Рынок капитала и особенности его формирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование рынка капитала в Республике Беларусь, а объектом исследования является непосредственно рынок капитал Республики Беларусь.

Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:

- рассмотреть сущность и значение рынка капитала;

- изучить особенности функционирования рынка капиталов в мировой экономике;

- исследовать проблемы и перспективы развития рынка капитала в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА РЫНКА КАПИТАЛА
Общее понятие капитала
Классификации и составляющие рынка капитала
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА КАПИТАЛА
ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
СОСТОЯНИЕ РЫНКА КАПИТАЛА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

      Наибольшим  спросом у инвесторов - юридических  лиц пользуются государственные  краткосрочные и государственные долгосрочные облигации, номинированные в национальной валюте – белорусских рублях.

      Владельцами государственных краткосрочных облигаций (со сроком обращения до одного года) (ГКО) и государственных долгосрочных облигаций (со сроком обращения один год и более) (ГДО) могут быть юридические как резиденты, так и нерезиденты Республики Беларусь. Облигации эмитируются отдельными выпусками на основании решения Министерства финансов. Данные ценные бумаги выпускаются в виде записей на счетах с дисконтным или процентным доходом. По облигациям с дисконтным доходом при погашении выплачивается номинальная стоимость. Процентный доход может выплачиваться ежемесячно, ежеквартально, а также при погашении данных ценных бумаг. Условия выплаты дохода определяются в решении Министерства финансов по каждому выпуску.

      Структура государственных облигаций, находящихся  в обращении на 01.01.2009 г.представлена на рис. 2 [17].

 

Рис. 2. Структура государственных облигаций 

      Государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте, являются именными государственными ценными бумагами и выпускаются в виде записей на счетах. Облигации могут быть с купонным доходом (выплачивается ежемесячно, ежеквартально) или процентным доходом (выплачивается при погашении). Эмиссия облигаций осуществляется на основании решения Министерства финансов, а их размещение – путем продажи Министерством финансов юридическим лицам (резидентам и нерезидентам Республики Беларусь) на договорных условиях. Срок обращения облигаций, условия выплаты дохода по ним указываются в приказе Министерства финансов о выпуске и определяются в договоре.

      По  обоюдному согласию эмитента и инвестора  возможно досрочное погашение или  обмен облигаций (ГКО, ГДО, государственных  облигаций, номинированных в свободно конвертируемой валюте) на новые выпуски.

      Рынок государственных ценных бумаг в  Республике Беларусь функционирует с февраля 1994 года. В течение 10 лет Правительство республики своевременно выполняет обязательства по погашению своих долговых ценных бумаг.

     В республике за последние годы достигнут  определенный прогресс и наметились положительные тенденции в развитии рынка правительственных долговых обязательств. Данный сегмент финансового рынка динамично развивается за счет расширения номенклатуры выпускаемых ценных бумаг и совершенствуется путем внедрения новых способов их размещения.

     Возросшая привлекательность рынка государственных ценных бумаг во многом была обусловлена: разнообразием сроков обращения (3, 6, 9 месяцев, 1 год и более) предлагаемых Министерством финансов облигаций и условий выплаты дохода по ним; внедрением нового вида аукциона – биржевого; сохранением положительной реальной доходности государственных облигаций; участием нерезидентов; активизацией вторичного рынка; улучшением экономической ситуации в Республике Беларусь в целом.

      Начиная с 2000 года государственные ценные бумаги размещаются среди нерезидентов Республики Беларусь. Своевременное и полное их погашение свидетельствует о платежеспособности республики. За последние годы участие нерезидентов в покупке правительственных облигаций значительно возросло. Действующее законодательство Республики Беларусь по государственным ценным бумагам позволяет нерезидентам вкладывать свои денежные средства во все виды ценных бумаг Правительства Республики Беларусь.

      Биржевой  рынок государственных ценных бумаг  выступает в качестве одного из важнейших элементов республиканского финансового рынка, с помощью которого Правительством и Национальным банком Республики Беларусь решаются задачи денежно-кредитного регулирования на макроэкономическом уровне.

      «Белорусская  валютно-фондовая биржа» закреплено исключительное право на организацию вторичного обращения государственных ценных бумаг. Вторичное обращение государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 1681/63 от 02.11.1998 года осуществляется только через торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» через участников торгов государственными ценными бумагами, в качестве которых выступают члены Секции фондового рынка ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", заключившие с ним соответствующие договора, и Национальный банк Республики Беларусь.

      Владельцами государственных ценных бумаг в  Республике Беларусь являются банки, юридические  лица, а также нерезиденты страны. Удельный вес каждой из групп представлен на рис. 3 [17].

      Вторичный рынок правительственных облигаций  основан на сделках «до погашения» – сделки купли-продажи облигаций, заключаемые с участниками торгов; сделках РЕПО – сделки купли-продажи  облигаций, заключаемые с участниками торгов, являющимися банками, с обязательством:

      для продавца – последующего их выкупа,

      для покупателя – последующей их продажи.

      Следует отметить, что в структуре сделок ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" преобладают сделки с государственными ценными бумагами (77 % от всех сделок и 90 % от общего объема) [99, с. 26]. 
 

        
 
 
 
 
 
 

        
 

Рис.3. Владельцы государственных ценных бумаг. 

      Более подробно рассмотрим функционирование фондового рынка в Беларуси в 2009 г.

     Рынок государственных  ценных бумаг. В 2009 году Министерством финансов в целях сокращения государственного долга не осуществлялось размещение государственных ценных бумаг Республики Беларусь (далее – ГЦБ)*, за исключением переоформления задолженности по кредитам, предоставленным Национальным банком Правительству, в ценные бумаги на сумму 93,6 млрд. рублей.

     В отчетном периоде произведено погашение  государственных краткосрочных облигаций (далее – ГКО) и государственных долгосрочных

облигаций (далее – ГДО) в национальной валюте по номинальной стоимости

на сумму 3,56 трлн. рублей.

       В результате на 1 января 2010 г. объем ГКО и ГДО в обращении по сравнению с началом 2009 года уменьшился на 3,47 трлн. рублей (на 62,2 процента) и составил 2,11 трлн. рублей по номиналу.

     ГЦБ, номинированные в иностранной валюте, не размещались.

       За 2009 год разница между суммой фактического привлечения и погашения ГЦБ составила минус 3,36 трлн. рублей. При этом требования банков к Правительству, выраженные в ценных бумагах, уменьшились на 2,63 трлн. рублей по балансовой стоимости (на 60,2 процента) и на 1 января 2010 г. составили 1,74 трлн. рублей. На вторичном рынке (ОАО ”Белорусская валютно-фондовая биржа“) объем торгов ГЦБ достиг 38,48 трлн. рублей. [17].

      В биржевой системе заключено около  15,6 тыс.сделок. (в 2008 - 10,3 тыс. сделок, в 2007 году - 7,67 тыс. сделок).

     Средневзвешенная  доходность по сделкам ”до погашения“ сложилась на уровне 10,7 процента годовых (за 2008 год – 10,3 процента годовых), в том числе с ГКО – 13,3 процента годовых (за 2008 год – 10,4 процента годовых), с ГДО с процентным доходом – 12,1 процента годовых (за 2008 год – 10,3 процента годовых), с ГДО с дисконтным доходом – 10,4 процента годовых (за 2008 год – 10,1 процента годовых).Средневзвешенная ставка РЕПО (независимо от срока РЕПО) составила 17,1 процента, в том числе с ГКО – 19 процентов годовых, с ГДО с процентным доходом – 18,7 процента годовых, с ГДО с дисконтным доходом – 17,2 процента годовых.

     Средний срок обращения ГДО и ГКО по сделкам на открытом рынке ГЦБ на условиях ”до погашения“ за 2009 год составил 293 дня (за 2008 год – 394 дня).

     На 1 января 2010 г. к участию во вторичных  торгах по ГЦБ были допущены 28 банков и 15 профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся банками. К обращению на торгах ОАО ”Белорусская валютно-фондовая биржа“ допущено 48 выпусков ГДО с процентным доходом, 4 выпуска ГДО с дисконтным доходом.

     Корпоративные ценные бумаги. Развитию рынка корпоративных ценных бумаг в 2009 году содействовали упрощение порядка их допуска к обращению на биржевом рынке, уменьшение налоговой нагрузки на участников рынка ценных бумаг, снятие ограничения на отчуждение акций акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности.

     Эмиссия акций акционерных обществ в 2009 году составила 9,61 трлн. рублей (в 2008 году – 14,7 трлн. рублей), в том числе объем акций, эмитированных банками, – 0,75 трлн. рублей (в 2008 году – 3,89 трлн. рублей). Капитализация первичного рынка акций увеличилась по сравнению с 2008 годом на 23,2 процента и на 1 января 2010 г. составила 40,63 трлн. рублей.

     В 2009 году зарегистрировано 176 выпусков корпоративных облигаций

53 эмитентов  (16 банков, 37 небанковских организаций)  на сумму 7,75 трлн. рублей, что в 3,6 раза больше объема эмиссии в 2008 году. Для сравнения, в 2008 году зарегистрировано 126 выпусков корпоративных облигаций 32 эмитентов (13 банков, 19 небанковских организаций) на сумму эмиссии 2,15 трлн. рублей. Из общего объема зарегистрированных выпусков облигаций в 2009 году облигации банков составили 7,3 трлн. рублей (в 2008 году – 1,97 трлн. рублей), небанковских организаций – 0,45 трлн. рублей (в 2008 году – 0,17 трлн. рублей).

     На 1 января 2010 г. в обращении находилось 272 выпуска корпоративных

облигаций 59 эмитентов (19 банков, 40 небанковских организаций) на сумму эмиссии 8,24 трлн. рублей, что в 3,5 раза больше объема эмиссии в 2008 году. Для сравнения, в 2008 году в обращении находилось 160 выпусков корпоративных облигаций 32 эмитентов (14 банков, 18 небанковских организаций) на сумму 2,34 трлн. рублей. В общей сумме эмиссии облигаций, находящихся в обращении, в 2009 году облигации банков составили 7,63 трлн. рублей (в 2008 году – 2,15 трлн. рублей), небанковских организаций – 0,61 трлн. рублей (в 2008 году – 0,19 трлн. рублей).

     На 1 января 2010 г. количество эмитентов  облигаций увеличилось на 46 и составило 59, из них 19 банков, 40 небанковских организаций.

     В 2009 году объем вторичных биржевых торгов с акциями составил 0,12 трлн. рублей (в 2008 году – 0,2 трлн. рублей), с облигациями – 2,76 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с 2008 годом в 2,8 раза. Средневзвешенная доходность по сделкам на вторичном рынке составила 15,5 процента годовых.

     На  внебиржевом рынке ценных бумаг  было заключено 9 947 сделок на сумму свыше 4,74 трлн. рублей, что в 2 раза больше, чем в 2008 году. [17].

      Развитие  национального фондового рынка  позволит существенно расширить  источники инвестиций (не ограничиваясь  традиционным самофинансированием предприятий и банковскими кредитами), а также будет способствовать развитию инструментов банковского инвестиционного кредитования. Кроме того, акционирование предприятий и последующее формирование финансово-промышленных групп предполагает налаживание соответствующих сегментов фондового рынка (биржевые операции с акциями предприятий, облигациями, векселями, корпоративными ценными бумагами), что позволит создать механизмы безинфляционного кредитования Правительством предприятий под залог ценных бумаг, обеспеченных имуществом.

      Одними  из наиболее неинфляционных способов финансирования дефицита государственного бюджета являются удлинение сроков погашения государственных ценных бумаг, а также размещение государственных ценных бумаг среди населения и предприятий. Поэтому стратегической задачей развития фондового рынка должно стать объединение имеющихся в стране внутренних накоплений и направление их в банковскую систему либо путём открытия долгосрочных депозитов населения в банках, либо через образование целевых фондов финансовых институтов.

      По  экспертной оценке специалистов сегодня на руках у населения находится 2-3 миллиарда долларов США. От государства потребуются реальные цивилизованные шаги, которые бы повысили доверие населения к белорусскому рублю. Прежде всего, это снижение инфляции, поддержание пусть и небольшой, но положительной доходности по всем видам депозитно-кредитных операций, обеспечение стабильного курса рубля, полная сохранность и возвратность всех сбережений населения в банках. В перспективе - реформа оплаты труда, направленная на резкое повышение заработной платы в наукоёмких и высокотехнологических отраслях. Всё это – мощный, долгосрочный инвестиционный ресурс.

      В настоящее время роль фондового  рынка в развитии экономики страны недостаточна. Невелика она и в России: за последние 4 года только 10 % всех инвестиций в реальный сектор приходилось на рынок ценных бумаг и еще 20 % — на банковские кредиты [14, с. 34].

Информация о работе Рынок капитала и особенности его формирования в Республике Беларусь