Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:00, контрольная работа
Одним из четырех основных факторов производства является труд, под которым в экономической теории понимают вклад в процесс производства, делаемый людьми в виде расходования физической и умственной энергии. Термином труд также обозначают трудовые ресурсы – важнейший элемент богатства общества, качество и количество которых в значительной мере определяют уровень развития хозяйства отдельных стран.
- Наличие внутренних ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) – всякое их увеличение обеспечивает сдвиг кривой производственных возможностей общества вправо. В свою очередь, это также приводит к правостороннему смещению кривой совокупного предложения. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, уменьшая издержки на единицу продукции. Уменьшение предложения ресурсов приведет к увеличению цен на них и смещению кривой совокупного предложения влево.
- Цены на импортные ресурсы – любые ресурсы (и внутренние, и импортные) увеличивают производственные возможности общества. Поэтому снижение цен на импортные ресурсы (так же, как и в случае с внутренними факторами) увеличивает совокупное предложение; повышение цен на эти ресурсы уменьшает совокупное предложение.
- Структура рынка (доминирование) – наличие монопольной власти у поставщиков ресурсов может повлиять на цены факторов производства и, как следствие, совокупное предложение. Господство на рынке позволяет устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличии конкуренции. Наиболее яркий пример – деятельность ОПЕК.
•Изменения в производительности – увеличение производительности означает, что при имеющемся объеме ресурсов или затрат можно получить больший реальный объем национального производства, т.е. произойдет смещение кривой AS вправо. Уменьшение производительности приведет к увеличению издержек на единицу продукции и смещению кривой совокупного предложения влево.
•Изменения правовых норм – тоже могут изменить издержки на единицу продукции и вызвать смещение кривой совокупного предложения.
- Налоги с предприятий и субсидии: увеличение налогов с предприятий (например, налога с оборота, акцизных сборов, социальных налогов) могут привести к росту издержек на единицу продукции и сократить совокупное предложение. Наоборот, субсидии бизнесу или снижение налоговых платежей уменьшают издержки производства и увеличивают совокупное предложение.
- Государственное регулирование: как правило, приводит к увеличению издержек производства на единицу продукции и сдвигает кривую совокупного предложения влево. Дерегулирование, наоборот, может снизить издержки на единицу продукции.
3. Макроэкономическое равновесие.
Макроэкономическое равновесие – достижение внациональной экономике сбалансированности и пропорциональности экономических процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов, материально-вещественных и финансовых потоков.
Основное условие достижения макроэкономического равновесия – равенство между совокупным спросом и совокупным предложением (AD = AS).
Графически равновесие изображается пересечением кривых совокупного спроса и совокупного предложения в точке, где определяется равновесный уровень цен (Ре) и равновесный объем национального производства (Qе). Макроэкономическое равновесие представляет собой единственный ценовой уровень, при котором величина предлагаемой на рынке совокупной продукции (товаров и услуг) равна величине совокупного спроса. Точку равновесия в экономической литературе принято обозначать буквой Е (начальной буквой англ. слова equilibrium – равновесие).
Только при ВНП, равном Qе, совокупный спрос равен совокупному предложению. Если ВНП равняется Q1, то спрос больше предложения и производители будут увеличивать выпуск продукции, а ВНП начнет расти и двигаться к Qе. Наоборот, если ВНП больше равновесного (Q2), то предложение превышает спрос, и производители будут вынуждены сокращать производство. ВНП вернется к равновесному уровню Qе.
Отклонение кривых AD и AS от точки равновесия Е будет означать нарушение макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.
1. Последствия изменения совокупного спроса при неизменном совокупном предложении зависят от того, на каком участке кривой совокупного предложения они происходят.
Так, если кривая совокупного спроса смещается на горизонтальном отрезке кривой АD, то происходит изменение только реального объема национального производства с Q1 до Q2, на который есть спрос, а уровень цен Р1 не изменяется. В то же время смещение кривой на промежуточном отрезке АD вызывает как изменение объема национального производства с Q3 до Q4, так и изменение уровня цен с Р3 до Р4. На вертикальном отрезке АD сдвиг кривой вверх приводит к инфляционному изменению цен с Р5 до Р6, а реальный объем производства останется без изменений на уровне полной занятости (Qf).
2. Последствия изменения совокупного предложения при неизменности совокупного спроса заключаются в следующем:
а) сокращение совокупного предложения (сдвиг кривой влево из AS1 в AS2) приведет к снижению реального объема ВНП, росту безработицы и росту уровня цен;
б) увеличение совокупного предложения (сдвиг кривой вправо из AS1 в AS3) приведет к увеличению реального ВНП, сокращению безработицы и падению уровня цен.
Анализ рассмотренных кривых с конкретными данными позволяет принимать соответствующие меры, определять пути реализации разрабатываемой стабилизационной политики государства по предотвращению безработицы, сдерживанию инфляции и достижению оптимального состояния экономики.
Тема№6. «Национальный доход, его распределение и перераспределение»
1. Макроэкономическое регулирование. Понятие. Цель макроэкономического регулирования.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ [macroeconomic regulation] — способ управления экономикой, при котором управляющему центру, государству нет нужды изучать и оценивать каждое случайное воздействие на систему и давать элементам системы указание, рецепт, как на него реагировать. Однако имеются стимулы и другие инструменты, направляющие реакцию системы на воздействия в нужное русло, определяемое целями экономической политики государства.
Макроэкономическое регулирование обращено на функционирование экономической системы страны в целом. Им задаются и по мере необходимости корректируются правила игры участников рынка. В этом смысле рынок есть сочетание регулирования из центра и саморегулирования хозяйствующих субъектов.
Как всякое регулирование, макроэкономическое регулирование предназначено для удержания системы на траектории, заданной блоком управления.
Среди основных инструментов макроэкономическое регулирование в условиях рыночной экономики — средства денежной политики (ставка рефинансирования и кредитная эмиссия Центрального банка, резервные требования для коммерческих банков, операции на открытом рынке ценных бумаг), фискальной политики (прямое и косвенное налогообложение, управление бюджетным дефицитом), а также политики обменного курса валюты (система обменного курса — плавающего или фиксированного, курс обмена валюты).
Фискальная (финансовая) политика государства – данный способ воздействия государства на экономику подразумевает косвенное регулирование с помощью таких инструментов, как налогообложение и правительственные расходы. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги – основной источник его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом. Фискальная политика формируется парламентом страны, утверждающим государственный бюджет, а реализуется правительством, в первую очередь министерством финансов.
В связи с выделением таких инструментов как, налогообложение и государственные расходы, проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и встроенных стабилизаторов.
При дискреционной политике государство сознательно регулирует налогообложение и бюджетные расходы для улучшения экономического положения страны. Это регулирование различно на разных фазах экономического цикла. Так, во время кризиса (спада производства) государство увеличивает свои расходы, снижает налоги, что способствует расширению покупательского спроса. При подъеме производства, сопровождающемся инфляцией, государство сдерживает деловую активность (уменьшает свои расходы, увеличивает налоги).
Фискальная политика, основанная на встроенных (автоматических) стабилизаторах (регуляторах), использует такой механизм, который без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла. Так, на фазе подъема экономики, когда растут доходы предприятий и работников благодаря прогрессивному налогообложению, еще быстрее увеличиваются суммы налогов. Одновременно уменьшается безработица и улучшается положение малообеспеченных семей, вследствие чего уменьшаются выплаты пособий по безработице и ряд социальных выплат. В итоге уменьшается общая величина совокупного спроса, чем сдерживается неумеренный экономический рост. На фазе кризиса суммы налоговых поступлений автоматически уменьшаются, а социальные выплаты возрастают. В результате возрастает покупательная способность населения, что способствует выходу из кризиса.
2. Национальный доход: определение, способы подсчета, распределение национального дохода.
Национальный доход - (national income) – общий доход, полученный поставщиками ресурсов за их вклад в производство; сумма всех индивидуальных доходов: заработной платы, комиссионных, премий и других форм доходов наемных работников, (до вычета налогов и отчислений на социальное страхование), чистый доход от аренды, процентная ставка, прибыли корпораций и др., равен чистому национальному продукту за минусом косвенных налогов на бизнес.
Исчисление Национальный доход осуществляется двумя методами: производственным и распределительным, или личным.
В методике исчисления Национального дохода основным является производственный метод. По этому методу необходимо сначала определить валовую продукцию каждой отрасли материального производства по формам собственности. Затем исчисляется стоимость всех материальных затрат, произведённых в процессе производства. Путём вычета из валовой продукции материальных затрат получаем величину национального дохода, или чистой продукции. Сопоставлением стоимости чистой продукции каждой отрасли материального производства с общим объёмом Национального дохода определяется удельный вес данной отрасли в создании Национального дохода. Проведя такие расчёты по всем отраслям материального производства, получим общую картину отраслевой структуры Национального дохода страны.
Стоимость созданной за год валовой продукции состоит из 2 частей — ранее созданной и вновь созданной стоимости. Поэтому при исчислении объёма валовой продукции отдельных предприятий сложением неизбежен повторный счёт. Например, машиностроительное предприятие изготовило машину, в стоимость которой входит стоимость металла, комплектующих деталей и узлов и т.п. Следовательно, в стоимость произведённой машины вошла стоимость, созданная на др. предприятиях. Однако, определяя объём Национального дохода (применительно к предприятию — чистой продукции), необходимо исключить все элементы повторного счёта материальных производственных затрат (величину овеществленного прошлого труда). Расчёты производятся по формуле:
Вп — Чп = Мз или Вп — Мз = Чп,
где Вп — валовая продукция, Чп — чистая продукция, Мз — материальные затраты.
По второму, распределительному, методу суммируются все первичные доходы населения, занятого в материальном производстве и принимавшего непосредственное участие в создании Национального дохода, а также первичные доходы социалистических предприятий.
Распределение национального дохода в широком понимании охватывает все сферы общественного производства: непосредственное производство, распределение, обмен и потребление. В процессе непосредственного производства результатом распределения национального дохода является получение необходимого (v) и прибавочного (т) продукта.
Это деление ярче всего выражает показатель нормы прибавочной стоимости, или степени эксплуатации. Он определяется как отношение прибавочного продукта к необходимому, выраженное в процентах, о чем уже шла речь ранее.
На стадии распределения необходимый и прибавочный продукт распадаются на первичные доходы. Основными формами таких доходов являются заработная плата, прибыль, процент, рента, дивиденды, арендная плата и др. Среди этих доходов выделяют трудовые и нетрудовые. К трудовым относятся доходы, создаваемые работниками на предприятиях и в отраслях и поступающие в их индивидуальное распоряжение в форме заработной платы, а также доходы работников города и села от индивидуальной трудовой деятельности и подсобного хозяйства.
К нетрудовым доходам, источником которых является прибавочный продукт, относятся часть прибыли предпринимателей, процент, рента, прибыль собственников торгового капитала и др.
При этом часть прибыли, которая создается производительным трудом предпринимателя, выступающим источником стоимости, относится к трудовым доходам предпринимателя. К нетрудовым доходам предпринимателя может быть отнесена лишь часть присваиваемой им прибыли, которая превышает количество и качество их управленческого труда, затрат, связанных с организаторской деятельностью. Что касается ренты, то к нетрудовым доходам можно отнести только абсолютную ренту. Другие формы ренты в значительной мере связаны с трудом арендаторов, фермеров. При этом источником части дифференциальной ренты является труд наемных сельскохозяйственных работников.
В условиях широкого распространения в развитых странах акций часть наемных работников получает определенную долю прибыли в форме дивиденда, а также в виде процентов на вложенные в банки деньги. Но основную массу дивидендов и процентов присваивают собственники средств производства и денежного капитала.