Рынок земельных участков: состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Целью написания этой работы является анализ земельного рынка в современной России, его проблем и перспектив развития.

Содержание

Введение
1. Этапы формирования земельного рынка……………………………...….3
2. Земельный рынок и его особенности………………………………..……7
3. Анализ современного состояния земельного рынка в РФ………...……11
4. Распределение земельного фонда по формам собственности …………15
5. Продажа государственных земель………………………………………..19
6. Аренда государственных земель …………………………...……………23
7. Пути совершенствования земельного рынка …………………………. 27
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат состояние земельных участков.docx

— 184.91 Кб (Скачать)

    Значительная  площадь арендуемых земель в России относится к Уральскому (35,3 %), Дальневосточному (34,1 %) и Сибирскому (12,1 %) федеральным  округам, где в аренду переданы огромные территории оленьих пастбищ, в частности, в Чукотском автономном округе (впервые  за 3 года) зарегистрировано договоров  аренды на площади 24780 тыс. га, в основном для использования под оленьи пастбища.

    Базовые размеры арендной платы за землю  устанавливались на основе действующих  ставок земельного налога с применением  коэффициентов в зависимости  от ценности территории, целевого использования  земель, категории арендаторов.

    Таблица 4

    Средние размеры арендной платы за использование  государственных и муниципальных  земель в Российской Федерации

Арендаторы 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
в населенных пунктах вне населенных пунктов в населенных пунктах вне населенных пунктов в населенных пунктах вне населенных пунктов в населенных пунктах вне населенных пунктов
Предприятия, организации, учреждения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
промышленности, транспорта, связи, строительства 11,54  1,26  12  1,63  11,41  1,89  15,74  4,40 
торговли, общественного питания, бытового и  сервисного обслуживания 55,34  4,81  64,4  4,57  55,76  13,81  62,04  6,21 
сельскохозяйственные  предприятия 0,08  0,06  0,11  0,02  0,13  0,05  0,27  0,06 
Граждане, их объединения, использующие земельные  участки:                
для жилищного, дачного и гаражного строительства 1,46  0,2  1,53  0,22  1,82  0,35  2,82  1,44 
для личного  подсобного хозяйства, садоводства, огородничества 0,14  0,11  0,17  0,08  0,32  0,13  0,44  0,33 

    Рост  арендной платы косвенно обусловлен индексацией ставок земельного налога в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

    Арендные  платежи за землю значительно  дифференцированы в зависимости  от спроса и предложения, категории  арендаторов, связаны с видом  использования земель, местоположением  и величиной земельных участков. При этом арендная плата за земли  городов и поселков в сравнении  с арендной платой в сельской местности значительно выше для всех категорий арендаторов.

    Согласно  отчету Росимущества об исполнении федерального бюджета арендные платежи и поступления  от продажи права на заключение договоров  аренды за земли, находящиеся в федеральной  собственности, в 2006 году составили 3508007,3 тыс. рублей, превысив аналогичные поступления  предыдущего года почти в 2 раза.

    Существенный  рост в 2006 году фактических поступлений  от указанного источника обусловлен, в основном, увеличением в процессе разграничения государственной  собственности на землю массива  федеральных земель, право постоянного (бессрочного) пользования которыми переоформлено на право аренды.

    Более четверти поступлений в федеральный  бюджет доходов от аренды земельных  участков обеспечено Приволжским федеральным  округом - 26,2 %. Доля доходов от аренды по другим округам составляет: Южный  федеральный округ - 18,8 %, Центральный  федеральный округ - 16,5 %, Сибирский  федеральный округ - 13,3 %, Уральский  федеральный округ - 12,3 %, Северо-Западный федеральный округ - 8,5 %, Дальневосточный  федеральный округ - 4,4 процента.

    Наибольший  прирост поступлений в федеральный  бюджет от аренды земельных участков в абсолютном выражении обеспечен  Приволжским федеральным округом - 413,2 млн. рублей, в относительном  выражении - Сибирским федеральным  округом (в 3,8 раза по сравнению с 2005 годом).

    Доходы  федерального бюджета от сдачи в  аренду земельных участков, находящихся  в федеральный собственности, напрямую зависят от процесса регистрации  прав собственности Российской Федерации  на земельные участки.

 

    7. Пути совершенствования земельного рынка

    Для эффективного управления земельно-недвижимым достоянием России, бесспорно, требуется  орган, который осуществлял бы общегосударственную  координацию деятельности в данной сфере, занимался комплексным, системным  решением возникающих здесь крупных  хозяйственных проблем.

    Формировавшаяся в 1996-2003 гг. с огромным перерасходом средств и существенными содержательными  изъянами автоматизированная система  ведения государственного земельного кадастра этим требованиям ни в коей мере не отвечала. И не только из-за того, что объектом кадастрового учета  выступали далеко не все обладающие свойством недвижимости ресурсы.

    Прежде  всего еще ни юридически, ни практически  не сформирована и не скоро будет  сформирована «критическая масса» земельных  участков, выступающих объектами  кадастрового учета, так как пока подавляющая часть земельных  ресурсов остается в государственной, не разделенной по уровням ведения  собственности. Земельные же участки  сельскохозяйственных владений, которые  остались в виде долей в сохранивших  совместную форму собственности  предприятиях, тоже физически еще  не выделены на местности, а следовательно, не могут выступать объектами  кадастрового учета и регистрации.

    Добавим к этому отсутствие повсеместного  реального спроса на кадастровую  информацию в связи с дефицитом  инвесторов, так как для иностранцев  выход на российский рынок сельскохозяйственных земель закрыт российскими же законодательными барьерами, а отечественные владельцы  финансовых средств до сих пор  проявляют интерес лишь к занимающим менее 2% территории страны земельным  участкам, отведенным для застройки  в городах, да и то не во всех, а  лишь в крупнейших и крупных, либо обладающих рекреационным потенциалом. В этом нет ничего удивительного, ибо современная российская экономика  имеет сырьевую ориентацию и не нуждается  в значительных дополнительных территориальных  площадях и земельных ресурсах.

    Необходимо разработать стандарты эффективности использования земельно-недвижимого ресурса. Для этого потребуется составить комплексные схемы рациональной экономико-землеустроительной организации производственной структуры региональных социально-экономических комплексов и оптимизации механизмов их функционирования. Эти схемы по идее не заменяют детализированные комплексные межотраслевые и отраслевые целевые программы, но обладают вполне конкретным методическим преимуществом. Суть в том, что в современных оптимизационных моделях регионального развития его территориально-земельное основание вводится в расчеты в усредненных количественных характеристиках, зачастую без учета сложной системы внутренних и внешних связей и зависимостей, без должного учета дифференциации его экономического содержания на макро-, мезо- и особенно микроуровне. Поэтому и региональные программы социально-экономического развития носят в известной мере абстрактный, упрощенный характер.

    Важный  момент грамотного управления земельно-недвижимым достоянием России - приведение рынка  земельно-недвижимых объектов к цивилизованным стандартам. Центральной здесь является задача создания полноценной рыночной инфраструктуры, прогнозирования перспектив развития земельного рынка, выявления  сегментных и региональных его диспропорций, разработки и осуществления мер  регулирования, позволяющих нейтрализовать негативные отклонения в его функционировании.1 В «пакете» этих задач на первое место нужно поставить затянувшееся на долгие годы создание таких структур, как Земельный банк, Земельный залоговый фонд, Фонд страхования рисков недобросовестных сделок с земельно-недвижимыми объектами, причем не только залога, но и сдачи в аренду, внесения в качестве пая в уставной капитал совместных предприятий, наконец, страхования от недобросовестных сделок с землей. И все это - с квалифицированным учетом специфики земельного участка.

    Серьезным тормозом развития полноценного сбалансированного  рынка земельно-недвижимых объектов остается дефицит полноценных статистических данных по конъюнктуре спроса и предложения. Нельзя установить крайне необходимые  для расчетов равновесной рыночной стоимости земельных ресурсов ценовые  притязания одних и ценовые ожидания других партнеров по фиксируемым  в статистике конечным результатам  сделок. Нужна объективная информация об интересах, оценках, установках и  мотивах поведения участников рынка.

    Есть  и другие уязвимые блоки в инфраструктуре рынка земельно-недвижимых объектов. Слабым звеном выступают, например, консалтинговые, посреднические структуры, информационно-аналитические, маркетинговые службы организации  мониторинга рынка земельно-недвижимых объектов, и т.п.2

    В данный момент наиболее существенной и в то же время объективно трудноустранимой на современном этапе причиной проблемного  состояния земельного рынка в  России выступает большие затраты  на освоение земли, неразвитость производственной инфраструктуры в сельской местности, недостаточный объем инвестиций в сельскохозяйственное производство и на восстановление земли. Вместе с  тем есть и вполне устранимые причины, сдерживающие становление полноценного земельного рынка. К ним относятся: недостаточная государственная  поддержка землевладельцев; недоверие  людей к властям и проводимой ими экономической политике; неразвитость системы средне- и долгосрочного  кредитования; коррумпированность властей. Для квалифицированного решения  проблем развития и определения  перспектив использования земельно-недвижимого  комплекса России необходимо существенно укрепить научное обеспечение управленческой деятельности в данной сфере. Целесообразно также организовать институт соответствующего профиля, создать Министерство земельно-недвижимого экономического ресурса. Принципиальное значение в развитии земельного рынка России будет иметь создание соответствующих земельных финансовых инструментов и агрегатов: земельных акций, облигаций, векселей, сертификатов и иных ценных бумаг, обеспечивающих приток реальных инвестиций. Создание таких структур, как Земельный банк, Земельный залоговый фонд, Фонд страхования рисков недобросовестных сделок с земельно-недвижимыми объектами. В заключение можно сказать, что главной задачей на сегодня является создания полноценной рыночной инфраструктуры, прогнозирования перспектив развития земельного рынка, выявления сегментных и региональных его диспропорций, разработки и осуществления мер регулирования, позволяющих нейтрализовать негативные отклонения в его функционировании.

 

    Заключение

    Перечисленные выше особенности участия земельных  участков в гражданском обороте  позволяют сделать вывод о  необходимости государственного регулирования  процесса формирования и развития рыночных земельных отношений посредством  постоянного наблюдения и контроля  за состоянием земельного рынка, прогнозирования  тенденций его развития и создания правовых гарантий его участникам.

    В данный момент наиболее существенной и в то же время объективно трудноустранимой на современном этапе причиной проблемного  состояния земельного рынка в  России выступает большие затраты  на освоение земли, неразвитость производственной инфраструктуры в сельской местности, недостаточный объем инвестиций в сельскохозяйственное производство и на восстановление земли. Вместе с  тем есть и вполне устранимые причины, сдерживающие становление полноценного земельного рынка. К ним относятся: недостаточная государственная  поддержка землевладельцев; недоверие  людей к властям и проводимой ими экономической политике; неразвитость системы средне- и долгосрочного  кредитования; коррумпированность властей. Для квалифицированного решения  проблем развития и определения  перспектив использования земельно-недвижимого  комплекса России необходимо существенно  укрепить научное обеспечение управленческой деятельности в данной сфере. Целесообразно  также организовать институт соответствующего профиля, создать Министерство земельно-недвижимого  экономического ресурса. Принципиальное значение в развитии земельного рынка  России будет иметь создание соответствующих  земельных финансовых инструментов и агрегатов: земельных акций, облигаций, векселей, сертификатов и иных ценных бумаг, обеспечивающих приток реальных инвестиций. Создание таких структур, как Земельный банк, Земельный  залоговый фонд, Фонд страхования  рисков недобросовестных сделок с земельно-недвижимыми  объектами. В заключение можно сказать, что главной задачей на сегодня  является создания полноценной рыночной инфраструктуры, прогнозирования перспектив развития земельного рынка, выявления сегментных и региональных его диспропорций, разработки и осуществления мер регулирования, позволяющих нейтрализовать негативные отклонения в его функционирования.

    Необходимо спроектировать и создать в каждом регионе ассоциацию, группу фермерских хозяйств, отвечающих последним достижениям науки, техники, агротехники, технологии, организации. Этим хозяйствам, готовым к конкурентному товарному производству, отдать в аренду земли с выкупом на 20-30 лет. Пусть они растут и развиваются при поддержке государства. Пусть полученная прибыль пойдет на расширение числа таких хозяйств, на становление и развитие  аграрного сектора страны и на улучшение всеобщего благосостояния.

Информация о работе Рынок земельных участков: состояние и перспективы развития