Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 07:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит краткие ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Макроэкономика".

Работа содержит 1 файл

мини ответы на экзамен.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

 1)госбюджет; 2) местные финансы; 3) финансы гос.предприятий;  4) специальные внебюджетные правит-ые  фонды (фонды соц.страх-ия, целевые фонды).

 В рын-ой эк-ке в основе фин.системы лежит  принцип фискального федерализма, к-ый предполагает:

  1. четкое разграничение ф-ций различных уровней фин.системы (касается, прежде вс., госбюджета и местных финансов);
  2. местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в госбюджет.

 Осн. звеном люб. фин.системы  явл. госбюджет à централизованный ден.фонд, находящийся в распоряжении правит-ва.

 Расходная часть госбюджета предполагает затраты на соц.нужды, оборону и т.д. (обслуживание гос.долга). А доходная часть формируется за счет налоговых поступлений и доходов, полученных гос-вом от различных деятелей.

 Сущность  и роль гос финансов в жизни  об-ва  проявляются в их ф-циях: контрольная – проявл-ся лишь в процессах использования хозяйствующими субъектами гос средств; мобилизационная – обеспечивает поступление ср-в для гос нужд; распределительная  - связана с перемещением доходов от производителей в иные сферы хоз-ва.

 Сбалансированный  гос.бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованию жить по средствам. Вторым по своему значению финансовым звеном явл система местных финансов. В федеративных гос-вах (в т.ч. и в России), есть ещё одно звено – бюджеты членов федерации. Под воздействием производит-ых сил, а также региональных особ-тей часть хоз-ых связей замыкается рамками региона. На этой основе формируются масштабы и особенности местных рынков, местной администрации, местных финансов. Особое фин.звено образуют специальные правительственные внебюджетные фонды, имеющие определенную самостоятельность. Они отделены от гос.бюджета и управляются центральными властями. К ним относят фонды гос соц страхования, различают: целевые фонды, гос и смешанные фин-ые учреждения. Такие фонды были образованы для финансирования отдельных целевых мероприятий, но затем стали исп-ться правительством в экстренных ситуациях и выполнять роль резерва для маневрирования ср-вами в своих целях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 31. Фискальная по-ка  гос-ва: механизм  и инструменты  ее реализации. Фискальная (бюджетно-налоговая) пол-ка – система регулирования эк-ки, посредством изм-ия гос.расходов и налогов. Она проводится с целью стимулирования эк.роста.

 Влияние инструментов фиск.пол-ки на изм-ие ВВП:

  1. рост гос.расходов G также как и рост I ведет к росту ВВП, при этом возникает эффект мультипликатора, т.к. прирост ВВП > прироста гос.расходов, т.еÙY  > ÙG

При этом рост правит-ых расходов не должен финансироваться  за счет увеличения налогов. Т.е. рост G д/сопровождаться бюджетным дефицитом.

  1. Рост налогов имеет обратный эффект и ведет к сокращению ВВП. à Возникает эффект налогового мультипликатора, смысл к-ого состоит в том, что:

а) налогобложение вызывает сокращение располагаемого дохода на величину налога.

б) это  сокращение ведет к снижению объемов  потребления и сбережения при каждом уровне Y. Размер сокращения С и S опр-ется показ-лями предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению:  MPC и MPS.    ÙC = ÙT*MPC

 Т.о. величина налогового мультипликатора  опр-ется:  МТ = ÙY / ÙC = ÙY / ÙT*MPC.

 Т.о. изм-ие налогов приводит не к абсолютно равноценному изм-ию спроса ÙY, а к его изменению на меньшую величину.

 Т.о. изм-ие правит-ых расходов G показ-ет наиболее сильное воздействие а совок-ые расходы Y, чем изм-ие величины налогов такого же масштаба.

 Фискальная пол-ка бывает:

 1- дискреционнаяцеленаправленная гос.пол-ка, проводимая гл.образом с целью стимулирования эк.роста. Стимулированная фиск.пол-ка предполагает увеличение G, ¯ налогов или сочетание того и другого. Т.о., если в исходном пункте имеет место сбалансированный бюджет (доходы=расходам), стимулирующая ф.п. провоцирует возникновение бюджетного дефицита.

 В период эк.подъема проводится сдерживающая ф.п., к-ая имеет антиинфляц-ый хар-ер и включает: ¯ G, ­ налогов или сочетание того и др. В данном случае ф.п. ориентирована на профицит гос.бюджета.

 Осущ-ие Д.ф.п. требует решения нек-ых временных проблем. Они сводятся к существованию след-щих эффектов:

  • временной лаг распознания – промежуток времени м/д началом эк.спада и моментом осознания этого факта.
  • Административная задержка – время м/д признанием необходимости принятия фискальных мер и моментом их непосредственного принятия.
  • Функциональное запаздывание – время м/д принятием решения о фискальных мерах и началом действия этих мер.

 2- недискреционная – автоматич-ая ф.п., связанная с действием встроенных стабилизаторов. Относят:

 - прогрессивные налоги, к-ые по мере роста ВВП (нац.налога) дают более чем пропорц-ый прирост налоговых поступлений.

 - трансфертные платежи, величина к-ых сокращается во время эк.подъема и возрастает во время эк.спада (гл.оьразом – пособие по безработице)

 Т.о. встоенный стабилизатор – любая  мера, к-ая имеет тенденции увеличивать  дефицит госбюджета (или ¯ профицита) в период эк.спада; или ¯ дефицит гос.бюджета (­ профицит) в период эк.подъема без необходимости принятия каких-л. Спец-ых мер со стороны правит-ва: 

   
 

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 32. Гос.долг. Виды госдолга  и управление им. Госдолг – накопленная сумма бюджетных дефицитов, поэтому причины его сущ-ия теже самые. Бывает:

 1- внутренним – задолженность гос-вом своим гражданам. Оценивается неоднозначно, т.к.:

 а) наличие  госдолга и управление им м/быть полезным эк-ке, т.к. бюджетный дефицит стимулирует  ее развитие;

 б) продажа  гос-вом ценных бумаг, облегчает  населению возможность инвестирования;

 в) в  расчете на одного чел-а госдолг  невелик.

 2- внешним – задолженность гражданам других стран. Связан с оттоком ценностей из страны, поэтому считается «абсолютным злом».

 Недостатки  госдолга:

  1. выплата %-ов по госдолгу составляет значит-ую часть госбюджета;
  2. наличие большого размера гос-долга обостряет проблему его сокращения, что ведет к инфляции;
  3. госдолг косвенным образом ложится на будущее поколение;
  4. ведет к сокращению чистого импорта.

Управление  госдолгом:

  1. эффективное исп-ие ср-в заимствования;
  2. поиск ср-в для выплаты долга;
  3. нейтрализация негативных последствий госдолга.
 

Гос долг - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы. Он м/быть вызван след. причинами: необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики; милитаризацией страны; войнами и стихийными бедствиями; экономическими кризисами и т.д. Во всех этих случаях резко возрастают расходы государства, превышая его доходы.

Дефицит,  заложенный  в структуру доходов  и  расходов при формировании бюджета, называется структурным. Однако реальный дефицит может оказаться больше структурного. Основной причиной этого в странах с рыночной экономикой является спад производства. Разность между реальным и структурным дефицитом называется циклическим дефицитом бюджета. Если же реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного,  разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком. Уровень дефицита госбюджета определяется отношением абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП. финансовое положение страны нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2 — 3 % от ВНП. Существует четыре варианта финансирования бюджетного дефицита: увеличение налогов; эмиссия необходимого количества денег; выпуск государственных займов; привлечение внешних займов. В странах с рыночной экономикой выбирают, как правило, третий вариант. Для покрытия бюджетного дефицита гос-во выпускает ценные бумаги (казначейские векселя, облигации и т.д.), к-ые продает субъектам хозяйствования и населению. По облигациям выплачивается доход в виде процента. По истечении срока, на который они выпущены, облигации погашаются правительством. В условиях перехода к рыночной экономике одним из источников финансирования бюджетного дефицита могут быть денежные средства, вырученные от продажи государственной собственности. Можно выделить три основные концепции:

1,Представители  первой считают, что бюджет  должен балансироваться ежегодно, т. е. каждый финансовый год должно существовать равенство между доходами и расходами.

2,Сторонники второй концепции полагают, что бюджет должен балансироваться в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Правительство в периоды спадов производства увеличивает расходы, что ведет к росту дефицита. Зато в период экономического подъема оно сокращает расходы, что увеличивает излишек доходов. В результате по окончании промышленного цикла излишек доходов покроет дефицит, который образовался в результате спада производства. Проблема заключается в том, что спад производства и его подъем могут быть разной длительности и глубины.

3,Третья  концепция — концепция функциональных  финансов. Ее представители утверждают, что главной целью государственных финансов является обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту госбюджета. По их мнению, во-первых, макроэкономическое равновесие вызовет экономический рост, а он — увеличение национального дохода, значит, и налоговых поступлений в бюджет; во-вторых, правительство всегда может повысить налоги, выпустить дополнительное количество денег и, следовательно, устранить дефицит; в-третьих, бюджетный дефицит не сказывается негативно на развитии экономики.

Госдолг — это сумма задолженности страны другим странам, своим или иностранным юридическим и физическим лицам. В странах с рыночной экономикой он состоит из общей суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иностранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. Рост госдолга наблюдается практически во всех странах, что объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Внутренний долг — это долг государства населению, предприятиям, организациям своей страны, внешний — это задолженность гражданам, организациям, правительствам других стран. 

 37. Банковская система, ее структура и функции. Банковская система - одно из высших достижений экономической цивилизации. В России функционирует двухуровневая банковская система.  
1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. “Банк банков”.  
Функции Центрального Банка:  
1. Денежная эмиссия.  
2. Регулирование денежного обращения.  
3. Реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.  
Денежная или банковская эмиссия - функция обеспечения потребности национальной экономики в наличных деньгах.  
Основные задачи ЦБ: Проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.  
Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика минимальных резервов.  
2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят:  
- собственно коммерческие (депозитные) банк, основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;  
- инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок;  
- ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества;  
- сберегательные кассы и кредитные общества;  
- страховые и пенсионные фонды.  
В России 6 специализированных государственных банков:

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"