Рынок. Условия возникновения, роль и функции. Инфраструктура рынка. Сущность и основные элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:52, реферат

Описание работы

В соответствии с целью можно определить следующие задачи:
1.Рассмотреть, как по мере развития общественного производства и обращения менялось определение понятия «рынок»; рассмотреть важнейшие исторические условия возникновения рынка.
2.Определить, в чем заключается сущность рынка, его родовые черты, функции; охарактеризовать роль рынка в общественном производстве.
3.Изучить типологию рынка, его структуру и инфраструктуру.
4.Сделать выводы.

Содержание

Введение
1. Эволюция взглядов на рынок
2.Условия возникновения
3. Сущность, функции и роль рынка
3.1. Сущность рынка
3.2 Функции рынка
3.3 Роль рынка в общественном производстве
4.Инфраструктура рынка
4.1.Сущность инфраструктуры рынка
4.2. Элементы инфраструктуры рынка.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.77 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

1. Эволюция  взглядов на рынок

2.Условия  возникновения

3. Сущность, функции и роль рынка

3.1. Сущность рынка

3.2 Функции рынка

3.3 Роль рынка в общественном производстве

4.Инфраструктура рынка

4.1.Сущность инфраструктуры рынка

4.2. Элементы инфраструктуры рынка.

Заключение

Список  литературы

 

Введение

     В ходе развития товарного хозяйства  формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных  организованных рынков с компьютерным оснащением. Искав тему курсовой, я прочитала много различных определений рынка, все очень похожи по смыслу, но разные по трактовке. Например, английский ученый экономист 19 в. У. Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. Из всех этих оригинальных концепций рынка, я пришла к выводу: рынок - это взаимодействие между людьми, которые руководят такими процессами как производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг. В свою очередь участники рынка - это предприниматели, конечные потребители, работники, производители. В процессе исторического развития рыночного (товарного) хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.

     Современная экономика развитых стран носит  рыночный характер. Рыночная система  оказалась наиболее эффективной  и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась  не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Актуальность  выбранной мною темы обусловлена  переходом от административно-командной  модели к рыночной экономике в  России. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения  соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики  почти полностью была изолирована  от мирового рынка. Разрушалось натуральное  и полунатуральное хозяйство, которое  служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления  рынка (безработица, нехватка товарного  продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали  постепенно развиваться рыночные отношения  и сам рынок.

     Актуальность  определила цель исследования - изучить  рынок, его содержание, типологию, сущность, условия возникновения.

     В соответствии с целью можно определить следующие задачи:

1.Рассмотреть,  как по мере развития общественного  производства и обращения менялось  определение понятия «рынок»;  рассмотреть важнейшие исторические  условия возникновения рынка.

2.Определить, в чем заключается сущность  рынка, его родовые черты, функции;  охарактеризовать роль рынка  в общественном производстве.

3.Изучить  типологию рынка, его структуру  и инфраструктуру.

4.Сделать  выводы.

 

 

1.Эволюция рынка

       Рынок - это обратная сторона  товарного производства, основы  рыночного хозяйства (Н.Бухарин). Без товарного производства нет  рынка, без рынка нет товарного  производства.

     Существуют  три основных условия, сделавшие  рынок объективно необходимым.

Первое  условие - общественное разделение труда  и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производительными ресурсами, всеми экономическими благами. Отдельные группы людей занимаются самыми разнообразными видами хозяйственной деятельности, т.е. специализируются на производстве тех или иных товаров и услуг. В промышленности различают три основные формы специализации предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую -- стадийную (например, прядильная фабрика).

     Посредством разделения труда достигается обмен  деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного  труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного  вида труда.

     История знает ряд крупных ступеней общественного  разделения труда. Первая из них - отделение  скотоводства от земледелия, вторая - выделение  ремесла как самостоятельной  отрасли, третья - возникновение купечества. Затем стали дробиться отрасли, углублялась специализация отдельных  производств. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость  в постоянном обмене плодами специализированного  труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе. Этот процесс бесконечен, он объективно связан с ростом производительности труда.

     Второе  условие - экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных  решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию). Эта обособленность исторически  возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться  и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные  предприятия, т.е. с государственным  участием, и т.д.). Если в обществе субъекты хозяйственной деятельности не наделены правами собственности, то рынок существовать не может. «Рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться».

     Третье  условие - разрешение проблемы трансакционных издержек - издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы, связанные с получением разрешения (лицензии) на выбранную субъектом хозяйственную деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров, по изменению свойств товаров, определенную дань рэкетирам (если речь идет о России) и т.д. Если расходы выше предполагаемого дохода, то рынок таких товаров не будет создан.

     Для эффективного функционирования рынка  необходимо и четвертое условие - самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный  обмен ресурсов. Внерыночное регулирование  хозяйства неизбежно в любой  системе, однако чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. Свободный обмен  позволяет сформироваться свободным  ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных  направлений их деятельности.

 

 

2. Условия  возникновения

     Понятие рынка. В самом общем виде рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

     Более конкретно рынок представляет сферу  обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного  производства в форме купли-продажи, т. е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

     Субъектами  рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей  выступают домохозяйства (в составе  одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов  рынка действуют одновременно и  как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно  взаимодействуют на рынке, образуя  взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

     Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает  не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

     Рынок как самостоятельное образование  включает три основных элемента: рынок  товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три  рынка органически взаимосвязаны  и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит  от развития всех его составляющих.

     Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством  разделения труда достигается обмен  деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного  труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного  вида труда.

     Не  менее важным условием возникновения  рынка является специализация. Специализация - форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. В промышленности различают три основные формы специализации предметную (например, автомобильные, тракторные заводы), подетальную (например, завод шарикоподшипников), технологическую - стадийную (например, прядильная фабрика).

     Улучшение, совершенствование производственного  профиля предметно-специализированных предприятий, развитие подетальной и технологической специализации ведут к расширению производственных связей - кооперированию. Специализация производства в ряде индустриально развитых стран в основном пошла по пути расширения подетальной и технологической специализации.

     Схема специализации, т.е. набор специальностей, становится все более сложной, поскольку  усложняется и углубляется сам  процесс труда. В старину человечество владело несколькими специальностями, и прежде всего охотника и земледельца. Сегодняшние же перечни специальностей включают многие тысячи весьма различных профессий. Подавляющее большинство из них требуют обучения (иногда многолетнего) специальным навыкам и приемам труда. Специализация достигла ныне такой степени, что окружающие нас предметы уже, как правило, невозможно произвести в одиночку. Необходимость в постоянном обмене плодами специализированного труда определяет сегодня характер взаимоотношений людей в обществе.

     Важной  причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Даже самый  способный человек может произвести лишь небольшое количество благ. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все  другие факторы производства (земля, техника, сырье). Их общее количество имеет пределы, а применение в  какой-либо одной сфере исключает  возможности такого же производственного  использования в другой. В экономической  теории это явление получило название закона ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов преодолевается посредством  обмена одного продукта на другой через  рынок.

     Причиной  формирования рынка является и экономическая  обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться  результатами своего труда. Благами  обмениваются полностью независимые, автономные в принятии хозяйственных  решений производители. Экономическая  обособленность означает, что только сам производитель решает, какую  продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Адекватным правовым режимом состоянию экономической  обособленности является режим частной  собственности. Обмен продуктами человеческого  труда в первую очередь предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности  развивалось и рыночное хозяйство. Наиболее высокого уровня частная собственность  и рыночные отношения достигли при  капитализме. Объекты частной собственности  многообразны. Они создаются и  приумножаются за счет предпринимательской  деятельности, доходов от ведения  собственного хозяйства, доходов от средств, вложенных в кредитные  учреждения, акции и другие ценные бумаги.

Информация о работе Рынок. Условия возникновения, роль и функции. Инфраструктура рынка. Сущность и основные элементы