Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:53, шпаргалка

Описание работы

№1 Предмет экономической теории - это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.
№2 Общенаучные методы - это методы, которые используются при изучении любой науки: математики, физики, химии, биологии, психологии, социологии, экономической теории и т.д.
№31 Анализ издержек обычно осуществляют в двух временных промежутках: в краткосрочном период.

Работа содержит 1 файл

Экономика.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

 

№18

Экономические модели (в том числе и модели равновесия рынка) могут исследоваться с учетом или без учета фактора времени. Если в модели фактор времени не учитывается, то данную модель называют статической. Если же фактор времени является одной из переменных, то модель называется динамической. Для статических моделей равновесия характерны следующие моменты:представление и сопоставление различных равновесных состояний рынка, механизм перехода от одного состояния к другому не исследуется, время учитывается лишь косвенным образом. Как правило, в статических моделях рассматривают мгновенный, краткосрочный, долгосрочный периоды деятельности экономических субъектов. Динамические модели непосредственно учитывают фактор времени. Все переменные в подобных моделях являются функциями времени (например: скорость изменения цены или скорость изменения объема). Паутинообразная модель — простейшая динамическая модель показывающая затухающие колебания, в результате которых формируется равновесие. Стабильность или нестабильность рыночного равновесия может быть проанализирована при помощи данной модели. Она преполагает слудеющие допущения: величина спроса зависит от цен текущего периода, величина предложения — от цен предшествующего периода.

функции спроса и предложения являются линейными, функции спроса и предложения не меняются во времени

 

№19

Неопределенность равновесия

Наличие у линий спроса и предложения общего сегмента —  либо горизонтального, либо вертикального.

НЕЕДИНСТВЕННОСТЬ  РАВНОВЕСИЯ – состояние рынка, при котором кривая спроса и кривая предложения имеют более одной точки равновесия. К примеру, сначала рост зарплаты увеличивает объем предложения труда (увеличивается число людей, желающих работать, растет количество отработанных часов, интенсивность труда). После достижения определенного уровня зарплаты дальнейший ее рост сопровождается уже не увеличением, а, наоборот, снижением предложения труда (снижается число желающих работать, количество отработанных часов, падает интенсивность труда). Кривая предложения меняет, таким образом, наклон, как бы загибается против часовой стрелки. Если при этом линия спроса имеет нормальный, отрицательный наклон, то линия предложения может дважды пересекаться линией спроса, в результате чего появляются две равновесные цены и два равновесных объема рынка.

Анализ таких ситуаций дает возможность объяснить, почему иногда при изменении цены равновесное количество не меняется, или наоборот, почему при некоторой цене возможны колебания равновесного объема.

 

№20

Излишек потребителя — разность между рыночной ценой, по которой потребитель приобрел товар, и максимальной ценой, которую он готов заплатить за данный товар. Излишек производителя — разность между текущей рыночной стоимостью товара и минимальной ценой, по которой производитель готов продать свой товар. Понятия излишка потребителя и излишка производителя применяются при анализе государственной политики в процессе ценообразования. Если государство устанавливает цену на тот или иной товар ниже равновесной, то это приводит к дефициту на рынке, связанному с ростом спроса и резким падением объемов производства. Потребители приобретают продукт по низкой цене, потребительский излишек растет, и они оказываются в выигрыше. Те покупатели, которые не могут приобрести товар вследствие его ограниченности на рынке, теряют свой потребительский излишек. Что касается производителей, то они теряют прибыль и терпят убытки. Избыток теряется в результате снижения цены на продукцию и общего сокращения масштаба производства. Таким образом, потери производителей превышают излишек потребителей, что свидетельствует о снижении общественного благосостояния и крайней неэффективности государственного ценового регулирования.

 

№21

Эластичность  спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.

Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность); Незаметное для покупателя изменение уровня цен; Консерватизм покупателей во вкусах; Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность); Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность). Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с осью X Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона. Эластичность по дуге (дуговая эластичность) — применяется при измерении эластичности между двумя точками на кривой спроса или предложения и предполагает знание первоначальных и последующих уровней цен и объемов.

 

№22

Коэффициент перекрестной эластичности характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%. В зависимости от характера взаимосвязи анализируемых товаров коэффицент может быть положительным, отрицательным или равен нулю: Если E > 0, то товары являются взаимозаменяющими (например масло и маргарин). Повышение цены на один товар ведет к увеличению спроса на другой, его заменяющий. Если E < 0, то товары считаются взаимодополняющими (например джин и тоник). Повышение цены на один товар ведет к сокращению спроса на другой. Если E = 0, то товары считаются независимыми друг от друга и повышение или понижение цены на один товар не оказывает практически никакого влияния на величину спроса на второй товар. Основным фактором, определяющим перекрестную эластичность различных товаров, являются потребительские свойства различных благ, их способность замещать или дополнять друг друга в потреблении. Перекрестная эластичность может иметь ассиметричных характер, когда один товар строго зависит от другого. Например: рынок компьютеров и рынок ковриков для мышек. Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов: Значимость товара для бюджета семьи. Консерватизм во вкусах. Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости. Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа).

 

№23

ЭЛАСТИЧНОСТЬ  СПРОСА - степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения объема спроса к изменению его цены. Выражается в процентах, обозначается буквой Е. Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Когда снижение цены вызывает такое увеличение покупок товара, что общая выручка возрастает, то говорят об эластичном спросе (эластичность больше единицы). Когда же снижение цены компенсируется объемом продаж, так, что общая выручка остается неизменной, говорят о единичной эластичности (эластичность равна единице).

Наконец, когда снижение цены товара вызывает незначительный рост спроса, а общая выручка уменьшается, следует говорить о неэластичном спросе (эластичность меньше единицы).

Выручка предприятия  в тетр………………………………

Эластичность  спроса зависит от многих факторов: 1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, т. к. ее нельзя ничем заменить; 2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем выше качество, чем менее эластичен спрос; 5) степень необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен; 6) размеры запасов товара; 7) потребительские ожидания.

 

№24

Эластичность  предложения по цене - показатель степени чувствительности, реакция предложения на изменение цены товара.Изучение эластичности предложения является необходимым условием исследования относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же небольшое изменение цены вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены обуславливает увеличение предложения то данная ситуация характеризует абсолютно эластичное предложение. Таким образом эластичность предложения изменяется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов, усиления ограниченности ресурсов применяемых при производстве того или иного товара, что ведет к уменьшению значения эластичности предложения. Основным фактором эластичности предложения является время, поскольку оно позволяет производителям отреагировать на изменение цены товара. Выделяют три временных периода: текущий период - период времени, в течение которого производители не могут приспособиться к изменению уровня цен; короткий период - период времени, в течение которого производители не успевают в полной степени приспособиться к изменению уровня цен; долгий период - период времени, достаточный для того, чтобы производители могли полностью приспособиться к изменению цен.

 

№25

ПОТРЕБНОСТИ - конечный, внутренний мотив активности людей. Полезность - способность блага удовлетворять потребность. Полезность - понятие субъективное, для разных потребителей полезность одних и тех же благ существенно разнится Предельная полезность — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага. Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага. Закон убывающей предельной полезности утверждает, что с каждой дополнительное единицой потребления блага предельная полезность падает. Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Проблема оценки потребителем общей полезности потребляемых благ: кардинализм (количественный подход) и ординализм (порядковый подход). В XIX в. преобладал кардиналистский (количественный) подход к измерению полезности, к-ый исходит из простой предпосылки: потребитель каждому благу присваивает определенное значение полезности. Он свой доход делит, чтобы получить максимум этой полезности. В XX в. получил развитие ординалистский (порядковый) подход. Он не предполагал необходимость измерения степени полезности каждого отдельного взятого блага, и полезность набора благ в комплексе определялась не критерием полезности отдельного блага, а комплекса благ. Правило максимизации полезности - правило, согласно которому для получения наибольшей полезности потребитель должен так распределить свой денежный доход, чтобы последний доллар, израсходованный на каждый товар, приносил равную предельную полезность.

№26

Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса.Выделяют следующие виды предпринимательства:производственное; коммерческо-торговое;финансово-кредитное; страховое; посредническое. Может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают: а) предпринимательство государственное; б) предпринимательство частное. По законам Беларуси коммерческое предприятие может создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью (ОДО), закрытого (ЗАО) и открытого (ОАО) акционерного общества, производственного кооператива (ПК), частного унитарного предприятия (ЧУП) и крестьянского (фермерского) хозяйства.

Организац. Прав. Формы  …………В тетр………………

 

№27

 В тетр

 

№28

Экономическая деятельность фирмы  может быть описана производственной функцией. Она выражает зависимость  между объемом получаемой продукции  и количеством ресурсов, применяемых  в производстве за определенное время. Зависимость между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимой из этого набора называется производственной функцией. Производственная функция исходит из взаимодополняемости и взаимозаменяемости ресурсов. Общий продукт – это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества фактора производства. Разделив общий продукт на израсходованное количество переменного фактора, можно получить средний продукт. Специфика анализа деятельности фирмы зависит от периода времени, в течение которого реализуется производственная функция. Краткосрочный период – в течение которого производственные функции остаются фиксированными. Долгосрочный период – отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы производства. Для анализа деятельности фирмы в краткосрочный период используются следующие показатели: бщий, средний и предельный продукт; общие, средние, предельные, постоянные и переменные издержки; совокупный, средний и предельный доход. Предельный продукт определяется как прирост совокупного продукта, полученный в результате бесконечно малых приращений количества использованного переменного фактора:С ростом использования какого-либо производственного фактора при прочих равных условиях рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению сначала относительного, а затем и абсолютного объемов выпуска продукции. В этом заключается закон убывающей предельной производительности. Поэтому при определении размеров предприятия следует учитывать тот факт, что расширение производства целесообразно до тех пор пока предельный продукт больше или равен среднему продукту.

 

№28

Специфика анализа деятельности фирмы  зависит от периода времени, в  течение которого реализуется производственная функция. Долгосрочный период – отрезок времени, достаточный для внесения изменений во все факторы производства. Зависимость между любым набором факторов производства и максимально возможным объемом продукции, производимой из этого набора называется производственной функцией. Производственная функция исходит из взаимодополняемости и взаимозаменяемости ресурсов. Модификацией производственной функции является изокванта. Изокванта – кривая, геометрическое место точек, соответствующих всем вариантам производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции. График, на котором представлен набор изоквант, называется картой изоквант. ПРЕДЕЛЬНАЯ НОРМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЗАМЕЩЕНИЯ — количество одного ресурса, которое требуется для замены единицы другого ресурса без изменения объема выпуска. (для того, чтобы остаться на той же изокванте -обеспечить тот же объем производства- фирме потребуется увеличить количество применяемого труда.)

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"