Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 08:30, шпаргалка
Микроэкономика – это одна из частей экономической теории. Приставка «микро» (от греческого mikros – малый) означает, что речь идет о поведении в экономике малых хозяйственных единиц. к малым хозяйственным единицам относятся «домашние хозяйства» или «хаусхолды» (от англ. household), а также «фирмы». Как правило, в экономике функционируют сотни тысяч домашних хозяйств, фирм, государственных органов.
Однако такая ценовая политика крайне редко встречается на практике, поскольку для ее осуществления монополист должен обладать удивительной проницательностью и четко представлять, какова максимальная цена может быть, которую готов заплатить покупатель за каждую единицу блага.
Суть ценовой дискриминации второй степени заключается в установлении различных цен в зависимости от объема продаж. При покупке большого количества благ потребителю устанавливают более низкую цену за каждую единицу блага. Очень часто проведение такой ценовой политики проявляется в виде различных ценовых скидок (дисконтная карта в супермаркете, к примеру).
Ценовая дискриминация третьей степени – это ситуация, когда монополист продает товары разным группам покупателей, имеющим различную эластичность спроса по цене. Такая ситуация требует сегментации рынка, т.е. формирования групп покупателей в зависимости от их платежеспособности. Таким образом, монополист создает «дорогой» и «дешевый» рынки.
На «дорогом» рынке спрос низкоэластичен, что позволяет монополисту увеличивать выручку за счет повышения цены, а на «дешевом» – высокоэластичен, что дает возможность увеличить выручку за счет продажи большего количества благ по более низким ценам. Самая сложная проблема ценовой дискриминации третьей степени – сегментация рынка, т.е. надежное отделение «дорогого» рынка от «дешевого». Если допустить просчеты, то идея максимизации прибыли не будет реализована. Ведь покупатели «дешевого» рынка купят на нем блага по низким ценам и перепродадут их на «дорогом» рынке.
Примером достаточно надежного разделения рынка можно назвать метрополитен, где проездные билеты реализуются дешевле для школьников, студентов, лиц пенсионного возраста и особой категории работающих. Дешевые билеты продаются только при предоставлении соответствующих документов. Ведь даже если пассажир попытается воспользоваться льготным билетом, на контрольном входе ему придется предъявить не только дешевый билет, но и удостоверение на право его иметь.
Наглядный пример ценовой дискриминации можно позаимствовать из знаменитого романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», когда Остап Бендер торговал билетами: «Приобретайте билеты, граждане! Десять копеек. Дети и красноармейцы бесплатно. Студентам пять копеек. Не членам профсоюза – тридцать копеек!». Ценовая дискриминация третьей степени проводится при установлении платы за гостиничные услуги иностранцев и отечественных посетителей, различных цен на блага в ресторанах в дневное и вечернее время. Это обычное явление в отрасли авиаперевозок, туристического бизнеса.
Механизм ценовой стратегии третьей степени можно представить графически (рис.4.12).
На рис.4.12, а) иллюстрируется ценовой механизм и максимизация прибыли монополиста, не проводящего ценовую дискриминацию.Предположим, что на рынках (рис. 4.12, б), на которых действует дискриминирующий монополист, предельные издержки одинаковы при продаже благ по разным ценам. У обоих рынков общая вертикальная ось, на которой нанесена цена (Р2, Р3) за единицу блага. Объем продаж на «дешевом» рынке отражается на горизонтальной оси как обычно слева направо, а на «дорогом» – справа налево. В виду того, что ценовая эластичность на «дорогом» и «дешевом» рынках разная, то и цены на них окажутся различными в результате ценовой дискриминации. На «дешевом» рынке монополист установит цену Р2 и объем продаж составит Q2, максимум прибыли – площадь прямоугольника А2Р2В2С2. На «дорогом» рынке, где спрос менее эластичен, цена будет на уровне Р3, объем Q3 и прибыль в виде прямоугольника А2Р3В3С3. Максимальная прибыль на всех трех рынках показана затененными прямоугольниками. Таким образом сумма площадей затененных прямоугольников на рис. 4.12, б) окажется больше, чем площадь прямоугольника А1Р1В1С1, обозначающая прибыль монополиста, не проводящего ценовую дискриминацию.
Ценовую дискриминацию
часто считают
Однако на примере студенческих стипендий (отличники получают повышенную стипендию), снижения оплаты проезда в городском транспорте и жилищно-коммунальных услуг отдельной категории населения можно убедиться, что ценовая дискриминация в некоторых случаях приносит не только вред, но и выгоду. Она способствует достижению большей справедливости и обеспечению условий социальной устойчивости общества. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой дискриминации более терпимо, нежели остальная публика, для которой ценовая дискриминация всегда будет объектом критики.
Отрасль, состоящая из большого числа фирм, производящих подобную, но не идентичную продукцию, работает в условиях монополистической конкуренции. Чертами, отличающими монополистическую конкуренцию от других видов конкуренции, являются: дифференциация продукции, наличие множества продавцов, конкуренция по неценовым показателям. Монополизм в данной модели основан на дифференциации продукта, но ограничен большим числом конкурентов.
Признаками структуры
Завоевание доли рынка для новых фирм будет связано с дополнительными издержками на обеспечение таких свойств продукта, которые отличают его от имеющейся на рынке продукции конкурентов. Кроме того, в отличие от совершенной конкуренции, потребуются средства на рекламу и стимулирование сбыта. Таким образом, фирма, выходящая на монополистически конкурентный рынок, сталкивается с более высокими финансовыми и маркетинговыми препятствиями, по сравнению с фирмой, выходящей на рынок совершенной конкуренции.
Распространена очень широко
Каждая фирма
на рынке монополистической конкур
Фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде могут получать прибыли или нести убытки (рис.5.2).
Если фирмы
в краткосрочном периоде
В долговременном периоде существует тенденция к получению нормальной прибыли, или, другими словами, к безубыточности. Долгосрочное равновесие фирмы на рынке монополистической конкуренции представлено графически (рис.5.3).
Новые фирмы не имеют побудительных мотивов ко входу на рынок, а существующие – не имеют стимулов к выходу. Кривая спроса D на рис.5.3 лишь касается кривой средних общих издержек (АТС), т.е. цена устанавливается на уровне средних общих издержек (Р = АС).
Рынки с монополистической конкуренцией характеризует то, что на них не достигаются ни эффективное использование ресурсов, ни производственная эффективность. Превышение ценой предельных издержек в условиях равновесия в долгосрочном периоде указывает на то, что дополнительные единицы этого товара общество оценивает выше, чем альтернативные продукты, производимые с теми же ресурсами.
Таким образом,
в состоянии долгосрочного
Понятие олигополия («oligos» – несколько, «poleo» – продаю) означает тип рынка несовершенной конкуренции, для которого характерен контроль со стороны нескольких крупных фирм-продавцов над основным выпуском отрасли. Близкими понятиями являются олигопсония, для которой характерен контроль со стороны нескольких крупных потребителей над основным объемом рыночного спроса, а также дуополия, для которой характерен контроль только двух крупных продавцов над объемом выпуска отрасли.
Олигополию отличают следующие признаки: 1) ограниченное количество крупных взаимозависимых продавцов и множество мелких покупателей в отрасли, в результате чего покупатели не влияют на цену товара, а контроль продавцов ограничен из-за взаимозависимости участников рынка, т.к. при принятии решения относительно уровня цены или выпуска олигополист учитывает ответную реакцию соперника; 2) наличие возможности регулировать вход в отрасль и устанавливать барьеры для вступления новых фирм в отрасль; 3) преимущественное использование неценовой конкуренции.
Стратегическое взаимодействие в условиях олигополии предполагает, что фирме при принятии решения необходимо учитывать, что оно зависит от поведения ее соперников, которое, в свою очередь, зависит от принятого ею решения. Это предопределяет неопределенность функции спроса на продукцию отдельного олигополиста (при определенности отраслевого спроса) во время принятия им решения об уровне цены или выпуска и вызывает необходимость делать предположения о реакции соперников на принимаемые решения, а также об обратном ее воздействии на результаты этих решений.
Картель – это сговор олигополистов о разделе рынка и поддержании цен на продукцию или ресурсы для ее производства с целью максимизации совокупной прибыли отрасли или завоевания лидерства по объему продаж.
Модель картеля, преследующего цель максимизации совокупной прибыли отрасли, описывает кооперативную количественную одновременную игру олигополистов. В этой модели олигополистам известны функции отраслевого спроса, предельного дохода и издержек всех олигополистов. Они совместно определяют объем производства, максимизирующий прибыль отрасли, и затем делят рынок между собой, создав таким образом картель.
Картель устанавливает равновесие подобно монополисту и выбирает точку равновесия на контрактной кривой. Так, если в отрасли действует две фирмы, издержки которых представлены на рис.6.7, то кривую предельных издержек (МС) для картеля можно найти путем суммирования кривых предельных издержек дуополистов (MC = MC1 + MC2). Картель выбирает равновесный выпуск отрасли Q* и цену P* исходя из условия максимизации совокупной прибыли отрасли в точке пересечения кривой совокупного предельного дохода с кривой совокупных предельных издержек отрасли (MR = МС).
Графически совокупная прибыль картеля, аналогичная прибыли монополиста, обозначена прямоугольником I+II, площадь которого равна разнице между ценой и средними издержками, умноженной на объем продаж. Далее картель распределяет совокупный объем производства между дуополистами 1 и 2 (Q* = Q1* + Q2*) таким образом, чтобы они производили при одинаковых предельных издержках, равных совокупным предельным издержкам отрасли в точке максимизации ее прибыли. Такое равновесие, при отсутствии стимула к мошенничеству, является устойчивым, т.к. в противном случае картелю для максимизации прибыли отрасли все равно пришлось бы перераспределять объем производства от дуополиста с более высокими к дуополисту с более низкими издержками до их выравнивания.
Поскольку прибыль, получаемая дуополистами, оказывается неравнозначной (I и II на рис.6.7), хотя в сумме и является максимальной для отрасли (I+II), картель может предусматривать ее последующее перераспределение между дуополистами в такой пропорции, что они окажутся в одной из точек на отрезке ab контрактной кривой, вследствие чего вариантов равновесия при картеле, максимизирующем прибыль отрасли, может быть несколько.
Вместе с тем дуополист 1, получивший после перераспределения меньше прибыли, чем он заработал, или желающий получить дополнительную прибыль, предполагая, что дуополист 2 не изменит свой объем продаж, может прибегнуть к мошенничеству и захватить дополнительную часть рынка, чтобы перейти на более низкую изопрофиту, т.е. увеличить свою прибыль. Вследствие этого в картеле предусматривается наказание за такое поведение. Если, например, дуополист 1 решил, не предупреждая дуополиста 2 и не предполагая с его стороны ответных действий, продать Q1 > Q1* по цене P*. В этом случае он получит дополнительную прибыль в размере I'. Узнав об этом или независимо от этого, дуополист 2, рассчитывая получить дополнительную прибыль, может увеличить выпуск до Q2 > Q2*, в результате чего совокупный выпуск отрасли возрастет до Q = Q1 + Q2, а цена упадет с P* до P. Так может продолжаться до тех пор, пока цена в отрасли не упадет до равновесного уровня, который существовал бы при совершенной конкуренции, а экономические прибыли не упадут до нуля. Стимул к мошенничеству делает равновесие при картеле, максимизирующем прибыль отрасли, неустойчивым. Для предотвращения мошенничества предусматривается наказание.