Рынок труда в Казахстане

Автор: s**************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 18:41, реферат

Описание работы

Мы живем в то время, когда в нашей стране огромное число безработных. На мой взгляд это связано с распадом союза в 1991 г., так как вся промышленность была взаимосвязана между республиками, а , самое главное, с Россией. И в связи с этим предприятия и организации не в состоянии оплачивать трудовые ресурсы, а вместе и с безработицей существует рынок труда.
Читая и анализируя литературу, я заметала, что нашей, своей литературы мало или ее вовсе нет. И поэтому курсовую работу я писала основываясь на российские издания.

Содержание

Введение 2 стр.
I. Глава. Характеристика рынка труда.
1. Особенности рынка труда и форм собственности. 4 стр.
2. Преимущества и недостатки рынка труда в Казахстане. 5 стр.
3. Инфраструктура рынка труда. 12 стр.
II. Глава. Региональный рынок труда. 16 стр.
Заключение 21 стр.
Литература 25 стр.

Работа содержит 1 файл

Рынок труда в Казахстане.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Мы подходим к анализу третьего уровня в инфраструктуре рынка труда - уровне предприятия. 

К сожалению, именно здесь больше всего недостатков. При медленном переходе к полноценным  рыночным отношениям практически заморозилась внутрифирменная система управления трудом, более того ситуация по сравнению с дореформенной ухудшилось. Как показал анализ на предприятиях, получивших долгожданную свободу, наступил “период анархии” - отказа от любых систем управления трудом. Практически не предпринимаются ни долгосрочное, ни среднесрочное планирование использования рабочей силы, отсутствуют и не разрабатываются принципы расстановки кадров, не проводится оценка работы и результатов труда, нет программ развития трудовых ресурсов, в частности по повышению уровня образования, квалификации. 

Чтобы управлять  человеческими ресурсами, важно  на основе стратегических планов развития предприятий разработать, претворять в жизнь политику и следить  за согласованностью действий различных подразделений и служб занятости, добиваться сокращения разрыва между потребностями и наличными  трудовыми ресурсами, обеспечивать в этой сфере необходимые собственные кадровые инвестирования, более выгодные по сравнению с набором со стороны. Новая структура и состава специалистов, заметных в этих службах, помогут расширить ее функции и поддерживать трудовые ресурсы предприятий в состоянии готовности на изменение на рынке труда, иметь возможность активно влиять на профессионально-квалификационный состав работников, их мотивацию, а также организацию и оплату труда. 

Рассматривая  рынок труда в целом, его инфраструктуру и т.д., то задается вопрос, а как  рынка труда проходит в деревнях? Настораживают ситуация в деревне: среди безработных почти половина селян, другая половина не заняты общественным трудом, а это потенциальные безработные. 

Еще год-два назад  на селе требовались рабочие руки, областной центр занятости организовал  переселение людей из города в  деревню, а сегодня сотни безработных  селян и обращаются в службы занятости. 

Ситуация в  сельском хозяйстве такова: на месте  прежних совхозов и колхозов образованы АО, ТОО, фермерских и крестьянских хозяйств, ассоциаций фермеров. Сокращение посевных площадей, поголовья скота, производства все это и породило безработицу. Ликвидация колхозов, совхозов вызвало сокращение поступлений со стороны страховых взносов в фонд занятости[9]. 

Вывод: Инфраструктура рынка труда позволяет использовать различные формы и методы обеспечения  занятости населения. Она состоит  из трех уровней: государственного, регионального и уровня предприятий. 

На государственном  уровне определяются нормы и нормативы  функционирования рынка труда и  его границ. 

На региональном уровне рынке труда барометром изменений  регулирование рынка труда выступает, соотношение спроса и предложение рабочей силы. 

На уровне предприятий  больше всего недостатков, чем на других уровнях. При переходе к рыночным отношениям практически заморозились внутрифирменная система управления трудом. 

Инфраструктура  рынка труда позволяет увидеть, что рынка труда проходит не только в городах, но и в деревне. 
 
 

Глава II. 

Региональный  рынок труда. 

В ходе экономической  реформы в ряде регионов на рынке  труда сложилась критическая  ситуация. Она характеризуется: отсутствием  механизма “саморегуляции” регионального рынка труда; заметной тенденции к стихийному воспроизводству кризисному состоянию; низкой восприимчивостью к внешним воздействиям и мерам, направленным на вывод рынка труда из кризисного состояния. 

Оздоровлению  региональных рынков труда с критической ситуацией препятствуют инерционные процессы, медленная ротация безработных; ограниченное предложение рабочих мест; длительная продолжительность безработицы. Состояние регионов с наиболее высоким уровнем регистрации безработицы (УРБ) достаточно устойчив. 

Исследования  макроэкономических, демографических  и социальных показателей территорий с критической ситуацией на рынке  труда свидетельствует, что существуют тенденции, способствующие развитию или, наоборот, препятствующие ее возникновению. В каждом регионе рынок труда формируется под влиянием проводимой в ней политики, сложившихся социальных, культурныхи трудовых традиций. При ухудшении ситуации в экономике и социальной сфере региона можно обнаружить симптомы, свидетельствующие об угрозе перераспределения положения на рынке труда в критическое. Существует ряд показателей, которые быстрее реагируют ни изменения ситуации на рынке труда, чем показатель уровня безработицы. К таким показателям относятся: число безработных, на одну заявленную вакансию; средняя продолжительность безработицы; масштабы “скрытой” безработицы. Число безработных, приходящихся на одну вакансию, быстро увеличилось не только в регионах с критической ситуацией на рынке труда, но и в ряде регионов, отличавших стабильность ситуации. 

Использование дополнительного показателя - “нагрузки” на одну вакансию при анализе положения  на рынке труда позволяет, с одной  стороны, точнее прогнозировать развитие критических ситуаций, а с другой - реагировать на кризисные явления, которые не отражают показатель УРБ. 

Важнейшим индикатором  состояния регионального рынка  труда служит средняя продолжительность  безработицы. Регионы с высоким  УРБ, по средней продолжительностью безработицы представляются более  благополучными, чем те, где средний  УРБ сочетается с высокой ее продолжительностью. 

Были выявлены регионы, рынки труда которые  характеризуются низким уровнем  безработицы, но высокой продолжительностью даже при наличии достаточного числа  вакансий. Подобное состояние рынка  труда свидетельствует об отсутствии стимулов к работе у длительно неработающих. 

Впервые годы экономической  реформы одним из важнейших признаков  кризисного состояния региональных рынков труда стала так называемая скрытая безработица. Это было связано  с тем, 1) что государство посредствам принятия соответствующих законодательных и нормативных актов сдерживать массовые увольнения граждан во избежание роста социальной напряженности; 2) сами экономические реформы осуществлялись недостаточно быстро и последовательно, ряд законов, действие которых могло бы способствовать резкому росту безработицы. 

Возникновение критической ситуации на рынках труда  в регионах приводит чаще всего к  сокращению реальных доходов населения  и снижения уровня жизни, примитивации форм занятости, разрушению социальной структуры общества. 

Ситуация на рынке труда - может быть признана критической только тогда, когда  при уровне официально регистрируемой безработицы, существенно прививающем  его среднереспубликанское значение, другие с ним показатели состояния  рынка труда также значительно хуже их среднереспубликанских значений этих показателей. 

Причем, приводящие к напряженному положению на региональном рынке труда, могут носить естественный и структурный характер. 

Действия других причин, ухудшающих соотношение спроса и предложения на региональных рынках труда, в каждом из регионов имеет свою специфику. К таким причинам относятся: 

· демографические  факторы, а именно, движение трудоспособного  населения в трудоспособном возрасте, влияющих на динамику предложения рабочей силы на рынке труда;

· миграция трудоспособного  населения; 

· отраслевая структура  хозяйства региона; 

· возможное  банкротство предприятий в регионах; 

· природные  и антиприродные факторы. 

Кризис на рынке  труда региона предполагает неизбежное привлечение финансовых ресурсов для вывода его из кризисного состояния. 

Антикризисные мероприятия в регионе с напряженной  ситуацией на рынке труда должны проводится на основе единой программы  предусматривающей ликвидацию тех  причин, которые ее вызвали. 

Рассмотрим четыре группы мероприятий. 

Первая группа мероприятий предусматривает создание дополнительных, а также сохранение и поддержку экономически целесообразных рабочих мест, развитие временной  занятости. Реализация этих мероприятий  возможна на основе использования средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. 

Вторая группа предполагает содействие миграции трудоспособного  населения на работу за пределами  региона. 

Третья группа должна способствовать организации  системы непрерывного образования, которой можно охватить лишь часть лиц, ищущих работу. 

К последней, четвертой  группе мероприятий относится расщирение масштабов долгосрочного рефинансирования[10]. 

Я дала небольшую  характеристику регионального рынка  труда в целом. А сейчас, как в качестве примера хочу показать рынок труда по городу Усть-Каменогорску. 

В 1993 году в Усть-Каменогорске городской центр занятости в  поисках работы обратилось 5031 человек  из них 63% женщины. Из общего числа обратившихся 63,5% получили направление на работу. 

По сравнению  с данными 93 года в 95 году в центр  занятости обратилось 5835 человек, из них 1562 получили работу. А по данным отдела статистики города Усть-Каменогорска, за I квартал 1997 г. в центр занятости обратилось 16210, что почти в два раза выше чем в предыдущие года. Из этого числа 11029 женщин, трудоустроено 1866. 

По этим данным видно, что ситуация в экономике  города не изменилась в лучшую сторону, а наоборот с каждым годом она  хуже и хуже, что негативно повлияло на рынок труда. 

Продолжается процесс высвобождения граждан с предприятий и организаций города. Это объясняется тем, что большинство предприятий сократили свою численность до минимума , и чтобы сократить имеющиеся коллективы, вынуждены перейти на режим не полного рабочего времени или отпустить людей в вынужденные отпуска. 

Анализ состава  высвобождаемых показал, что наибольший процент высвобождаемых дают такие  предприятия, как УМЗ, ВКМЗ, объединение  напитков, мебельный комбинат, АО “Мако”. 

Снижение числа  высвобождаемых повлияло на общее число обратившихся на биржу труда. 

Но не смотря на это процент трудоустройства  значительно возрос. 

По прежнему растет число официально призванных безработных. При этом по-настоящему массовая в городе существует. 

Во многом нынешний уровень безработицы связан не с  отсутствием рабочих мест, а с  профессиональным несоответствием  безработных имеющих вакансии. К сожалению, в отношении безработных не отработаны еще меры социальной поддержки. 

Остается высоким  удельный вес среди молодежи в  числе обратившихся. Большая часть  после окончания школы направляется на профессиональное обучение. Кроме  этого, ведется подготовка кадров для занятия индивидуальной трудовой деятельностью. В городе еще пока существуют СПТУ, где ведется подготовка по таким профессиям, как парикмахер, телемастер, пчеловод и т.д.. Это поможет им повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. 

Но не вся  молодежь может себе позволить учится в ВУЗах, это связано с тем, что у них нет средств на обучение. 

Так выглядит на сегодня рынок труда в городе Усть-Каменогорске: 

 

№ 

Категории лиц  составляющие фиксированный рынка  труда. 

1.01.97 г. 

  

1.02.97 г. 

31.01.97 г. 

Обратилось в  службу занятости 

10941 

1527 

3742 

Из них женщины 

7565 

1025 

2439 

Молодежь до 20 лет 

532 

48 

142 

Трудоустроено 

1328 

164 

374 

Признано безработными 

Информация о работе Рынок труда в Казахстане