Шпаргалка по "Макроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 07:42, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит краткие ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Макроэкономика".

Работа содержит 1 файл

мини ответы на экзамен.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

Антиинфляционная  политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.  
Два пути:  
1. Дефляционная политика - направлена на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах в соответствии с темпом роста ВНП.  
2.Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стоимостью стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения цен или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

МЕРЫ  РЕГУЛИРОВАНИЯ:

  • стабилизация и стимулирование производства,
  • совершенствование налоговой системы,
  • создание рыночной инфраструктуры,
  • повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, регулированию курса национальной валюты, проведение определенных мер по регулированию цен и расходов, достижение политической стабильности, структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 21. Сущность и основные  причины безработицы.  Виды безраб-цы. Под безраб-цей понимается такое неравновесное состояние рынка, когда предложение труда превышает спрос на него.

 Если  спрос и предложение труда представить как завис-ть кол-ва работников от ставки з/п, то соотношение числа занятых и безработных можно представить: при ставке з/п W1 число занятых соответствует отрезку OL2, а число безработных – отрезку L2L1. В совок-ти занятые и безработные составляют рабочую силу в размере OL1.

   

 

   

   
 
 
 
 

   

 Согласно  системе учета рабочей силы занятым считается тот, кто вып-ет оплачиваемую работу, а также тот, кто имеет работу, но в данное время не работает по причине болезни, отпуска или забастовки. Безработным считается тот, кто в наст.момент не имеет работы. Ищет ее, готов к ней приступить и не имеет других источников дохода, кроме з/ в сфере оплачиваемой занятости. В России безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.

 Основным  показ-лем, хар-щим состояние рынка  труда, является уровень безработицы  в стране, к-ый исчисляется как  процент безработных в составе рабочей силы.

 3 основных направления  в исследовании  причин безраб-цы:

  1. неоклассическое – рассматривает безраб-цу как добровольное, вызванное слишком высокими требованиями к оплате труда временное явление. Так, если з/п вследствие требований работников поднимается выше равновесной ставки W0, то возникает превышение предложения раочей силы над спросом в размере L2L1. Это означает, что на рынке труда ищущих работу оказ-ется больше, чем имеется рабочих мест, т.е. появл. безраб-ца.

Стабильная, неэластичная в направлении понижения з/п явл. основной причиной. Не соглашаясь с понижением номинальной з/п, работники делают добровольный выбор м/д занятостью и безработицей в пользу последней.

  1. кейнсианское – Кейнс показал, что в реальности сущ-ет и вынужденная безраб-ца, порожденная невозможностью получить рабочее место даже при желании работать за меньшую оплату. Основная причина – не чрезмерно высокие требования работников к з/п, а недостаток совок-ых расходов в эк-ке. Вывод Кейнса: в соврем-ом мире с его обычаями и институтами целесообразнее проводить политику жесткой денежной з/п, чем пол-ку гибкой з/п, чутко реагирующей на каждое изм-ие в объеме безраб-цы. В результате действий предпринимателей, устанавливающих внутрифирменные системы оплаты труда на длит-ую перспективу, и борьбы профсоюзов ставки на рынке труда устанавливаются обычно на уровне, превышающем равновесный по условиям совершенной конкуренции. à Поэтому в качестве неотъемлемого элемента соврем-ой рыночной эк-ки признается опр-ый уровень вынужденной безраб-цы.
  2. Монетаристское – безраб-ца явл. следствием деформации и негибкости рынка труда. Данный рынок неоднороден и состоит из многих специализированных рынков, сложившихся в рамках отдельных территорий, отраслей или групп профессий. Разнообразие рынков труда приводит к невозможности установления равновесия сразу на всех рынках одновременно. То же касается профессиональной мобильности рабочей силы: когда на работников отдельных профессий сущ-ет неудовлетворенный спрос при падении потребности в работниках других специальностей, то для устранения подобного дисбаланса требуются время и финансы.

Консервация з/п в силу профсоюзы требований на специализированных рынках труда, где  спрос на рабочую силу упал ниже ее предложения, поддерживает предложение  рабочей силы на прежнем уровне, вызывая рост безраб-цы,  тогда как на других специализированных рынках наблюдается неудовлетворенный спрос на рабочую силу. => Т.о., искажение системы з/п, обусловленное действием на рынке труда многочисленных социальных структур усиливает негибкость, инерционность рынка труда, порождая безраб-цу.

 По  хар-ру проявления и причинам, ее вызывающим, она делится на:

  1. фрикционную – связана с изм-ями в предложении раб.силы, является добровольной и связана со свободой выбора профессии, места и времени работы à одна категория работников ищет подходящую работу, т.к. прежняя ее не устраивает по опр-ым параметрам, др. категория работников, особенно молодых, впервые выходит на рынок труда.
  2. Структурная – связана с относительным сокращением спроса на раб.силу (на отдельные виды труда, специальности, профессии), явл. вынуденной и вызвана структурными преобразованиями в эк-ке: развитием новых, высокотехнологичных направлений, сопровождающихся ростом инвестиций и занятости, и сокращением устаревших отраслей пр-в. в связи с невозможностью быстрой подготовки новых и переподготовки ранее занятых работников возникает дисбаланс спроса и предложения труда в различных отраслях.
  3. Циклическая – приводит к абсолютному падению спроса н раб.силу, это наиболее тяжелый вид вынужденной безраб-цы. Она возникает в периоды общего эк.спада и проявляется в сокращении совок-ых расходов в эк-ке и соответственно в снижении спроса на рынке труда. Причиной циклических колебаний занятости в странах с развитой рыночной эк-кой явл. последовательное прохождение эк-кой одной из фаз экон-ого цикла.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 25. Гос-ое регулирование  эк-ки: цели, методы  и направления. Гос-во вовлекается в рын. экономику с целью поддержания эк. стабильности, макроэк-ого равновесия, сглаживания спадов и подъёмов в эк-ке. Гос-во берет на себя обеспечение правовой основы. Так же регулирование цен. Выделяют косвенные (эк.) и прямые (администр)  методы гос.регулирования. Преобладают эк. методы, в к-ых выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты ден-кредитной пол-ки: норма обязательных резервов, ставка межбанковского %, учетная ставка, операции ЦБ на рынке ценных бумаг. Значительная роль отводится налоговой политике. К налоговому регулированию присоединяется политика госрасходов, помогающая сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.

 Гос-ное  регулирование эк-ки – это система мер законодат-ого, исполнит-ого и контролирующего хар-ра стабилизации и приспособления эк-ки к изменяющимся условиям

 Для основных макроэк-их целей исп-ют 2 вида макроэк-ой пол-ки:

  1. Фискальная (налогово-бюджетная) à пол-ка исп-ия гос.расходов (G) и налогов (Т), к-ые явл. осн. инсрументами фискальной пол-ки. Приоритетом фиск.пол-ки явл., прежде всего, регулирование эк.роста и безрабртицы.

Для стимулирования эк.роста и снижения безработицы необходимо снизить налоги и увеличить гос.расходы. эти же инструменты м/быть исп-ны для регулирования инфляции. В этом случае, для снижения инфляции следует увеличить налоги и снизить гос.расходы.

  1. денежно-кредитная à пол-ка изм-ия денежной массы (М) и %-ставки (r). Приоритетом явл. регулирование инфляции.

Для снижения уровня ифляции проводят пол-ку «дорогих денег», увеличивая ставку % или снижая денежную массу.

Инструменты д/к пол-ки М и r м/использоваться и для стимулирования эк.роста. для этого применяют пол-ку «дешевых денег», т.е. снижают ставку % или увеличивают ден.массу.

 à Т.о., выбор тех или иных инструментов макроэк-ой пол-ки определен выбором тех или иных макроэк-их целей в соответствии с классическим и кейнсианским подходами. 

 26. Экон-ая пол-ка  гос-ва, особ-ти современной  пол-ки России. Инструменты экон-ой пол-ки делятся на:

  1. административные меры – связаны с обеспечением правовой инфраструктуры. Их ф-ция – обеспечение стабильной юридич-ой обстановки для деловой жизни, защита конкурирующей среды, сохранение прав собственности и возможностей свободного принятия экономич-их решений. Административные меры подразделяются на меры: запрета, разрешения, принуждения. Наиболее устойчиво проявляется в сфере охраны окруж.среды и в области соц-ой защиты слабо обеспеченных слоев нас.
  2. экономич-ие меры – те действия гос-ва, к-ые имеют воздействующий хар-ер на опр-ые аспекты рыночного аспекта рыночного процесса. К числу эк-их мер относят: финансовую (бюджетную, фискальную) и денежно-кредитную (монетарную) пол-ку, цель к-ых – достижение равновесия м/д совок-ым спросом и совок-ым предложением; программирование, прогнозирование.
  3. Институциональные меры:
  • формир-ие исполнит-ых структур гос-ой вл-ти, непосредственная задача к-ых – практическая реализация целей правит-ва.;
  • создание и поддержание гос-ого сектора;
  • подготовка экономических программ и экон-их прогнозов и др.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 27. Финансовые отношения  и финансовая система.  Функции финансов. Финансовые отношения – отношения, к-ые складываются по поводу движения финансовых р-сов. Фин. р-сы – деньги, ценные бумаги, иностранная валюта, банковские кредиты и т.д.

 Способом  орг-ции движения финансов явл. финансовый рынок.

 Субъекты  фин.рынка: гос-во, предприятие, домохоз-ва, различные фин.посредники (банки, страх.компании, пенс.фонды)

 Гос.финансы  – важнейшая часть фин.отношений об-ва. Они связаны с формированием и использованием гос денеж фондов. Финансы м/быть:

 1- децентрализованными (частные) à выр-ют фин.отношения, к-ые возникают в ходе эк. деят-ти частных предприятий и обеспечивают процесс произ-ва и получения прибыли, они включают отношения:

 –м/д  предприятиями контрагентами –  взаимные платежи, неустойки, взаимные инвестирования и т.д.

 –м/д  предприятиями и домохоз-вами –  получение з/п и начисление премий работникам, инвестирование населением предприятий посредством паевых взносов и покупкой ценных бумаг

 2- централизованные (гос-ные) à выр-ют отношения м/д гос-вом и остальными субъектами по поводу формир-ия и распределения денежных ср-в, необходимых гос-ву; они включают отношения:

 –м/д  гос-вом и предприятиями: налоги, поступление арендной платы –  предприятия гос-ву, а также предоставление льгот и осущ-ие прямого финансирования со стороны гос-ва.

 –м/д  гос-вом и домохоз-вами: уплата домохоз-вами налогов (подоходный налог) и получение  трансфертных выплат от гос-ва.

 Понятие фин.системы связано с централизованными финансами, т.е. Фин.система – совок-ть фин.звеньев, призванных обеспечить гос-ву выполнение его полит-их и экон-их ф-ций. Фин.система состоит из 4-х осн. звеньев:

Информация о работе Шпаргалка по "Макроэкономике"