Шпаргалка по "Экономика отрасли"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 13:12, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет и задачи курса «Экономика отрасли»
2.Методы исследования в науке «экономика отрасли»
3.Значение и особенности аграрной сферы
4.Понятие,состав и структура АПК
5.Продовольственный комплекс и продуктовые подкомплексы в системе АПК
6.Основы формирования агропромышленного комплекса
7.Сущность и значение инфраструктуры сельского хозяйства
8.Производственная инфраструктура
9.Социальная инфраструктура
10.Понятие и принципы размещения сельского хозяйства
11.Экономическая оценка размещения сельского хозяйства
12.Специализация в сельском хозяйстве
13.Концентрация производства в сельском хозяйстве
14.Сущность кооперации и интеграции АПК
15.Предпосылки развития кооперации и интеграции
16.Сельскохозяйственная кооперация
17.Агропромышленная интеграция
18.Понятие, роль и предпосылки формирования рынка
19.Спрос, предложение и ценовая эластичность на рынке
20.Конкуренция на рынке: понятие, виды, экономическое значение
21.Классификация рынков
22.Рынки факторов производства для сельского хозяйства
23.Экономическое регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве
24.Особенности земли как главного средства производства в сельском хозяйстве
25. Государственный земельный кадастр и мониторинг земли
26.Платность землепользования и эффективность использования земель
27.Правовая база развития рынка земли в сельском хозяйстве
28.Состав и классификация материально-технических ресурсов
29.Энергетические ресурсы и средства механизации в сельском хозяйстве
30.Рынок материально-технических ресурсов
31.Понятие и состав трудовых ресурсов
32.Рынок труда в сельском хозяйстве
33.Занятость и безработица в с/х
34.Пути улучшения использования трудовых ресурсов
35.Понятие и экономическая сущность производительности труда
36.Определение производительности труда
37. Факторы и пути повышения производительности труда
38.Экономическая сущность и классификация средств производства
39.Оценка и износ основных средств
40.Обеспеченность основными средствами и эффективность их использования
41.Пути повышения эффективности использования основных средств
42.Экономическая сущность и состав оборотных средств
43. Экономическая эффективность использования оборотных средств
44. Понятие и сущность инвестиций
45.Классификация и виды инвестиций
46.Эффективность использования инвестиций в сельском хозяйстве
47.Издержки производства в сельском хозяйстве
48.Стоимость т себестоимость сельскохозяйственной продукции
49.Состав затрат и исчисление себестоимости продукции
50.Экономическая сущность цены и ценового механизма
51.Система цен на продукцию сельского хозяйства
52.Методы ценообразования
53.Ценовое регулирование и совершенствование ценообразования на продукцию сельского хозяйства
54.Народно-хозяйственное значение и размещение производства зерна
55.Эффективность производства и реализации зерна
56.Факторы и пути повышения эффективности производства зерна
57.Значение, специализация и размещение отраслей животноводства
58.Экономическая эффективность производства продукции животноводства
59.Повышение эффективности производства продукции животноводства

Работа содержит 1 файл

Экономика отрасли часть 1.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Вертикальная интеграция предполагает развитие межотрасле­вых связей, сотрудничество сельскохозяйственных, промышлен­ных и других предприятий АПК, обычно связанных единым тех­нологическим процессом производства и переработки сельскохо­зяйственного сырья, реализацией конечного продукта. Эти связи могут отличаться по характеру и интенсивности, но непременным условием является то, что объединяются товаропроизводители различных отраслей.

Принципы интеграции:

1.       Целесообразность участия.

2.       Приоритетность общих интересов агропромышленного формирования над частными интересами его отдельных участников.

3.       Обязательность участия.

4.       Выделение базовых отраслей (определение приоритетного направления деятельности)

5.       Выделение ведущего звена – предприятия интегратора с устойчивой экономикой.

6.       Компактное территориальное расположение.

7.       Создание благоприятных условий (государство должно создавать экономические предпосылки для развития кооперации)

 

 

 

18.Понятие, роль и предпосылки формирования рынка

Рынок – это институт, дающий возможность покупателям и продавцам совершать сделки по купле-продаже товаров и услуг, при этом происходит добровольная передача прав собственности. Субъекты рынка- покупатели и продавцы. Объекты сделок –товары и услуги.

Роль рынка сводится прежде всего к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности. Современный рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все сферы экономики.

Как явление хозяйственной жизни рынок появился много сотен лет назад как следствие естественно-исторического развития производства и обмена, которые породили товарное ведения хозяйства. Происходило это через развитие общественного разделения труда, появление экономически самостоятельных, юридически независимых хозяйствующих субъектов и переход от натурального производства к прямому продуктообмену, а потом и к товарному обмену и рынку.

 

19.Спрос, предложение и ценовая эластичность на рынке

Спрос – количество товаров и услуг, которое желают и могут приобрести покупатели за определенный период времени по определенной цене.

Предложение  -  количество товаров и услуг, которое желают продать продавцы за определенный период времени по данной цене.

Чем выше рыночная цена товара, тем меньше этого товара готов купить покупатель - закон спроса.

 

Эластичность спроса по цене – зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены. Эластичность спроса по цене показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. Варианты ценовой эластичность спроса:

1.       Эластичный спрос-объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).

2.       Неэластичный спрос - когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены)

3.       Единичная эластичность спроса- изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объема спроса.

4.       Совершенно неэластичный спрос - объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости).

5.       Совершенно эластичный спрос - объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня.

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене: наличие заменителей (чем больше товаров - субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар; удельный вес товара в бюджете потребителя (чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность); размер дохода; качество товара (чем качественнее товар, тем менее эластичен спрос на него); степень необходимости товара, универсальность товара; размеры запаса (чем больше запас, тем более эластичен спрос); психология покупателя.

Эластичность предложения по цене показывает, на сколько процентов изменяется предложение товара , при изменении цены этого товара  на 1%.

1.Если при некотором процентном изменении цены величина предложения товара изменяется в большей степени, чем цена, то предложение эластично по цене. 2. Если при некотором процентном изменении цены величина предложения товара изменяется в меньшей степени, чем цена, то предложение неэластично по цене. 3. Если при некотором процентном изменении цены величина предложения товара изменяется в той же степени, что и цена, то предложение характеризуется единичной эластичностью по цене.

Факторы, влияющие на эластичность предложения: способности к длительному хранению и стоимости хранения; особенности производственного процесса ;временного фактора ;

 

 

20. Конкуренция на рынке: понятие, виды, экономическое значение

 

Конкуренция— это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

Различают три вида конкуренции:

1. Функциональная – возникает в связи с тем, что любая потребность в принципе, может быть удовлетворена самыми разнообразными способами.

2. Видовая – характеризуется наличием товаров одного и того же назначения и близких по многим параметрам, но отличающихся по каким-либо существенным свойством или свойствами (двух-, трех- и пятискоростные велосипеды).

3. Предметная – (межфирменная) – возникает в случае практически полной идентичности товаров, предлагаемых различными предприятиями.

С точки зрения методов и механизма осуществления конкуренцию различают на:

1. Ценовую конкуренцию – предложение товаров по более низким ценам, чем у конкурентов.

2. Неценовую – ключевыми факторами успеха в борьбе за предпочтение потребителя становится не цена  товара, а его качество, обслуживание, предоставление покупателю большего объема услуг, связанных с реализацией и потреблением товара.

Как экономическое отношение конкуренция выражает причинно-следственную зависимость между интересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами развития экономики.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных хозяйственных единиц. Через конкуренцию товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, ускорению научно-технического прогресса.

В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созданию монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция превращается в разрушительную силу для экономики. В современных условиях конкуренция выступает как важное средство развития производства. Многие экономисты связывают с ней повышение эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять достижения науки и техники, совершенствовать технологию производства.

 

21.Классификация рынков

  1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений: рынок товаров и услуг (потребительский рынок); рынок ценных бумаг; рынок труда (рынок рабочей силы); рынок валюты; рынок информации; рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.
  2. По товарным группам: рынки товаров производственного назначения; рынки потребительских товаров (например, продовольствия); рынки сырья и материалов и т.д.
  3. По географическому положению: местные (локальные) рынки; региональные рынки; национальный рынок; мировой рынок.
  4. По субъектам или их группам: рынок покупателей; рынок продавцов; рынок государственных учреждений; рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
  5. По степени ограничения конкуренции: монопольный рынок; олигопольный рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.
  6. По уровню насыщения товарами и услугами: равновесный рынок; дефицитный рынок; избыточный рынок.
  7. По степени зрелости: неразвитый рынок; развитый рынок; формирующийся рынок.
  8. По соответствию законодательству: легальный (официальный) рынок; нелегальный, или теневой, рынок («черный» и «серый»).
  9. По характеру продаж: оптовый рынок; розничный рынок.
  10. По характеру ассортимента товаров: замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя; насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей; рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
  11. По отраслевому признаку: рынок автомобилей; рынок нефти; рынок компьютерной техники и т.д.

В рыночной структуре особо выделяют также несколько видов рынков.

Рынки товаров и услуг, куда включаются рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.   Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых. Финансовые рынки, т. е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки. Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства. Рынки рабочей силы (труда), представляющие собой экономическую форму движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).

22.Рынки факторов производства для сельского хозяйства

• Рынок с.х. прод.-сфера обмена товарами с.х. между производителями и потреб., сложивш-ся на основе разделения труда. Вход.: рынок зерна, р. Картофеля и овощей, мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов. Особенности: зависимость предложения от погодлных усл.; гарантированный спрос на с.х прод., из-за способ-ти удовлетворять потребности нас. в пище; больш. Объем продукции и ее скоропорт. Хар-тер (в хранилищах, и реализация в сжат. Сроки); Сбыт через разл. Посреднков (сосредоточение потребления с.х. прод. В городах)
• Рынок земли. Для формирования и развития рынка земли надо решить проюлемы: кому доверять землю (з. с.х. применения могут быть проданы только для с.х. использования), ограничение площади з., наход-ся в частной собственности, цена земли ( 2 вида цен: нормативная и рыночная).
• Рынок средств производства. Свобод. Рынок – неотъемлемая часть рыночной экономики в АПК. Свобод. Реализация средств произ-ва предполагает насыщение рынка этой продукцией, конкуренцию поставщиков, возможность выбора потребителей наиболее выгодных, качеств, и дешевых вариантов.
• Рынок труда. Общественно-экономич форма движения рабочей силы, занятой в аграрной сфере. Это система отношения по поводу обмена индивид. Способ-ей к труду на фонд жизненных благ, необход. Для воспроиз-ва рабочей силы. Особенности: если раб.сила в процессе труда созд. Стоимость, то все прочие виды ресурсов лишь переносятся на нов. Стоимость самим трудом.; предложение раб. Силы опред-ся демографическими факторами- -уровнем рождаемости; процессы миграции; научно-технический процесс.

 

23. Экономическое регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве

Под гос регулированием агропромыш производства понимается эконом воздействие государства на производство, переработку и реализацию сх-ной продукции и продовольствия, а также на производственно- техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение АПК.
Задачами являются стабилизация и повышение эффективности агропромыш производства, обеспечение продовольственной безопасности страны, улучшение продовольственного обеспечения, поддержание экономич паритета между сх и другими отраслями АПК, выравнивание среднего уровня доходов работников различных отраслей, защита отечественных товаропроизводителей.
Гос регулирование осуществляется по следующим основным направлениям: дотирование производства продукции животноводства, поставляемой в федеральный и региональные продовольственные фонды; дотирование развития племенного животноводства, элитного семеноводства, производства гибридных семян кукурузы, подсолнечника и сахарной свеклы; компенсация части затрат на электрическую и тепловую энергию, на приобретение топлива и смазочных материалов, минеральных удобрений и средств химической защиты растений; финансирование гос мероприятий по повышению плодородия почв, содержанию ветеринарной сети; формирование и обеспечение нормального функционирования рынка сх-ной продукции и продовольствия; поддержка инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве, включая приобретение техники, сортовых семян и племенных животных; осуществление целевого лизинга техники; защита интересов отечественных товаропроизводителей при регулировании внешнеэкономич деятельности; поддержка научных исследований по тематике, представляющей интерес для агробизнеса; содействие развитию социальной сферы села.
К экономич рычагам гос регулирования
относятся: цены — целевые, гарантированные (защитные), залоговые; налоги — льготные, дифференцированные; кредит — льготный, товарный, поддержка процента по ссудам коммерческих банков; бюджет — ссуды, компенсации, дотации, лизинг, финансирование некоторых мероприятий; интервенции сх-ной продукции, сырья и продовольствия (закупочные и товарные); страхование (частичная уплата страховых взносов); таможенные пошлины при экспорте и импорте сх-ной продукции, сырья и продовольствия; аграрное законодательство

 

24.Особенности земли как главного средства производства в сельском хозяйстве

Земля в сельском хозяйстве является главным средством производства, и как средство производства она выступает в качестве и предмета труда и средства труда. Как предмет труда земля выступает тогда, когда человек, воздействуя на землю, формирует ее физические, механические и химические свойства, т.е. формирует урожай. Как средство труда земля сама воздействует на растения и формирует урожай.
Земля имеет следующие особенности:
*земля - продукт природы, она никем не создана, поэтому в первозданном виде она не должна иметь стоимость, однако в рыночных условиях все является предметом купли-продажи, в том числе и земля;   *земля имеет постоянное место расположения, в отличие от других средств производства ее нельзя переместить с одного участка на другой;

*площади земли в масштабах государства, как правило, без войн нельзя расширить;

*земля является незаменимым средством производства;

*разные участки земель различны по своему плодородию;

*земля не изнашивается, не стареет морально при правильном ее использовании можно повышать плодородие земли;

*земля может восстановить свое плодородие, если прекратить ее обработку на какое-то время.

Плодородие земель – главный отличительный признак земли. От него зависит производственная пригодность угодий к использованию в виде пашни, многолетних насаждений, сенокосов.

Естественное плодородие – определяется присущим от природы химическим составом верхнего слоя.
Искусственное плодородие – полученное с помощью агротехнических мероприятий.
Экономическое плодородие – проявляется в совершении технологических работ на земле.

Качество земли – совокупность плодородия, рельефа, конфигурации и климатических условий.
 

 

25. Государственный земельный кадастр и мониторинг земли

Государственный земельный кадастр – это система необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, категориям земель, а также о качественной их характеристике и ценности.
Сведения о правовом положении земельных участков отражаются в государственной кадастровой книге – это 1-ый раздел.
2-ой раздел – учет количества и качества земель по фактическому их состоянию и использованию, при этом учет количества земель ведется по категориям земель.
3-ий раздел – ведется учет качества земель, их земельно-кадастровое районирование, дается классификация земель, их характеристика по экологическим, технологическим и градостроительным свойствам.
4-ый раздел – дается оценка земель по натуральным и стоимостным показателям, сведения об оценке земель отражаются также в земельно-кадастровых документах. Высшим органом по контролю по эффективности использования земли является Госкомитет по земельным ресурсам РФ, которому подчиняются областные, краевые комитеты по земельным ресурсам и землеустройству. Упорядочением земель занимается институт Уралгипрозем.

Мониторинг земли представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда в целях своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения негативных последствий.
Основные задачи мониторинга:
1.формирование нормативно-правовой, научно-методической и информационной базы мониторинга земель;
2.ландшафтно-экологическое районирование территории РФ с выделением районов основных негативных процессов по видам и степени их воздействия на состояние земель;
3.совершенствование существующих и внедрение новых методов технических средств и технологий мониторинга земель;
4.формирование организационных структур мониторинга земель.

Мониторинг земель позволяет обоснованно судить о степени воздействия негативных процессов, своевременно проводить диагностику и оценку этих процессов, разрабатывать меры по предупреждению и устранению негативных явлений.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика отрасли"