Рынок земельных участков: состояние и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 11:22, контрольная работа

Описание работы

Целью написания этой работы является анализ земельного рынка в современной России, его проблем и перспектив развития.

Содержание

Введение
1. Этапы формирования земельного рынка……………………………...….3
2. Земельный рынок и его особенности………………………………..……7
3. Анализ современного состояния земельного рынка в РФ………...……11
4. Распределение земельного фонда по формам собственности …………15
5. Продажа государственных земель………………………………………..19
6. Аренда государственных земель …………………………...……………23
7. Пути совершенствования земельного рынка …………………………. 27
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

реферат состояние земельных участков.docx

— 184.91 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Марийский государственный технический университет 
 
 

                                                                                  Кафедра экономики и

                                                                                           организации производства 
 
 
 

РЕФЕРАТ

 РЫНОК ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ: СОСТОЯНИЕ

И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ 
 
 

        Выполнила: ст.гр. ЭКО-41

        Пайкова З.А. 

                                                          Проверил:  к.э.н., доцент 

                                                                                      Каткова Т. Е. 
 
 
 

Йошкар-Ола

2009

                   

    СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Этапы формирования земельного рынка……………………………...….3
  2. Земельный рынок и его особенности………………………………..……7
  3. Анализ современного состояния земельного рынка в РФ………...……11
  4. Распределение земельного фонда по формам собственности …………15
  5. Продажа государственных земель………………………………………..19
  6. Аренда государственных земель …………………………...……………23
  7. Пути совершенствования земельного рынка ………………………….   27                                                                                 

Заключение                                                                                                  

Список  используемой литературы                                                                                                                                                                          

 

    Введение

      Земля, ее недра, леса, животный мир составляют основу жизни и деятельности людей. 

    Проблема  совершенствования правового регулирования  земельных отношений в России в последнее время стала одной  из наиболее актуальных и широко обсуждаемых  не только среди юристов, законодателей  и политиков, но и в обществе в  целом. Действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностям регулирования земельных отношений, так как Россия перешла на качественно новые отношения, а следовательно изменилось и  отношение к земле. Появились различные нововведения. Одно из них - свободная купля-продажа земли.

    Целью написания этой работы является анализ земельного рынка в современной России, его проблем и перспектив развития.

    Бесплатность  пользования землей являлось одной  из главных причин неэффективного использования  в сельском хозяйстве, высокой землеемкости в градостроительстве и промышленности.

    Только  в этих условиях могла сформироваться ситуация, когда при массовом нерациональном землепользовании, наличии заброшенных  и неиспользуемых земель создан искусственный  дефицит земли для желающих получить ее под фермерское хозяйство, личное подворье, сад или огород. При  наличии значительных пустующих  территорий в городах, территории, занятые  малоценной ветхой застройкой, занимаются особо ценные плодородные пригодные  земли.

      Но последние глобальные преобразования и изменения системы ценностей породило некий интерес общества к земельной проблеме.

    Недавно Государственная дума преодолела вето Президента на Земельный кодекс России. Главным спорным вопросом между  президентом и парламентом являлся  вопрос о сельскохозяйственных землях, которые, по мнению главы государства, должны продаваться и покупаться. В течение последних пяти лет, пока продолжается работа над Земельным  кодексом, парламент занимал жесткую позицию, исключающую возможность купли-продажи сельскохозяйственных земель.

       Провозглашая право свободного  владения земельной собственностью, Конституция в статье 36 части  3 устанавливает, что конкретные  вопросы правоотношений земельной  собственности должны регулироваться  Федеральным законом. Длительная  дискуссия в Думе по поводу  Земельного кодекса, который и  должен был сыграть роль такого  закона, привела к выводу,  что   усилиями  противников  свободного  земельного  оборота  этот документ  может быть принят едва ли  не через десятилетие.   

      И поэтому я бы хотела рассмотреть вопрос о земельном рынке, который стал интересовать все более широкие слои населения нашей страны.

    В этой курсовой работе наряду с определениями  рынка земли рессмотрены также  история возникновения, сущность, значение и тенденции развития земельного рынка в ближайшем будущем. 

 

    1.Этапы формирования земельного рынка

    Земельная реформа началась в стране с принятием  закона о земельной реформе. Ее целью  было распределение земель между  более эффективными собственниками, хозяйственными субъектами.

    Земельная реформа, под которой понимается изменение отношений собственности  на землю, устранение монополии государственной  собственности, преобразование колхозов и совхозов в различные организационно-правовые формы, предусмотренные Гражданским  кодексом. Земельная реформа проводилась  поэтапно.

    Первый  этап (1991-1995 гг.) - приватизация государственной  земельной собственности, находившейся в пользовании колхозов и совхозов, перераспределение сельхозугодий  в пользу крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, садоводческих кооперативов. В результате к 1996 г. в государственном секторе  осталось 13,4% сельхозугодий, коллективные хозяйства имели 61,8%, хозяйства граждан - 11,5%, остальные 13,3% сельхозугодий использовались вне сельского хозяйства. Произошло  уравнительное бесплатное перераспределение  земли из государственной в частную  собственность.

    Второй  этап (с 1996 г.) - развитие арендных и залоговых  отношений, формирование региональных земельных рынков, применение санкций  и поощрений с учетом показателей  использования земли, постепенное  перераспределение земли в пользу более эффективных собственников.

    Указы Президента РФ, принятые в 1991-1992 гг., определили принципы приватизации государственных  земель, находившихся в бессрочном и бесплатном пользовании колхозов и совхозов. На основе земельных  долей земля передавалась в собственность  работникам сельхозпредприятий и предприятий  социальной сферы, расположенных на территории хозяйства и обслуживающих  его жителей, а также пенсионерам, которые ранее трудились в  данном хозяйстве. Всероссийской научно-практической конференции "Земля России: экономика, право, собственность".

    Следующие этапы правового обеспечения  земельной реформы - Земельный кодекс РСФСР, принятый в 1991г. и закрепивший  частную собственность на землю  граждан и юридических лиц, Конституция  РФ 1993г.

    На  втором этапе земельной реформы  речь идет о вовлечении земли, земельных  ресурсов в экономику. Вступил в  силу ФЗ «О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права начали регистрировать в едином государственном органе.

    Естественным  логическим ходом стало создание ФЗ «О государственном земельном  кадастре», а закон «О землеустройстве» был третьим в этой триаде.

    И все же главным на втором этапе  земельной реформы стало принятие нового Земельного кодекса РФ. Несмотря на то, что вопрос этот сильно политизирован, основной задачей принятого кодекса  было закрепить уже достигнутое  и не совершать никаких революционных  действий, оставить работающие механизмы, исключив те, которые не работают. Все  это устанавливает право собственности  физических и юридических лиц  на землю, дающее возможность покупки  и продажи земельных участков, сдачи их в аренду, дарения, залога и т. п.

    Основной  целью земельной реформы в  постсоветской России было разгосударствление земли, создание условий для возникновения  рынка земли и субъектов этого  рынка, владеющих землей на правах частной  собственности. Для легализации  такого необходимого элемента рыночной экономики, как гражданский оборот земель, потребовалось более 10 лет. Реформа проводилась поэтапно: после  революционных преобразований и  последующей стихийной приватизации, похожей на передел собственности, следует этап осторожно закрепляющий достигнутое и зарождающий цивилизованные рыночные отношения.

 

    2.Земельный рынок и его особенности

    Рынок земли является неотъемлемой частью  экономики  любого  развитого государства. Земля - важнейший ресурс,  занимающий  исключительное  место  в жизни и деятельности любого общества.

      Рынок земли  обладает  целым  рядом  специфических  особенностей.  Во-

первых, земля является бесплатным даром  природы, что позволяет  говорить  об иррациональном характере ее стоимости. Тем не менее земля является  объектом купли-продажи; с ней связаны земельные арендные отношения.

      Во-вторых,  в  зависимости  от  тех  или  иных  природно-климатических условий, а также местонахождения участков  земли,  последние  подразделяются на лучшие, средние и худшие. В  основе  такого  деления  лежит  естественное плодородие почвы, от которого зависит продуктивность земли.   Но  она  может быть улучшена в результате дополнительных вложений в нее труда  и  капитала. Это  улучшенное  плодородие  почвы   называется   экономическим.   Повышение экономического плодородия почвы  практически  возможно  на  любых  участках. Однако  оно  имеет  определенные  границы,  связанные  с  известным  законом убывающего плодородия почвы, когда  при  сложившейся  технологии   обработки земли каждая последующая единица затрат обеспечивает все меньшую  и  меньшую отдачу.

       В-третьих,  в  следствие  фиксированности  площади  земельных  угодий природой,  предложение  земли  характеризуется   в   общественном   масштабе

совершенной неэластичностью, хотя для конкретного  пользователя  землей  дело обстоит  иначе:  предложение  земли  обладает  определенной   эластичностью, поскольку  пользователь  имеет  возможность  увеличить  имеющуюся   у   него земельную площадь за счет конкурентов. Ограниченность предложения  земельных ресурсов  усиливается  закрепленностью  земли  в  частную  собственность.  В условиях рынка земельные собственники весьма неохотно идут на продажу  своих земельных участков, отдавая предпочтение  сдаче  земли  в  виде  аренды  они получают  право  получения  стабильного  дохода,   именно   поэтому   каждый определенный момент продается лишь незначительная часть земельного фонда,  в этом заключается принципиальная особенность рынка земли.

       Земельный   рынок   формирует   условия   стимулирующие   эффективное использование земли и вынуждает  отдельных  субъектов  отказаться  от  части земли или от всего участка если он не функционирует эффективно.

      Однако рынок земли  далек   от  совершенства  и  не  является  гарантом   стабильности. Восполнение недостатков рынка - важнейшая задача  государства. Государство  обязано  в  первую  очередь   создать   условия   защиты   прав собственности   на   землю,   соблюдения   субъектами    своих    договорных  обязательств, целенаправленного и разумного использования  земельного  фонда страны, при этом  политика  государства  должна  базироваться  на  сочетании интересов   всех   хозяйствующих   субъектов   аграрного   сектора.    Любая  государственная  система  управления  должна   базироваться   на   земельном кадастре - это официально составленный, систематизированный  свод  сведений, касающийся земельного фонда страны.

Информация о работе Рынок земельных участков: состояние и перспективы развития