Рынок. Условия возникновения, роль и функции. Инфраструктура рынка. Сущность и основные элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:52, реферат

Описание работы

В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1.Рассмотреть, как по мере развития общественного производства и обращения менялось определение понятия «рынок»; рассмотреть важнейшие исторические условия возникновения рынка.
2.Определить, в чем заключается сущность рынка, его родовые черты, функции; охарактеризовать роль рынка в общественном производстве.
3.Изучить типологию рынка, его структуру и инфраструктуру.
4.Сделать выводы.

Содержание

Введение
1. Эволюция взглядов на рынок
2.Условия возникновения
3. Сущность, функции и роль рынка
3.1. Сущность рынка
3.2 Функции рынка
3.3 Роль рынка в общественном производстве
4.Инфраструктура рынка
4.1.Сущность инфраструктуры рынка
4.2. Элементы инфраструктуры рынка.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.77 Кб (Скачать)

     В дальнейшем обособленность товаропроизводителей начала распространяться на коллективную и другие формы собственности. Возникли кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные и смешанные предприятия.

     Кроме того, причина становления рынка  кроется и в возможности (свободе) для каждого экономического субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок  предполагает свободу конкурентного  поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Внерыночное регулирование хозяйства  неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

 1-е условие – общественное разделение труда, которое возникло в глубокой древности. Первая стадия общественного разделения труда  – отделение скотоводства от земледелия, вторая – выделение ремесла, третья – возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных производств. Разделение труда с неизбежностью требует обмена. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производительными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных благ и услуг. В промышленности различают три основные формы специализации предметную (автомо-бильные, тракторные заводы), подетальную (завод шарикоподшипников), технологическую -- стадий-ную (прядильная фабрика).

2-е  условие – экономическая обособленность производителей полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

3-е  условие – самостоятельность производителя, свобода предпринимательства.

Определяющим  моментом специализации считается  принцип сравнительного преимущества. Суть принципа заключается в возможности  производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости  в силу различий предпринимателей в  навыках, способностях, обеспеченности ресурсами и др.

     Для эффективного функционирования рынка  необходимо и четвертое условие - самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсов. Внерыночное регулирование хозяйства неизбежно в любой системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.

 

 

3. Сущность,функции и роль рынка

3.3. Сущность рынка

     Рынок является экономической категорией и как таковая тесно связан с обменом, обращением, торговлей, торговыми  услугами. В чем же единство и  различия связанных с рынком категорий?

     Обмен можно рассматривать с двух сторон:

- как  процесс движения товаров и  услуг, как процесс общественного  обмена веществ;

- как  процесс создания определенных  общественных отношений, в которые  вступают индивидуумы при этом  обмене веществ.

     Как экономическая категория обмен  выражает вторую сторону, т.е. представляет собой экономические связи между  людьми, как производителями и  потребителями, по поводу движения результатов  труда, полученных не для собственного потребления, а для других, для  удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители  и потребители вступают в контакты.

     Товарное  обращение - более развитая форма  товарного обмена. Это товарный обмен, осуществляемый при посредстве денег (Т - Д - Т) на основе взаимной возмездности и эквивалентности, взаимного соглашения участников данного процесса.

     Торговля - это деятельность людей по осуществлению  товарного обмена и актов купли - продажи. Торговые сделки товаровладельцев - продажа (обмен товара на деньги), купля (обмен денег на товар), единство обоих этих актов и заключение таких сделок составляют суть торговой деятельности.

     Торговые  услуги - отношения посреднической деятельности людей, осуществляющих куплю - продажу товаров.

     К основным торговым услугам относятся  такие торговые операции, как изучение покупательского спроса, товарных источников торговцами, реклама, организация различных  выставок, заключение хозяйственных  договоров, разовых сделок, показ  товаров, оказание квалифицированной  консультации, создание благоприятных  условий для реализации товаров: прием, выдача и хранение денег, связанных  с реализацией товаров, оформление различных документов, учет и контроль за движением товарной массы и  многие другие.

     К дополнительным торговым услугам относятся  услуги, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, упаковка, хранение и т.д.), существование которого обусловлено  полным обособлением производства от сферы обращения.

     Ещё бы хотелось остановиться на понятии  торговый капитал. Торговый капитал - капитал, функционирующий в сфере обращения (по Марксу), представляет собой обособившуюся  часть промышленного (товарного) капитала. Практически это означает, что  промышленник, вкладывающий свой капитал  в производство товаров, сам не занимается их реализацией, а передает эту функцию  специальным торговым предприятиям. Торговый капитал становится как  бы агентом промышленного, осуществляет его торговое обслуживание. Экономический  смысл такого обособления состоит  в том, что торговец экономит промышленнику  время и деньги, ибо осуществляет реализацию товаров быстрее (лучше  знает условия реализации, спрос  покупателей и т.д.) и с меньшими затратами.

     Первоначальной  формой торгового капитала был купеческий капитал, объективной основой возникновения  которого послужили отделение ремесла  от земледелия, а затем города от деревни. С возникновением денег  и образованием местных рынков происходит выделение особой группы лиц - купцов, специализировавшихся на посреднических операциях в сфере товарного  обмена.

     В эпоху свободной конкуренции  торговый капитал обособляется от промышленного довольно сильно. Крупные промышленные компании создают часто собственную сбытовую сеть, стараясь держать под контролем реализацию и потребление своих товаров.

     Рынок - это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где  функционирует торговый капитал  и не только он.

Отсюда  рынок как экономическая категория  есть совокупность конкретных экономических  отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми  посредниками по поводу движения товаров  и денег, отражающая экономические  интересы субъектов рыночных отношений  и обеспечивающая обмен продуктами труда.

     Единство  всех вышеназванных категорий заключается  в том, что они выражают единую сущность - экономические связи между  людьми в процессе движения товаров. Суть рыночных отношений сводится к  возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими  прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей  на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег. Но так как рынок функционирует в определенной экономической системе и, развиваясь, превращается в самостоятельную подсистему, то это не может не обусловить специфику форм его проявления (различный удельный вес рыночных отношений во всей экономической системе, различная организация рынка, различные формы, методы и размеры регулирования рынка). Наличие специфических черт у рынка (ассортимент товаров, организация рынка, традиции) позволяет говорить о московском, российском, американском, японском и других рынках.

 

 

3.2. Функции рынка

     Сущность  рынка находит свое выражение  в главных его экономических  функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность.

Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а  также торговцев - посредников, во включении  их в общий процесс активного  обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может  служить потреблению, а потребитель  не сможет удовлетворить свои потребности.

     Регулирующая  функция - самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы  экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в  ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в  производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

     Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить? Вообще, рынок не мыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует  снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение  качества продукции. Межотраслевая  конкуренция путем перелива капиталов  из отрасли в отрасль формирует  оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных  отраслей. Сохранение и поддержание  конкурентной среды - одна из важнейших  задач государственного регулирования  в странах с развитой рыночной системой.Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена- это сигнал к сокращению производства, падает - сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.

     На  рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила  в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более  действенным способом служит интересам  общества, чем тогда, когда сознательно  стремится служить им».В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

     Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой  продукции, необходимых товаров  с наименьшими затратами и  получением достаточной прибыли, стимулировании научно - технического прогресса и  на его основе - интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей» (О.Шик), а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.

     Ценообразующая (или эквивалентная) функция - это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

     Контролирующая  функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

     Посредническая  функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители  в условиях глубокого общественного  разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка  практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и  экономическая связь между конкретными  участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике  с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность  выбора оптимального поставщика (с  точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового  обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется  возможность выбрать наиболее подходящего  покупателя.

     Информационная  функция дает участниками рынка  через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно  необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок  в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию  постоянно сверять собственное  производство с меняющимися условиями  рынка.

Информация о работе Рынок. Условия возникновения, роль и функции. Инфраструктура рынка. Сущность и основные элементы