Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:53, шпаргалка
№1 Предмет экономической теории - это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.
№2 Общенаучные методы - это методы, которые используются при изучении любой науки: математики, физики, химии, биологии, психологии, социологии, экономической теории и т.д.
№31 Анализ издержек обычно осуществляют в двух временных промежутках: в краткосрочном период.
Товарное хозяйство включает такие общие организационные связи, которые могут обслуживать самые различные социально- экономические системы. Однако при этом объем и значение производства товаров и их обмена совсем не одинаковы. В силу этого товарное хозяйство имеет исторический характер: оно существенно изменялось на протяжении всей истории. Одной из причин его возникновения является общественное разделение труда. Другой причиной является хозяйственное обособление людей для изготовления какого-то продукта
№9
Собственность – это общественные отношения, складывающиеся в процессе присвоения материальных и духовных (интеллектуальных) благ. Собственность может быть государственной и частной Формы собственности: Государственная Коллективная Частная Собственность др. государств и международных организаций Совместная собственность Смешанная собственность. Государственная собственность: Исключительная (Недра, Воды, леса) Республиканская:– земля, ее недра, воздушное пространство над территорией республики Беларусь, внутренние водоемы, леса и др. природные ресурсы– земли сельскохозяйственного назначения– имущество республиканских органов власти и управления, культурные и исторические ценности народа РБ, средства республиканского бюджета, республ. Банки, респ. Страховые, резервные и иные фонды, а также предприятия и народнохозяйственные комплексы, учебные заведения, объекты социо-культурной сферы, научно-исследовательские институты организации, и иное имущество, обеспечивающее суверенитет, хоз. самостоятельность республики, ее экономическое и социальное развитие– имущество, приобретенное за счет средств республиканского бюджета или безвозмездно переданное в собственность РБ Союзом ССР, иными субъектами права собственности.
Коммунальная
собственность–имущество, принадлежащее административно-
№10
Натуральное хозяйство — примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей. Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке. Главными чертами натурального хозяйства являются неразвитость общественного разделения труда, изолированность от внешнего мира; самообеспеченность средствами производства и рабочей силой, возможность удовлетворения всех или почти всех потребностей за счет собственных ресурсов. Четырмями основными видами натурального хозяйства являются: охота и собирательство, кочевое скотоводство, подсечно-огневое и некоторые оседлые формы земледелия. Каждый вид отражает разные периоды развития человеческого общества.
Товарное производство — тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Товарному хозяйству присущи следующие основные черты:Продукция производится с целью продажи Общественное разделение труда и специализация на выпуске какого-либо товара Товарно-денежные отношения носят всеобщий характер Связь между производством и потреблением опосредована рынком
Товарное хозяйство включает такие общие организационные связи, которые могут обслуживать самые различные социально- экономические системы. Однако при этом объем и значение производства товаров и их обмена совсем не одинаковы. В силу этого товарное хозяйство имеет исторический характер: оно существенно изменялось на протяжении всей истории.
Одной из причин его возникновения
является общественное разделение труда.
Другой причиной является хозяйственное
обособление людей для
№11
Рынок — это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей. Впервые детальное описание и анализ свободного рынка предпринял испанский и перуанский юрист и экономист Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века.В своей теории субъективной стоимости он различает элементы спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество внутри свободного рынка. Через это он определяет понятие публичных торгов. Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, владельцы денег. Объекты рынка – материальные блага, факторы производства, ресурсы, товары и услуги, по поводу которых субъекты рынка вступают во взаимодействие, в рыночные отношения.
Формами организации рынка служат базар, магазин, аукцион и т.д.
№12
К функциям рынка относятся:
информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве; посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем; ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции; регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение; координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль
Классификации рынков По территориальному признаку: местный региональный национальный мировой По субъектам, вступающим в обмен: рынок потребителей производителей промежуточных продавцов государственных учреждений По объектам обмена: рынки средств производства рынок товаров и услуг финансовый рынок интеллектуальной собственности С учетом ассортимента: замкнутый насыщенный смешанный По степени соблюдения законности: легальный нелегальный (теневой) чёрный По степени насыщенности:равновесный (спрос = предложение) дефицитный(спрос > предложение) избыточный (спрос < предложение) По степени развитости экономической свободы: свободный регулируемый
Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты. Разновидности структур рынка: Монополистическая конкуренция, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты. Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка. Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний. Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей. Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги. Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа). ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА — включает, оптовые предприятия, биржи, брокерские фирмы, финансовые институты, налоговую систему.
№13
Совершенная — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.Признаки совершенной конкуренции: бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей, однородность и делимость продаваемой продукции, отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка, высокая мобильность факторов производства, равный и полный доступ всех участников к информации .В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция. Монополистическая конкуренция, рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты. Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка. Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги. В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого может лишь благодаря внешнему вмешательству.
№14
Спрос– это отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести. Закон спроса – чем ниже цена товара, тем большее его количество покупатели хотят и в состоянии приобрести. Величина спроса - количество товара, которое покупатель готов купить по данной цене в данное время. Совокупный спрос - это такая ситуация на национальном рынке в целом, которая показывает реальный объем производства товаров и услуг в экономике страны, который все потребители, т.е. домохозяйства, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен. Кривая спроса показывает, какое количество товаров могут приобрести потребители при различных уровнях цены. Кривая демонстрирует действие закона спроса: чем выше цена на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса и наоборот. Различают индивидуальный и рыночный спрос на товары или услуги. Если индивидуальный спрос на товары отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общий рыночный спрос будет суммарным отражением спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей. Величина рыночного спроса не обязательно совпадает с объемом рыночных продаж. Так, например, назначение государством заниженных цен на какой-либо товар (или запрет на повышение цен) может вызвать существенный рост величины спроса. При этом объем продаж может оказаться низким в результате незаинтересованности производителя продавать по установленным ценам.
№15
Предложение (в экономике) — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях. Закон предложения - чем выше цена, тем больше товара производители готовы произвести и предложить к продаже, т.е. прямая зависимость между ценой товара и величиной его предложения.
По сути, закон предложения говорит о том, что при высоких ценах, товаров предлагается больше, чем при низких. Если представить предложение как функцию цены от количества предлагаемого товара, закон предложения характеризует возрастание функции предложения на всей области определения. Кривая предложения показывает, какое количество товара и по какой цене производители могут продать на рынке. Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать товар. Величина предложения - это количество товаров, которые производители хотят и могут произвести и предложить к продаже на рынке по данной цене в данный период времени. Изменение количества предлагаемого товара под влиянием каких-либо факторов - изменение предложения. Изменение цены производимого продукта - изменение величины предложения. Индивидуальное предложение - какие количества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам одним производителем, когда все другие условия рынка останутся неизменными. Рыночное предложение — это суммарное предложение блага всеми индивидуальными потребителями, действующими на рынке
№16
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.
Предполагается, что рыночное равновесие максимизирует общественное богатство. При равновесной цене продается максимальное количество товара. Равновесная цена — цена, при которой объём спроса на рынке равен объёму предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения. Равновесный объём — объём спроса и предложения товара при равновесной цене. При рыночном равновесии спроса и предложения отсутствуют факторы как для повышения, так и для понижения цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными. Цена, по которой благо продается или покупается, может не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения. Механизм формирования цен – процесс взаимодействия продавцов и покупателей, их предложения и спроса. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до того момента, когда наступит равновесие спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает снизить цены, чтобы продать товары, а снижение цен на товары заставляет производство сократить их выпуск. Такой механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определить цену любого товара или услуги.
№17
Л.Вальрас первым попытался описать как достигнуть микроэкономическую стабильность и равновесие через систему уравнений. В рыночной экономике цены предопределяют объем выпускаемой продукции, а объем выпуска в значительной степени определяет цены. Цены потребительских товаров и услуг зависят от цен ресурсов. А цены ресурсов – от цен потребительских благ, на которые существует платежеспособный спрос. Взаимосвязь в экономике оборачивается порочным кругом, выйти из которого можно лишь решая всю систему уравнений одновременно. Данная система уравнений называется системой уравнений общего равновесия. Во времена Вальраса отсутствовал математический аппарат для решения такой системы. Поэтому решение системы Л. Вальрас видел в группировке уравнений. Путь к равновесию рассматривался им как постепенный процесс. Конечно, модель Л. Вальраса несколько идеализировала действительность. В ней предусматривалось, что потребители знают свои функции спроса и предложения, технические коэффициенты и многие другие данные. Более того, Л. Вальрас шел от модели к реальной действительности, а не наоборот. Однако эту модель можно упрощать и усложнять путем включения новых переменных Равновесие по А. Маршаллу опирается на разность цен спроса и предложения, вызванную отклонением фактического объема предложения от равновесного. Современная экономическая теория оперирует функциями спроса и предложения Л. Вальраса и графическими иллюстрациями этих функций А. Маршалла, что не сказывается на результатах анализа взаимодействия спроса и предложения. Поскольку в модели Л. Вальраса инструментом сбалансированности рынка являются цены, то эта модель характеризует ситуацию, складывающуюся на рынке в краткосрочном периоде. Моделью А. Маршалла, в которой равновесие достигается за счет приспособления объемов предложения к равновесному количеству, лучше описываются рыночные процессы в долгосрочном периоде (можно изменить объемы выпуска и продаж за счет увеличения или уменьшения количества используемых факторов производства).