2004 года он составил 57 тысяч тенге. Самую маленькую зарплату, 18 тысяч тенге, получают жители Акмолинской области.

    Долгое  время проблемы инвалидов в нашей  стране находились в тени. Конечно, государство не бросило их на произвол судьбы, но и особой заботы не проявляет. И вот на обсуждение парламента был вынесен новый закон «О социальной защите инвалидов». Старый закон действовал в Казахстане с начала 90-х и выполнил свою роль — помог сохраниться системе организаций инвалидов. Но, по мнению разработчика — Министерства труда и социальной защиты, в нынешних условиях он устарел. Новый закон писали почти год. В проекте закона нет главного — механизма действия социальной защиты инвалидов. Проект написан чиновниками с чисто медицинской точки зрения и фактически сводит все проблемы инвалидов к выплате им пособий. Отсутствует тот стержень, вокруг которого развивались бы все программы по удовлетворению потребностей инвалидов. Люди, имеющие недостатки физического развития, не хотят быть обузой для общества, а стремятся максимально интегрироваться в его жизнь.

    По  официальным данным, в Казахстане на сегодняшний день насчитывается почти 469 тысяч инвалидов, из них почти 47,5 тысяч - дети. Все они имеют право на социальную и бесплатную медицинскую помощь. Кроме того, это категория граждан должна обеспечиваться специальными средствами для социальной адаптации. По мнению Министерства труда и социальной защиты населения РК - разработчика нового законопроекта "О социальной защите населения", действующий Закон Республики Казахстан "О социальной защищенности инвалидов в Республике Казахстан", принятый в 1991 году, не соответствует современным реалиям и не в состоянии помочь инвалидам. Основные изменения и дополнения, внесенные в законопроект 
В результате обсуждения в Мажилисе Парламента Республики Казахстан законопроект был значительно доработан. Были внесены следующие изменения:

    - изменена редакция статьи 23, конкретизирующая обязанности местных исполнительных органов по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры;

    - предложена новая статья 24 об  обеспечении инвалидов жильем  местными исполнительными органами  в установленном законодательством порядке и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;

    - в статье 34 принята норма о  безвозмездной передаче общественным  объединениям инвалидов, а также их организациям права частной собственности на земельные участки (застроенные зданиями);

    - в соответствии с законопроектом  теперь при сдаче в эксплуатацию  новых домов в строй государственная  комиссия будет учитывать все  необходимые нормы для инвалидов; 

    - впервые Министерство труда и  социальной защиты населения  РК предложило инвалидам льготы при поступлении в вузы;

    - введено новшество для работодателей.  Каждый работодатель в обязательном порядке должен предусмотреть 3%-ю квоту для приема на работу инвалидов.

    В действующем законе также присутствовали нормы по доступу инвалидов к учреждениям медицины, административным зданиям, но эти положения на практике не исполнялась. На деле поликлиники, больницы не оборудованы ни пандусами, ни подъемниками. То же самое наблюдается и в зданиях акиматов, вокзалов и аэропортов и т.д. Лифты и дверные проемы в зданиях не приемлемы на инвалидов, пользующихся колясками. Если раньше местные исполнительные органы могли безнаказанно игнорировать запросы инвалидов, то теперь работа чиновников будет жестко контролироваться. 
Ожесточатся и требования к строительным компаниям. Теперь им придется соблюдать стандарты, которые были приняты еще в 2002 году. Правом надзора за соблюдением прав людей с ограниченными возможностями наделен инспектор министерства труда и социальной защиты населения, который обязательно будет входить в состав государственной комиссии при приеме строительных объектов. Правда, часть норм начнет действовать лишь с января 2006 года и с января 2007 года. Министерство труда и социальной защиты населения РК считает: для того, чтобы закон работал, необходима активизация предпринимателей.

    В целом весь пакет предложений  оценивается в 72,5 млрд тг. с освоением  в течение трех лет. Финансирование же будет осуществляться из местных  бюджетов. Одобренный Мажилисом законопроект, по мнению разработчиков, должен, наконец, способствовать созданию должных условий для полноценной жизни людей с ограниченными возможностями. Однако некоторые депутаты вообще не уверены, что закон когда-нибудь будет функционировать. Представители организаций инвалидов считают, что сначала нужно создавать систему подзаконных актов, которые потом сцементировали бы сам закон. Так делается в большинстве высокоразвитых стран. Сейчас необходимо, не просто определиться с количеством инвалидов, но и тщательно дифференцировать по категориям заболеваний — по зрению, слуху, заболеваниям опорно-двигательной системы и пр.  Как ни крути, но окружающий мир действительно не приспособлен для инвалидов. В домах, административных зданиях, на транспорте нет специальных подъемников, лифты не вмещают инвалидные коляски, улицы не оборудованы звуковыми оповещателями для слепых и пр., не хватает колясок, протезов, лекарств.

Информация о работе Система социальной защиты