Шпаргалка по "Экономики"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 17:04, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы по дисциплине "Экономика".

Работа содержит 1 файл

Экзамен по экономике.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

13 Сущность коммерческих  банков как посредников  финансовых ресурсов

 Функции банков

Одной из важных функций коммерческого банка  является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем  перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений. Операции коммерческого банка представляют собой конкретное проявление банковских функций на практике. По российскому законодательству к основным банковским операциям относят следующие:

- привлечение  денежных средств юридических  и физических лиц во вклады  до востребования и на определенный  срок;

- предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;

- открытие и  ведение счетов физических и  юридических лиц;

- осуществление  расчетов по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;

- инкассация  денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание клиентов;

- покупка у  юридических и физических лиц  и продажа им иностранной валюты  в наличной и безналичной формах;

- осуществление  операций с драгоценными металлами  в соответствии с действующим  законодательством;

- выдача банковских  гарантий;

- осуществление  переводов денежных средств по  поручению физических лиц без  открытия банковских счетов (за  исключением почтовых переводов).

 15.

Мультипликатор  - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз сумма прироста/сокращения национального продукта, дохода или денежного обращения превышает инициирующую такое изменение сумму инвестиций, правительственных расходов, налоговых отчислений или вкладов в финансово-кредитные учреждения.

Различают:

- мультипликатор денежного предложения;

- мультипликатор  инвестиционных расходов;

- мультипликатор  правительственных расходов;

- мультипликатор  потребительских расходов;

- налоговый мультипликатор.

Инвестиционный  мультипликатор - коэффициент, определяющий влияние небольших по объему инвестиций на увеличение суммарного дохода.

Мультипликатор  расходов - числовой коэффициент, показывающий, во сколько раз сумма прироста либо сокращения планируемых расходов. В закрытой экономике

Мультипликатор  расходов = 1 / Предельная склонность к сбережениям.

Мультипликатор  чистых налогов  - числовой коэффициент, показывающий во сколько раз конечная сумма прироста/сокращения планируемых расходов, образующих национальный продукт, превысит первоначальную сумму изменения чистых налогов. Сокращение чистых налогов означает либо сокращение налоговых поступлений, либо увеличение трансфертных платежей населению. Мультипликатор чистых налогов = мультипликатор расходов - 1.

Эффект мультипликатора  - эффект изменения в равновесном уровне национального дохода в большем размере, чем инициирующее его изменение в планируемых расходах. Мультипликатор представляет собой число, показывающее, во сколько раз необходимо умножить происшедший однажды прирост инвестиций, чтобы рассчитать вызванный этим прирост совокупного объема производства. 

Денежный мультипликатор - это коэффициент самовозрастания  денег, он показывает, как изменяется предложение денег при изменении  денежной базы на единицу.

В случае, когда  денежная масса в экономике состоит  из наличности и депозитов, денежный мультипликатор определяется как отношение денежной массы к денежной базе (наличность и обязательные резервы).

В том случае, когда деньги существуют лишь на счетах КБ (в виде депозитов), денежный мультипликатор представляет собой величину, обратную норме обязательных резервов:

М= 1/r - Депозиты D / Резервы R.

Увеличение коэффициента депонирования и нормы резервирования уменьшают денежный мультипликатор, и наоборот.

Денежный мультипликатор позволяет рассчитать максимальное увеличение количества денег в экономике с помощью следующей формулы:

М = Ет,

где Е - избыточные резервы КБ;

т - денежный мультипликатор.

Следовательно, предложение денег зависит от денежной базы и денежного мультипликатора. ЦБ может контролировать предложение  денег путем воздействия на денежную базу, изменение которой оказывает мультипликационный эффект на предложение денег.

16.

Под спросом на труд понимается платежеспобная потребность предпринимателей в наемной рабочей силе для организации и развития производства. Масштабы привлеченного труда являются результатом усилий нанимателей минимизировать издержки и максимизировать прибыль и зависят от предельной производительности труда рабочих, технологического уровня предприятия, соотношения уровня цен на применяемые средства производства.

Спрос на труд, как  и любой другой фактор производства, является производным и зависит  от спроса на ту продукцию, которая  будет изготовлена с помощью  данного ресурса. Так, рост потребности  в хороших дорогах вызовет  увеличение спроса на услуги дорожных рабочих

Спрос на труд определяется влиянием следующих факторов:

обеспеченность  экономики необходимыми ресурсами (факторами производства). По величине природоресурсного потенциала Россия занимает одно из первых мест в мире, что дает возможность при его  использовании с учетом национальных интересов поддерживать очень высокий уровень спроса на рабочую силу;

состояние экономики, темпы экономического развития, в  том числе и производство. В  настоящее время экономика преодолевает глубокий кризис, приведший к значительному сокращению числа рабочих мест, снижению спроса на рабочую силу и появлению массовой безработицы;

технологические изменения в отраслях народного  хозяйства совершенно естественные в условиях нормально функционирующей  экономики. В российских условиях они - результат развала экономической системы со всеми вытекающими негативными последствиями: перекачкой высококвалифицированных работников из науки и наукоемких отраслей в торговлю и сферу услуг; бегством представителей науки, искусства за рубеж и т.п.;

объем инвестиций в экономику страны. От роста объема капиталовложений в развитие производственной сферы и сферы услуг в прямой зависимости находится рост рабочих  мест или увеличение спроса на рабочую  силу.

Субъектами спроса на труд выступают бизнес и государство.

На рынке совершенной  конкуренции количество нанимаемых предприятием работников определяется двумя показателями - размером заработной платы и ценностью (в денежном выражении) предельного продукта труда. С увеличением количества нанимаемых работников происходит уменьшение величины предельного продукта. Привлечение дополнительной единицы труда прекратиться тогда, когда предельный продукт труда в денежном выражении (MRP1) сравняется с величиной заработной платы.

Предложение рабочей силы, как и спрос на труд, в первую очередь зависит от уровня заработной платы, но наслоение социально-психологических, культурных и даже политических факторов делает эту зависимость менее жесткой. Так, выбор трудоспособного индивида в пользу работы или ее отсутствия зависит от индивидуальных качеств человека, отношения окружающих к обязательности труда, от национальных трудовых обычаев, культуры и религии (например, когда это касается женского труда), а также социальной и налоговой политики государства

На предложение труда в масштабе всей экономики оказывают большое влияние демографические циклы. Так, за последние годы в России численность населения в трудоспособном возрасте неуклонно снижается, что вызвано отрицательным естественным приростом населения в предыдущие годы. Несмотря на негативный характер этих изменений, с точки зрения общества, демографический спад в некоторой степени сокращает напряженность на рынке труда, поскольку уменьшает число лиц, претендующих на рабочие места. Субъектами предложения являются домашние хозяйства.

18.

Природные ресурсы — естественные ресурсы, — тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества.

Природные ресурсы — совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества

Ресурсы сельскохозяйственного производства. Они объединяют виды ресурсов, участвующих в создании сельскохозяйственной продукции: а) агроклиматические - ресурсы тепла и влаги, необходимые для продуцирования культурных растений или выпаса скота; б) почвенно-земельные ресурсы - земля и ее верхний слой - почва, обладающая уникальным свойством продуцировать биомассу, рассматриваются и как природный ресурс и как средство производства в растениеводстве; в) растительные кормовые ресурсы-ресурсы биоценозов, служащие кормовой базой выпасаемого скота; г) водные ресурсы - воды, используемые в растениеводстве для орошения, а в животноводстве - для водопоя и содержания скота.

Довольно часто  выделяют также природные ресурсы  непроизводственной сферы или непосредственного  потребления. Это, прежде всего ресурсы, изымаемые из природной среды (дикие животные, составляющие объект промысловой охоты, дикорастущие лекарственные растения), а также ресурсы рекреационного хозяйства, ресурсы заповедных территорий и ряд других.

19.

Цена капитала - одна из основных концепций финансового менеджмента. Цена капитала - это плата за использование того или иного источника финансирования предприятия, причем не только заемного, но и собственного капитала. Каждый из таких источников имеет цену. Она выражается в процентах к величине используемого капитала. По отношению к собственному капиталу цена - это дивиденды акционерам, издержки, связанные с эмиссией акций, и т.п. Цену капитала не следует отождествлять со стоимостью предприятия (бизнеса) или стоимостью имущества предприятия. Для одних видов капитала его цена достаточно четко выражена, для других ее необходимо рассчитывать. Цена капитала показывает минимально допустимый уровень доходности операций хозяйствующего субъекта. Цена капитала дает возможность обосновывать принимаемые инвестиционные решения, определять финансовые издержки, оптимизировать структуру капитала и др. Различают цены собственного капитала, привлекаемого за счет внутренних и внешних источников. Цена капитала зависит от многих факторов. Это спрос и предложение капитала, уровень конкуренции на финансовых рынках, степень развития финансовых рынков, уровень риска финансовых активов и др. Цена капитала связана с его отдачей (рентабельностью). Последняя должна быть выше цены капитала, иначе его использование теряет смысл. Цена капитала является одним из критериев осуществления инвестиционных проектов.

20.

Предпринимательские способности (предпринимательство) можно определить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру. В свою очередь, к предпринимателям относятся, прежде всего владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих. Уникальность значения предпринимательств состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы - труд, капитал, земля, знание. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост. Предпринимательская способность как ресурс имеет свою специфическую оплату - предпринимательский доход. В реальной хозяйственной жизни его трудно выделить, тем не менее, это не абстрактная экономическая категория. Предпринимательский доход- это та плата, которую получает предприниматель за свою организаторскую работу по объединению и использованию экономических ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов за хозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть. В экономической теории предпринимательский доход делят на две части, образующих основу нормальной прибыли и экономической прибыли. К первой относят как бы гарантированный доход предпринимателя, своего рода его заработную плату; ко второй - плату за риск, инновации, монопольную власть. Понятно, что величина предпринимательского дохода колеблется прежде всего за счет второй составляющей.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономики"