Семейный бюджет и способы его формирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение сущности и формирования бюджета семьи.
Основные задачи работы:
1. Определить понятие и структуру семейного бюджета.
2. Определить понятие и структуру совокупных доходов населения, источники их формирования, направленность социальной политики государства.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты понятия семейного бюджета
1.1Семейный бюджет: понятие, типы, классификация доходов и расходов семьи
1.2Роль и функции семейного бюджета
Глава 2. Планирование финансов на уровне домашнего хозяйства
2.1 Процесс планирования финансов на хозяйственном уровне. Анализ доходов и расходов
2.2 Способы правильно распределить семейный бюджет, проанализировав экономическую специфику государства на данный момент
2.3 Источники формирования доходов семьи
Глава 3. Влияние социальной политики государства на семейный бюджет
3.1 Понятие. Сущность
3.2 Система социальной защиты
3.3Формирование государственной политики в области бюджета домохозяйств
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 88.37 Кб (Скачать)

Таким образом, социальная защита населения  может рассматриваться как:

    • средство формирования и развития личности, обеспечение ее конституционных прав;
  • государственная и общественная поддержка отдельных категорий населения, находящихся в трудной жизненной ситуации и не способных преодолеть ее самостоятельно, т.е. поддержка, имеющая целевой характер.

В мировой практике выделяют два  типа социальной защиты – активную и пассивную.

Активная социальная защита ориентирована  на трудоспособных членов общества и  предполагает создание условий для  самозащиты людей – в первую очередь  через активные действия на рынке  труда и через их участие в  социальном страховании. Пассивная  социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения  и заключается, прежде всего, в прямой материальной поддержке.

Критериями выделения первоочередных объектов социальной защиты являются размер среднемесячного дохода на члена  семьи (в сравнении с бюджетом прожиточного минимума), наличие источника  средств существования (безработные, нетрудоспособные – полностью или  частично), экологическое и социальное неблагополучие (жертвы социальных и  межнациональных конфликтов, беженцы  и перемещенные лица, жертвы и жители экологически неблагополучных территорий), потребность в помощи (беременные женщины, ветераны войны и блокадники, лица после наказания в исправительно-трудовых учреждениях). Для каждой категории  социально уязвимых слоев населения  разрабатывается своя программа  социальной защиты.

Специфика социальной защиты населения  выражается в том, что это форма  распределения материальных благ не в обмен на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности, а в целях удовлетворения физических, социальных и иных потребностей стариков, больных, безработных, лиц, имеющих  минимальные доходы, словом, – тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, а также всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей семьи. Исходя из этой специфики выделяют следующие признаки социальной защиты населения:

  • объективные основания, вызывающие необходимость в применении соответствующих механизмов, направленных на поддержание или обеспечение определенного уровня жизни;
  • любые способы предоставления средств к существованию;
  • закрепление правил предоставления социальной защиты в социальных, в том числе правовых нормах.

Основные принципы социальной защиты населения сформулированы в конвенциях Международной организации труда (МОТ), которые нацеливают каждое государство  на предоставление социальных гарантий всему населению при различных  обстоятельствах, угрожающих здоровью или материальному благополучию. При этом в конвенциях МОТ приводятся основные виды социальной защиты, регламентируются их минимальный уровень и категории  населения, на которые они должны распространяться. Национальные системы  социальной защиты формируются на основе конвенций МОТ с учетом специфики  экономического, социального и культурного  развития конкретной страны. Наиболее рельефно сущность социальной защиты населения проявляется в ее функциях: экономической, политической, демографической и социально-реабилитационной. Экономическая функция заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Политическая функция способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются  значительные различия в уровне жизни  различных слоев населения. Демографическая  функция призвана стимулировать  воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального  развития страны. Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Социальная защита населения –  это система, включающая несколько  подсистем. Надо отметить, что составные  части социальной защиты населения  не всегда удается четко разграничить.

«Социальное обеспечение – это  система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых  есть дети». Она, как правило, включает: пенсии; пособия работающим (по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам и др.); пособия семьям, в которых есть дети; содержание и обслуживание престарелых и  инвалидов; пособия по безработице  и др.

«Пенсия – это регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам  при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу  лет и особые заслуги перед  государством. Различают трудовые и  социальные пенсии.

Трудовые пенсии включают пенсии по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу  лет». Право на пенсию по возрасту в  России имеют мужчины, достигшие 60 лет  и имеющие стаж работы не менее 25 лет, и женщины, достигшие 55 лет при  стаже работы не менее 20 лет. Некоторым  категориям граждан пенсия назначается  на льготных условиях. Это касается граждан, работающих на тяжелых, вредных  для здоровья производствах, а также  многодетных матерей, родителей  инвалидов с детства.

 

Пенсия по инвалидности устанавливается  в связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (инвалидности). Условия и нормы  пенсионного обеспечения зависят  от характера трудовых отношений, причин наступления инвалидности и др. При  получении инвалидности вследствие трудового увечья, профзаболевания  пенсия назначается независимо от длительности трудового стажа. Если инвалидность является следствием общего заболевания, то при расчете пенсии учитывается определенный общий трудовой стаж.

Пенсия по случаю потери кормильца  назначается нетрудоспособным членам семьи умершего, которые ранее  находились на его иждивении (дети, братья, сестры и др.).

Пенсия за выслугу лет устанавливается  тем категориям граждан, которые  заняты на работах, ведущих к утрате трудоспособности или пригодности  до наступления возраста, дающего  право на пенсию по возрасту (работникам авиации, шахтерам, геологам, морякам  и др.).

Социальная пенсия назначается  неработающим гражданам при отсутствии права на трудовую пенсию.

Социальное обеспечение включает также выплату пособий работающим гражданам. К ним относятся: пособия  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Особое внимание в социальной рыночной экономике  уделяется семьям, в которых есть дети. Государство выплачивает им пособия, которые помогают обеспечить подрастающему поколению нормальные условия жизни.

Социальное обслуживание престарелых  и инвалидов – важная составляющая часть социального обеспечения  и возлагается как на государственные  центры социального обслуживания, так  и на негосударственный сектор. К  негосударственному сектору социального  обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и  религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

Выплата пособий по безработице  – другое направление деятельности социального обеспечения. Размер пособия  по безработице в разных странах  исчисляется по-разному. В России размер пособия по безработице устанавливается  в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы, если работник в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель. Если безработный имеет иждивенцев, то ему выплачивается дополнительно 10% от разового пособия на каждого иждивенца. В Российской Федерации продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать 12 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Если безработный в течение этого периода не получил подходящей оплачиваемой работы, он имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда. Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки. Могут устанавливаться и более продолжительные сроки выплаты пособия по безработице региональными и местными органами государственной власти при условии их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях трудоустройства безработного на временную работу или работу с неполным рабочим днем без уведомления центра занятости, нарушения безработным правил регистрации.

Социальные гарантии – это реализации государством конституционных прав граждан на улучшение важнейших  социальных благ и услуг. Социальные гарантии, предоставляемые государством населению в РФ, включают: право граждан на выбор места работы, на профессиональную деятельность; минимальный размер оплаты труда; минимальный размер пенсии; единовременное пособие при рождении каждого ребенка; ежемесячное пособие на детей одиноких матерей, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, и др.; ритуальное пособие; минимальный размер пособия по безработице; минимальный размер стипендии; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на образование.

Социальная помощь – это забота о гражданах, нуждающихся в поддержке, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточным уровнем личного  дохода на основе проверки нуждаемости. В России социальная помощь оказывается  пенсионерам, инвалидам, беженцам и  вынужденным переселенцам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф на АЭС и  других аварий, и др. Социальная помощь представляется в виде денежных и (или) натуральных выплат (бесплатные обеды, жилье, одежда, услуги).

Социальное страхование – это  система материального обеспечения  в случае временной потери трудоспособности, старости, инвалидности, потери кормильца, а также оздоровительных мероприятий (санатории, дома отдыха, лечебное питание, пионерские лагеря и т.д.). Социальное страхование рассматривает социальные виды риска: утрата трудоспособности из-за болезней, старости, несчастного случая, потери работы и др. Этот риск носит массовый, общественный, т.е. социальный характер, поскольку во многом определяется социальными условиями и не зависит (мало зависит) от каждого отдельного человека.

В отличие от иных видов социальной защиты населения, социальный риск учитывается  заранее. Возможные финансовые затраты, связанные с этим риском, также  заранее распределяются между всеми  участниками организации. Страхование  по каждому из видов социального  риска может быть добровольным или  обязательным.

С точки зрения круга воздействия  и сферы распространения, социальное страхование делится на государственное, региональное, муниципальное (местное), профессиональное (по профессионально-отраслевому признаку), международное. Государственное (всеобщее) страхование охватывает значительные массы населения на территории страны. Муниципальное страхование распространяется только на определенную часть страны. Профессиональное страхование организуется для отдельных категорий работников (летчиков, шахтеров). Международное страхование действительно для населения нескольких стран.

Социальное страхование включает не только денежные выплаты, компенсации, но также определенные услуги по лечению, реабилитации и профилактике. По мере социализации экономики услуги по лечению, реабилитации и профилактике постоянно  растут и определяют эффективность  социального страхования в целом. Финансирование социального страхования  осуществляется за счет работодателей, работников с возможным участием государства. Выплаты производятся из специальных фондов, формируемых  на основе взносов (пенсионные фонды, фонды  медицинского страхования, и др.). В  современной России система социального  страхования в целом утратила основные признаки страховых отношений  и фактически превратилась в часть  налоговой системы государства. Страховые взносы в большинстве  случаев взимаются без учета  оценки социальных рисков.

Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что большинство видов социальной защиты предоставляется бесплатно  за счет централизованных внебюджетных органов социального назначения или части бюджетных средств. Вместе с тем в условиях ограниченных финансовых и материальных ресурсов все виды социальной защиты в рамках социальной помощи и социальной поддержке  должны иметь характер и предоставляться  с учетом нуждаемости.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенная работа привела  к следующим выводам:

Семейный бюджет зависит от экономики  государства, банкротство предприятий; сокращение рабочих мест, ведущее  к увеличению безработицы; невыдача и задержка в выплате зарплаты – все это влияет на доходы и  расходы семьи.

Бюджет – это финансовый план, который суммирует доходы, и расходы семьи за определенный период времени. Для того чтобы эффективно использовать свои доходы, семья должна правильно составить свой бюджет, тщательно продумать покупки и делать сбережения для достижения своих целей.

Для составления семейного бюджета  необходимо составление списка всех источников доходов членов семьи. Это зарплата, социальные пособия и проценты на сбережения. В статье расходов нужно перечислить все, за что надо заплатить в течение месяца: квартплата и услуги, питание, проезд, уплата налогов и взносов. В планируемые расходы так же включаются и сбережения на будущее. Если доходы равны расходам, то это сбалансированный бюджет. Если предполагаемые расходы превышают доходы, то этот бюджет имеет дефицит. Бюджет, в котором доходы превышают расходы, будет иметь избыток. Если доходы превышают расход, необходимо исключить из планов лишние покупки, чтобы сбалансировать бюджет.

Работа также помогла  понять, что такое семейный бюджет, понять из чего он формируется, какую  помощь оказывает государство для  его формирования и в дополнении к этому научиться правильно, распланировать свои расходы, не нанеся вреда семейному бюджету.

Информация о работе Семейный бюджет и способы его формирования