Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 15:06, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к зачету по элективному курсу «Экономическая ментальность и политико-хозяйственные элиты России».
Вопросы к зачету
Экономическая
ментальность является составной частью
общего национального менталитета. Последний
представляет собой социально-психологическое
состояние национального сообщества,
отражающее результаты длительного и
устойчивого воздействия естественно
географических и социально-экономических
условий развития этого сообщества2. Национальный
менталитет отражает в себе историю нации
и не может оторваться, уйти от тех базовых
ценностей и норм, которые его формировали.
Национальная ментальность влияет на
все сферы жизни общества, в том числе
и на хозяйственную деятельность.
Экономическая
ментальность включает в себя совокупность
стереотипов и ценностей, влияющих
на хозяйственное поведение людей.
Отметим, что хозяйственная культура
нематериальна и часто
качестве
основных элементов национальной хозяйственной
ментальности выделить следующие:
1.нормы
социального взаимодействия субъектов
в совместной хозяйственной деятельности;
2.предпочитаемые
организационные формы экономической
жизнедеятельности;
3.ценностно-мотивационное
отношение к труду;
4.стереотипы
потребления, отношения к собственности
и богатству;
5.сложившиеся нормы предпринимательской деятельности и отношение к ней в обществе;
Выделяют понятие генезиса менталитета, его формирование происходит под влиянием комплекса факторов:
1) геоклиматических
(географическое положение,
2) этноисторических (общность исторических изменений (образ жизни славян в лесах, занятие переложным земледелием и всем тем, что связано с этим процессом));
3) социально-экономических
изменений (длительное
4) религиозных
факторов (формирование спектра
нравственных ценностей
ормирование особенностей менталитета русского народа происходит, во-первых, под влиянием всего комплекса необходимых условий, причем необходимые условия здесь выступают достаточными.
По нашему
мнению понятие «необходимые условия»
не совпадают с понятиями «
Особенности
российской экономической
ментальности
В статье
рассматриваются исторические аспекты
формирования российской экономической
ментальности и ее влияние на экономическое
поведение граждан в современной России.
Основной акцент сделан на выяснении причин
устойчивости коллективистских ценностей
и норм поведения, обусловивших “перераспределительный”
характер развития российской экономической
системы. Особенности материально-технологической
среды, хозяйственная этика русского православия,
сильное государство и исторически сложившиеся
формы организации общественной жизни
стали важнейшими факторами, обусловившими
специфику ценностей и норм поведения
россиян в сфере жизнеобеспечения. Противоречие
современного этапа развития России заключается
в том, что рассмотренные характеристики
российской экономической ментальности
больше тяготеют к “восточному” типу,
в то время как общей моделью институционального
развития России является Запад. Это обусловливает
проблему конгруэнтности российских и
западных институтов, анклавный характер
ростков либеральной экономической культуры
в современной России.
Чтобы
понять специфику российских экономических
институтов как совокупности норм, правил
и механизмов принуждения к их исполнению,
необходимо рассмотреть глубинные установки
и ценности, устойчивые психологические
реакции россиян, определяющие, будет
ли данная норма воспринята или отвергнута.
Данная задача может быть решена при рассмотрении
российской экономической ментальности
как исторически сложившегося долговременного
умонастроения, единства сознательных
и бессознательных ценностей, норм и установок
в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом
воплощении [В поиске 1995]. О необратимости
институциональных изменений в экономике
можно говорить лишь тогда, когда они интериоризованы,
затрагивают сферу ментальности, то есть
перемещаются на уровень глубинных базовых
представлений, символов и ценностей,
которыми люди руководствуются в своем
повседневном хозяйственном поведении.
Тот факт,
что идеи, идеологии, психологические
свойства людей могут тормозить
или блокировать перемены, неоднократно
отмечался в последние годы исследователями
трансформационных процессов. На примере
Восточной Европы П. Штомпка [Штомпка 1996]
показывает, что одним из главных барьеров,
препятствующих переходу к рынку, является
широко распространенный синдром “социалистической
ментальности”. Подобно ему, авторский
коллектив под руководством Ю. Левады
отмечает, что феномен “человека советского”
еще долго будет присутствовать в массовом
сознании населения России [Советский
простой человек 1993]. В последние годы
проблематикой национального менталитета
интересуется все большее количество
исследователей в разных областях знания
(*1). В социологии попытки его эмпирического
изучения предпринимаются путем массовых
опросов населения (на их результатах
основана монография под общей редакцией
И.Г. Дубова [Ментальность 1997]). Однако и
здесь авторский коллектив отмечает, что
целостную характеристику менталитета
можно дать только в междисциплинарной
перспективе, базируясь на исторических
данных, подходах социологии и социальной
философии, культурологии и лингвистики.
Природно-географический
фактор становления российских экономических
институтов: коммунальная производственная
среда
Экономическая
ментальность формируется в результате
кристаллизации в памяти народа многовекового
опыта хозяйственной
России
исторически была присуща коммунальность
как устройство материально-технологической
среды, при котором все ее части
являются единой нерасчленимой системой
и не могут быть обособлены без
угрозы ее распада [Кирдина 1999]. Малая плотность
населения на больших пространствах современной
России обусловливала меньшую остроту
борьбы за территорию проживания, но повышала
необходимость мобилизаций — коллективной
защиты от внешних нападений и коллективных
усилий в осуществлении трудоемкого подсечного
земледелия в условиях короткого и холодного
лета.
Однако
еще более важным для развития
национальной экономической культуры
было следующее обстоятельство. Согласно
Ф. Хайеку [Хайек 1992], слабая заселенность
территории препятствует добровольной
специализации и разделению труда, а значит,
и эффективному использованию имеющихся
ресурсов, развитию механизмов обмена
и большей доходности труда. Если специализация
приводит к росту индивидуальной производительности,
способов передачи информации, процессам
социально-экономической дифференциации,
то, напротив, малая плотность населения
блокирует развитие этих процессов. Если
в Средние века на Западе интенсивная
урбанизация способствовала индивидуализации
общественной жизни, то на Руси неразвитость
городов, большой удельный вес натурального
хозяйства и неденежного обмена законсервировали
коллективистские формы организации людей.
В условиях преобладания натурального
хозяйства население вынуждено было кормиться
тяжким трудом, использовать примитивные
методы обработки земли и формы обмена,
а значит, существовать в режиме выживания.
Слабая заселенность территории современной
России создала условия и для развития
экстенсивной культуры: обилие земли и
других природных ресурсов ослабляло
проблему их экономного использования,
поэтому увеличение объемов производства
шло преимущественно за счет роста количества
обрабатываемых земель, и в меньшей степени
— за счет рационализации аграрных технологий
(“труд versus высокие технологии”).
Жизнь
в режиме выживания и мобилизаций
требовала наличия сильных перераспределительных
механизмов внутри социума, что обусловило
возникновение и развитие наиболее эффективной
формы организации социально-экономической
жизни в тех условиях — общинной. Важнейшими
характеристиками общинных форм поведения
являлись редистрибуция и реципрокация.
Редистрибутивные практики обеспечивались
обычаями уравнительного перераспределения:
потлачем (дарением излишков), помочами
(совместной трудовой деятельностью),
“нарядами миром”, толоками, складчиной.
Реципрокный (“взаимный”) характер такого
обмена означал, что обмен осуществлялся
между равными, а получение помощи накладывало
на получателя обязательство немедленно
отозваться на призыв оказавшего ему помощь,
когда тот будет в ней нуждаться.
Таким
образом, в основу нормативной базы общины
было положено представление о человеке
не как о самостоятельной единице, а как
принадлежности целого. Это обусловливало
не только развитие коллективистских
обычаев, но и типа культуры в целом, которую
некоторые исследователи называют “детерминистской”
[Овсянников 2000]. Для такой культуры характерен
внешний локус-контроль, в ней человек
зависим от социальной организации, является
объектом воздействия. Как известно, подавляющую
часть населения России вплоть до сталинской
индустриализации составляло крестьянство
— социальный слой, который в полной мере
является носителем общинной этики выживания,
что и позволяет говорить о ней как о характеристике
российской экономической культуры в
целом.
Экономическая
рациональность: прибыль versus справедливость
Дальнейшее
развитие русской цивилизации было
связано со становлением государства
и принятием христианства. В отличие
от появившихся позднее
Этика
выживания русского крестьянства и
конфессиональные нормы православия
обусловили существование бедности как
типа культуры. Материальное благосостояние
человека отделялось от его собственной
активности и ответственности. Русской
культуре было свойственно более терпимое,
чем на Западе, отношение к неудачникам
хозяйственной деятельности, помощь бедным
составляла важнейшую нравственную обязанность
христианина. Нищие занимали в средневековой
русской культуре совершенно определенную
— индульгентную — нишу: через подаяние
выполнялась заповедь о любви к ближнему.
Таким образом, нормативно закрепляются
перераспределительные обычаи славянской
общины, только теперь инструментом редистрибуции
становится милостыня и благотворительность.
Кроме
того, православное христианство усиливает
фаталистические черты
Информация о работе Шпаргалка по «Экономической ментальности и политико-хозяйственные элиты России»