Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:08, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История экономических учений".
История экономических учений.
1.Последовательность и суть направлений этапов экономической мысли.
Периоды Др. мира и Средневековья.
Именно тогда
создаётся «фундамент»
Древний Китай: философ Конфуций (551-479 гг. до н.э.) изложил взгляды на умственный и физический труд, отношения между рабовладельцами и рабами. Философ Сюнь-цзы (313-238гг.до н.э.) выступал против «непомерных поборов на заставах и рынках, тормозящих обмен». В Древней Греции экономические воззрения приобретают научный облик.
Выдающиеся греческие
философы Ксенофонт (430-355), Платон(427-347),
Аристотель(384-322) уже по праву могут
считаться первыми учеными
Ксенофонт, написавший такие работы, как «О доходах» и «Экономика» (учения о хозяйстве), дал старт научной экономике. В его исследованиях высказывается мысль о целесообразности разделения труда. Платон высказывает ряд соображений о специализации труда и особенностях разных видов труд. деятельности. Аристотель - труды «Политика», «Этика». Он впервые в истории человечества исследует эконом. Процессы и явления абстрактно, т.е. с целью обнаружения в них общих закономерностей. Экономика по Аристотелю- это наука о правилах рациональной организации труда рабов. Он понимал, что хозяйство также развивается за счёт обмена, торговли, приобретает черты денежного хозяйства. В период Средневековья – итальянский монарх Фома Аквинский. Цена определяется полезностью. В п-д Средневековья появляется % ставка. Он считал, что % ставка например: продают вино и в то же время продают право пить это вино.
2. Первые экономические школы: меркантилизм и физиократия.
Меркантилизм - первая концепция рыночной эконом. теории. Мерканте -купец, торговец. Это период зарождения рыночной теории. Термин ввел в 18 в. англ.экономист Адам Смит. Главной задачей меркантилистской политики было привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра, т.к. они считали, что это и есть деньги, но это было ошибочно. Различают ранний и поздний меркантилизм.
Ранний м-м возник до Эпохи Великих геогр. открытий. На первом этапе проводилась политика денежного баланса. Она ставила своей целью любыми средствами удерживать деньги в стране. На втором этапе проводилась политика торгового баланса – превышение вывоза товара над ввозом.
Поздний меркантилизм или протекционизм ставит во главу идеи торгового баланса. Считалось, что государство становится тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных и ввезенных товаров.(поощрялся вывоз готовой продукции и ограничивался вывоз сырья и ввоз предметов роскоши). Идея эпохи м-ма по Марксу- период накопления капитала, начало рыночных отношений. Таким образом, уже в 18 в. логически завершенный мер-м стал тормозом экон. развития и вступил в противоречия с реальными потребностями. Но в то же время некоторые принципы м-ма успешно применяются в современной теории и практике.
Физиократия- «власть природы» - новое течение. Основоположники- Ф. Кенэ, Ж. Тюрго.
Эти люди считали, что истинный источник богатства это труд с/х. Ф. Кенэ («Экономическая таблица»1758) считал, что гос-во должно установить такие законы, которые бы соответствовали «естественным законам» природы и на этом экон.функции гос-ва можно считать исчерпанными. Поэтому только в земледелии, только в этой специфической отрасли существует «чистый продукт». В других сферах народного хозяйства чистый продукт не создается. Ремесленник лишь меняет форму продукта, производимого в сельском хозяйстве. То, что физиократы называли «чистым продуктом», позже получило название «рента». Ж. Тюрго («Размышления о создании и распределении богатств» 1776). В его работе содержится положение о том, что чисты продукт производится не только в с/х, но и в промышленности; Классовая структура общества по Тюрго более сложна, чем по Кенэ. Ж. Тюрго делит общество на класс предпринимателей и наемных работников.
3. Английская классическая школа.
Классическое направление зародилось в 17в. и расцвело в 18 нач. 19 вв. В недрах классической школы зародилась экон.наука. Первым представителем и прародителем клас. школы считается англ.экономист У.Петти, которого Маркс назвал «отцом политической экономии и в некотором роде изобретателем статистики».Петти принадлежат научные разработки в области налогооблажения,таможенных пошлин. Источником эконом. богатства он считал сферу производства. Адам Смит – «Исследование о природе и причинах богатства народов»1776г. Ключевые идеи Смита: Человек- эгоист, стремящейся к абсолютно личному обогащению «Невидимая рука рынка». Считал, чем больше соотношение между количеством потребляемой продукции и численностью населения страны, тем выше уровень материального богатства. Главное внимание Смит уделял изучению закономерностей и условий роста объёма производства. Д.Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения»1817. Им была предложена теория «сравнительных издержек», которая стала теоретической основой политики свободной торговли. Основой всей теоретической системы Риккардо – стоимость товаров определяется рабочим временем.
4. Историческая школа
Сформировалась в Германии во втор. пол.19в. Основоположником является Ф.Лист. Он критиковал предлагаемую классической школой политику свободной торговли и настаивал на проведении меркантилистской политики в Германии. Различают старую и новую(молодую) герм. истор. школу. Старая истор. школа представлена В.Рошером, К. Книсом и др. Эта школа воспроизводила точку зрения Ф. Листа на политическую экономию, как нац. науку, призванную изучать историю нац. хоз-ва с учетом характера народа и его учреждений. Новая истор. школа сложилась к нач.70-х г.19в. Она применила в своем анализе методы и традиции старой истор. школы в новых условиях. Считается, что именно эта школа положила начало новой отрасли знаний – истории народного хозяйства. Эстафета новой истор. школы была подхвачена М.Вебером. Он оставался наследником истор. школы и возражал против отделения экономической от любой другой социальной деятельности.
5.Классический институцианализм
Институциональная школа экономики (американская школа). Институцианализм- альтернатива неоклассическому направлению, он вобрал в себя лучшее из существующих школ. 3 методологических принципа: 1.неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, присущим неоклассики. 2. Стремление к интеграции эконом. теории с др. общими науками(междисциплинарный подход) 3.недовольство недостаточной эмпиричностью классической теории и призыв к детализированным количественным исследованиям. Основные идеи институционализма – антимонопольная направленность, учёт влияния на эконом. рост всей совокупности общих отношений и необходимость гос-го вмешательства в экономику. Институт рассматривается в качестве первичного элемента в экономике и вне нее (гос-во, монополия, предпринимательство, религия, частная собственность, нравы, обычаи.)
Основные течения институциональной экономики:
Т.Б.Веблен Социальнопсихологический и технологический институт 1857-1929. «Теории праздного класса»1899, «Теории коммерческого предприятия»1904Находясь под влиянием эволюционизма Дарвина, Веблен утверждал, что эконом. теория должна быть эволюционной наукой, изучающей возникновение и модификацию во времени так называемых эконом. институтов. Дж. Р.Коммонс Юридический институт 1862-1945.«Юридические основы капитализма» 1924, «Институциональная экономика» 1934. Говорил о правовом аспекте в общественной стоимости. Стоимость-результат юридических коллективных институтов. Все пороки капитализма он видел в несовершенстве юридических норм. У.К. Митчелл конъюктурно-статистический институт 1874-1948. Специалист по исследованию циклических явлений в экономике. Он отбросил термин «кризис», заменив его термином «деловой цикл». Его труды «Деловые циклы» 1913, «Измерение деловых циклов» 1946. В результате своего исследования Митчелл пришел к выводу о необходимости регулирования капиталистического капитализма, по Митчеллу, яв-ся гос-ое регулирование.
6.Экономическое учение К.Маркса
Марксизм – это учение рабочего класса и для рабочего класса. Немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818–1883) оказал огромное влияние на развитие экономической мысли. Он предложил теоретическую концепцию, согласно которой капитализм представляет собой исторически преходящую систему; в силу углубления внутренних противоречий он должен уступить место более прогрессивной системе. Основной экономический труд К. Маркса «Капитал» состоит из четырех томов: первый том – «Процесс производства капитала», второй – «Процесс обращения капитала», третий – «Процесс капиталистического производства, взятый в целом», четвертый – «Теории прибавочной стоимости». Основную цель исследования Маркс видел в выяснении тех законов, которым подчиняются возникновение, существование, развитие и разложение рассматриваемого им социально-экономического организма.
Анализ системы
экономических отношений
Второй том посвящен анализу процесса движения капитала, его оборота и кругооборота. Согласно предложенной Марксом схеме воспроизводства рассматриваются условия и пропорции обмена между двумя подразделениями: производством средств производства и производством предметов потребления. В третьем томе рассматривается процесс распределения прибавочной стоимости, ее превращенных форм между получателями прибыли, процента, торговой прибыли, земельной ренты.
7.Австрийская школа.
Австрийская
школа заменяет категории «
8.Возникновение неоклассической школы.
Основатель и главный представитель А. Маршалл-«Принципы экономической науки» считается, что именно этим произведением он положил начало новому направлению в экономической науке- неоклассическому. По Маршаллу, предметом исследования эконом.науки яв-ся побудительные мотивы, кот. наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хоз. сфере его жизни (определенное кол-во денег).Маршалл дает количественную и качественную трактовку категорий «спрос» и «предложение». Он вводит в эконом.науку совершенно новые категории – «цена спроса»(макс.цена,на кот.согласен покупатель), «цена предложения»(мин.цена,на кот.согласен продавец). Вводит понятие эластичность спроса (степень колебания спроса при изменении цены). Преемником Маршалла стал А.Пигу-«Экономика благосостояния»1920. Дж.Б.Кларк- «Распределение богатства»1899. Всю проблему Кларк видел в том, чтобы доказать, что каждый фактор производства получает соответствующую ему «долю» национального дохода, т.е. ту долю, которая им создана. Тем самым будет доказано, что капиталистическое общество справедливо в своей основе. Кларк имел в виду теорию трех факторов производства: труд, землю, капитал.
9.Развитие экономической мысли в России конца 19-нач.20вв.
Пробуждение эконом.мысли в России тесно связано с образованием всероссийского рынка и возникновением мануфактур в 17в. Марксистские идеи научного социализма были глубоко восприняты в России, анализировались и осуждались народником М.А.Бакуниным, теоретиком Г.В.Плехановым, экономистом П.Б.Струве, и крупнейшим последователем и воплотителем марксистских идей В.И.Лениным. Он опубликовал работу «Империализм как высшая стадия капитализма»1917, где утверждал, что капиталисты индустриально развитых стран жаждут поделить мир для получения сверхприбылей из слаборазвитых стран, с помощью которых они хотят подкупить трудящихся внутри своих государств. Ленин обосновывает вывод, что капитализм в России не только возможен, но и фактически уже существует. Глубокий след в российской эконом. науки 20в. оставил ученый – энциклопедист М.И.Туган-Барановский. Он стал первым российским ученым-экономистом, провозгласившим необходимость соединения трудовой теории стоимости с теорией предельной полезности. Наибольший вклад он внес в теорию рынков и кризисов, анализ развития капитализма и формирования социализма, разработку социальных основ кооперации. В.И.Ленин неоднократно ссылался на исследования Туган-Барановского. Наиболее крупные известные научные работы: «Учение о предельной полезности», «Теоретические основы марксизма» и т.д.
Информация о работе Шпаргалка по "История экономических учений"