19.
Социально-экономические
последствия инфляции.
Инфляция, способствуя повышению цен и
нормы прибыли, вначале выступает как
фактор оживления конъюнктуры, но по мере
углубления она превращается из двигателя
в тормоз, усиливая социально-экономическую
неустойчивость в стране. К негативным
последствиям инфляционных процессов
относятся:
- снижение
реальных доходов населения (при неравномерном
росте номинальных доходов);
- обесценение
сбережений населения (повышение процентов
на вклады, как правило, не компенсирует
падение реальных размеров сбережений);
- потеря у
производителей заинтересованности в
создании качественных товаров (увеличивается
выпуск товаров низкого качества, сокращается
производство относительно дешевых товаров);
- ухудшение
условий жизни преимущественно у представителей
социальных групп с твердыми доходами
(пенсионеров, служащих, студентов, чьи
доходы формируются за счет госбюджета).
Негативные
последствия инфляции
для потребителей:
- сокращаются
реальные цены личных сбережений;
- снижаются
реальные текущие доходы;
- возникает
эффект инфляционного налогообложения.
Т.к. применяется прогрессивная шкала
налогообложения. то инфляц-ое увеличение
дохода приводит к перемещению всех больших
слоев населения в группу облагаемую налогом
по более высокой ставке.
- Увеличивается
имущественное расслоение населения и
т.д.
Для
произ-лей:
- система цен
дезориентирует инвестиции.
- Сокращаются
темпы научно-технич-ого прогресса, т.к.
рабоая сила дорожает медленнее, чем капитал,
и ее применение становится более выгодно
и т.д.
13.
Совок-ое предложение
и факторы, воздействующие
на него.
Совок.предложение – общее кол-во тов.
и услуг, произведенных в эк-ке – AS.
Кривая
AS показ-ет, какой объем совок.предл-ия
(Y) м/быть предложен на рынок производителями
при разных значениях общего уровня цен
в эк-ке (Р).
Форма
кривой AS опр-ется:
- классич-ой
моделью – описывает поведение эк-ки
в долгоср.периоде. При этом эк-ка находится
в состоянии полной занятости, т.е. полного
исп-ия всех р-сов и гибкости цен не приведет
к росту реального объема произ-ва. Далее,
если 1 фирма получит р-сы, другая их в этто
время потеряет. à поэтому, при любом
изм-ии ур.цен, объем AS останется неизменным,
соот-щему ур.потенциальному ВВП (Y*).
- кейнсианской
моделью – AS описывает поведение
эк-ки в краткоср.периоде, при этом эк-ка
находится в состоянии неполной занятости
и жесткости цен (действуют заключенные
договора, цены пока не меняются). à
поэтому, при увеличении спроса фирмы
будут стремиться исп-ть свободные р-сы,
для увеличения объема предл-ия при сущ-их
ценах, поэтому при неизменных ценах (Р*)
м/быть произведен любой объем продукции.
Тогда кривая AS имеет вид абс. горизонт-ой
линии.
В этой
модели предлож-ие роста совок-ого
объема выпуска (Y) служит потенциальный
ВВП (Y*), после чего она приобретает вид
вертикальной линии, т.е. практически совпадает
с долгоср-ой кривой AS.
Общий
вид кривой AS:
[1-2] à
SRAS
[3-4] à
LRAS
[2-3] à
переходный
(участок
из неполной
занятости
в полную). à В этом случае происходит
сокращение свободных р-сов, цены на них
растут и растут цены на производств.продукцию.
- На переходные
участки сущ-ет прямая завис-ть.
На
сдвиг прямой AS оказ-ет влияние неценовые
факторы изм-ия в технологии, изм-ия в обществ.производит-ти
труда, изм-ие уровня налогообложения
и правительственных субсидий.
14.
Потребление и
сбережение. Факторы,
влияющие на них.
Потребление
– расходы населения на приобретение
тов. и услуг. – С.
Сбережение
– часть дохода, к-ая потребляется –
S.
Y
= C + S, где
Y – доход.
И потребление
и сбережение зависят
от величины располагаемого дохода,
поэтому рассмативают ф-цию
потребления и ф-цию
сбережения (прямые завис-ти):
Для
полного подробного описания ф-ции
потребления и сбережения вводятся
показ-ли:
- APC =
C/Y – средняя склонность к потреблению
– уровень потребления в расчете на еденицу
располагаемого дохода, доля располагаемого
дохода ср.значения для потребления.
- APS =
S/Y – средняя склонность к сбережению
– объем сбережений на еденицу располаг-ого
дохода, доля располаг-ого дохода, к-ая
исп-ется для сбережения.
- MPC = ÙS
/ ÙY – предельная
склонность к потреблению – прирост потребления
на дополнит-ую ед-цу располаг-ого дохода,
показ-ет на ск-ко изм-ит потребление при
изм-ии располаг-ого дохода на ед-цу.
- MPS = ÙS
/ ÙY – предельная
склонность к сбережению – прирост сбережения
в расчете на дополнит-ую ед-цу располаг-ого
дохода показ-ет изм-ие сбережения при
изм-ии дохода на ед-цу.
MPC
+ MPS = 1.
На величину
и соотношение м/д потреблением
и сбережением оказ-ют
влияние след. факторы:
- доход домохозяйств
(величина).
- Общий уровень
цен.
- Экон-ое ожидание
(изм-ие доходов и цен).
- Уровень налогообложения
и т.д.
15.
Сущность инвестиций
и их виды, инвестиции
и динамика ВВП.
Инвестиции – все виды имуществ и
интеллектуальных ценностей, вкладываемые
в объекты предпринимательства и др.видов
деят-ти, в результате к-ых обр-ется доход
или достигается соц.эффект.
Инвестиции бывают:
1-Валовые
– получаются за счет амортизации и прибыли
– А.
2-Чистые
– получаются только за счет прибыли.
In
= Ig
– A.
Главным
источником инвестиций явл. сбережения,
они обеспечивают предложение инвестиц-ых
р-сов и прямо зависят от величины %-ставки.
Сбережения
м/быть превращены в
инвестиции тремя способами:
1сп.
– за счет самофинансирования, т.е.
исп-ются сбережения предприятия (прибыли)
на развитие пр-ва. Они б/иметь место, если
доходность от инвестиций больше текущей
%-ставки.
2сп.
– за счет взаимов.
в банке. Склонность к исп-ию этого источник
будет тем выше, чем ниже %-ставка.
3сп.
– за счет эмиссии (выпуска)
ценных бумаг. При этом, чем ниже курс
акции, выше 5-ставка, тем меньше объем
привлекаемого капитала.
Т.о.
м/д величиной инвестиции и величиной
%-ставки сущ-ет обратная завис-ть, к-ая
выражается инвестиц-ой ф-цией. Она опр-ет
спрос на инвестиц-ые р-сы в завис-ти от
уменьшения %-ставки.
На
величину инвестиций и динамику инвестиций
влияют: ожидаемая норма прибыли; реальная
ставка %; экономичность ожидания; динамика
совок.доходов и т.д.
20.
Антиинфляц-ая пол-ка
гос-ва, особ-ти ее
осущ-ия в России.
Задачи антиинфляц-ой
пол-ки à сделать инфляцию управляемой.
При этом выделяют:
- антиинфляц-ую
стратегию – предполагает исп-ие
мер долгосрочного хар-ра. Они включают:
- механизм
гашения адаптивных
инфляц-ых ожиданий, т.е. нужно изменить
психологию покупателей посредством:
а) укрепления механизма рынка (стимулирование
малого бизнеса); б) завоевание доверия
населения ч/з проведение твердой
антиинф-ой пол-ки правит-вом, пользующимся
доверием населения в сочетании с эффектом
объявления.
В случае
успеха, потребление сократится, а
сбережения увеличатся, что поведет
за собой сокращение совок-ого спроса
и роста сбережения.
- долгосрочная
денежная пол-ка д/основываться на введении
жестких лимитов ежегодного прироста
денежной массы: ÙMS
= ÙY + ÙP.
Т.е.
денежная пол-ка д/быть долгосрочной и
жесткой независимой от состояния
гос.бюджета (~для этого банк д/быть
независимым от правит-ва).
- сокращение
бюджетного дефицита, т.к. при любом
способе его финансирования неизбежно
усиление инфляции.
Задача
состоит не в увеличении налогов,
а в сокращении доходов в том
числе приватизации тех видов
деят-ти, к-ые м/быть переданы рынку.
- сведение
к минимуму воздействия
на нац-ую эк-ку со стороны внешних антиинфляц-ых
источников. Поэтому следует укреплять
курс нац-ой валюты.
- антиинфляц-ую
тактику – предполагает исп-ие мер
единовременного или чрезвычайного хар-ра.
Задачей явл. либо сокращение спроса,
либо увеличение предложения за
счет:
- повышения
степени товарности
эк-ки ч/з стимулирование малого бизнеса,
приватизацию, расширения импорта;
- повышения
норм и сбережений и
снижения степени их
ликвидности путем повышения ставки
%-та по вкладам, установление повышенных
% по срочным вкладам, помещение сбережений
в недвижимость.
Россия:
- н/предпринять
шаги по разрешению денежного кризиса
–это снижение ставки рефинансирования
и доходности гос-ых казначейский обязательств.
- Разработать
эффективную и регулируемую гос-вом инвестиц-ой
пол-ки, особое место в к-ой д/принадлежать
привлечению иностранных и репатриации
российских капиталов.
- Н/провести
реформу налоговой системы с акцентом
на регулирующую ф-цию налогов. Гос-во
в доходной части бюджета д/ориентироваться
на такую налоговую пол-ку, к-ая опиралась
бы не на ставки налогов, а на массу прибыли,
н на дополнит-ые виды налогов, а на рост
пр-ва товаров, прибылей и доходов населения.
Н/обратить внимание на НДС (24,7% поступлений
в бюджет). При падении пр-ва он только
усугубляет инфляцию, т.к. прямым образом
влияет на увеличение цен.
- Совершенствовать
платежно-расчетного механизма, включая
исп-ие кредитных карточек и выплату з/п
ч/з банкоматы в целях сокращения потребности
в наличных деньгах.
- Ограничить
инфляцию издержек ч/з заключение межотраслевых
соглашений по ценам, к-ые позволят обуздать
аппетиты естественных монополистов и
тем самым предотвратить рост издержек
по технологич-им цепочкам. пРиэтом следует
исключить пол-ку ценовой дискриминации
по отношению к потребителям, не участвующим
в данных соглашениях.
- Борьба с
теневой эк-кой, коррупцией в органах власти
и организованной преступностья. Издержки,
связанные с ними, повышают конечную цену
продукции – н/инвестицировать работу
по разработке эффективного законодат-ва,
регулирующего все сферы рыночной эк-ки
в нашей стране (пр.всего финансового,
фондового и валютного рынков).
- Н/принять
меры по нейтрализации внешних факторов
инфляции. Увеличение вкладов россиян
в мностранную валюту ведет к дополнит-ому
росту денежной массы в обращении и ослабляет
инвестиционный потенциал отеч-ой эк-ки.