Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы проиллюстрировать возникновение сетевой экономики на примерах из реальной экономической практики развитых стран и обсудить главные моменты формирования теории сетевых форм экономического управления, которые существенным образом отличаются от уже хорошо известных рыночных и иерархических форм.
Введение 2
Глава 1
1.1 Сетевая экономика на практике 4
1.2 Интернет-технологии и масштабы экономической деятельности 6
Глава 2
2.1 Создание сетевых форм организаций и сетевых институциональных структур 9
2.2 Дистанционные трудовые отношения (телеработа) 12
Глава 3
3.1 К теории сетевой экономики 19
Заключение 29
Список литературы 33
Интерес к концепции телеработы возник после первых нефтяных кризисов (в начале 70-х годов). В целях экономии энергоресурсов появились предложения использовать потенциал информационных технологий для замены реальных переездов электронными коммуникациями и уменьшения, таким образом, использования транспорта. Джек Найллз провел ряд сравнительных обследований теле- и обычных рабочих, в основном, служащих. Полученные результаты подтвердили эффективность телеработы (производительность труда и качество работы не снижались, а зачастую оказывались выше, чем при традиционной офисной организации), и снижение транспортных и энергетических затрат (меньше использовался автомобиль для поездок на работу, экономились затраты на офисное пространство и потребление электроэнергии). Кроме того, телеработающие лучше справлялись с проблемами сочетания работы, личной и семейной жизни.
На сегодня, почти в каждой стране ЕС создана или создается ассоциация по телеработе. Такие ассоциации разнообразны по форме (некоторые являются торговыми отделениями компаний, заинтересованных в телеработе, другие объединяют компании, государственные учреждения, научные сообщества и людей, имеющих такие же интересы, третьи - сочетают вышеупомянутую активность с попытками организации рынка телеработы и т.п.). Общая черта этих ассоциаций - они предоставляют возможность контакта всем лицам и организациям, заинтересованным в телеработе, и удовлетворяют интерес общественности и средств массовой информации о новых способах работы, организации занятости, и стиля жизни.
Что может дать телеработа работодателю и компании: экономию затрат (на помещение, персонал, и т.д.), применение гибкой организации и гибкого штата, увеличение производительности (устранение помех для работы, существующих в офисе, сокращение потерь времени на переезды), новая мотивация (рост доверия между нанимателем и работником), улучшенное обслуживание заказчиков (круглосуточно, без оплаты сверхурочных).
Телеработа способствует замене постоянного штата временными исполнителями (outsourcing), при этом многие виды работ могут выполняться за тысячи километров от офиса и даже пересекать национальные границы разных стран. Можно сказать, что телеработа включает и деятельность "распределенных рабочих групп", с помощью которых, например, инженерно-конструкторская компания, используя три (или более) группы специалистов в различных временных зонах, организует круглосуточную работу над срочными проектами, где каждая группа передает следующей группе для продолжения полученные к концу своего рабочего дня результаты.
Есть и противопоказания
к применению телеработы. Некоторые
компании имеют системы менеджмента
и общий уровень культуры, которые
еще не могут быть адаптированы к
предлагаемому телеработой
Что может дать телеработа индивиду: уменьшение времени и затрат на транспорт, улучшенные возможности для работы, лучший баланс между семьей и работой, участие в общественной жизни (при обычной жизни много времени тратится на дорогу, не хватает на местные общества и комитеты, особенно для людей живущих в сельской местности), сохранение навыков (можно не оставлять работу когда нужно ухаживать за ребенком или близкими, быть вовлеченным в работу фирмы и сохранять навыки и квалификацию), гибкий график работы (свобода начинать и заканчивать работу с наилучшими условиями для продуктивной работы). Индивиды, которые изучают и применяют навыки поведения в сетевой экономике, имеют новые возможности, следующие из более широкой сети "полезных связей и контактов", а также от лучшего доступа к ключевой информации.
Одно из следствий технического и социального прогресса - возможность для многих людей жить так, как раньше жили лишь немногие, и свобода перемещений и свобода выбора места работы, которые дает телеработа, входят в эти преимущества. Телеработа предоставляет новые возможности, как горожанам, так и людям, живущим в сельской местности. Сейчас, например, менеджеры высокого уровня, которые раньше переезжали из Европы в Америку, поскольку их уровень требовал присутствия в американской "штаб-квартире", могут жить в любом месте, расположенном вблизи аэропорта и имеющем доступ к Интернет-технологиям.
Однако, телеработа на дому иногда является неудобной для тех, кто имеет не очень сильные личные мотивации и не является достаточно самостоятельным, т.е. для этих людей может требоваться внешний контроль. Существуют также случаи, когда молодые люди впервые начинают работать и им может на первых порах требоваться общение с коллективом для более быстрого приобретения необходимого опыта. Для некоторых людей необходимость "ходить на работу" является важной частью их жизни, а "место работы" - возможностью обзавестись друзьями и совершенствовать свои социальные навыки и контакты.
Социально-экономические выгоды общества от массового применения средств телеработы:
а) Уменьшение транспортных проблем, общих передвижений и связанных с этим загрязнений окружающей среды. Телерабочие обеспечивают существенное снижение общего автомобильного трафика. В Калифорнии и некоторых других штатах существуют законодательные и финансовые программы стимулирования телеработы как части компании против загрязнения окружающей среды;
б) Лучшие возможности для работы и занятости - потенциально, телеработа может позволить людям в районах с высокой безработицей получить доступ к возможностям для работы, которые возникают в любом районе мира. Для того, чтобы этим пользоваться существуют две возможности: первое - индивиды должны иметь квалификацию, на которую есть повышенный спрос, а также, хорошо развитые личные навыки в электронных сетях, что позволит им попасть в поле зрения работодателей; второе - местное сообщество должно сделать определенные шаги, чтобы создать свой подробный профиль в информационном пространстве сети, для того, чтобы создать возможности "дистанционной работы" для своих жителей;
в) Доступ к работе
людям с ограниченными
Законодательное обеспечение телеработы.
Для законодательного обеспечения конкретизации и детализации телеработы в практических ситуациях государственные и общественные организации разрабатывают правила и регулирующие документы. В США, например, уже есть целый ряд таких документов: ADA - Акт по правам американцев, имеющих ограниченную трудоспособность; EEO - Возможности равного трудоустройства; FLSA - Акт по справедливым трудовым стандартам; LMRA - Акт по взаимоотношениям исполнителей и менеджеров; SOHO - правила по малому офису/домашнему офису и др. акты и правила регулирования. На сегодня, американские суды скорее благоприятно оценивают право работника на дистанционную работу, если такая работа обычно выполняется вне офиса, или если она может быть выполнена без потери эффективности и продуктивности. Известны, например, прецеденты предоставления права на дистанционную работу людям с ограниченными возможностями (инвалидам).
Итак, сетевая экономика становится все более заметной, поскольку получают широкое применение Интернет-технологии, люди во все большей степени заменяют традиционные формы деятельности новыми, основанными на использовании Интернет-технологий, при этом они создают сетевые формы организаций и адаптируют различные общеэкономические инфраструктуры к новым возможностям глобальных сетей.
Если сетевая
экономика - качественно новая форма
экономического порядка, которая начинает
вытеснять иерархические и
На такого рода вопросы рано или поздно придется искать ответы. Рассмотрим, что об этом известно на сегодняшний день.
Предыстория
Предшественницами глобальной сетевой среды были внутрифирменные и корпоративные информационные сети, создаваемые в результате встраивания информационных технологий в процесс функционирования организаций. Бум создания корпоративных информационных систем пришелся на 80-е годы. Тогда же западные исследователи экономической эффективности внедрения информационных технологий обнаружили "парадокс производительности", означающий, что в результате этих внедрений производительность на объекте возрастает очень не значительно. Новые исследования проведенные в 1996-97 гг. дали объяснение этому парадоксу: эффект от внедрения проявляется в большей степени в другом качестве, например, в увеличении потребительской ценности производимого продукта, в ускорении экономического роста и т.п.
Главный вывод
из этого результата - удачное использование
информационных технологий превращает
организацию в сетевую
Дальнейшее развитие и глобализация информационных технологий в 90-х годах выпустили "джина" качественных изменений из внутрифирменного пространства в среду национальных экономик и дальше - в международную экономическую среду.
Как эта глобализация реализуется на практике, описано выше в виде четыре основных направлений внедрения Интернет-технологий, осуществляемого индивидами и организациями. Эти процессы микроэкономических инноваций, конечно, проявляются и на макроуровне, сказываются и на свойствах экономики в целом.
Иллюстрацией
последствий внедрения
Эти новые особенности
сетевой экономики требуют
1. Электронные
чипы стремительно
2. В сетевой
экономике ценность продуктов
труда вытекает из их
3. Ценность участия
в сетевой экономике растет
экспоненциально от роста
4. Любой экспоненциальный
рост имеет "точку перелома",
после которой рост бизнеса, пр
5. Основной закон
работы сетей известен как
закон возрастающей отдачи. Но
в отличие от индустриальной
экономики, где возрастание