Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 07:42, шпаргалка
Работа содержит краткие ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Макроэкономика".
Антиинфляционная
политика - комплекс мер по государственному
регулированию экономики, направленных
на борьбу с инфляцией.
Два пути:
1. Дефляционная политика - направлена
на сокращение бюджетного дефицита, ограничение
кредитной экспансии, сдерживание денежной
эмиссии. В соответствии с монетаристскими
рецептами применяется таргетирование
- регулирование темпа прироста денежной
массы в определенных пределах в соответствии
с темпом роста ВНП.
2.Политика регулирования
цен и доходов, имеющая целью увязать
рост заработков с ростом цен. Одним из
средств служит индексация доходов, определяемая
уровнем прожиточного минимума или стоимостью
стандартной потребительской корзины
и согласуемая с динамикой индекса цен.
Для сдерживания нежелательных явлений
могут устанавливаться пределы повышения
цен или замораживание заработной платы,
ограничиваться выдача кредитов и т.д.
МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ:
21. Сущность и основные причины безработицы. Виды безраб-цы. Под безраб-цей понимается такое неравновесное состояние рынка, когда предложение труда превышает спрос на него.
Если спрос и предложение труда представить как завис-ть кол-ва работников от ставки з/п, то соотношение числа занятых и безработных можно представить: при ставке з/п W1 число занятых соответствует отрезку OL2, а число безработных – отрезку L2L1. В совок-ти занятые и безработные составляют рабочую силу в размере OL1.
Согласно системе учета рабочей силы занятым считается тот, кто вып-ет оплачиваемую работу, а также тот, кто имеет работу, но в данное время не работает по причине болезни, отпуска или забастовки. Безработным считается тот, кто в наст.момент не имеет работы. Ищет ее, готов к ней приступить и не имеет других источников дохода, кроме з/ в сфере оплачиваемой занятости. В России безработными считаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней.
Основным показ-лем, хар-щим состояние рынка труда, является уровень безработицы в стране, к-ый исчисляется как процент безработных в составе рабочей силы.
3 основных направления в исследовании причин безраб-цы:
Стабильная, неэластичная в направлении понижения з/п явл. основной причиной. Не соглашаясь с понижением номинальной з/п, работники делают добровольный выбор м/д занятостью и безработицей в пользу последней.
Консервация з/п в силу профсоюзы требований на специализированных рынках труда, где спрос на рабочую силу упал ниже ее предложения, поддерживает предложение рабочей силы на прежнем уровне, вызывая рост безраб-цы, тогда как на других специализированных рынках наблюдается неудовлетворенный спрос на рабочую силу. => Т.о., искажение системы з/п, обусловленное действием на рынке труда многочисленных социальных структур усиливает негибкость, инерционность рынка труда, порождая безраб-цу.
По хар-ру проявления и причинам, ее вызывающим, она делится на:
25. Гос-ое регулирование эк-ки: цели, методы и направления. Гос-во вовлекается в рын. экономику с целью поддержания эк. стабильности, макроэк-ого равновесия, сглаживания спадов и подъёмов в эк-ке. Гос-во берет на себя обеспечение правовой основы. Так же регулирование цен. Выделяют косвенные (эк.) и прямые (администр) методы гос.регулирования. Преобладают эк. методы, в к-ых выделяют денежно-кредитную политику. Основные инструменты ден-кредитной пол-ки: норма обязательных резервов, ставка межбанковского %, учетная ставка, операции ЦБ на рынке ценных бумаг. Значительная роль отводится налоговой политике. К налоговому регулированию присоединяется политика госрасходов, помогающая сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.
Гос-ное регулирование эк-ки – это система мер законодат-ого, исполнит-ого и контролирующего хар-ра стабилизации и приспособления эк-ки к изменяющимся условиям
Для основных макроэк-их целей исп-ют 2 вида макроэк-ой пол-ки:
Для стимулирования эк.роста и снижения безработицы необходимо снизить налоги и увеличить гос.расходы. эти же инструменты м/быть исп-ны для регулирования инфляции. В этом случае, для снижения инфляции следует увеличить налоги и снизить гос.расходы.
Для снижения уровня ифляции проводят пол-ку «дорогих денег», увеличивая ставку % или снижая денежную массу.
Инструменты д/к пол-ки М и r м/использоваться и для стимулирования эк.роста. для этого применяют пол-ку «дешевых денег», т.е. снижают ставку % или увеличивают ден.массу.
à Т.о., выбор тех или иных
инструментов макроэк-ой пол-ки определен
выбором тех или иных макроэк-их целей
в соответствии с классическим и
кейнсианским подходами.
26. Экон-ая пол-ка гос-ва, особ-ти современной пол-ки России. Инструменты экон-ой пол-ки делятся на:
27. Финансовые отношения и финансовая система. Функции финансов. Финансовые отношения – отношения, к-ые складываются по поводу движения финансовых р-сов. Фин. р-сы – деньги, ценные бумаги, иностранная валюта, банковские кредиты и т.д.
Способом орг-ции движения финансов явл. финансовый рынок.
Субъекты фин.рынка: гос-во, предприятие, домохоз-ва, различные фин.посредники (банки, страх.компании, пенс.фонды)
Гос.финансы – важнейшая часть фин.отношений об-ва. Они связаны с формированием и использованием гос денеж фондов. Финансы м/быть:
1- децентрализованными (частные) à выр-ют фин.отношения, к-ые возникают в ходе эк. деят-ти частных предприятий и обеспечивают процесс произ-ва и получения прибыли, они включают отношения:
–м/д предприятиями контрагентами – взаимные платежи, неустойки, взаимные инвестирования и т.д.
–м/д предприятиями и домохоз-вами – получение з/п и начисление премий работникам, инвестирование населением предприятий посредством паевых взносов и покупкой ценных бумаг
2- централизованные (гос-ные) à выр-ют отношения м/д гос-вом и остальными субъектами по поводу формир-ия и распределения денежных ср-в, необходимых гос-ву; они включают отношения:
–м/д гос-вом и предприятиями: налоги, поступление арендной платы – предприятия гос-ву, а также предоставление льгот и осущ-ие прямого финансирования со стороны гос-ва.
–м/д гос-вом и домохоз-вами: уплата домохоз-вами налогов (подоходный налог) и получение трансфертных выплат от гос-ва.
Понятие фин.системы связано с централизованными финансами, т.е. Фин.система – совок-ть фин.звеньев, призванных обеспечить гос-ву выполнение его полит-их и экон-их ф-ций. Фин.система состоит из 4-х осн. звеньев: