Шпаргалка по "Экономики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 17:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы по дисциплине "Экономика".

Работа содержит 1 файл

Экзамен по экономике.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

21.

ОПТИМАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЕСУРСОВ  — такое распределение ограниченных ресурсов, которое обеспечивает их наилучшее использование с точки зрения заданного критерия оптимальности. Задачи О. р. р. (распространено также несколько более широкое понятие — эффективное распределение ресурсов) решаются с помощью моделей линейного и нелинейного программирования, с конечным и бесконечным числом входов и выходов, моделей свободной конкуренции (конкурентного рыночного равновесия), моделей с централизованной и децентрализованной информацией и др. За “вклад в теорию оптимального распределения ресурсов” в 1975 г. были награждены Нобелевской премией основоположники этого направления Л. В. Канторович и Т. Купманс
 
22.

Совокупный спрос  — совокупность спросов всех макроэкономических агентов: домохозяйств, фирм, иностранного сектора и государства.   Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную. Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает потребность в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т. д.).Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.    В структуре совокупного спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:

1) совокупный  спрос домохозяйств - потребительский  спрос (C);

2) спрос фирм  на инвестиции (I);

3) спрос на  товары и услуги со стороны  государства (G);

4) чистый экспорт  (Xn) - разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.  

Из структуры совокупного спроса выделяют формулу: AD = C + I + G + Xn.

    23.

    Неценовые факторы совокупного спроса - факторы, влияющие на величину потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных расходов и чистый экспорт, в частности, доходы потребителей, их ожидания и задолженность, изменения в налогообложения потребителей и производителей, ставка процента, изменения в технологии, расходы правительства на содержание государственного аппарата, курс национальной валюты. Графически их воздействие на совокупный спрос изображается сдвигом кривой совокупного спроса влево или вправо. К неценовым факторам относятся:

    Потребительские расходы, они зависят от благосостояния потребителя, состоящее из материальных и финансовых активов. При увеличении их реальной стоимости потребители будут больше расходовать на приобретение товаров, а это приведет к увеличению совокупного спроса и тем самым к смещению кривой спроса вправо. С уменьшением реальной стоимости активов кривая сдвигается влево.

    ожидания  потребителей, связано с прогнозом  их будущего дохода. Если люди ожидают, что их реальные доходы возрастут, то они будут больше расходовать  на покупки из имеющегося текущего дохода, а это также приведет к  увеличению совокупного спроса и, следовательно, к смещению кривой вправо. В противном случае при неблагоприятном прогнозе совокупный спрос уменьшится, и кривая сдвинется влево;

    задолженности потребителя, так как значительный долги сокращают текущее потребление и тем самым приводят к снижению совокупного спроса и, следовательно, к сдвигу кривой спроса влево;

    налогов, поскольку высокие налоги на доход  приводят к снижению совокупного  спроса, а низкие подоходные налоги, наоборот, повышают его.

    Различные формы инвестиционных расходов также оказывают влияние на совокупный спрос, увеличивают или уменьшают его. К этим формам относятся:

    изменение процентных ставок. Любое их изменение, не связанное с уровнем цены, сократит инвестиционные расходы, приведет к  уменьшению совокупного спроса и смещению кривой спроса влево. Понижение процентных ставок даст противоположные результаты и смещение кривой вправо;

    ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном  прогнозе они будут способствовать росту совокупного спроса, а при  неблагоприятном - его уменьшению;

    налоги  с предприятий. Совокупный спрос  снизится, когда они возрастут, и  увеличатся, когда они понизятся;

    новые технологии. Обычно они приводят к  увеличению инвестиционных расходов, а тем самым к росту совокупного  спроса;

    избыточные мощности. Как правило, это приводит к понижению совокупного спроса, поскольку у предприятий нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей и, следовательно, к увеличению инвестиционных расходов, ибо даже существующие используются не полностью. В данном случае неизбежно уменьшение совокупного спроса.

24.

Совокупное предложение AS  - экономический агрегат, равный сумме денежных значений всех конечных товаров и услуг, представляемых к продаже при каждом возможном уровне цен. Это понятие часто используется как синоним валового национального, или внутреннего продукта. На величину совокупного предложения также оказывают влияние различные факторы:

  1. изменение цен на ресурсы. Их повышение ведет к увеличению издержек производства и, как результат, к понижению совокупного предложения;
  2. рост производительности труда ведет к увеличению объема производства и, соответственно, к расширению совокупного предложения;
  3. изменение условий бизнеса (налоги, субсидии). При повышении налогов издержки увеличиваются, совокупное предложение сокращается.

25.

К неценовым  факторам относятся, во-первых, цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные) и предпринимательские способности. Предполагая прочие условия равными, нетрудно убедиться, что когда происходит повышение цен на ресурсы, то соответственно увеличиваются издержки производства и в результате совокупное предложение понижается. Это приводит к смещению кривой совокупного предложения влево. При уменьшении цен на ресурсы снижаются издержки, увеличивается совокупное предложение, и, следовательно, кривая предложения смещается вправо. Поскольку около 70% затрат предприятий идет на заработную плату, то именно этот неценовой фактор вместе с капитальными затратами играет существенную роль в изменении совокупного предложения.

    Во-вторых, несомненно, что производительность оказывает значительное воздействие на совокупное предложение. Производительность измеряется как отношение реального объема производства к общим затратам. Поэтому с повышением производительности при заданных ресурсах можно получить больший объем производства, а тем самым увеличить совокупное предложение. Чтобы яснее представить данную зависимость, необходимо выяснить, как меняются издержки на единицу продукции в результате изменений в производительности. Стоимость единицы продукции измеряется отношением общей стоимости ресурсов к единице продукции, откуда следует: при уменьшении издержек на единицу продукции увеличение производительности приведет к смещению кривой совокупного предложения, вправо, а увеличению издержек - соответственно влево.

    В-третьих, изменить издержки на единицу продукции, а следовательно, совокупное предложение  могут определенные правовые нормы, а именно налоги и субсидии. Ясно, что налоги с предприятий отразятся  на издержках на единицу выпускаемой  продукции. Если налоги увеличатся, то издержки возрастут, а тем самым сократится совокупное предложение и его кривая сместится влево. При уменьшении налогов издержки снизятся, а совокупное предложение увеличится, и его кривая сместится вправо.

    В-четвертых, государственное регулирование. В большинстве случаев предприятиям дорого обходится государственное регулирование. Оно увеличивает издержки производства на единицу продукции и сдвигает кривую совокупного предложения влево. Сторонники концепции экономики предложения и дерегулирования яростно доказывают, что увеличивая эффективность и уменьшая объем канцелярской работы, неизбежной в условиях высокорегулируемой экономики, дерегулирование снизит издержки продукции. И наоборот, усиление регулирования приведет к увеличению издержек производства и уменьшению совокупного предложения.

26.

Пересечение кривых совокупного спроса (AD) и совокупного  предложения (AS) определяет равновесный  уровень цен и объем производства. В точке пересечения количество требуемой и произведенной продукции при данных ценах совпадает. Модель AD - AS показывает, что последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения оно происходит (совокупный спрос более динамичен, он быстрее улавливает те изменения, которые происходят в экономике). В пределах кейнсианского интервала увеличение спроса приводит к увеличению реального объема национального производства. Возросший объем производства потребует привлечения дополнительных факторов производства, имеющихся в экономической системе, однако уровень цен в экономике останется без изменений. На промежуточном отрезке возрастание совокупного спроса вызывает рост объема производства и занятости, но в меньшей степени, чем на горизонтальном, поскольку увеличение расходов сталкивается с убывающим количеством свободных ресурсов, издержки их использования возрастают, вызывая общее повышение цен. На классическом участке в условиях вовлечения всех факторов производства при росте совокупного спроса не происходит увеличения объемов производства и численности занятых. Здесь производство достигает своего потенциального уровня. Зато это сопровождается резким повышением цен. Любой из неценовых факторов, влияющих на спрос и предложение, может сдвигать кривые влево и вправо, в результате чего будет устанавливаться новая точка равновесия, соответствующая новым условиям. В действительности экономическое развитие обычно связано с нарушением равновесия. Наиболее яркими проявлениями нестабильности выступают инфляция (повышение уровня цен, обесценение национальной валюты), безработица (низкий уровень производства и занятости), цикличность развития экономики.

27. Политика обязательных  резервов.

В настоящее  время минимальные резервы - это  наиболее ликвидные активы, которые  обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств, или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия. Рефинансирование коммерческих банков.  

Операции на открытом рынке.

4. Процентные  ставки по операциям Банка  России.

Статья 37 Федерального закона № 86-ФЗ гласит: «Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки».

Валютные интервенции.

Статья 41 Федерального закона № 86-ФЗ гласит: «Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег» Валютные операции Центральным банком могут осуществляться с использованием любых видов валютных сделок.

6. Установление  ориентиров роста денежной массы.

Статья 42 Федерального закона № 86-ФЗ гласит: «Банк России может устанавливать ориентиры  роста одного или нескольких показателей  денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики»

7. Прямые количественные  ограничения.

Статья 43 Федерального закона № 86-ФЗ гласит: «Под прямыми  количественными ограничениями  Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации»

8. Эмиссия облигаций  от своего имени. 

28. Денежно-кредитная  политика: цели, инструменты

Информация о работе Шпаргалка по "Экономики"