Сетевая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы проиллюстрировать возникновение сетевой экономики на примерах из реальной экономической практики развитых стран и обсудить главные моменты формирования теории сетевых форм экономического управления, которые существенным образом отличаются от уже хорошо известных рыночных и иерархических форм.

Содержание

Введение 2
Глава 1
1.1 Сетевая экономика на практике 4
1.2 Интернет-технологии и масштабы экономической деятельности 6
Глава 2
2.1 Создание сетевых форм организаций и сетевых институциональных структур 9
2.2 Дистанционные трудовые отношения (телеработа) 12
Глава 3
3.1 К теории сетевой экономики 19
Заключение 29
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

курсач сетевая экономика.doc

— 130.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

Современные достижения в развитии глобальных информационных и коммуникационных технологий (для  краткости будем называть их Интернет-технологии) привели к формированию глобальной электронной среды для экономической деятельности, что, в свою очередь, открыло новые возможности для организационного и институционального дизайна в бизнесе и других сферах социально-экономической деятельности человека.

Одно из названий этой новой среды - "сетевая экономика" (networked economy), часто упоминаемое в сочетании со словом "глобальная". В докладе, подготовленном Европейской Комиссией , глобальная сетевая экономика определяется как "среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия". Р.И. Цвылев  связывает возникновение сетевой экономики с развитием информационных технологий, что приводит к эволюции современных экономических систем, развитию нерыночных механизмов регулирования и сетевых организационных структур. "В итоге возникает своего рода безотраслевая, сетевая экономика, основанная преимущественно на горизонтальных связях".

Цель данной курсовой работы проиллюстрировать возникновение сетевой экономики на примерах из реальной экономической практики развитых стран и обсудить главные моменты формирования теории сетевых форм экономического управления, которые существенным образом отличаются от уже хорошо известных рыночных и иерархических форм. В первой части этого текста описаны четыре основных процесса, которые определяют формирование и расширение масштабов сетевой экономики. Для каждого из этих процессов даны примеры социально-экономических приложений Интернет-технологий и описаны некоторые их последствия. Одно из таких приложений - дистанционные трудовые отношения (телеработа) - рассмотрено более подробно. Во второй части текста содержится обзор главных особенностей и отличий сетевой экономики, а также анализ места, которое занимает сетевая форма в ряду рыночных и иерархических форм; описание особенностей характера связей и механизма координации деятельности присущих сетевой экономики. В заключение предложено уточнение определения сетевой экономики и сформулированы основные направления развития ее теоретической концепции.

 

1. Сетевая экономика  на практике

 

Хотя об информационной революции, информационном обществе и информационной экономике начали говорить еще в 70-х (например, Э. Тофлер и Р. Дрюкер), то, что эти футуристические предсказания уже в определенной степени сбываются, является для ученых-экономистов достаточно неожиданным событием. Об этом может говорить тот факт, что публикаций, посвященных осмыслению происходящего становления новой формы экономического порядка с позиций экономической теории пока не так и много. Тем не менее, сетевая экономика уже является статистически зарегистрированным фактом (см. ниже параграф "Масштабы экономической деятельности") и достаточно отчетливо видны процессы, которые постоянно усиливают ее влияние на мировое развитие.

Мы выделяем четыре таких основных процесса, которые  каждодневно усиливают позиции  сетевой экономики:

  • Поскольку сетевая экономика может "жить" только в информационно-коммуникационной среде, создаваемой глобальной сетью Интернет, то базовым условием ее существования является развитие и распространение Интернет-технологий;
  • Привлекательность и эффективность сетевой экономики зависит от наличия в ней критической массы экономических агентов и соответствующей инфраструктуры, которая делает возможным их деятельность (на западе эта тема получила название "network externalities"). Многочисленные попытки индивидов и организаций использовать возможности глобальной сети приводят к расширению масштабов социально-экономической деятельности в сетевой экономике.;
  • Новые возможности глобальных коммуникаций между людьми дают им и новые инструменты для реорганизации форм их совместной деятельности. Эти инструменты используются для разработки принципов "сетевой организации". Массовой практикой является воплощение данных принципов при модернизации действующих или создания новых организаций, что дает им новое качество, благодаря которому они уже не могут быть отнесены ни к иерархической, ни к рыночной форме.;
  • Различные виды экономической инфраструктуры, также, становятся более эффективными, когда начинают пользоваться возможностями Интернет-технологий. Это приводит к модернизации инфраструктуры в экономике и созданию сетевых институциональных структур.

 

2. Интернет-технологии  и масштабы экономической деятельности

 

Первым процессом, который создает технические  условия для формирования и расширения масштабов сетевой экономики, является развитие и распространение Интернет-технологий. Наиболее применяемые в настоящее время виды Интернет-технологии, состоят из средств оперативного обмена и распространения информации (текстовая, звуковая, видео и т.п. электронная почта и основанные на ней групповые дискуссионные форумы), а также средств создания и поддержания информационных ресурсов (веб-страниц) в сети Интернет. Эти базовые технические средства постоянно развиваются, а постоянное снижение цен на их приобретение и использование повышает доступность Интернет-технологий.

Среди новых  видов Интернет-технологий, широкое  применение которых ожидается в  ближайшем будущем, большое влияние  на сетевую экономику, на наш взгляд, окажут:

а) средства групповой  работы географически распределенных участников совместной деятельности, которые во многих случаях позволят экономить существенные средства, связанные с территориальным перемещением людей;

б) технология "интеллектуального  агента", создающая эффект постоянного  присутствия в сети информационного робота, запрограммированного своим хозяином на сбор и фильтрацию необходимой информации, на поиск людей и организаций (отвечающих заданным критериям), на проведение определенной стадии переговоров с интеллектуальными агентами других участников экономики и т.п. Данная технология позволит снизить информационную перегрузку участников сетевой экономики, повысить скорость и эффективность процедур установления контактов, проведения переговоров, поддержки соглашений и т.п.

Вторым процессом  формирования сетевой экономики является перенос в электронную среду сети Интернет различных видов социально-экономической деятельности.

Статистика  показывает, что количество человек, подключенных к сети Интернет, живущих, главным образом, в Европе и Северной Америке и являющихся потенциальными участниками сетевой экономики, составляет в 1998 г более 100 млн. (в 1996 - 46 млн., в 1997 - 91 млн., прогноз на 2000 г - 200 млн. человек; ). Также на сегодня в Интернет находится свыше 100 млн. документов, и предсказывается, что их количество к 2000 г. вырастет до 800 млн. Согласно обзору Network Wizards на начало 1998 г. около 30 млн. компьютеров уже подсоединены к Интернет и в целом размер Интернет по этому показателю за 1997 г. вырос на 84% по сравнению с 1996 г., когда рост составил 70% .

Перенос традиционных видов деятельности в Интернет стимулируется  различными международными и национальными  организациями.

В начале 1998 г. Всемирная  торговая организация приняла решение  освободить от обложения таможенными  пошлинами данные и программные продукты, приобретенные и доставленные с помощью Интернет . В это же время, Комиссия Европейского Сообщества утвердила Пятую Фрейм-Программу по Развитию Науки и Технологии на 1998-2002 годы, одной из целей которой является создание благоприятных условий для использования преимуществ Интернет-технологий частными лицами и бизнесом в Европе . В апреле 1997 г. прошла конференция Большой Семерки по развитию электронной коммерции . Некоторые страны имеют собственные специальные программы стимулирования развития сетевой экономики. Например, в США при продажах через Интернет действует мораторий на изъятие налога с продаж, который при обычной торговле составляет 5-10% от цены товара . В странах, входящих в Европейскую Комиссию, действуют национальные программы развития различных элементов сетевой экономики (электронной коммерции, методов дистанционной работы и т.д.).

 

3. Создание сетевых  форм организаций и сетевых  институциональных структур

 

Третьим процессом  формирования сетевой экономики  является процесс превращения традиционных организаций в сетевые структуры. Эти процессы захватывают всю иерархическую вертикаль в экономике (т.е. сетевая модернизация в той или иной степени затрагивает как нижний уровень, состоящий из отдельных фирм, так и образуемые ими финансово-промышленные группы, международные объединения, целые рынки).

Здесь требуется  уточнить некоторые термины: поскольку  любая организация по определению  является сетью связей между ее участниками, то новый термин "сетевые формы  организации", по мнению Джоел Подольны и Карен Пайдж , следует понимать как "любую группу действующих лиц (не менее 2-х человек), которая имеет повторяющиеся, длительные обменные связи между собой и, в тоже самое время, в этой группе отсутствует властный орган, уполномоченный разрешать возникающие в течение обмена спорные вопросы". Таким образом, сетевая организация в чистом виде является группой лиц, которые осуществляют процесс управления ею на коллективной и равноправной основе (подробнее об этом с теоретической точки зрения см. ниже параграф "Взаимозависимость между тремя основными формами управления").

На практике, процесс сетевой модернизации существующих организаций, как правило, означает активное использование информационных технологий, и определенное уменьшение доли традиционных иерархических форм управления за счет повышения доли коллективных форм.

Применение  Интернет-технологий во внутреннем пространстве организаций, получившее самостоятельное  название: "Интранет", позволяет  им повысить эффективность своего функционирования. Так, например, выступая на конференции "Интернет и общество", проведенной Гарвардским университетом в мае 1998 г., председатель Совета директоров и исполнительный директор компании IBM Лу Герстнер заявил, что развитие Интернет создает возможности для роста и развития компаний, вполне сопоставимые с теми, что существовали в 1980-е годы при распространении снижения издержек и роста производительности труда. К этому можно добавить, что появляются возможности для конструирования новых форм организаций, функционирование которых было бы не эффективным или невозможным в традиционной экономической среде.

Четвертый процесс  формирования сетевой экономики - создание сетевых вариантов "горизонтальных" экономических структур, которые  обслуживают все разнообразие организаций в экономике. Часто, экономические "горизонтальные структуры" называются институциональными структурами, и интерпретируются как системы соглашений между большей частью членов общества, которые определяют общие правила для наиболее типичных видов взаимодействий людей в обществе. К таким структурам относятся: торговая и финансовая инфраструктуры, система трудовых отношений, юридическая система и т.п. Главным действующими элементами горизонтальных структур являются связи между их отдельными звеньями и единые правила работы всех звеньев. Фактически, горизонтальные структуры в экономике (так же как и рассмотренные выше "организации") уже представляют собой сети связей, которые с переносом в среду сети Интернет получают возможность работать более эффективно.

От переноса в Интернет других видов горизонтальных структур большие ожидания связываются  с модернизацией трудовых отношений  путем придания им сетевых форм. На сегодняшний день в сфере использования  дистанционных контактов между  работодателями и исполнителями наблюдается активное развитие технических средств и формирование адекватных новым возможностям норм поведения сторон. В России эти новые возможности пока известны хуже ранее рассмотренных, поэтому предлагается более подробное описание данных инноваций

 

4. Дистанционные  трудовые отношения (телеработа)

 

Дистанционные отношения между работодателем  и его сотрудниками, иначе называемые телеработой или телекоммьютингом, являются частью процесса децентрализации  рабочей деятельности во времени  и пространстве. Общим элементом телеработы во всех ее проявлениях является использование телекоммуникаций, компьютеров, а также Интернет-технологий для изменения принятой географии работы. Компьютеры в данном контексте служат скорее для трансформации результатов работы в формы, которые могут передаваться "по проводам" компьютерных сетей. Так, например, дизайнер, сделавший свой рисунок от руки, может отсканировать его и с помощью компьютера отослать клиенту или заказчику. С другой стороны, если рисунок черно-белый, он может просто послать его по факсу, и такой вид деятельности также будет именоваться телеработой.

Одним из наиболее распространенных видов является телеработа "на дому", главная особенность  которой - выполнение работы у себя дома вместо перемещения в офис на период рабочего дня. Кроме этого, телеработа может иметь множество других форм и характеристик. Например, кочевая телеработа, офшорная телеработа, концентрированная телеработа, и др.

С технической  стороны телеработа становится возможной  благодаря во-первых, уменьшению стоимости и увеличению производительности компьютеров и телекоммуникаций на стороне пользователей; во-вторых, достаточной развитости технических средств и сервиса открытых электронных сетей, включая Интернет, т.е. среды, которая позволяет пользователям взаимодействовать; в-третьих, растущей готовности работодателей и лиц, нанимающихся на работу изучить эти новые возможности для достижения успеха в их бизнесе или проекте.

Исторический  экскурс.

Первоначально появился термин "теледоступ" или "телекоммьютинг" (telecommuting), который был введен Джеком Найллсом (США) в 1976 г. чтобы обозначить некий тип дистанционной работы по договору. Термин "телеработа" был введен в употребление Европейской Комиссией в конце 80-х. Сам Джек Найллс так комментирует отличие двух терминов: "Сейчас я являюсь телерабочим, а не телекоммьютером, т.к. работаю целиком дома и мой дом является центром нашей компании. Когда я был телекоммьютером, я работал для других работодателей, офис которых находился на расстоянии".

Информация о работе Сетевая экономика