Рынок ценных бумаг России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Рынок ценных бумаг - это совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг как инструментов финансирования и развития экономики. На РЦБ товаром являются ценные бумаги. Поэтому РЦБ - это рынок торговли ценными бумагами. РЦБ является составной частью финансового рынка. Ценные бумаги называются фондовыми активами. Отсюда РЦБ имеет второе название - фондовый рынок. Рынок ценных бумаг совместно с кредитным рынком призван обеспечивать финансирование и развитие экономики.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы российского рынка ценных бумаг
1.1 Из истории рынка ценных бумаг России
1.2 Совершенствование государственного регулирования фондового рынка России
2. Анализ рынка ценных бумаг России
2.1 Анализ российского рынка: волны падения
3. Проблемы и перспективы развития российского рынка ценных бумаг
3.1 Проблемы развития рынка ценных бумаг
3.2 Перспективы развития российского фондового рынка до 2012 года
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

проблемы РЦБ РФ.docx

— 61.34 Кб (Скачать)

По нашему мнению, необходима комплексная программа  развития российской финансовой системы, в разработке и осуществлении  которой приняли бы участие основные органы государственного регулирования, включая Минфин, Центробанк, ФСФР и  другие заинтересованные ведомства, а  также ведущие финансовые институты, в том числе крупные банки, инвестиционные компании, пенсионные фонды и другие структуры. 

3. Проблемы  и перспективы развития российского  рынка ценных бумаг 

  

3.1 Проблемы  развития рынка ценных бумаг 
 

На проблемы фондового рынка обратил внимание и президент РФ - Дмитрий Медведев. В интервью арабской телекомпании Al-Jazeera он заявил, что падение котировок  на российских биржах связано не столько  с войной в Южной Осетии и последующим  признанием самопровозглашенных республик, сколько с общей нестабильностью  на европейских и американских фондовых рынках. Но тогда российскому рынку  это помогло лишь на полдня, когда  индексы РТС и ММВБ нарастили  примерно по 1,5%, но далее падение  продолжилось с новой силой. 

В начале первой торговой недели осени российские фондовые индексы мужественно противостояли  внешнему негативному фону и даже смогли закрыться на положительной  территории по итогам торгов в понедельник, 1 сентября. Однако с середины недели печальные новости из Европы и  США, а также неумолимо дешевеющие нефтяные фьючерсы, заставили биржевых «быков» отступить. По итогам этой недели индекс РТС просел на 10.75, закрывшись на отметке 1469.15 пункта. После этого  падения послеlовала целая череда падений котировок российских компаний и индекса РТС. Доллар же стал набирать силу. Дальнейшее развитие ситуации не представляется оптимистичным для  российского рынка, однако делать прогнозы по отечественным индексам и отдельно - по конкретным компаниям - в краткосрочном  периоде затруднительно. 

Позже стало  ясно, что страны Евросоюза остерегутся  вводить экономические санкции  против России, так как, по словам президента Франции, - Николя Сар коз и, Европа заинтересована в нормальных отношениях с нашей страной. Это способствовало некоторому небольшому росту покупок  на российском фондовом рынке, несмотря даже на снижение мировых цен на черное золото, однако тенденцией этот откат назвать трудно. К тому же, рынок поддержало заявление Минфина  РФ, что экспортная пошлина на нефть  с октября 2008 года составит $ 485.8/ тонна, что значительно меньше предыдущего  значения. Существенно «просесть» российским фондовым индексам помешал также  и рост фьючерсов на американские индексы и заявление ЦБ РФ, что  доля иностранного капитала в банковской системе России не уменьшится. 

Тем не менее, ситуация на российском рынке в целом  похожа на устойчивый по темпам спад. После  всех позитивных заявлений и событий - буквально через несколько дней – отечественные биржевые индексы  все равно ушли в серьезный  «минус». Надежды инвесторов на отскок котировок нефтяных фьючерсов не оправдались, к тому же из Европы поступили  данные о снижение на 0,2% ВВП еврозоны во втором квартале 2008 года. 

Как и предполагалось, в четверг, 4 сентября, Европейский  Центральный Банк и Банк Англии на своем совместном заседании сохранили  процентные ставки на прежних уровнях. Хотя это было ожидаемо, но последующие  комментарии Жан-Клода Трише относительно перспектив экономики Европы напугали инвесторов и вернули отечественные  индексы в красную зону. К тому же стало известно, что число первичных  обращений за пособием по безработице  в США за неделю увеличилось на 15 тыс., что превысило прогнозы аналитиков. Сдержать рынок не смогло даже сообщение, что конфликт между акционерами  ТНК-ВР наконец-то разрешился: консорциум AAR и ВР подписали меморандум о  взаимопонимании. 

Российский  рынок продолжил падение даже несмотря на поддержку предложения  Минэнерго РФ по повышению цены отсечения  налога на добычу ископаемых до 25 долл./барр. С 2010 г. Негативный внешний фон и  снижающаяся нефть обеспечили падение  основных российских индексов по итогам дня. 

3.2 Перспективы  развития российского фондового  рынка до 2012 года 
 

В начале 2008 г. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР РФ) подготовила и представила  в Правительство РФ доклад «О мерах  по совершенствованию регулирования  и развития рынка ценных бумаг  на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу». Этот доклад можно считать новой  концепцией по совершенствованию регулирования  и развития рынка ценных бумаг  на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Основная идея этой концепции - поиск новых способов и средств  защиты российского рынка ценных бумаг в случаях ухудшения  конъюнктуры мирового финансового  рынка, при обострении кризисных  процессов, экспансии мировых финансовых центров в страны с развивающимися экономиками, в том числе и  на российский фондовый рынок, а также  создание условий для формирования в России одного из мировых финансовых центров. 

В настоящее  время в мире наметились тенденции  создания на базе национальных финансовых рынков мировых финансовых центров, наличие которых в той или  иной стране будет одним из важнейших  признаков конкурентоспособности  экономики такой страны, роста  ее влияния в мире, обязательным условием экономического, а значит, и политического суверенитета страны. 

ФСФР считает, что уровень развития российского  рынка ценных бумаг, сложившаяся  нормативно-правовая база регулирования  этого рынка, а также достигнутый  уровень развития рынка позволяют  сделать вывод о возможности  формирования одного из мировых финансовых центров на базе существующего российского  рынка ценных бумаг. 

Создание  в России мирового финансового центра рассматривается ФСФР РФ как важнейший  приоритет долгосрочной экономической  политики России, обеспечивающий в  долгосрочном периоде конкурентоспособность  российского финансового рынка. 

В докладе  все изложенные направления развития фондового рынка напрямую связываются  с созданием российского международного финансового центра. 

Для того чтобы  стать к 2012 г. таким центром, по мнению ФСФР, в России необходимо выполнение ряда важнейших условий – как  административных, так и экономических. Но в первую очередь предполагается завершить работы по реализации ранее  разработанной Стратегии развития финансового рынка РФ на 2006-2008 гг., закрепить достигнутые в ходе ее реализации результаты. Так, до конца 2008 г. будут внесены уточнения  в регулирование процедур эмиссии  биржевых облигаций - в части предоставления права выпускать биржевые облигации  и тем эмитентам, чьи облигации  уже включены в котировальный  список фондовой биржи. 

До окончания 2008 г. ФСФР планирует разработать  и представить в Правительство  РФ Кодекс (но не закон) поведения участников финансового рынка по предупреждению и недопущению манипулирования  ценами и совершения сделок на основе инсайдерской информации на организованном финансовом рынке, который будет  носить рекомендательный характер. 

В целом  же новые меры, которые необходимы для создания финансового центра, можно разделить на организационные  и экономические. 

Для массового  привлечения частных инвесторов предполагается дальнейшее совершенствование  биржевых технологий, позволяющих инвесторам самостоятельно выходить на фондовый рынок. 

К 2012 г. необходимо провести мероприятия, позволяющие  повысить конкурентоспособность российского  финансового рынка. Для этого  нужно будет увеличить емкость  финансового рынка за счет привлечения  инвестиций от физических и юридических  лиц. Увеличение емкости рынка предполагается проводить за счет обязательного  публичного размещения ценных бумаг  каждого АО, проработавшего три года. 

Предполагается  выпустить методические материалы  по осуществлению размещений как  на российском рынке, так и на зарубежном, предоставлять информацию о стоимости  таких размещений. 

Также для  массового привлечения частных  инвесторов предполагается дальнейшее совершенствование биржевых технологий, позволяющих инвесторам самостоятельно выходить на фондовый рынок. 

Следующее важное условие создания финансового  центра - это повышение прозрачности рыночных сделок и поведения участников рынка, что должно способствовать минимизации  инвестиционных рисков инвесторов. 

Для этого  ФСФР предполагает разработать требования для эмитентов, согласно которым  ими будет более детально раскрываться структура собственности российских АО, прежде всего информации о конечных бенефициарах акций. Повышение прозрачности сделок будет способствовать защите прав миноритарных акционеров. Такая  мера сможет повысить привлекательность  российских бумаг, а эмитентам позволит привлечь большее количество инвесторов, в том числе иностранных. 

Впрочем, по мнению экспертов, не все крупные  акционеры захотят раскрывать структуру  своих активов и будут искать способы сокрытия информации. 

Необходима  также прозрачность финансовых институтов, заемщиков и регуляторов. На такую  объективную оценку оказались неспособными в последние годы те, кто считался профессионалами в соответствующих  сферах. 

Прежде всего  рейтинговые и страховые компании. Как показывает практика, особенно события развернувшегося в конце 2007 - начале 2008 гг. финансового кризиса  на мировых финансовых рынках, наличие  мегарегуляторов не всегда защищает финансовую систему от сбоев и  скандалов. 

Для инвесторов же в 2009 г. в рамках построения единой информационной системы российского  финансового рынка предполагается создать вневедомственный интернет-портал, в котором должна присутствовать оперативная информация о состоянии  фондового рынка, доходности отдельных  финансовых инструментов, возможных  инвестиционных рисках при коррекции  рынка, а также рейтинги компаний, размещающих свои ценные бумаги на фондовом рынке, и другая важная информация для частных инвесторов. 

Предполагается  создание единого информационно-биржевого  пространства путем объединения  фондовых бирж через телекоммуникационные системы. 

Низкий уровень  информированности населения, а  также отсутствие доверия к инструментам финансовых рынков при водит к  тому, что до сих пор значительная часть наличных денег остается на руках у населения или же вкладывается в банковские депозиты. 

К этой проблеме относится также ликвидация финансовой неграмотности населения. В докладе  этот важнейший пункт отсутствует. 

Для России можно использовать опыт создания учебных  центров в США, где через обучение в таких центрах привлекают на фондовый рынок разные слои населения, в том числе людей, владеющих  небольшими сбережениями. Необходимо массовое привлечение населения  к рынку ценных бумаг путем  выпуска недорогих книг, журналов и брошюр, раскрывающих особенности  операций на рынке ценных бумаг и  возможные риски, поджидающие инвесторов. 

Пока же население России мало информировано  о возможностях рынка ценных бумаг. Например, Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) выяснило в 2007г., насколько  хорошо россияне информированы об основных финансовых услугах в стране. Оказалось, что население страны относительно неплохо знакомо лишь с такими инструментами, как банковские вклады и потребительские кредиты. Однако граждане почти не имеют представления  о работе паевых инвестиционных фондов и брокерском обслуживании. А больше всего интереса россияне проявляют  к информации об ипотеке. 

Еще в 2006 г., выступая в роли председателя G8, Россия предложила разработать международную  методологию по оценке уровня и динамики повышения финансовой грамотности  населения. А в 2007 г. в России должна была заработать правительственная  программа по ликвидации финансовой неграмотности. Для этого Минфин РФ выделял 100 млн. руб. Но программа  не заработала, так как ее никак  не могут согласовать в Минэкономразвития. А население является одной из наиболее перспективных групп инвесторов. Наличие у физических лиц временно свободных денежных средств позволяет  им выбирать объекты инвестирования - вкладывать в депозиты банков или  же покупать различные ценные бумаги. 

Между тем  низкий уровень финансовой грамотности  населения сдерживает реализацию многих проектов правительства. Для ликвидации финансовой неграмотности населения  можно ввести в экономических  вузах обязательный курс по рынку  ценных бумаг. 

По мнению ФСФР, функционирование международного финансового центра должно быть обеспечено эффективным государственным регулированием, созданием соответствующих правил и норм для участников рынка. Государство  отвечает за предотвращение системных  рисков, которые подвергают опасности  экономическое развитие и уровень  жизни граждан. Поэтому необходимо продолжать совершенствование методов  и моделей управления фондовым рынком. Эффективность управления рынком может  оказывать влияние на государственную  экономическую политику, так как  финансовый рынок становится одним  из приоритетных секторов экономики. В  этих условиях вопрос о едином центре регулирования финансового рынка  приобретает особую актуальность. Предполагается, например, что деятельность ОФБУ как  института коллективного инвестирования должна управляться из единого центра. Пока же положение складывается так, что часть правил по деятельности ОФБУ определяет Банк России, а часть (по доверительному управлению) - ФСФР. Все это несет в себе риск для  инвесторов и порождает межведомственные конфликты. 

Информация о работе Рынок ценных бумаг России