Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:50, шпаргалка
1. Какова роль трансакций и организующих их контрактов в экономике
2. Чем участники контракта руководствуются в процессе взаимодействия?
3. Участников контракта отличает две черты, существенные для современной экономической жизни.
Что же касается верхней части цилиндра собственности, то здесь мы столкнулись с
конфликтующими альтернативными использованиями. В силу того, что использования альтернативны, возникает конфликт и возникает реальная необходимость торга (bargaining) между людьми, поставленными в определенные условия. Возможны две процедуры торга.
Первая: когда права собственности между людьми не урегулированы. В основе такого торга лежит право сильного. Вернемся к примеру, когда Смит подал в суд, требуя, чтобы самолеты облетали стороной его участок земли. Пока идет судебный процесс, которому конца не видно, и в котором непонятно, кто победит, самолеты продолжают летать. Инициативу в торге, естественно, проявит Смит, как пострадавшая сторона, который, например, предложит заплатить владельцу аэродрома за то, чтобы самолеты с 23.00 до 5.00 не взлетали и не садились. Однако если Смит очень богат, торг может начать и владелец аэродрома, который специально построил у него под носом аэродром, чтобы потом, радостно
потирая руки, сказать: «Смит, давай поторгуемся. Я аэропорт убираю, а ты мне…». Таким образом, развитие ситуации зависит от эффекта дохода (value effect).
Вторая: когда права собственности между людьми урегулированы. Надо сказать, в случае, если
суд примет решение, что самолеты могут летать над участком Смита, в их позициях ничего не
изменится. Ведь Смит в данном случае ничего не может сделать с владельцем аэродрома, кроме как с ним торговаться. Если бы ему даже удалось купить для охраны своего воздушного пространства зенитную установку, он все равно не мог бы сбивать самолеты, поелику это связано с причинением физического вреда и с массовым убийством. А вот в случае, если бы суд вынес решение в пользу Смита, их позиции поменялись бы очень резко, и можно представить, каким образом.
Другой классический пример repartition of PR - эксплуатация нефтяного бассейна. Проблема
эффективной эксплуатации нефтяного бассейна была описана Гарри Д. Либекапом (Gary D. Libecup) в статье под названием «Политическое распределение прав на минеральные ресурсы» (1984). Сама по себе статья не очень интересна, но в ней приведен ставший хрестоматийным пример, который теперь, наряду с другим классическим примером эффективного распределения прав собственности – примером fisheries economics, кочует из учебника в учебник.
У нас считают кровопийцами Морганов, Рокфеллеров и им подобных. А на самом деле США -
страна равенства, и правительство, озабоченное тем, как обеспечить не только юридическое, но и экономическое равенство, особенно в распределении ресурсов, постановило: собственник участка может установить на нем вышку и добывать нефть, однако размер его участка не должен превышать 20-30 га. Каждый мог подать в правительство заявку на приобретение такого участка в собственность, получить его и застолбить (точно так же, по Hampstead Act, владелец столбил участок для намывки золота). Уже через 6 лет после начала эксплуатации возникла уникальная ситуация – все нефтяные
вышки (а они в то время были невелики – высотой около 3 м) располагались по границам участков. Ведь делилась только поверхность земли, а так как у каждой вышки есть радиус действия, то их владельцы в первую очередь стремились выкачать нефть с участков соседей, понимая, что выкачать ее со своего участка они смогут всегда. Добытая в спешке нефть сливалась в дешевые открытые резервуары, стоящие в центре каждого участка. Быстро продать ее владельцы не успевали. В результате, часть нефти просто испарялась. В известном американском фильме «Оклахома, как она есть» показано, как во времена нефтяной лихорадки владельцы участков воевали, поджигая резервуары друг у друга (методы установления прав собственности там стандартные, как во всех вестернах). Кроме того, эксплуатация
нефтяных месторождений велась абсолютно нерационально. Все это привело к колоссальным потерям (от __________15 до 20 % - по некоторым данным), превысившим потери от эксплуатации нефтяных месторождений в Западной Сибири, которые составили 12 %. Как советская власть ни старалась, она все-таки не смогла здесь обогнать американцев!
Проблема закрепления прав собственности с определенной привязкой к объекту - это тоже
проблема repartition of PR. Американцы смогли бы нормально эксплуатировать свое месторождение, если бы выставили его целиком на аукцион и в рамках аукционной продажи передали бы права на эксплуатацию определенной компании. Но они допустили классическую ошибку - их законодатели традиционно представляли себе данный физический объект собственности в двух, а не в трех измерениях. За это американцы и поплатились.
43. Проблема clustering of PR (проблема формирования наборов прав собственности). Человек
сам выстраивает определенный набор необходимых ему прав собственности. Если он заботится о своем доходе, он может закрепить за собой право на эксплуатацию месторождения, т.е. получить право собственности на нижнюю часть цилиндра, но разрешить людям на своем участке собираться на пикники, ездить на велосипедах и пр. Если же он озабочен тем, чтобы просто тихо отдыхать на своем участке, он, наоборот, может махнуть рукой на его промышленное использование, но будет всячески пытаться откупить право собственности на верхнюю часть цилиндра и запретит посторонним вторгаться на его территорию. Это примеры кластеров форм использования обсуждаемого физического объекта - кластер, направленный на максимизацию его стоимости, и кластер, направленный на максимизацию индивидуальной его полезности для человека, который купил этот участок, чтобы здесь отдыхать. Проблема clustering of PR – одна из наиболее часто встречающихся прикладных экономических проблем. Рассмотрим примеры.
Пример 1. В Баковке у ВШЭ есть большая дача, которая находится в совершенно разоренном
состоянии. С трех сторон, как выяснилось, ее окружают земли некоего богача - владельца одного из крупных российских банков, выживших после дефолта. Он уже купил расположенный рядом бывший Дом отдыха Метростроя, и для полного счастья ему не хватает только наших 0,7 га с этой нашей дачей, чтобы завершить «собирание земель». Сейчас он заявил о своей готовности отдать за наш участок
любые деньги, и мы начали переговоры – мы хотели бы, чтобы он за этот участок купил нам недострой
вдвое большей площади с нормальными номерами (его мы могли бы использовать, как пансионат). Для нас данная собственность имела если не отрицательную, то близкую к ней величину. И вдруг она стала оцениваться чуть ли не в 0,5 млн. $, благодаря эффекту кластера, эффекту связки. Сам по себе наш участок владельцу-соседу не нужен, но он нужен ему, как входящий в некий объект. Это простейший кластер, ибо в него входят совершенно однородные объекты. Они комплементарны именно потому, что
представляют собой как бы четыре кубика, из которых три уже имеются у владельца-соседа, и он хочет получить к ним недостающий четвертый.
Пример 2. В Лекции 6 мы рассматривали историю объединения Кузовного бюро Фишера с
компанией «Дженерал Моторс» ради снижения издержек. Сейчас это кажется естественным, но примерно до 1920 г. автомобили собирали так: ставили раму, двигатель, а то, что мы называем кузовом, все уважающие себя клиенты заказывали каретнику. Впервые автомобиль стали целиком изготавливать на заводе Форда, а потом на заводе «Дженерал __________Моторс». Это пример чисто производственного кластера.
Пример 3. Кластер объектов собственности можно строить на разных принципах. Совсем не
обязательно то же Кузовное бюро приобретать в эксклюзивную собственность. Рассмотрим еще один классический пример, связанный, как и предыдущий, с автомобильной промышленностью: сравнение структуры производства комплектующих у американских и японских производителей, а именно у
«Дженерал Моторс» и «Тойоты», с точки зрения эффективности форм их экономической организации. «Дженерал моторс», стремясь как можно больше снизить цену на свою продукцию, пытается производить максимально возможное число комплектующих на своих заводах, а на свободном рынке
закупает лишь около 1/3 комплектующих, причем на жестких условиях. В результате, по сравнению с японским, американский автомобиль обычно оказывается более дешевым, но и менее надежным.
Японцы строят свой кластер собственности по-иному. Внутри фирмы они производят меньше
комплектующих, чем американцы. Они больше последних покупают комплектующие на рынке, но зато покупают их у постоянных партнеров, и этих постоянных партнеров у японцев не тысячи (как у «Дженерал Моторс»), а сотни. Это значит, что у них устанавливаются продолжительные контракты (long-term relationship), которые уже претерпели фундаментальную трансформацию (по Уильямсону).
Японцы доходят до того, что допускают своих долголетних контрагентов к планированию новых моделей автомобилей (исходя из технологических возможностей и стратегий своих партнеров, они решают, какого рода изменения и каким образом надо внести в разрабатываемую модель). В результате,
японские автомобили значительно превосходят американские по качеству, так как комплектующие у японцев лучше адаптированы друг к другу. Однако их автомобили дороже американских, так как одно дело - competitive bidding, а другое - long-term relationship, которыми партнеры дорожат, но которые и приводят к значительному увеличению стоимости.
Все имеет свою цену, как положительную, так и отрицательную, и свои ограничения. Ни о
каком типе построения кластера собственности нельзя сказать, что он - абсолютно хорош или абсолютно плох. В каких-то случаях надо выбрать один тип его построения, в каких-то – другой, в зависимости от преследуемых целей. И все же основополагающие черты, которые влекут за собой тот или иной тип контрактации, остаются неизменными.
44. Проблема сложных результатов собственности. Когда говорят о полезных эффектах тех или иных объектов собственности, имеют в виду не процесс, а результат их использования (который в ряде случаев совпадает с процессом). Обычно в экономической литературе это не выделяется. Я же склонен это выделить, полагая, что сложные объекты собственности сами по себе и сложные процессы, связанные с этими объектами, дают комплексные результаты.
Mилгром и Робертс рассматривают в качестве примера ситуацию с созданием учебника. Они пишут, что два профессора Стэнфордского университета Милгром и Робертс собрались вместе и решили подготовить учебник. В процессе их работы может возникнуть (хотя и не обязательно) проблема соизмерения вкладов, когда потребуется выяснить, какой вклад в работу внес каждый из ее участников, и как делить между ними результаты работы. Такая проблема имеет ряд измерений - кроме простого измерения объема проделанной работы и того времени, которое участник на нее затратил, очень важным является измерение качества его работы.
А к чему приведет процесс создания учебника? Возможны - пишут авторы, - как минимум, четыре результата. Эти результаты комплементарны, они не альтернативны, но, тем не менее, они разные. Во-первых, профессора получат авторский гонорар с каждого проданного экземпляра учебника (royalty). Во-вторых, в зависимости от качества учебника, они приобретут определенный престиж (prestige) на кафедре, или во всем университете, или в своей профессиональной среде. В-третьих, они существенно улучшат читаемые ими курсы (course improving) - будут читать их легче, совершеннее и пр.
В-четвертых, этот учебник повлияет на их будущие контракты на будущие книги (future books). В данном случае фьючерсы – это оценка будущего контракта. Если авторы напишут очень удачный учебник, они смогут добиться в будущем не 10 %, а 15 % royalty. Если же он разойдется плохо, следующий учебник они не смогут продать даже за 10 % royalty, а вынуждены будут торговаться за 7-8 % royalty. Итак, существует целый ряд использований одного и того же физического результата – учебника, выпущенного Милгромом и Робертсом.
Подобное членение необходимо, ибо оно очень сильно влияет на некоторые экономические процессы. Например, у нас есть определенные деньги, и мы ищем человека, который способен написать качественный учебник по экономике и при этом уложиться в заданные сроки и не сорвать контракт.
Естественно, мы будем искать его среди доступного нам сообщества профессоров экономики, ориентируясь на людей с ярко выраженными предпочтениями, и в каждом отдельном случае мы будем искать систему стимулов, покрывающую те или иные предпочтения. Так, если человек получает очень высокую заработную плату, его вряд ли в полной мере удастся заинтересовать только проблемой royalty, но вполне возможно, что он возьмется за этот учебник из желания приобрести определенный престиж в академических кругах. А молодой преподаватель согласится на написание учебника в первую очередь потому, что он заинтересован построить свой курс. Еще один пример: мы посылали и посылаем во Францию и Голландию массу молодых преподавателей, стимулируя их не оплатой (она невелика), а возможностью написать учебное пособие для ВШЭ, приобрести навыки чтения нового курса, который они потом смогут читать здесь или в других учебных заведениях, и пр. Проблема сложных результатов собственности является критической для построения налоговой политики, некоторых стратегий в отношениях с партнерами и т.д. Это одна из наиболее часто применяемых, хотя и сложно формализуемых частей экономической науки. Она часто возникает потому, что в попытке заинтересовать чем-либо своего будущего партнера вы регулярно ориентируетесь на ваше представление о его предпочтениях. Не все можно купить за деньги. Кто-то любит одно, кто-то – другое, кто-то живет одним днем, кто-то рассчитывает на будущее. Имея свое представление о будущем партнере, вы пробуете соблазнить его именно тем, что, по вашему мнению, его больше всего привлекает. Но система предпочтений зачастую сложно формализуется. Скажем, уровень royalty и условия контракта на будущие книги в вышеприведенном примере вполне можно формализовать, но как формализовать престиж, совершенно непонятно (он не имеет денежного выражения). Course improving можно формализовать по ожидаемой зарплате преподавателя, по альтернативной зарплате, на которую его будут приглашать университеты. Однако это измеритель косвенный, отнюдь не исчерпывающий оценку стоимости самим преподавателем.