Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История экономических учений".
10.Альтернативные идеи и школы.
Основная идея теории, выдвинутой австро-американским экономистом Йозефом Шумпетером (1883-1950), состоит в том, что развитие экономики основывается на внедрении новинок, инноваций. По Шумпетеру, инновации есть «использование существующих источников новыми способами». Инновации – это новые продукты, новые технологии, новая организация промышленного производства, открытие новых рынков. Источником развития служат внутренние процессы, новые комбинации производственных факторов на основе инноваций Стимулом для предпринимательской деятельности служит прибыль, которая возникает только при внедрении новых производственных комбинаций.
11.Западные критики социализма.
Неоавстрийская школа: Л. Мизес, Ф.А.Хайек. Неоавстрийцы – чистые рыночники и консерваторы. Хайек считал, что лучшим средством регулирования экономики яв-ся смитовская «невидимая рука рынка». Если гос-во будет вмешиваться в рынок, то наступит разрушение экономики. Он ярый антимарксист. По Хайеку неравенство не только результат рынка, но и необходимая его предпосылка. Ф. Хайек представляет правое крыло неолиберализма. Он считает, что существует два противоположных принципа формирования социально-экономического порядка. В отличие от спонтанного, основанного на самоупорядочении, существует и иной, исходящий из возможности по усмотрению человека сознательно строить основополагающие отношения и структуры. Подобный подход и соответствующий тип «конструктивистского рационализма» (терминология Хайека) не что иное, как «пагубная самонадеянность». Спланировать социально-экономический порядок по определенным целевым критериям невозможно.
12.Экономическая мысль России в 20-30-е годы 20в.
Следует особо выделить
имена двух ученых- экономистов советского
периода. Это А.В.Чаянов и Н.Д.Кондратьев.
Чаянова справедливо называют заслуженным
представителем организационно-
Узловые проблемы, рассматриваемые в трудах ученого: теория цены, проблема динамического равновесия, соотношение планового и товарного начал в народном хозяйстве и сегодня сохраняют свою значимость.
13.Теория эффективного спроса Кейнса.
Выдающийся английский ученый – экономист Джон Мейнард Кейнс – «Общая теория занятости, процента и денег»1936. Возникновение кризисов и безработицы Кейнс объясняет недостаточным «совокупным спросом», являющимся следствием двух причин. Первой причиной этого «великого зла» яв-ся «основной психологический закон» общества. Суть его состоит в том, что рост дохода граждан опережает их потребление, что и приводит к недостаточному совокупному спросу. В результате возникают диспропорции в экономике, кризисы, которые в свою очередь ослабляют стимулы капиталистов к дальнейшим инвестициям (капиталовложениям). Второй причиной недостаточного «совокупного спроса» Кейнс считает невысокую норму прибыли на капитал вследствие высокого уровня процента. Последний вынуждает капиталистов держать свой капитал в денежной форме (по Кейнсу – в «ликвидной форме»). Этим наносится ущерб росту инвестиций и еще более урезается «совокупный спрос». Недостаточный рост инвестиций в свою очередь не позволяет обеспечить занятость в обществе – возникает безработица. Кейнс выстраивает след.цепочку: недостаточное расходование доходов, с одной стороны, и «предпочтение ликвидности» - с другой, ведет к недопотреблению. Недопотребление уменьшает «совокупный спрос». Наступает несоответствие между «совокупным спросом» и «совокупным предложением». В результате скапливаются нереализованные товары, что и приводит к кризисам и безработице. Итогом яв-ся нарушение эконом равновесия общества. В результате Кейнс делает сенсационный вывод: если рыночная экономика предоставлена самой себе, то она будет стагнировать (застой).
14.Неолиберализм и соц.рыночное хоз-во.
Неолиберальное направление находится посередине между неоклассическим направлением и кейнсианством. Неолибералы критиковали советскую систему как крайне нежелательный вариант веера, считали центрально-управляемое хоз-во естественным вариантом экономики. Монетаризм – главная школа современного неоконсерватизма. Основателем и лидером школы яв-ся М.Фридмен. Он был учеником Ф.Х.Найта. Он убежден, что капиталистическая экономика яв-ся наилучшим из порядков человечества, обеспечивающим наибольшее благосостояние. М.Фридмен полагает, что рыночная экономика обеспечивает внутри себя равновесие, устойчивость, а все изъяны в экономике есть результат некомпетентного вмешательства гос-ва. Также он считает, что безработица – это плата за свободу, поддерживает расовую дискриминацию. Главное его произведение «Монетарная история США» построена на анализе динамических рядов ВНП, инвестиций и денег. М.Фридмен подметил, что сначала меняется денежный фактор, а затем ВНП и сделал вывод, что деньги имеют большую связь с ВНП, чем инвестиции. Разработал концепцию борьбы с инфляцией.
Для понижения «естественного уровня безработицы» М.Фридмен предлагает осуществить след.мероприятия: 1) помогать наемному персоналу не деньгами, а улучшением информации о трудоустройстве и 2) проводить переквалификацию кадров.
Микроэкономика.
1.Предмет и метод эконом.науки. Микро- и макроэкономика.
Экономика как наука призвана уделять внимание, держать в поле зрения личную, индивидуальную экономику человека, домашнее, семейное хоз-во, отдельные продукты, товары, услуги, удовлетворяющие потребности непосредственно человека и семьи. Также экономические знания должны распространяться на предпринимательскую деятельность, предприятия, фирмы, представляющие основные звенья, ячейки производственной деятельности. Метод исследования: Метод – совокупность приемов и способов при помощи которых наука изучает свой предмет. Методология – наука о методе. 1. индукция – выведение принципов из фактов. 2. дедукция – подразумевает выдвижение гипотиз, которые затем сопоставляются с фактами. В основе любой эконом. политики лежит эконом. теория. Экономическая теория выполняет ряд функций: 1. познавательная (описательная) – пытается объяснить явления. 2. практическая – дает рекомендации по развитию эконом. политики. 3. методологическая – теоретический фундамент эконом. наук. В эконом.науке выделяются: микро-, макроэкономика. При микроэкономическом подходе внимание экономиста-исследователя, аналитика привлекает экономика на уровне человека, семьи, предприятия, фирмы. Усилия микроэкономистов сосредоточены на изучении возможностей производства, выборе конкретных товаров, видов производства, технологий. Микр-ка оперирует такими показателями, как объем производства и потребления товара или группы товаров, цена товара, издержки его производства, выручка от продажи, эффективность деятельности фирм, предпринимательских сделок, хоз-ых проектов. Основной принцип макроэкономического подхода - агрегирование экономических показателей, их сведение в обобщенные величины, позволяющие судить об экономике и экономических процессах в целом как о едином хозяйственном комплексе. Макроэкономика — это изучение экономики в целом, получение общего представления о процессах производства, распределения, потребления товаров, благ, услуг в масштабах регионов, страны и даже всего мира, это агрегированное представление об экономике как единой целостной системе. Макроэкономика и микроэкономика тесно связаны и взаимодействуют друг с другом. Микроэкономика лежит в основе макроэкономики, последняя же является результатом ее концентрированного видения.
2.Основные проблемы эконом.организации. см 1 вопрос.
3.Рынки и государства в современной экономике. В книге «Курс экономики».
4.Основы теории спроса и предложения.
Спрос – это запрос фактического или потенциального покупателя на приобретение товара за имеющиеся у него, предназначенные для покупки этого товара деньги. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах и услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном кол-ве и , с другой стороны, возможность оплатить покупку по ценам, находящимся в пределах доступного. Спрос имеет качественную и количественную характеристики. С точки зрения качеств. спрос – это желание покупать товар. С колич-ой объемом спроса называют кол-во какого – либо товара, которое желает купить покупатель в единицу времени по определенным ценам. Объем спроса зависит прежде всего от цен на продаваемый товар, услугу. Но кроме них на величину спроса влияет и ряд других факторов, которые иногда называют неценовыми. Это: потребительские вкусы, мода, величина доходов (покупательная способность), величина цен на другие, сопряженные товары, возможность замещения данного товара другим.
Предложение - характеризует возможность и желание продавца (производителя) предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам. Такое определение обрисовывает предложение и отражает его сущность с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется его величиной, объемом. Объем, величина предложения — это количество, продукта (товара, услуг)., которое продавец (производитель) желает, может и способен в соответствии с наличием или производственными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени по определенным ценам.
5.Функция спроса, фун-я спроса от цены. Закон спроса.
Функция спроса – зависимость объема спроса и факторов его определения. Цена спроса – максимальная цена, на которую согласен покупатель при покупке данного кол-ва товара.
Закон спроса: чем
выше цена данного товара, тем ниже объем
спроса на него при прочих равных условиях.
1 правило: если изменяется только цена
данного товара, но при этом не изменяются
прочие факторы, то речь идет об изменении
объема спроса. 2 правило: если при неизменной
цене товара изменяются прочие факторы,
то речь идет об изменении самой функции
спроса.
Теоретически вполне возможно существование товаров, не подчиняющихся закону спроса, величина спроса на которые возрастает при увеличении цены. Их называют товарами Гиффена. В жизни нередки случаи, когда рост цены на товар увеличивает спрос на него, так как людям кажется, что рост цены отражает высокое качество товара. Но поскольку в данном случае проявилось действие не собственно цены, а других факторов, то подобные товары не принято считать товарами Гиффена.
6.Функция предложения, фун-я предложения от цены.
Функция предложения
– зависимость между объемом
предложения и факторами его
определения. Цена предложения – минимальная
цена, на которую согласен продавец при
продаже данного кол-ва товара.
Закон предложения: чем выше цена товара, тем больше объем предложения при прочих неизменных факторах. 1 правило: если изменилась цена данного товара, но при этом не изменились прочие факторы, то речь идет об изменении объема предложения. 2 правило: если при неизменной цене товара меняются прочие факторы, то речь идет об изменении самой функции предложения.
7.Государственное
воздействие на
рыночное равновесие
путем фиксированных
цен. Дефицит и
черный рынок.
Дефицит и качество.
Дефицит – превышение объема спроса над объемом предложения.
Госуд. регулирование
рынка: налоги, дотации, фиксированные
цены. Фиксир. Цена – цена установленная
ниже равновесной.
Уменьшив кол-во товара по фиксир. Цене увелич. прибыль черного рынка. Увеличение прибыли черного рынка пропорционально уменьшению объема продаж по фиксир. Госуд. цене.
9.Потребление и спрос. Количественный (кординалистский) подход к анализу полезности и спроса.
Основывается на том, что каждый потребитель должен уметь измерить полезность любого блага, при помощи искусственных единиц полезности. В природе существует функция общей полезности от количества потребленных благ. Эта функция яв-ся монотонно-возрастающей и выпуклой влево вверх до определенного предела. Чем больше единиц блага потребляется, тем выше суммарная полезность. Каждая последующая единица потребления приносит полезность меньшую, чем предыдущая.
Информация о работе Шпаргалка по "История экономических учений"