Рынок труда в Казахстане

Автор: s**************@gmail.com, 24 Ноября 2011 в 18:41, реферат

Описание работы

Мы живем в то время, когда в нашей стране огромное число безработных. На мой взгляд это связано с распадом союза в 1991 г., так как вся промышленность была взаимосвязана между республиками, а , самое главное, с Россией. И в связи с этим предприятия и организации не в состоянии оплачивать трудовые ресурсы, а вместе и с безработицей существует рынок труда.
Читая и анализируя литературу, я заметала, что нашей, своей литературы мало или ее вовсе нет. И поэтому курсовую работу я писала основываясь на российские издания.

Содержание

Введение 2 стр.
I. Глава. Характеристика рынка труда.
1. Особенности рынка труда и форм собственности. 4 стр.
2. Преимущества и недостатки рынка труда в Казахстане. 5 стр.
3. Инфраструктура рынка труда. 12 стр.
II. Глава. Региональный рынок труда. 16 стр.
Заключение 21 стр.
Литература 25 стр.

Работа содержит 1 файл

Рынок труда в Казахстане.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

После официального признания безработицы в нашей  стране большое внимание стало уделяться  приоритетам политики на рынке труда. 

Поскольку сложившимся представлениям о формах проводимой на рынке труда политики (особенно активной) присуща неопределенность, рассмотрим более подробно не только их содержание, но и эффективность, но и средства финансирования. 

Расходы фонда  занятости можно сгруппировать  по четырем направлениям. 

1.Средства, расходуемые  на пособия по безработице,  это принято называть пассивной  политикой. 

2.Средства, идущие  на переподготовку и общественные  работы. Является обязательными  для государственной службы занятости. 

3.Средства, направленные, на финансовую поддержку, приобретение ценных бумаг и прочие расходы. Объединяет название формы, то что они не гарантированы законом. При этом расходы принято относить к активным формам политики на рынке. 

4.Средства, предназначенные  для развития служб занятости[7]. Переход к рыночной экономике связан с формированием рынка труда, проведением государственной политики занятости, призванной смягчить последствие такого сложного явления как безработица. И хотя в Казахстане она приобрела массовый характер, даже поверхностный анализ состояния рынка труда позволяет сделать вывод том, что избежать осложнений в области занятости пока не удается. 

Факторы, которые  могут способствовать огромному  высвобождению рабочей силы: 

· спад производства, вызванный в основном разрывом хозяйственных связей; 

· искусственно созданная неплатежеспособность предприятия; 

· резкое сокращение государственных капиталовложений и отсутствие средств для инвестиций у абсолютного большинства юридических  и физических лиц; 

· частная остановка экологических производств; 

· сокращение численности  вооруженных сил; 

· конверсия  военного производства; 

· изменение  форм собственности; 

· усилие миграционных процессов и т.д.. 

По оценкам  экспертов, часть потерявших работу трудящихся может уйти на пенсию, в сферу услуг; определенная доля вольется в теневую экономику. Отдельные граждане будут пытаться найти временную работу за рубежом. Многие перейдут в сферу сельского хозяйства. Расширяются возможности применения рабочей силы в топливно-энергетическом комплексе и на общественных работах. При создании государствами соответствующих условий (в частности при предоставлении беспроцентного кредита для занятия предпринимательской деятельностью, иных льгот) значительное число высвобождаемых граждан смогут заняться индивидуальной трудовой деятельностью, т.е. сами обеспечат себя работой. 

Существенное  давление на рынок труда оказывает  резко усилившаяся миграция населения, что вызвало политическую нестабильность во многих странах СНГ, а также  и в Казахстане. 

Что, необходимо сделать, чтобы сложить происходящие процессы? 

Первое. Должны быть разработаны конкретные адресные программы структурной перестройки  экономики. При этом государствам следует  побеспокоится о судьбе миллионов  тружеников, работающих на остановившихся и перепрофилируемых предприятиях, обеспечить их переквалификацию, помочь если потребуется, в смене места жительства, содействовать в трудоустройстве. 

Второе. Необходима быстрейшая разработка и принятие к  реализации государственных программ занятости. При этом следовало бы обратить внимание на три направления: 

· прямые инвестиции в общественную инфраструктуру. Здесь  в виду имеется создание сети дорог, коммуникаций, транспорта и т.п.. Без  этого невозможно развитие рыночных отношений, а значит и создание новых рабочих мест; 

· формирование условий, стимулирующих частные  инвестиции, развитие малого бизнеса, самозанятости населения; 

· прямые и косвенные  меры по обеспечению занятости подготовка и переподготовка кадров. 

Третье. Нельзя допустить развала единого экономического пространства[8]. 

Вывод: Преимущество рынка труда то, что он ускоряет и облегчает процесс согласования личных и коллективных, общенародных интересов при размещении труда, придается гибкость формированию и  распределению рабочих и специалистов. Рынок труда является связующем звеном между ее подготовкой и использованием. Благодаря рынку труда происходит более обоснованный выбор людьми профессий в соответствии с их способностями и желаниями. 

Все эти преимущества имеют место и сейчас в наше время. Они помогают людям в выборе профессий. Рынок труда обеспечивает экономизацию производства и занятости в государственном секторе. 

Недостатками  рынка труда является то, что с  перехода к рыночной экономике в  Казахстане почти все предприятия  переходят на частную основу. И в связи с этим из-за не состояния оплачивать заработанные деньги, идет резкое сокращение рабочей силы, с этим и связан спад производства. 

Все преимущества и недостатки рынка труда позволяют  нам понять как функционирует  рынок труда у нас в Казахстане. После всех этих признаков можно перейти и к такому понятию, как инфраструктура рынка труда, где она является формой и методом обеспечивания занятости населения. 

Данные 

По рынку труда  Республики Казахстан за январь-май 1995 года.

  

Области 

  

  

Обратилось по вопросу трудоустройства 

  

Трудоустроено 

  

Признано безработными 

Потребность в  работниках, заявленная в службы занятости (на конец отчетного преиода) 

Акмолинская  

7135 

2096 

2967 

711 

Актюбинская 

5306 

1635 

3088 

1209 

Алматинская 

4418 

1249 

2861 

936 

Атырауская 

4241 

385 

2932 

367 

Восточно-Казахстанская 

5835 

1562 

3577 

1524 

Жамбылская 

5495 

1223 

3007 

898 

Жезказганская 

4053 

762 

1417 

893 

Западно-Казахстанская 

4865 

1139 

3576 

185 

Карагандинская 

10905 

6778 

1081 

8579 

Кзыл-Ординская 

10152 

519 

6412 

125 

Кокшетауская 

2942 

990 

2132 

1020 

Костанайская 

7810 

2433 

3558 

1250 

Мангистауская 

2405 

711 

671 

1276 

Павлодарская 

7697 

2145 

4157 

3122 

Северо-Казахстанская 

7232 

1182 

6537 

494 

Семипалатинская 

8656 

1514 

3760 

721 

Талдыкорганская 

6584 

2362 

3763 

346 

Торгайская 

2486 

654 

1941 

587 

Южно-Казахстанская 

19031 

4001 

9559 

705 

г. Алматы 

3803 

2021 

574 

1506 

г. Ленинск 

640 

89 

149 

34 

КАЗАХСТАН 

131765 

35450 

79719 

26488 
 

  

3. Инфраструктура  рынка труда. 

Активное регулирование  рынка труда предполагает наличие  разветвленной и дееспособной инфраструктуры этого рынка, позволяющий использовать различные организационные формы  и методы обеспечения занятости  населения и социальной защиты, соответствующие конкретным уровнем страны и ее регионов. Рынка труда нельзя ограничить сферой деятельности бирж труда. Но именно на бирже проявляется конъюнктура всего рынка труда и, в этом смысле, они индикаторы ситуации на этом рынке. В целом же рынок труда охватывает всю систему отношений по поводу спроса и предложения рабочей силы на всех уровнях. Главное, социально значимые цели его регулирования - максимальное снижение уровня безработицы, поддержание оптимальных соотношений между спросом и предложением рабочей силы. Для достижения этих целей требуется создание эффективного рынка труда. 

Каковы ее основные элементы? 

На государственном  уровне определяются минимально необходимые  нормы и нормативы функционирования рынка труда, его общие границы. Государство обеспечивает унификацию системы социального трудового законодательства, определяет объем прав работодателей и работников в сфере найма, возможности их участия в управлении производством, пределы компетенции местных органов управления рынком труда и т.д.. 

Помимо использования  нормативов прямого действия государство  осуществляет косвенное регулирование  рынка труда через налоговую, кредитно-денежную, амортизационную  политику, а также с помощью  других мер общеэкономического характера, т.е. можно говорить о решающей роли государства в формировании рынка труда. 

Теперь подойдем ко второму, пожалуй, не менее важному, а в будущем самому важному  уровню регулирования рынка труда - региональному. Ведь макроэкономическое его регулирование не может уловить  местных особенностей, всех направлений  экономической активности. Барометром его изменений выступает состояние рынка труда, соотношение спроса и предложения рабочей силы. С учетом этого в регионе формируется концепция занятости, предусматриваются меры по стимулированию тех или иных предприятий с целью преодолеть деформацию рынка, улучшить профессионально-квалификационную структуру кадров, эффективно использовать трудовые ресурсы. 

Законом “О занятости  населения” службам занятости даны широкие права в использовании  налоговых, кредитно-денежных и других рычагов для регулирования процессов на рынке труда, повышение его гибкости через перестройку системы образования, подготовки и переподготовки кадров. 

Например, в областях и районах неблагоприятных с  точки зрения занятости (в Актюбинской, Кзыл-Ординской областях, районах, примыкающих к Приаралью) выделяются зоны приоритетного развития с дифферинцированными режимами поддержки капиталовложений. Субсидии размещаются в зависимости от объема капиталовложений и инвестирования. В особо неблагоприятных районах они могут составлять 50% общего объема капиталовложений. 

Как инструмент региональной политики занятости широко используется программа поддержки  сельского хозяйства, ремесел, туристско-гостиничного бизнеса. 

Предполагается  использовать и так называемую условно-финансовую поддержку для предприятий, расширяющих производство и соответственно увеличивающих занятость населения. Речь идет о финансировании подготовки кадров для них, проведение маркетинговых исследований, методической и организационной помощи в совершенствовании структур предприятий, содействия в размещении акций и т.д.. 

Информация о работе Рынок труда в Казахстане