Сетевая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы проиллюстрировать возникновение сетевой экономики на примерах из реальной экономической практики развитых стран и обсудить главные моменты формирования теории сетевых форм экономического управления, которые существенным образом отличаются от уже хорошо известных рыночных и иерархических форм.

Содержание

Введение 2
Глава 1
1.1 Сетевая экономика на практике 4
1.2 Интернет-технологии и масштабы экономической деятельности 6
Глава 2
2.1 Создание сетевых форм организаций и сетевых институциональных структур 9
2.2 Дистанционные трудовые отношения (телеработа) 12
Глава 3
3.1 К теории сетевой экономики 19
Заключение 29
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

курсач сетевая экономика.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

6. Постоянно  дешевеющие чипы, которые при  этом обладают высоким качеством  и производительностью, встраиваются  в разрастающуюся сеть и это,  прямо или косвенно, ведет к  созданию более совершенных версий  сетевых коммуникаций. Цена на  передаваемый бит уменьшается по асимптотической кривой по направлению к нулевому уровню, конечно, его не достигая. Кроме того, цены транзакций, а также единиц информации, снижаются по той же траектории. Все объекты, которые можно скопировать, осязаемые и неосязаемые, приспосабливаются к закону инверсионного (обратного) ценообразования и становятся дешевле по мере их совершенствования. Следует изобретать объекты быстрее, чем они станут привычным товаром. В сетевой экономике можно рассчитывать на то, что лучшее удешевится, и это открывает горизонты для нового, которое пока дорого.

7. Если услуги  становятся тем ценнее, чем они  многочисленнее (пункт №2), и если  они стоят тем меньше, чем они  становятся лучше и важнее (пункт  №6), то, продолжая эту логику, можно  сказать, что самые ценные вещи должны быть те, которые бесплатны. Электронные копии почти ничего не стоят, а ценность возрастает пропорционально при их умножении, порождая все большую потребность в них. Когда важность и незаменимость продукта установится, компания может продавать дополнительные услуги или делать апгрейд (улучшать), что позволяет следовать и далее курсом щедрости и поддерживать этот магический круг. Вдобавок, единственный фактор в мире, становящийся действительно редким ресурсом - это внимание. Выбрасывая на рынок бесплатный продукт, вы приковываете долю человеческого внимания, которая приведет к доле рынка. И то, что сегодня бесплатно, завтра приобретет ценность, включая новые навыки и знания (сетевые, в первую очередь).

8. Отсутствие  четкого центра и четких границ, характерное для сети, сопровождается энтузиазмом пользователей по отношению к "открытой архитектуре" и влияет на перемещение фокуса компаний с максимизации собственно внутренней прибыли на максимизацию инфраструктуры в целом. Направляйте энергию на развитие всех компонентов - пользователей, разработчиков, производителей компьютеров и т.д., а не на один лишь продукт, иначе, не развивая сеть, проиграете. Ключевым становится развитие сетевых стандартов, преданность стандартам, а не фирме. Компании, держащие эти высоты, выиграют максимально. Но вслед за их преуспеванием, преуспеют все участники сети.

9. Разнообразная,  интерактивная и в высшей степени  пластичная сетевая экономика  напоминает биосистему, в которой  жизнь кипит - возникают новые  ниши и тут же исчезают, конкуренты оказываются то впереди тебя, то позади. Организациям приходится постоянно видоизменяться, чтобы не оказаться в положении "лучший в мире эксперт в быстро отмирающей технологии". Приходится жертвовать совершенством и приспособленностью к сложившемуся рынку и становиться пусть менее совершенным и приспособленным, но более гибким и децентрализованным, и уметь на самом пике успеха вовремя "провести демонтаж" продукта или целого сектора и устремиться к новому пику.

10. Происходит  замещение "тяжелых и материальных" субстанций "легкими и информационными", т.е. замещение традиционных материалов сверхлегкими со встроенными электронными чипами (в автомобилях, например, и др. технике), благодаря чему вещи как бы теряют массу, "умнеют", обмениваются информацией, легко управляются и становятся членами сетевой экономики. По оценке Николаса Негропонте, сетевая экономика достигнет к 2000 г. объема 1 триллион долларов и впитает в себя дизайн, производство и управление, основанные на логике сетевой экономики и могуществе всюду проникших чипов. Экономика и коммерция как бы "впрыгнут" в Интернет и все транзакции и объекты будут подчиняться сетевой логике.

11. Как в биологических  системах не существует равновесия  и новые виды постоянно замещают  старые и находятся во взаимодействии с окружающей средой, так и сетевая экономика переходит от просто изменений к "взбалтыванию" всех и вся. Старое быстро разрушается и возникает новое и так вновь и вновь. Генезис парит над хаосом. Люди, управляющие большими сетями знают, что устойчивая жизнеспособная сеть высокой сложности требует само-провокаций для выведения из равновесия. Сетевая экономика также должна балансировать на кромке хаоса и самообновляться. Оборотной ее стороной будет постоянное отмирание индивидуальных компаний по мере их устаревания и отставания, а также стремительное замещение форм и видов работ у занятых. А карьера потребует появления все новых навыков и усвоения новых правил игры. Конечно, способность сетевой экономики порождать все новые формы может утомить, и люди будут воспринимать необходимость постоянных изменений как некое насилие. Однако задачей сетевой экономики будет демонтаж индустриальной экономики и создание гибкой сети новых организаций и новых форм организации.

12. Парадоксально,  что рост технологии вовсе не приводит к росту производительности. Но не стоит зацикливаться на производительности, об этом должны заботиться роботы. В эпоху, когда машины будут обеспечивать производство и делать "черную" работу, для человека вопрос "как сделать эту работу правильно и хорошо" сменится вопросом " какая работа, которую следует делать, правильна и хороша". Измерить традиционными мерками продуктивность открытий и творчества невозможно. Не решайте проблемы, ищите новые возможности. Сетевая экономика играет на руку человеческим устремлениям: повторы, копирование, автоматизация обесцениваются, а оригинальность, воображение, способность к творчеству растут в цене.

Возможно, не все  из этих 12 правил на самом деле окажутся адекватными новым условиям, но главный вывод, который из них, на наш взгляд, следует - нас ждут действительно радикальные изменения по отношению к действующим в настоящее время рыночным и иерархическим моделям экономического поведения индивидов и организаций.

Второй (из ранее  упомянутых) главной особенностью сетевой формы управления является отсутствие вышестоящей власти, которая могла бы вмешиваться в процессы управления. Все проблемы согласования своей деятельности, в этом случае, агенты решают между собой на равноправных условиях. Если на рынке действиями агентов управляет "невидимая рука" с помощью "ценовых сигналов", а в иерархической организации - "видимая рука" менеджера, то про детали работы механизма координации в малой группе пока известно не очень много.

Свойственный  сетевой форме управления высокий уровень осознания агентами своей взаимозависимости требует описания того, как этот феномен возникает и поддерживается. В общих чертах об этом известно, что, непрерывно обмениваясь между собой информацией, агенты участвуют в коллективном формировании образа их возможной совместной деятельности, в котором определяется содержание их деятельности, а также место каждого агента в системе распределения труда между ними. При определенных обстоятельствах, текущее состояние информационного образа совместной деятельности начинает считаться приемлемым для практической реализации и агенты производят соответствующую переконфигурацию сетей связей. Так, например, меняются производственные связи, по которым распространяются промежуточные результаты производственной деятельности агентов (в соответствии с технологическими цепочками). Также, могут меняться распределительные связи, по которым конечные результаты труда от их коллективной деятельности возвращаются к агентам в виде ресурсов для поддержания их жизнедеятельности.

Для того, чтобы  в малой группе отдельный агент  мог "осознать" возможность своего участия в ее деятельности и "предвидеть" возможные выгоды и степень заинтересованности группы в его действиях, он должен иметь достаточно полную картину  о возможностях и намерениях остальных агентов группы. Учет этого обстоятельства применительно к условиям прямых связей между агентами в малой группе может быть реализован включением в модель поведения агента его, так называемой, "ментальной модели", которая содержит полученные им из внешней среды информационные образы других действующих лиц, а также образы доступных ему фрагментов экономической системы.

Ментальная  модель "нужна" агенту, чтобы проигрывать  свои возможные действия и принимать  решения, но она будет работоспособна для обеспечения присущего общинным формам высокого уровня взаимозависимости действий независимых и равноправных агентов только если существует механизм непрерывного поддержания ее в актуальном состоянии. Для этого информационные образы агентов-партнеров в ментальной модели должны иметь хорошие связи с реальными партнерами, которые в условиях малой группы формируются у носителя ментальной модели через прямые контакты с партнерами. В этом случае, о ментальной модели можно говорить как о некоторой коллективно поддерживаемой субстанции, которая уже не принадлежит единолично отдельному агенту, хотя она и может существовать только в его сознании. Начиная с определенного уровня развития информационных технологий ментальная модель может быть отчуждена от агента на определенном информационном носителе, после чего она уже является одним из объектов среды обитания агентов.

Предположим, что  уровень развития информационных технологий позволяет произвести агенту отчуждение своей ментальной модели во внешнюю  среду в виде определенного информационного объекта. За счет активного участия всех агентов в ее актуализации можно считать, что данный информационный объект фактически является комбинацией ментальных моделей членов данного сообщества (малой группы). Назовем такого рода объект "информационным образом среды" существования данного сообщества.

Для процесса координации  на базе прямых связей между агентами характерно, что они "обсуждают" свои действия между собой, "договариваются" о взаимоприемлемых действиях и  затем "координируют" свою совместную деятельность, по которой была достигнута договоренность. С учетом гипотезы о существовании информационного образа среды этот процесс координации может быть уточнен: агенты отчуждают в данный информационный образ свои предложения по поводу новых вариантов деятельности и перекомбинаций связей. Совокупность таких предложений составляет область выбора каждого агента системы. Агенты оценивают приемлемость существующих предложений и вносят свои, которые также оцениваются остальными агентами. Если сообщество агентов зафиксировала в своей области выбора взаимоприемлемый вариант, то он переходит на стадию реализации, а установленные между агентами связи используются для текущей координации деятельности.

Таким образом, в общинной экономике прямых равноправных связей существует как бы два подпространства опосредующих различные виды деятельности агентов:

  • первое - материальное - включает реальные процессы создания, распределения и потребления ресурсов;
  • второе - информационное - является результатом ментального (психологического) отображения первого и включает процессы формирования информационного образа среды, а также коллективное конструирование агентами на этой основе нового образа пространства первого вида.

Агенты создают  в информационном пространстве образ нового материального пространства и затем перестраивают последнее в соответствии с этим образом. В этом есть определенная цикличность: информационные образы новых связей и видов деятельности, рождающиеся во втором подпространстве, частично материализуются в структуре первого, меняя его текущее состояние; с другой стороны, новое состояние первого пространства становится базисом для генерации новых состояний и информационных образов, заполняющих второе пространство.

Соответственно этим пространствам, связи агентов также могут быть разделены на два вида: первый вид - связи для обмена ресурсами, второй вид - для обмена информацией.

 

Заключение

 

Есть оценки, что в результате наблюдаемой  в настоящее время высокой  интенсивность четырех основных процессов, формирующих сетевую экономику, в ближайшие 10 лет почти 90% бизнес-организаций в экономически развитых странах будут использовать в своей деятельности Интернет-технологии и сетевые формы управления. Следовательно, в той или иной степени все они станут участниками сетевой экономики, а ее особенности и возможности будут иметь для основной части бизнеса достаточно большой интерес.

Из рассмотренных  примеров инноваций для функционирования общеэкономических структур и институтов (электронная коммерция, цифровые финансы и телеработа) видно, что Интернет-технологии, также, дают им новые возможности развития. По своей природе эти изменения будут иметь децентрализованный и конкурентный характер.

Все это означает появление как позитивных, так  и негативных моментов. Можно ожидать, что в ближайшем будущем для основной массы населения в странах с доминирующей сетевой экономикой жизнь станет дешевле и будет давать больше возможностей для самореализации людей. С другой стороны, конкуренция станет жестче и потребует дополнительных усилий для освоения новых принципов выживания в сетевой экономике. Следует, также, ожидать появления нового фактора социально-экономического неравенства: те, кто имеют лучший доступ к сети и лучше адаптированы к ее особенностям, будут иметь преимущества над остальными.

Наступление сетевой  экономики выглядит как неизбежность, поскольку в своей "экологической  нише" она выглядит более эффективной, чем другие известные формы управления. Однако, возможные социальные потери в процессе ее расширения можно предвидеть (а может быть и уменьшить) за счет дальнейшего исследования ее свойств и моделирования возможных последствий ее развития.

Вернемся к  определению сетевой экономики, варианты которого были приведены в  самом начале данного текста. Так как, практически любая экономическая организация может считаться сетевой структурой, то использование термина "сетевая" для обозначения зарождающейся новой формы экономического порядка является не совсем точным. В последних параграфах мы пытались доказать, что формирование и развитие сетевой экономики может быть представлено как глобализация параметров экономики общинного вида до масштабов крупных международных корпораций, национальных экономик и т.п. С точки зрения рассмотренных выше особенностей общинной формы в сравнении с рыночной и иерархическими формами управления термин "сетевая экономика" мог бы быть заменен на "общинная экономика", или в более современных терминах на "экономика прямых равноправных связей" (ЭПРС).

Информация о работе Сетевая экономика