Шпаргалка по "История экономических учений"

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 21:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История экономических учений".

Работа содержит 1 файл

Ответы к экзамену по экономической теории.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

История экономических учений.

         1.Последовательность и суть направлений этапов экономической мысли.

Периоды Др. мира и Средневековья.

Именно тогда  создаётся «фундамент» появления  слова «товар», «товарооборот», «товарообмен»  и т.д. В древности люди сидели и размышляли почему, в чем различие продукта от товара. Эти вопросы решали лучшие умы. Древнейшими документами, в которых были зафиксированы правила и нормы экономического поведения граждан, отношения между ними и государством, между рабом и господином, денежные отношения, можно считать законы. Первые законы, возникшие в государствах Др. Востока, относятся к ХХ в.до н.э. В древневавилонском царстве действовали законы царя Хаммурапи, царствовавшего с 1792 по1750 г.до н.э.

Древний Китай: философ Конфуций (551-479 гг. до н.э.) изложил взгляды на умственный и физический труд, отношения между рабовладельцами и рабами. Философ Сюнь-цзы (313-238гг.до н.э.) выступал против «непомерных поборов на заставах и рынках, тормозящих обмен». В Древней Греции экономические воззрения приобретают научный облик.

Выдающиеся греческие  философы Ксенофонт (430-355), Платон(427-347), Аристотель(384-322) уже по праву могут  считаться первыми учеными экономистами.

Ксенофонт, написавший такие работы, как «О доходах» и «Экономика» (учения о хозяйстве), дал старт научной экономике. В его исследованиях высказывается мысль о целесообразности разделения труда. Платон высказывает ряд соображений о специализации труда и особенностях разных видов труд. деятельности. Аристотель - труды «Политика», «Этика». Он впервые в истории человечества исследует эконом. Процессы и явления абстрактно, т.е. с целью обнаружения в них общих закономерностей. Экономика по Аристотелю- это наука о правилах рациональной организации труда рабов. Он понимал, что хозяйство также развивается за счёт обмена, торговли, приобретает черты денежного хозяйства. В период Средневековья – итальянский монарх Фома Аквинский. Цена определяется полезностью. В п-д Средневековья появляется % ставка. Он считал, что % ставка например: продают вино и в то же время продают право пить это вино.

2. Первые экономические  школы: меркантилизм  и физиократия.

Меркантилизм - первая концепция рыночной эконом. теории. Мерканте -купец, торговец. Это период зарождения рыночной теории. Термин ввел в 18 в. англ.экономист Адам Смит. Главной задачей меркантилистской политики было привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра, т.к. они считали, что это и есть деньги, но это было ошибочно. Различают ранний и поздний меркантилизм.

Ранний м-м  возник до Эпохи Великих геогр. открытий. На первом этапе проводилась политика денежного баланса. Она ставила своей целью любыми средствами удерживать деньги в стране. На втором этапе проводилась политика торгового баланса – превышение вывоза товара над ввозом.

Поздний меркантилизм или протекционизм ставит во главу  идеи торгового баланса. Считалось, что государство становится тем  богаче, чем больше разница между  стоимостью вывезенных и ввезенных  товаров.(поощрялся вывоз готовой продукции и ограничивался вывоз сырья и ввоз предметов роскоши). Идея эпохи м-ма по Марксу- период накопления капитала, начало рыночных отношений. Таким образом, уже в 18 в. логически завершенный мер-м стал тормозом экон. развития и вступил в противоречия с реальными потребностями. Но в то же время некоторые принципы м-ма успешно применяются в современной теории и практике.

  Физиократия- «власть природы» - новое течение. Основоположники- Ф. Кенэ, Ж. Тюрго.

Эти люди считали, что истинный источник богатства  это труд с/х. Ф. Кенэ («Экономическая таблица»1758) считал, что гос-во должно установить такие законы, которые бы соответствовали «естественным законам» природы и на этом экон.функции гос-ва можно считать исчерпанными. Поэтому только в земледелии, только в этой специфической отрасли существует «чистый  продукт». В других сферах народного хозяйства чистый продукт не создается. Ремесленник лишь меняет форму продукта, производимого в сельском хозяйстве. То, что физиократы называли «чистым продуктом», позже получило название «рента». Ж. Тюрго («Размышления о создании и распределении богатств» 1776). В его работе содержится положение о том, что чисты продукт производится не только в с/х, но и в промышленности; Классовая структура общества по Тюрго более сложна, чем по Кенэ. Ж. Тюрго делит общество на класс предпринимателей и наемных работников.

3. Английская классическая школа.

Классическое  направление зародилось в 17в. и расцвело в 18 нач. 19 вв. В недрах классической школы зародилась экон.наука. Первым представителем и прародителем клас. школы считается англ.экономист У.Петти, которого Маркс назвал «отцом политической экономии и в некотором роде изобретателем статистики».Петти принадлежат научные разработки в области налогооблажения,таможенных пошлин. Источником эконом. богатства он считал сферу производства. Адам Смит – «Исследование о природе и причинах богатства народов»1776г. Ключевые идеи Смита: Человек- эгоист, стремящейся к абсолютно личному обогащению «Невидимая рука рынка». Считал, чем больше соотношение между количеством потребляемой продукции и численностью населения страны, тем выше уровень материального богатства. Главное внимание Смит уделял изучению закономерностей и условий роста объёма производства. Д.Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения»1817. Им была предложена теория «сравнительных издержек», которая стала теоретической основой политики свободной торговли. Основой всей теоретической системы Риккардо – стоимость товаров определяется рабочим временем.

4. Историческая школа 

Сформировалась  в Германии во втор. пол.19в. Основоположником является Ф.Лист. Он критиковал предлагаемую классической школой политику свободной торговли и настаивал на проведении меркантилистской политики в Германии. Различают старую и новую(молодую) герм. истор. школу. Старая истор. школа представлена В.Рошером, К. Книсом и др. Эта школа воспроизводила точку зрения Ф. Листа на политическую экономию, как нац. науку, призванную изучать историю нац. хоз-ва с учетом характера народа и его учреждений. Новая истор. школа сложилась к нач.70-х г.19в. Она применила в своем анализе методы и традиции старой истор. школы в новых условиях. Считается, что именно эта школа положила начало новой отрасли знаний – истории народного хозяйства. Эстафета новой истор. школы была подхвачена М.Вебером. Он оставался наследником истор. школы и возражал против отделения экономической от любой другой социальной деятельности.

5.Классический  институцианализм

Институциональная школа экономики (американская школа). Институцианализм-  альтернатива неоклассическому направлению, он вобрал в себя лучшее из существующих школ. 3 методологических принципа: 1.неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, присущим неоклассики. 2. Стремление к интеграции эконом. теории с др. общими науками(междисциплинарный подход) 3.недовольство недостаточной эмпиричностью классической теории и призыв к детализированным количественным исследованиям. Основные идеи институционализма – антимонопольная направленность, учёт влияния на эконом. рост всей совокупности общих отношений и необходимость гос-го вмешательства в экономику. Институт рассматривается в качестве первичного элемента в экономике и вне нее (гос-во, монополия, предпринимательство, религия, частная собственность, нравы, обычаи.)

Основные  течения институциональной  экономики:

  Т.Б.Веблен Социальнопсихологический и технологический институт 1857-1929. «Теории праздного класса»1899, «Теории коммерческого предприятия»1904Находясь под влиянием эволюционизма Дарвина, Веблен утверждал, что эконом. теория должна быть эволюционной наукой, изучающей возникновение и модификацию во времени так называемых эконом. институтов. Дж. Р.Коммонс Юридический институт 1862-1945.«Юридические основы капитализма» 1924, «Институциональная экономика» 1934. Говорил о правовом аспекте в общественной стоимости. Стоимость-результат юридических коллективных институтов. Все пороки капитализма он видел в несовершенстве юридических норм. У.К. Митчелл конъюктурно-статистический институт 1874-1948. Специалист по исследованию циклических явлений в экономике. Он отбросил термин «кризис», заменив его термином «деловой цикл». Его труды «Деловые циклы» 1913, «Измерение деловых циклов» 1946. В результате своего исследования Митчелл пришел к выводу о необходимости регулирования капиталистического капитализма, по Митчеллу, яв-ся гос-ое регулирование.

6.Экономическое  учение К.Маркса

 Марксизм  – это учение рабочего класса  и для рабочего класса. Немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818–1883) оказал огромное влияние на развитие экономической мысли. Он предложил теоретическую концепцию, согласно которой капитализм представляет собой исторически преходящую систему; в силу углубления внутренних противоречий он должен уступить место более прогрессивной системе. Основной экономический труд К. Маркса «Капитал» состоит из четырех томов: первый том – «Процесс производства капитала», второй – «Процесс обращения капитала», третий – «Процесс капиталистического производства, взятый в целом», четвертый – «Теории прибавочной стоимости». Основную цель исследования Маркс видел в выяснении тех законов, которым подчиняются возникновение, существование, развитие и разложение рассматриваемого им социально-экономического организма.

Анализ системы  экономических отношений начинается не с богатства (слишком общей категории), а с товара. Именно в товаре, по мысли Маркса, в зародышевой форме заложены все противоречия исследуемой системы. В первом томе Маркс рассматривает стоимость, лежащую в основе цены; прибавочную стоимость – основу прибыли; стоимость рабочей силы, лежащую в основе ее «цены» – заработной платы. Характеризуются процесс накопления капитала и его влияние на положение рабочего класса.

Второй том  посвящен анализу процесса движения капитала, его оборота и кругооборота. Согласно предложенной Марксом схеме  воспроизводства рассматриваются условия и пропорции обмена между двумя подразделениями: производством средств производства и производством предметов потребления. В третьем томе рассматривается процесс распределения прибавочной стоимости, ее превращенных форм между получателями прибыли, процента, торговой прибыли, земельной ренты.

7.Австрийская  школа.

 Австрийская  школа заменяет категории «стоимость»  и «товар» понятиями «ценность»  и «экономическое благо». Возникновение  и развитие австрийской школы связано с трудами К. Менгера, Ф. Визера, Е. Бем-Баверка. Основатель школы Менгер. В1871 г. Он опубликовал книгу «Основание политической экономии». Целью его исследования яв-ся человеческие потребности, они рассматриваются Менгером как неудовлетворенные желания или неприятные ощущения, вызванные нарушениями физиологического равновесия человека. Такая постановка проблемы выдвигает на первый план задачу рационального распределения ограниченных ресурсов. Основная работа Бем-Баверка «Основы теории ценности хозяйственных благ» 1886. Он использует понятия субъективной и объективной ценности. Первая определяется личной оценкой товара потребителем, вторая формируется на рынке в ходе конкуренции и представляет собой меновые пропорции обмена. Ф. Визер «Теория общественного хозяйства» 1914.В ней ставит цель соединить теорию предельной полезности с теорией трех факторов производства. Отстаивал вмешательство гос-ва в экономику. Австрийская школа при подходе к проблемам издержек производства, прибыли и процента исходит из теории предельной полезности, т.е. из определения ценности благ их полезностью.

8.Возникновение  неоклассической  школы.

Основатель и  главный представитель А. Маршалл-«Принципы  экономической науки» считается, что именно этим произведением он положил начало новому направлению в экономической науке- неоклассическому. По Маршаллу, предметом исследования эконом.науки яв-ся побудительные мотивы, кот. наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хоз. сфере его жизни (определенное кол-во денег).Маршалл дает количественную и качественную трактовку категорий «спрос» и «предложение». Он вводит в эконом.науку совершенно новые категории – «цена спроса»(макс.цена,на кот.согласен покупатель), «цена предложения»(мин.цена,на кот.согласен продавец). Вводит понятие эластичность спроса (степень колебания спроса при изменении цены). Преемником Маршалла стал А.Пигу-«Экономика благосостояния»1920. Дж.Б.Кларк- «Распределение богатства»1899. Всю проблему Кларк видел в том, чтобы доказать, что каждый фактор производства получает соответствующую ему «долю» национального дохода, т.е. ту долю, которая им создана. Тем самым будет доказано, что капиталистическое общество справедливо в своей основе. Кларк имел в виду теорию трех факторов производства: труд, землю, капитал.  

9.Развитие  экономической мысли в России конца 19-нач.20вв.

Пробуждение эконом.мысли  в России тесно связано с образованием всероссийского рынка и возникновением мануфактур в 17в. Марксистские идеи научного социализма были глубоко восприняты в России, анализировались и осуждались народником М.А.Бакуниным, теоретиком Г.В.Плехановым, экономистом П.Б.Струве, и крупнейшим последователем и воплотителем марксистских идей В.И.Лениным. Он опубликовал работу «Империализм как высшая стадия капитализма»1917, где утверждал, что капиталисты индустриально развитых стран жаждут поделить мир для получения сверхприбылей из слаборазвитых стран, с помощью которых они хотят подкупить трудящихся внутри своих государств. Ленин обосновывает вывод, что капитализм в России не только возможен, но и фактически уже существует. Глубокий след в российской эконом. науки 20в. оставил ученый – энциклопедист М.И.Туган-Барановский. Он стал первым российским ученым-экономистом, провозгласившим необходимость соединения трудовой теории стоимости с теорией предельной полезности. Наибольший вклад он внес в теорию рынков и кризисов, анализ развития капитализма и формирования социализма, разработку социальных основ кооперации. В.И.Ленин неоднократно ссылался на исследования Туган-Барановского. Наиболее крупные известные научные работы: «Учение о предельной полезности», «Теоретические основы марксизма» и т.д. 

Информация о работе Шпаргалка по "История экономических учений"