Шпаргалки по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:30, шпаргалка

Описание работы

Микроэкономика – это одна из частей экономической теории. Приставка «микро» (от греческого mikros – малый) означает, что речь идет о поведении в экономике малых хозяйственных единиц. к малым хозяйственным единицам относятся «домашние хозяйства» или «хаусхолды» (от англ. household), а также «фирмы». Как правило, в экономике функционируют сотни тысяч домашних хозяйств, фирм, государственных органов.

Работа содержит 1 файл

мкроэкономика шпоры.doc

— 479.50 Кб (Скачать)

31. Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса

Кооперативные модели показывают, что у фирм, заключивших  тайный сговор, есть стимул мошенничать и менять цены. Однако на практике олигополисты стремятся к стабильности. Даже если издержки или спрос меняются, они не склонны менять цены. Если снижаются издержки или рыночный спрос, фирмы не снижают цену, т.к. может начаться ценовая война. Если издержки или рыночный спрос растут, то фирмы не увеличивают цены, т.к. конкуренты могут не поднять цены вслед за ними и захватить рынок.

Для объяснения такого поведения была разработана модель ломаной кривой спроса Р.Холла, С.Хитча и П.Суизи, которая описывает ценовую некооперативную последовательную игру олигополистов и объясняет устойчивость цен и ее пределы в условиях олигополии (но не их установление). Предполагается, что соперники поддерживают любое снижение цен одним из олигополистов, но игнорируют их повышение, т.к. каждый из них сталкивается с ломаной кривой спроса. Так, если в одной из описанных выше моделей в отрасли установилась цена Р*, что соответствует выпуску Q* одного из олигополистов, тогда его кривая спроса DAD будет иметь излом в точке А, выше которой она является более пологой, а спрос – более эластичным (рис.6.9).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Это означает, что при снижении цены олигополист рассчитывает на гораздо больший прирост выручки, чем при ее повышении. Так как его кривая спроса DAD, то его кривая предельного дохода (MR1) имеет разрыв при выпуске Q*, в результате чего издержки и спрос могут меняться, не изменяя цен.

Предположим, кривая предельных издержек дуополиста МС0 проходит через разрыв BF, тогда ее сдвиг в промежутке ВF не изменит цену и выпуск. Если происходит сдвиг кривой спроса олигополиста вверх из DAD в D1A1D1 (повышение спроса), то происходит сдвиг кривой предельного дохода (из MR1 в МR2), и ее разрыв смещается с B1F1 в B2F2.

Если кривая МС0 проходит через разрыв B2F2, то цена продукции олигополиста остается на уровне Р*, а объем производства увеличится с Q* до Q1*. Если кривая предельных издержек после их изменения выйдет за пределы разрыва BF, оказавшись в положении в МС1 (увеличение издержек) или МС2 (уменьшение издержек), то цена олигополиста изменится, т.к. цена P* уже не максимизирует прибыль олигополиста, вследствие чего и излом его кривой спроса тоже изменится. То же самое будет, если при сдвиге кривой спроса в положение D1A1D1 кривая предельных издержек МС0 пересечет кривую предельного дохода МR2 выше разрыва B2F2. Следовательно, модель ломаной кривой спроса объясняет не только устойчивость цен, но и ее пределы. Как только кривая предельных затрат смещается за края разрыва кривой предельной выручки, олигополист меняет цену независимо от реакции соперников.

 

32-33. Лидерство в ценах – это ситуация в отрасли, при которой одна из фирм-олигополистов (ценовой лидер) устанавливает цену, максимизирующую ее прибыль, а остальные фирмы-олигополисты следуют за ней, выбирая объем производства, который при заданной цене позволяет максимизировать их прибыль.

Модель дуополии Курно описывает некооперативную количественную одновременную игру олигополистов. Основная предпосылка заключается в том, что каждая фирма-олигополист стремится максимизировать свою прибыль, исходя из предположения о том, что ее соперники сохранят текущий уровень производства.

Кривая реагирования – это зависимость между объемами производства дуополистов, показывающая, каким объемом производства, максимизирующим прибыль, реагирует первый дуополист в ответ на величину выпуска второго дуополиста. Она получается путем соединения высших точек изопрофит первого дуополиста и имеет положительный наклон. Кривые реакции обоих дуополистов можно представить как Q1=f(Q2o), Q2=f(Q1o), где Q1o, Q2o – ожидаемые объемы продаж дуополистов 1 и 2 соответственно.

Точка пересечения кривых реакции дуополистов (С), совмещенных в двухмерном пространстве выпусков, определяет равновесие по Курно, при котором фирмы максимизируют прибыль при данном ожидаемом выпуске соперника (рис.6.2.). Равновесие по Курно является частным случаем равновесия по Нэшу, в котором ни одна из фирм не хочет в одностороннем порядке изменить свой выбор, т.к. он является наилучшим ответом на поведение соперников с точки зрения преследуемых целей.

Равновесие  устойчиво, если кривая реакции дуополиста 1 круче кривой реакции дуополиста 2. Так, если дуополист 1 решает производить Q11 больше Q1*, тогда дуополист 2, предполагая, что дуополист 1 будет иметь этот выпуск и дальше, ответит на это производством в объеме Q21. В ответ на это дуополист 1, предполагая, что фирма 2 и дальше будет производить в объеме Q21, станет производить уже Q12 и так далее, пока корректировка выпусков не остановится в точке С, в которой фирмы не захотят менять ситуацию.

Эта модель не учитывает, что дуополист 1 может обладать информацией о кривой реакции фирмы 2 и вести себя более рационально, чем соперник.

35. Рыночная власть, ее источники. Монополизм. Показатели монопольной власти

Общественная  эффективность олигополии зависит  от величины рыночной власти входящих в нее фирм. Рыночная власть – это способность экономического субъекта (фирмы, покупателя) воздействовать на параметры рыночного равновесия (цену и объем продаж) в собственных интересах. Монополизм – это ситуация рыночной власти фирмы, при которой она обладает способностью воздействовать на цену товара путем изменения предлагаемого количества продукции. Фирма обладает такой властью, если кривая спроса на ее продукт имеет отрицательный наклон, вследствие чего она получает возможность устанавливать цену на свою продукцию, превышающую предельные издержки ее производства. Следовательно, для того чтобы измерить рыночную власть фирмы, необходимо определить величину, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.

Рыночная  власть всегда ограничена, даже если это власть фирмы-монополиста, поскольку ее решение зависит от параметров спроса, величины издержек производства, достигнутого уровня развития технологии, вследствие чего рыночная власть еще не гарантирует высокие прибыли. Величина такой власти не является статичной, а постоянно меняется в зависимости от изменения источников рыночной власти, к которым относятся следующие:

1. Источники со стороны спроса: а) эластичность рыночного спроса на продукцию фирмы – чем она меньше, тем больше ее рыночная власть; б) доступность товаров-заменителей и величина перекрестной эластичности спроса на них – чем меньше товаров-заменителей, тем больше рыночная власть фирмы (фирм); в) темпы роста и временные колебания спроса; г) метод осуществления покупок потребителем (по прейскуранту, на закрытом аукционе, на открытых торгах и т.д.); д) рыночные характеристики продукта (предметы роскоши, товары повседневного спроса, товары длительного пользования).

2. Источники со стороны предложения: а) особенности технологии, предопределяющие достижение экономии на масштабе производства при больших объемах выпуска, так что производство в размере отраслевого спроса может с наименьшими средними издержками осуществляться одной (естественная монополия), двумя (дуополия) или несколькими (олигополия) крупными фирмами; б) юридические барьеры на вхождение в отрасль конкурентов (авторское право, патенты, лицензии, внешнеторговые барьеры); в) размещение и собственность на основные виды сырья, ресурсов; г) обладание специфическими факторами производства, характерными только для данной фирмы, предложение которых на рынке ограничено (уникальные специалисты и менеджеры, ноу-хау); д) барьеры, создаваемые самими фирмами, такие, как политика лимитирующего ценообразования, демпинг, сговор, картель, создание искусственного дефицита и другие методы «нечестной» конкуренции; е) наличие безвозвратных издержек проникновения на рынок, например, на рекламу, стимулирование сбыта, оборудование, очистные сооружения, систему качества и т.д.; ж) случайные причины, по которым одни фирмы в отрасли начинают расти быстрее конкурентов и становятся лидерами.

К показателям, характеризующим уровень монополизированности отрасли, а, следовательно, и степень рыночной власти, относятся следующие.

Коэффициент Лернера рассчитывается как отношение разности цены продукции и предельных издержек ее производства к цене продукции и показывает уровень монопольной власти фирмы: L = (P – MC) / P = – 1 / Ed, где L – значение коэффициента Лернера; Р – цена реализации продукции; МС – предельные издержки производства продукции; Ed – эластичность спроса для данной фирмы (но не всего рыночного спроса в отрасли).

Чем больше коэффициент  Лернера, тем больше монополизированность отрасли. Коэффициент тем больше, чем больше разница между ценой товара и величиной предельных издержек его производства, а также чем меньше эластичность спроса на товар. Минимальное значение коэффициента, равное нулю, характерно для чистой конкуренции, при которой Р = МС и Ed стремится к бесконечности. Максимальное значение коэффициента, равное единице, достигается, когда предельные издержки производства равны нулю.

Коэффициент концентрации рассчитывается как процентное отношение объема продаж определенного числа крупнейших фирм (3, 4, 6, 8, 20, 50) к общему объему продаж отрасли и показывает степень ее концентрации, то есть преобладания в ней одной или нескольких фирм. Аналогичный показатель может рассчитываться по доле крупных фирм отрасли в численности занятых, добавленной стоимости, стоимости основных фондов, объема выпуска. Чем больше коэффициент для крупнейших фирм, тем больше их монопольная власть. Минимальное значение, равное 0%, характерно для чистой конкуренции, максимальное, равное 100%, – для монополии.

Недостатки  данного показателя:

  • во-первых, он не позволяет определить разницу между уровнями концентрации в отраслях с равным числом фирм;
  • во-вторых, он характеризует не все фирмы отрасли, а только крупнейшие из них;
  • в-третьих, он не учитывает иностранных конкурентов;
  • в-четвертых, он не учитывает влияние рынков товаров-субститутов.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей всех фирм отрасли и показывает степень ее концентрации: , где HHI – значение этого индекса; Si – доля фирмы в общем объеме выпуска отрасли в процентах; n – количество фирм в отрасли.

Индекс HHI используется в США для классификации слияний фирм:

- если HHI > 1000, отрасль считается неконцентрированной и слияние допускается;

- если 1800 > HHI > 1000, отрасль считается умеренно концентрированной, но если HHI > 1400, отрасль считается угрожающе немногочисленной и слияние требует проверки;

- если HHI > 1800 отрасль считается высококонцентрированной; если после слияния HHI увеличивается на 50 пунктов, оно разрешается, если на 61-100 пунктов – требует дополнительного расследования, если на 100 пунктов и более – запрещается.

Таким образом, величина индекса зависит не только от количества фирм в отрасли, но и  от их рыночных долей. Чем больше индекс, тем больше монополизированность отрасли. Значение индекса тем больше, чем меньше количество фирм в отрасли и чем больше доля отдельных фирм в общем объеме выпуска отрасли. Максимальное значение индекса характерно для монополии: HHI = 1002 = 10 000, а минимальное, равное нулю, – для чистой конкуренции, когда на рынке действует бесконечное количество мелких фирм и их доли выпуска приближаются к нулю. Индекс Херфиндаля-Хиршмана позволил устранить некоторые недостатки коэффициента концентрации.


Информация о работе Шпаргалки по "Микроэкономике"