Рынок ценных бумаг России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Рынок ценных бумаг - это совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг как инструментов финансирования и развития экономики. На РЦБ товаром являются ценные бумаги. Поэтому РЦБ - это рынок торговли ценными бумагами. РЦБ является составной частью финансового рынка. Ценные бумаги называются фондовыми активами. Отсюда РЦБ имеет второе название - фондовый рынок. Рынок ценных бумаг совместно с кредитным рынком призван обеспечивать финансирование и развитие экономики.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы российского рынка ценных бумаг
1.1 Из истории рынка ценных бумаг России
1.2 Совершенствование государственного регулирования фондового рынка России
2. Анализ рынка ценных бумаг России
2.1 Анализ российского рынка: волны падения
3. Проблемы и перспективы развития российского рынка ценных бумаг
3.1 Проблемы развития рынка ценных бумаг
3.2 Перспективы развития российского фондового рынка до 2012 года
Заключение
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

проблемы РЦБ РФ.docx

— 61.34 Кб (Скачать)

Продолжавшаяся  биржевая спекуляция расширяла количество сделок с ценными бумагами. В целом  это содействовало формированию их рыночных цен. Благодаря спекуляции динамика биржевых курсов акций и  облигаций точнее отражала состояние  рынка капиталов страны, хозяйственное  и финансовое положение эмитента, той или иной ценной бумаги. Волатильность  на бирже свидетельствовала о  спаде или, наоборот, о подъеме  экономики России. Таким образом, биржа объективно выполняла роль барометра экономической жизни  страны. 

В результате улучшения организации биржи, значительного  накопления отечественных капиталов  Санкт-Петербургская биржа стала  играть важную роль в размещении акций  во время следующего подъема промышленности, который пришелся на 1909-1913 гг. Благодаря  посреднической роли биржи за 6 предвоенных  лет акционерные капиталы в стране выросли с 2,6 млрд. до 4,7 млрд. руб. Из этого прироста около 2/3 акций осело  в Российской империи. К 1913 г. в Петербурге насчитывалось 4160 предпринимателей, действовавших  в соответствии со взятыми на себя купеческими и промысловыми свидетельствами. В их числе было290 лиц (6,9%), занятых  в финансовой сфере, в Москве работали, соответственно, 104 человека - 1,9% от общего числа предпринимателей. По подсчетам  специалистов, в Петербурге имелось 94 предпринимателя (в Москве - 29), которых  можно было с полным правом отнести  к числу виднейших представителей отечественной бизнес - элиты. Эти  лица занимали посты в 5 и более  акционерных компаниях и состояли в руководстве различных столичных  банков. Многие из них оставили о  себе славную память в истории  делового мира России: династия Елисеевых, Путиловых, Н. А. Смирнов, А. И. Вышнеградский, Э.Л. Нобель, Э.К. Грубе и другие. 

Примечательна фигура делового человека из провинции  И. А. Милютина, всю жизнь прожившего в Череповце, однако размахом и масштабом  своей деятельности не уступавшего  столичным воротилам бизнеса. Он был оригинальной личностью. Не получив  школьного образования, Милютин  сделал себя истинно просвещенным человеком. Будучи избран городским головой  с 1861 по 1907 г., до конца своих дней он неустанно работал на благо  своего родного города и развития Севера России: значительная часть  личных средств была вложена в  городские предприятия, основаны судостроительный, механический, металлообрабатывающий  заводы. В результате его деятельности Череповец превратился в оживленный промышленный и торговый центр, в  благоустроенный город с банком, городским садом, музеем, библиотекой. 

Особо следует  остановиться на системе ипотечного кредитования, состоявшей из разных типов  банков: государственных, акционерных, кооперативных (основанных на началах  взаимной ответственности заемщиков). Общий объем выданных банками  ипотечных ссуд к 1915 г. составил свыше 5,5 млрд. руб. (3,8 млрд. «сельских» и 1,7 млрд. - «городских»), что превысило сумму  активов акционерных коммерческих банков. Заемщиками банков стали 2/З  владельцев земельной собственности  и значительная часть домовладельцев. В финансовое обращение широко вовлекались  ипотечные ценные бумаги: закладные  листы, различные обязательства, векселя, сертификаты, а также непосредственно  закладные. Ипотечные облигации  и акции земельных банков превратились в надежные ценные бумаги, имевшие  высокий курс и процент дохода. Среди держателей этих бумаг было много людей среднего достатка, охотно помещавших в них свои сбережения. Банки исправно выплачивали высокие  дивиденды акционерам, а подавляющее  большинство заемщиков в срок платили годовые платежи банкам. Из публикации земельных банков о  назначении имений в продажу (за неуплату процентов по ссудам) видно, что число  таких имений не превышает 8,6% от общего числа всех заложенных. Таким образом, ипотека способствовала развитию земельного рынка, переходу земель от разоряющихся в руки тех, кто стремился к  их приобретению, но не имел финансовых возможностей и пользовался залогом  покупаемых земель. Среди них половину составляли землевладельцы недворянского  происхождения. Так ипотека ускоряла создание в России непривилегированного бессословного землевладения. 

Долгосрочное  финансирование недвижимости способствовало бурному развитию экономики, промышленности, сельского и городского хозяйства. Россия по развитию кредитно-финансовой системы не уступала Западной Европе, более того, по объемам ценных бумаг, обеспеченных ипотечными обязательствами, обращающихся на европейских рынках, Россия превалировала над всей Европой. В целом на ипотечные бумаги приходилось 40% всей суммы ценных бумаг на денежном рынке России в 1914 г. (в Германии - 29%). По состоянию на 1 января 1914 г. из всех ипотечных ценных бумаг на сумму 5,3 млрд. руб. на долю городской недвижимости приходилось 1,7 млрд. руб. 

У истоков  фондового рынка России стояло государство, и органы власти, контролирующие и  регулирующие рынок ценных бумаг, развивались  вместе с ним и имели свою собственную  историю. При заключении первых займов в 1769 и 1770 гг. обязанности по соблюдению условий были возложены на Комитет  уполномоченных по внешним займам под  руководством канцлера или генерального прокурора и государственного казначея. Затем Комитет был преобразован в Контору придворных банкиров, в  начале XIX в. ее функции изменились и  она стала носить название Государственная  комиссия для погашения долгов. Через  некоторое время был учрежден Совет государственных кредитных  установлений, контролирующий ее деятельность. Но главным государственным органом, осуществляющим надзор за рынком ценных бумаг в России, являлось Министерство финансов (вплоть до начала XX в.). Граф С. Витте, внимательно следящий за фондовым рынком страны, писал: «Он нуждается  в… объединенном и твердом руководстве  в области торгово-промышленной политики». При этом была учреждена  Особая канцелярия по кредитной части  Министерства финансов, которая курировала рынок ценных бумаг, банковскую, акционерную  деятельность. 

Государство с самого начала контролировало не только правовую и организационную  основы развития фондового рынка, но и непосредственное изготовление бланков  ценных бумаг. За печать как государственных, так и частных ценных бумаг  отвечала Экспедиция заготовления государственных  бумаг, входившая в состав Министерства финансов. Печатание производилось  в Сенатской типографии. Хранением  и выдачей ценных бумаг ведала специальная экспедиция Сената, позже  Экспедиция заготовления государственных  бумаг. Принятые меры были не лишними, так как после 1812 г. появилось  много фальшивых ассигнаций. Российское правительство выделяло большие  деньги на производство ценных бумаг. В начале XX в. техническое исполнение ценных бумаг совершенствовалось, их печатали с защитой от подделки цветной  сеткой, уделяя при этом большое  внимание их красивому внешнему виду и дизайну. 

Нельзя не вспомнить об общественных организациях - участниках фондового рынка. В начале центром консолидации «капитанов- петербургского бизнеса являлась биржа. Потом был  учрежден первый Съезд представителей акционерных банков коммерческого  кредита, при  котором действовали  постоянные комитеты. На съездах деловые  люди обсуждали вопросы экономики, финансов, банковского дела. Особой активностью в отстаивании торгово-промышленных интересов в России выделялись биржевые комитеты, которые возглавили крупнейшие предприниматели. В Петербурге часть  предпринимателей состояла в Петербургском  обществе заводчиков и фабрикантов, затем членами этого общества была создана первая политическая организация  столичных промышленников - Прогрессивная  экономическая партия. 

Проведенная С. Витте финансовая реформа укрепила доверие к рублю. В результате акции большого числа ведущих  российских компаний прочно обосновались на всех основных европейских биржах. По оценкам дореволюционных экономистов, номинальная стоимость всех ценных бумаг, размещенных в России, достигала 15 млрд. руб. (при этом величина котировавшихся только на Петербургской бирже ценностей  составляла 17 млрд. руб.). По сравнению  с европейскими странами российский рынок, несмотря на темпы роста обращавшихся в нем средств, не обладал большой  емкостью, за исключением ипотечных  ценных бумаг. Так, в 1912 г. в России было выпущено ценных бумаг на 868 млн. руб., что составило 41% от размера выпуска ценных бумаг Англии, около 44% - Франции, около 57% - Германии. Нормальное поступательное развитие фондового рынка было остановлено сразу после Февральской революции 1917 г. 3 марта Петроградская фондовая биржа прекратила свою работу. Курьезный факт: многие банкиры не восприняли всерьез революцию 1917 г.: по улицам маршировали вооруженные отряды красногвардейцев, а некоторые банки, такие как «Лионский кредит», продолжали как ни в чем не бывало работать с клиентами. В обычном режиме работали крупные страховые компании. После Октябрьской революции Декретом СНКРСФСР от 23 декабря 1917 г. все операции с ценными бумагами на территории РСФСР были прекращены. Акции и облигации промышленных, транспортных и других компаний утратили юридическую силу. Ценные бумаги и их рынок прекратили свое существование. Еще ранее, в ноябре, были упразднены Дворянский поземельный и Крестьянский поземельный банки, в декабре объявлено о национализации акционерных коммерческих банков. В октябре 1918 г. вышло постановление Совнаркома: «… в срочном порядке уничтожить все аннулированные Совнаркомом процентные бумаги прежних правительств». Решение советского правительства было неукоснительно выполнено, во многих губернских городах сожгли кредитные билеты, облигации займов, акции, паи и др. Ценных бумаг было столько, что в Нижнем Новгороде в течение 5 мес. ими топили 2 городские бани. Вот таков был печальный финал фондового рынка Российской империи. 

Во времена  нэпа (1922 - 1928 гг.) произошла кратковременная  реанимация рынка ценных бумаг. В 1922 - 1923 гг. были выпущены два краткосрочных  займа, так называемый «хлебный - и  «сахарный». Параллельно были выпущены долгосрочные «золотой» и «крестьянский» займы. Рынок частных ценных бумаг  возродился в 1922 г., а биржевая торговля в 1923 г. Торговля ценными бумагами велась в Ленинграде, на Московской товарной бирже, Киеве, Харькове, Владивостоке и  в некоторых других городах. 

Стихийно  возникали уличные биржи - «американки». Однако уже в 1928 г. деятельности рынка  ценных бумаг был положен конец, и вплоть до 1990 г. выпуск государственных  ценных бумаг сводился к государственным  займам, распространяемым на нерыночной основе, принудительно и добровольно.  
 

1.2 Совершенствование  государственного регулирования  фондового рынка России 
 

Фондовый  рынок - важный элемент финансового  рынка, обеспечивающий распределение  денежных средств между участниками  экономических отношений. Через  осуществление данного распределения  и перелива временно свободных финансовых ресурсов из одной сферы в другую и от одного экономического субъекта другому проявляется главная  функция рынка ценных бумаг. В  условиях реформирования экономики  определяющая роль в данном процессе принадлежит государственному регулированию  рынка ценных бумаг. При этом важно  отметить, что государство выступает  в качестве системообразующего фактора. Учитывая особенности национальной экономики на данном этапе развития, государство создает нормативно-правовую базу, единую для всех профессиональных участников, и определяет стратегию  развития фондового рынка. Однако современное  состояние фондового рынка позволяет  констатировать его высокую зависимость  от состояния «внешней» и «внутренней» среды, при неблагоприятном воздействии  которых возникают риски. Поэтому  в данной статье авторы предприняли  попытку системно подойти к поиску основных направлений совершенствования  роли государства, которые способны обеспечить устойчивость развития фондового  рынка. В соответствии с этим целью  исследования является описание сегодняшнего механизма государственного регулирования  российского фондового рынка  и представление его в виде модели, на основе которой будет  разработана рискоориентированная превентивная система регулирования  фондового рынка и предложены направления к ее внедрению. 

Для достижения поставленной цели важным является формулировка сущности механизма государственного регулирования фондового рынка, который в настоящее время  не определен в научной литературе. Для начала обратимся к определению, что такое «механизм». В Толковом словаре русского языка приводится следующее определение «механизма»: «Механизм - это система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности». Исследуя государственное  регулирование фондового рынка  как элемент макроэкономического  регулирования, авторы пришли к следующему понятию: «государственное регулирование  фондового рынка - это целенаправленное воздействие государства на процессы аккумулирования и перераспределения  средств при обращении ценных бумаг в целях обеспечения  эффективного протекания этих процессов  и развития связей между инвесторами  и заемщиками в нужном обществу направлении». 

Исходя из трактовки вышеуказанных определений  под механизмом государственного регулирования  фондового рынка будем рассматривать  систему, включающую управляющие и  информационные потоки, которые определяют порядок регулирования, в целях  обеспечения нормальной и правильной работы рынка ценных бумаг. 

Любая цельная  система характеризуется такими качествами, как целостность, сложность  и непрерывное развитие. Все это  относится и к механизму государственного регулирования фондового рынка. 

Целостность заключается в том, что все  составные части системы выступают  как части, как подсистемы, элементы, служащие одной цели, стоящей перед  государственным регулированием рынка  ценных бумаг. Формулировка цели государственного регулирования фондового рынка  вытекает из определения «государственного  регулирования». 

Сложность проявляется в том, что при  возникновении изменений в какой-либо подсистеме происходят изменения в  других подсистемах. Иначе говоря, все  составные элементы единой системы  органически связаны между собой. 

Непрерывное развитие обусловлено динамизмом экономики  в целом, изменением экономической  политики государства, направлением инвестиций, условий хозяйствования организаций  и другими факторами, вызывающими  расширение финансовых отношений, а  также взаимодействие подсистем. 

Государственное регулирование рынка ценных бумаг  должно быть гарантом надежности и  доходности рынка для отечественных  и иностранных инвесторов, а также  ограничивать спекулятивные тенденции  в его развитии и направлять в  русло поддержки хозяйства страны. 

Информация о работе Рынок ценных бумаг России