Рынок труда, особенности и проблемы его формирования в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Предприниматели , связанные с рынком , должны иметь коммерческий стиль экономического мышления. Для этого им присущи такие характерные установки , как самостоятельное ведение своей деятельности без указканий из центра; руководство собственной выгодой и пользой при приянтии хозяйственных решений; финансовая ответственность за результаты своей деятельности; природных , материальных , финансовых ресурсов. Новый стиль коммерческого мышления основан на тщательном расчете , постоянном сопоставлении своих затрат и результатов с показателями конкурентов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

1 ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЫНКЕ ТРУДА…………………………………… 1.1 Понятие рынка и рыночной инфраструктуры........................................... 1.2 Структура рынка. Система субрынков........................................................ 1.3 Спрос и предложение на рынке труда………………………………………

2 РЫНОК ТРУДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………………………….. 2.1 Рынок труда в переходный период…………………………………………. 2.2 Государственное регулирование занятости в Республике Казахстан………………………………………….. 2.3 Иностранцы на рынке труда Казахстана…………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 637.00 Кб (Скачать)

 

 

Костанайский социально  – технический университет

имени академика З. Алдамжар

 

                 факультет экономики, права и  управления

 

                                Кафедра экономики и управления

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

ТЕОРИЯ

 

ТЕМА: РЫНОК ТРУДА, ОСОБЕННОСТИ  И ПРОБЛЕМЫ  ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ  КАЗАХСТАН

 

                                                                    

 

 

Выполнила: Кенжетилеуова

Айнур  Ханатовна

1 курса специальности 

Финансы, о/о  ЭПиУ

 

Научный руководитель:

                                      Лучанинова 

Альбина  Анатольевна

                                                                                             кандидат экономических наук

                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

                                          

      

                                                          Костанай

                                                             2012

 

Костанайский социально  – технический университет

имени академика З. Алдамжар

Кафедра     Экономики и управления

Дисциплина Экономическая теория 

                                                                                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                      Зав. кафедрой ________

                                                                                                   «___»_______ 20__г.

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу студенту

________________________________________________________________________

 

Тема  курсовой работы  «____________________________________________________»

Целевая установка ________________________

Объем курсовой работы – ___________(устанавливается кафедрой)

 

Срок доклада  руководителю о ходе разработки курсовой работы:

а) доклад о собранном материале и ходе разработки курсовой 
работы до « » 20   г.

 

б) доклад о ходе написания курсовой работы до 
«     »___________ 20 г.

 

Срок  сдачи курсовой работы - « » 20_ г.

 

Руководитель  курсовой работы: 

« » 20_ г.

 

                    

                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                

                                                 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

 

1 ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЫНКЕ ТРУДА……………………………………      1.1  Понятие рынка и рыночной инфраструктуры...........................................      1.2  Структура рынка. Система субрынков........................................................      1.3  Спрос и предложение на рынке труда………………………………………

 

2 РЫНОК ТРУДА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН………………………………..    2.1 Рынок труда в переходный период………………………………………….    2.2 Государственное регулирование                 занятости в Республике  Казахстан…………………………………………..    2.3 Иностранцы на рынке труда Казахстана…………………………………... 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      ВВЕДЕНИЕ

В стране идет сложный  процесс реформирования экономики, перехода ее к цивилизационным  рыночным отношениям. Рынок является центральным элементом в системе товарно - денежных отношений. Объективное существование товарного производства и товарно - денежных отношений делает столь же необходимым и существование рынка. Для того чтобы лучше освоить эти понятия, полезно проследить развитие от примитивных зачатков в глубокой древности до развитых форм в наши дни. Экономика это две неразрывно взаимосвязанные сферы: производство и потребление. Поначалу труд "человека разумного", появившегося на Земле был настолько непродуктивным что дневных усилий нашего потомка не хватало только на то, чтобы прокормить самого себя и свое потомство обеспечить собственное выживание и продолжение рода. Прошли многие тысячи лет, пока трудоспособный человек мог создать прибавочный продукт т. е некоторый избыток продуктов что позволило начать их натуральный бартерный обмен.     По мере совершенствования общественного разделения труда возникла стадия товарного обмена посредством рынка  с присущими ему законами.Крупный американский специалист по маркетингу профессор Филипп Котлер наглядно и убедительно показал процесс и необходимость формирования рынка. Он представил три разных способа удовлетворения своих потребностей рыбаком, охотником, гончаром и фермером. В настоящее время рыночная экономика предлагает коренную перестройку стиля экономического мышления, который подразумевает процесс отражения экономических явлений в сознании людей, усвоение экономических знаний и претворение их в действительности на деле. Становление и развитие рыночных отношений определило необходимость произвести переоценку прежних ценностей , существовавших в условиях господства административных методов управления в экономике, и , прежде всего, в той части, в которой это связано с функционированием рынка.        Предприниматели , связанные с рынком , должны иметь коммерческий стиль экономического мышления. Для этого им присущи такие характерные установки , как самостоятельное ведение своей деятельности без указканий из центра; руководство собственной выгодой и пользой при приянтии хозяйственных решений; финансовая ответственность за результаты своей деятельности; природных , материальных , финансовых ресурсов. Новый стиль коммерческого мышления основан на тщательном расчете , постоянном сопоставлении своих затрат и результатов с показателями конкурентов.            В своей работе я хотела бы подробнее рассказать, как в нашей стране формируется рыночная экономика и какие проблемы на пути формирование рынка Казахстана. Предметом исследования настоящей курсовой работы являются теоретические и практические проблемы становления рынка труда, занятости и использования трудовых ресурсов, а также вопросы регулирования рынка труда в условиях экономики Республики Казахстан. Актуальность темы курсовой необходимость полного анализа изменившейся ситуации в сфере социально-трудовых отношений, в связи со становлением рыночной экономики.

 

 

1 ОСНОВНЫЕ  СВЕДЕНИЯ О РЫНКЕ ТРУДА

1.1 Понятие рынка и рыночной инфраструктуры

Рынок  представляет собой социально – экономические отношения людей в сфере обмена, посредством которых осуществляется сбыт товаров. Рынок – это организация экономических и социальных отношений товарного производства , которая обеспечивает автоматическое согласование интересов товаропроизводителей. В американском учебномпособии «Экономикс» рынок определяется как « ...институт или механизм, сводящий покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (постановщиков) отдельных товаров и услуг».В учебнике американских ученых Р. Пиндайка и Д. Рубинфельда «Микроэкономика» говорится , что «Рынок представялет собой совокупность покупателей и продавцов , взаймодействие которых приводит в итоге к возможности обмена». Поскольку рыночная экономика нередко ассоциируется с бизнесом, Д. А. Стоунер и Э.Г. Долан определяют рынок как «механизм», посредством которого продавцы и покупатели вступают в контакт и делают бизнес. Доктор В. Варга (Австрия) определяют рынок « как систему организации обмена продуктами и услушами в хозяйстве с развитым разделением труда». И далее автор раскрывает содержание концепция совершенного рынка: «Теоритечески концепция совершенного рынка предпологает выполнение следующих условий:        1.Наличие свободной конкуренции.       2.Каждый участник рынка имеет возможность получать информацию о состоянии всего рынка, то есть и покупатель, и продавец знают все цены в любой части рынка. Это условие называется прозрачностю (транспарентностью) рынка.        3.Потребитель принимает решение, исходя из чисто деловой точки зрения. Иначе говоря , предпологается отсутствие каких – либо персональных и других предпочтений, или преференций.       4.Обмениваемые товары считаются совершенно идентичными , то есть они не должны различаться по цвету, качеству, измерению, вкусу  и т.п. это условие называется гомогенностью товаров.        Только в случае выполнения всех этих условий можно говорить о совершенном рынке. Если же рынок не соответствует какому – либо из перечисленных требований, то он рассматривается как несовершенный ».Западные экономисты в целях макроэкономического анализа экономику стран подразделяют на следующие субъекты рынка , основные его секторы:   1) домашние (семейные) хозяйства;       2) бизнесмены (предприниматели);        3) государство;           4) заграница.           Между этими субъектами (секторами) перемещаются потоки товаров , услуг и денежных средств. Под домашними хозяйствами понимают конечных потребителей национального продукта. В эту экономическую категорию часто включают кроме собственно семей, как социально – экономических ячеек общества, также и некоторые организации, не занимающиеся производственной деятельностью: церкви, партии, профсоюзы и т.д. Бизнес (предпринимательский сектор) – это все то, где производят товары и услуги с целью продажи и получения и торговые фирмы, аграрные и ремесленные предприятия, как, например, государственные железные дороги.   Отличительной и главной чертой сектора «государство» является то, что он выполняет функции, предназначенные для общества в целом и, в основном, без каких-либо непосредственного вознаграждения. Государство финансируется главным образом за счет взимаемых с остальных секторов налогов. Сектор «заграница» подразумевает все экономические взаимоотношения , выходящие за пределы данного национального хозяйства.

Эффективное функционирование рынка базируется на ряде основопологающих принципов, главными из которых являются следующие:

    1. Многообразие форм собственности при преобладаннии частной собственности рыночных субъектов на факторы производства и созданный продукт (полученный доход). Государственная собственность в сложившемся ранее виде не стимулирует ни ускорение экономического роста, ни эффективное использование ресурсов, ни научно – технический пргресс, ни рост народного благосостояния.
    2. Свобода рыночных субъектов в выборе видов и форм своей деятельности. В этом случае важным наряду с приватизацией (сменой собственности) является разгосударствление – снятие с государства функций прямого хозяйственного управления.
    3. Саморегулирование и самофинансирование деятельности субъектов рынка. Сущность принципа – все виды деятельности за счет собственных источников (прибыли), финансирование зависит от его эффективности. Не исключает заемных источников финансирования.
    4. Экономическая (материальная) ответственность рыночных субъектов за результаты своей деятельности.
    5. Договорные горизонтальные отношения между субъектами рынка в отличие от вертикальных отношений, устанавливаемых по линиям административной иерархии. Право выбора экономических партнеров должно регламентироваться лишь экономической целесообразностью и выгодой. Рыночная экономика – это экономика договора, сделок между равноправными партнерами, это экономика развитой системы горизонтальных экономических связей, опирающихся на рыночную инфраструктуру.
    6. Свободное ценообразование. Государственное регулирование цен сведено к минимуму, диктуемому социальными требованиями.
    7. Конкуренция рыночных субъектов. В монополизированной, огосударствленной  экономике складывается конкуренция между потребителями: это экономика дефицита и очереди. На смену должны прийти конкуренция товаропроизводителей, из соперничество и борьба за деньги покупателя. На рынке каждого товара должно быть достаточное количество продавцов (8 – 15 ), но не менее 4 – 5. Рынок считается монополизированным, если четыре фирмы контролируют более 80 % продаж.
    8. Всеобщность рыночных отношений, охват всех сфер человеческой деятельности–производство, сбыт, услуги и т.д. Наличие сети специализированных рынков: продовольственных и промышленных товаров, материальных ресурсов, земли, жилья, рабочей силы, ценных бумаг, услуг, инвестиций, духовного, интеллектуального продукта и др. Необходима также развитая рыночная инфраструктура, включающая в себя различные формы оптовой и розничной торговли, товарные биржи и торговые дома, торогово – закупочные кооперативы, разветвленную сеть коммерческих банков и т.п. , выполняющих функции согласования спроса и предложения.
    9. Свобода внешнеэкономической деятельности, выхода товаропроизводителей на внешний рынок.
    10. Государственная поддержка товаропроизводителей. Рыночный механизм становится эффективным только тогда, когда он действует при минимальных ограничениях, в соответствии с объективными экономическими законами рынка. Чем больше стремление ввести рынок в какие – то рамки, не считаясь с этими законами или ущемляя их, тем менее эффективен рынок.
    11. Система социальной поддержки и защиты населения в числе элементов этой системы – индексация доходов, эффективная организация трудоустройства и переподготовки кадров, пособия по безработице и др. Рынок выполняет важные экономические и социальные функции:
    12. Он стимулирует рост эффективности производства, способствует эффективному распределению и использованию производственных ресурсов (направляя их в производство товаров и услуг, в которых общество нуждается). Рынок побуждает человека трудиться эффективно, он создает условия для этого.
    13. Рынок выступает регулятором производства, т.е. объема и структуры продукции: он информирует товаропроизводителей о спросе покупателей.
    14. Способствует улучшению качества продукции.
    15. Обеспечивает признание общественного характера труда, затраченного на производство товара, только в сфере обмена, т.е. уже после того, как продукция произведена и продана, только на рынке обнаруживается, какие условия производства являются общественно – необходимыми и определяют величину стоимости товара.
    16. Способствует стабилизации цен на продукцию.
    17. Способствует снижению издержек производства товаропроизводителем для снижения цен.
    18. Способствует ускорению научно – технического прогресса.
    19. Через рынок осуществляется связь между товаропроизводителем и потребителем (каждый человек является и покупателем , и продавцом).
    20. Рынок способствует решению социальных проблем, поскольку предоставляет возможность каждому реализовать себя, свои способности и желания.
    21.   Рынок выполняет санирующую функцию. С помощью конкуренции он очищает общественное производство от экономически слабых, хозяйственно эффективных и перспективных хозяйств.
    22. Рынок дает возможность товаропроизводителям интегрироваться с системой международного разделения труда, позволяет естественно впитаться в мирохозяйственную экономическую систему.

Американский  экономист Д. Гэлбрейт писал: «Особенность рынка состоит в том, что он уравновешивает предложение и спрос с помощью определенной цены. Как только возникает излишек предложения над спросом, в результате падения цены создается стимул для покупателей, ограничивается предложение и таким образом устраняется излишек; если обнаруживается кратковременная нехватка товара вследствие повышения цены, стимул получают поставщики сокращается активность покупателей и, таким образом, устраняется нехватка.».

Таким образом, наиболее важные отличия централизованной, командно – административной нерыночной экономики от экономики рыночного типа состоят в следующем:

  1. В централизованной экономике господствует государственная форма собственности на факторы производства, частная собственность запрещена. В рыночной экономике применимы и равноправны все формы собственности, хотя и с преобладанием частной.
  2. В централизированной экономике направление указывается из центра, в рыночной экономике свою деятельность планируют товаропроизводство.
  3. В централизированной экономике цены государственные, а в рыночной – свободные.
  4. Централизированной экономике присущи дефицит товаров, государственное регулирование, талонно – карточная система, диктат производителя по отношению к потребителю, уравнительное распределение доходов, низкая эффективность производства и невысокое качество продукции, бесплатность ряда услуг.

Рыночная экономика  характеризуется бездефицитностью, предприимчивостью, но изначальной дифференциацией доходов и уровня жизни , безработицей, инфляцией, платностью большинства услуг, жесткой конкуренцией.

Как показывает опыт, и рыночный механизм не идеален, у него есть негативные стороны (социальное расслоение, жесткость по отношению  к слабым в конкурентной борьбе, безработице и т.д.), но они перекрываются  его достоинствами.

Рынок не принадлежит ни капитализму, ни социализму, рынок принадлежит человеческой цивилизации, является достижением коллективного человеческого гения, его опыта.

Рассматривая  рыночные отношения в историческом аспекте их становления и развития, можно выделить две основные их модели. Первая – модель, основанная на чисто рыночных отношениях и признании необходимости и эффективности только одной формы собственности – частной. Социальные проблемы общества принимаются такими, какими их порождают чисто рыночные отношения, отрицается всякое вмешательство в их государства. Данная модель рыночной экономики, полностью освобожденная от всяких ограничений, означает нищету одних и баснословные прибыли других. Начало разработке этой классической модели положил американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1976г. М. Фридмен.

Информация о работе Рынок труда, особенности и проблемы его формирования в Республике Казахстан