Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 16:30, лекция
Главное отличие рынка труда от рынка других ресурсов в том, что его
товар - труд - является формой жизнедеятельности человека и поэтому
неотделим от него. Иначе говоря, товар на этом рынке представлен не
самостоятельно, а теми живыми людьми, чьи способности к труду он отражает.
Выделяют внутренний и внешний рынок труда.
7.1. Рынок труда: понятие, функции, принципы функционирования.
7.2. Рынок труда при совершенной конкуренции.
7.3. Рынок труда при несовершенной конкуренции.
7.4. Заработная плата и ее теории.
7.1. Рынок труда: понятие, функции, принципы функционирования
и экономиста с простыми косточковыми счетами;
51
• предложение других факторов. Количество имеющегося в наличии
фактора производства может повлиять на предельный продукт,
обеспечиваемый другими факторами.
Кроме спроса рынок
труда характеризует его
Предложение труда - это количество рабочего времени, которое
население хочет и может потратить на работу, приносящую доход.
Особенность кривой рыночного предложения труда в том, что она может
иметь наклон не только вверх, но и вниз.
Рис. 21. Кривая индивидуального предложения труда
Решение о том, какое количество труда может быть предложено на
рынке, связано с возможностью альтернативного использования того времени,
которым располагает носитель рабочей силы. Вынося свою рабочую силу на
рынок, мы идем на своего рода “компромисс”, выбирая между двумя благами:
досугом и доходом, на который сможем купить потребительские блага. Досуг
необходим для восстановления сил, выполнения домашних обязанностей,
повышения квалификации, отдыха. Поэтому продавец рабочей силы в
конечном итоге выбирает, сколько часов работать в день.
Данный выбор связан с наличием двух основных ограничений:
- ограниченностью времени в сутках двадцатью четырьмя часами,
которые можно распределить между работой и досугом;
- часовой ставкой заработной платы, которая определяет возможный
доход продавца рабочей силы.
Часовая ставка, таким образом, может быть рассмотрена как
альтернативная стоимость труда. Она является денежным эквивалентом тех
товаров и услуг, которыми жертвует работник для получения полезностей
отдыха.
Ставка заработной платы и ее изменение оказывают влияние на выбор
между трудом и досугом.
Во-первых, действует эффект замещения, более высокие ставки
заработной платы, повышая реальный доход, побуждают больше работать.
Поскольку каждый час свободного времени также стал дороже, появляется
стимул замены досуга рабочим временем.
Во-вторых, эффекту замещения противодействует эффект дохода. При
большей заработной плате доход выше и собственник рабочей силы может
Эффект замещения
L
EWE
25
купить больше нормальных товаров и меньше товаров невысокого качества.
При этом одним из нормальных товаров является отдых. Если больше тратить
на отдых, тогда эффект дохода стимулирует трудиться меньше. Тем самым
эффект дохода от повышения заработной платы выразится в сокращении
количества труда, предлагаемого на рынке. Когда повышение заработной платы
ведет к тому, что работник сокращает свое рабочее время из-за большого
эффекта дохода, кривая предложения труда имеет наклон вниз.
В целом на рынках труда предложение рабочей силы формируется под
воздействием совокупности следующих условий:
- общая численность населения;
- численность активного трудоспособного населения;
- количество отработанного времени за год;
- качественные параметры труда (его квалификация, производительность,
специализация).
Рыночное предложение труда складывается из предложений отдельных
работников.
Закон предложения: чем выше ставка зарплаты, тем большее количество
работников желают работать.
Для различных работников уровень оплаты труда, начиная с которого
человек согласен работать, будет различным. В итоге горизонтального
суммирования кривых индивидуального предложения труда с ростом ставки
заработной платы предложение труда будет расти.
Кривая предложения труда отдельной фирмы на конкурентном рынке
является абсолютно эластичной, поскольку любое необходимое количество
труда наниматель может купить по фиксированной цене (рис. Рынок труда в
условиях совершенной конкуренции а) для фирмы). В краткосрочном периоде
на совершенно конкурентном рынке труда отдельная фирма не оказывает
влияния на рыночный уровень заработной платы вследствие незначительной
доли предложения труда фирме на совокупном рынке труда. На рынке в целом
кривая предложения
труда имеет положительный
условиях совершенной конкуренции б) для рынка).
L0 L0
Рис. 22. Рынок труда в условиях совершенной конкуренции:
а) для фирмы; б) для рынка
В реальной действительности в рамках общенационального рынка труда
функционирует множество рынков труда, различающихся по профессиям,
б)
53
регионам и т.п. Они взаимодействуют друг с другом и взаимно влияют друг на
друга.
Равновесие на совершенно конкурентных рынках труда характеризуется
тем, что равновесная ставка заработной платы равна предельной доходности
ресурса W = MRPL и одинакова для всех фирм данной отрасли. Вне
зависимости от числа занятых работников, ставка заработной платы остается
неизменной (рис. Рынок труда в условиях совершенной конкуренции а) для
фирмы). Поскольку предложение труда абсолютно эластично, то фирма,
максимизирующая прибыль, будет нанимать работников до тех пор, пока
предельный доход от ресурса не станет равным его предельным издержкам:
МRРL=МRСL.
7.3. Рынок труда при несовершенной конкуренции
На рынке труда, как и на рынках благ, фирмы могут обладать разной
степенью рыночной власти, что характерно для несовершенного рынка. Одним
из его вариантов является монопсония.
Монопсония на рынке труда — это ситуация, когда существует только
один покупатель данного вида труда, т.е. один работодатель.
Существование монопсонии является характерным для рынка труда
медицинских сестер, профессиональных спортсменов, учителей
государственных школ, работников газетных издательств, рабочих некоторых
специальностей в строительстве.
На монопсоническом рынке одна фирма покупает всю рабочую силу,
поэтому, расширяя производство, монопсонист должен предложить более
выгодные условия людям, которые потенциально могли бы работать у него.
Чтобы привлечь дополнительных работников, он должен повышать уровень
заработной платы, нанимать каждую последующую единицу труда по цене ее
предложения. Поэтому кривая отраслевого предложения труда относительно
эластична. При этом предполагается, что:
• фирма сталкивается с восходящей кривой предложения;
• работодатель может нанимать только из данного объема предложения,
т.к. отсутствуют альтернативы найма.
Количество труда, которое необходимо для максимизации прибыли
фирмы, находится в точке пересечения кривой предельной доходности ресурса
MRPL с кривой предельных издержек ресурса MCL. Кривая предельных
издержек на ресурс нанимателя (MCL) расположена выше кривой предложения
труда (SL) и характеризуется более низкой эластичностью. Равновесная ставка
заработной платы Wm находится на кривой предложения прямо под
пересечением этих кривых в точке С.
При монопсонии ставка заработной платы и предельные издержки на
труд зависят от количества используемого труда. Уравнивая MRCL со спросом
на труд MRPL в точке В, монопсонист будет нанимать Lm рабочих (по
45
сравнению с LC в условиях совершенной конкуренции) и платить ставку
заработной платы Wm (в отличие от конкурентной ставки WС).
Рис. 23. Кривая предложения труда (а), ставка заработной платы и уровень
занятости на монопсоническом рынке труда (б)
При всех прочих равных условиях на монопсонистическом рынке,
монопсонист максимизирует свою прибыль путем найма меньшего количества
рабочих и выплачивая ставку заработной платы меньше, чем на конкурентном
рынке труда. Это достигается за счет сокращения числа занятых. В результате
увеличения конкуренции между наемными работниками, их заработная плата
снижается ниже равновесного уровня.
Важную роль на рынке труда при несовершенной конкуренции играют
профсоюзы. Профсоюз - это объединение работников, обладающее правом на
ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих
членов.
Цель профсоюза — максимизация заработной платы своих членов,
улучшение условий их работы и получение дополнительных выплат и льгот.
Деятельность профсоюзов определяется, с одной стороны, их стремлением к
повышению спроса на труд, с другой - к ограничению предложения труда.
Повышение спроса на труд происходит в случае роста спроса на продукт,
вызванный использованием рекламы с профсоюзными этикетками,
политическим лоббированием для получения контрактов на строительство
новых дорог или
реконструкцию городских
повышенных таможенных тарифов для поддержки собственного
товаропроизводителя и др. Но к повышению спроса на труд приводят также
рост эффективности и качества труда.
Роста заработной платы профсоюзы могут достичь также за счет
ограничения предложения труда путем, например, борьбы за сокращение
рабочей недели, запрета на сверхурочные работы, понижения пенсионного
возраста, ограничения детского и женского труда и т.д.