Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:17, курсовая работа
Рынок ценных бумаг - это совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг как инструментов финансирования и развития экономики. На РЦБ товаром являются ценные бумаги. Поэтому РЦБ - это рынок торговли ценными бумагами. РЦБ является составной частью финансового рынка. Ценные бумаги называются фондовыми активами. Отсюда РЦБ имеет второе название - фондовый рынок. Рынок ценных бумаг совместно с кредитным рынком призван обеспечивать финансирование и развитие экономики.
Введение
1. Теоретические основы российского рынка ценных бумаг
1.1 Из истории рынка ценных бумаг России
1.2 Совершенствование государственного регулирования фондового рынка России
2. Анализ рынка ценных бумаг России
2.1 Анализ российского рынка: волны падения
3. Проблемы и перспективы развития российского рынка ценных бумаг
3.1 Проблемы развития рынка ценных бумаг
3.2 Перспективы развития российского фондового рынка до 2012 года
Заключение
Список используемых источников
Необходимо
отметить, что структура государственных
органов, регулирующих фондовый рынок,
зависит от многих факторов, таких
как модель рынка, принятая в стране,
степень централизации
В целом
в России сложилась смешанная, полицентрическая
модель фондового рынка, на котором
одновременно и с равными правами
присутствуют коммерческие банки, фондовые
биржи и другие финансовые институты.
Эта модель отличается от американской,
предполагающей жесткие ограничения
на операции с ценными бумагами (в
частности для коммерческих банков),
и английской, при которой регулирование
развития рынка ценных бумаг осуществляют
профессиональные участники рынка,
а роль Банка Англии ограничена регулированием
и контролем за рынком государственных
ценных бумаг. Ближе всего к модели
фондового рынка России находится
германская модель, где важную роль
в регулировании рынка ценных
бумаг имеет центральный банк,
Федеральный совет по финансовым
рынкам и органы исполнительной власти.
Изучить реальный
объект (в данном случае фондовый рынок)
возможно на принципе аналогии, т. е. с
помощью метода моделирования - представления
объекта в виде модели (рис. 1).
Цифры на стрелках
указывают не последовательность выполнения
механизма государственного регулирования
фондового рынка, а его содержание.
Государство
через свои органы активно участвует
в регулировании рынка ценных
бумаг. Перечислим их и опишем основные
функции в области
Руководство
развитием рынка ценных бумаг
осуществляет Правительство РФ через
федеральные органы исполнительной
власти (Минфин России, Министерство экономического
развития и торговли РФ, Государственная
Дума РФ, ЦБ РФ). Кроме того, оно ведет
законопроектную деятельность, осуществляя
подготовку проектов указов и распоряжений
Президента РФ, а также федеральных
законов в области ценных бумаг,
назначает и контролирует работу
головных исполнителей по подготовке
нормативных актов.
Министерство
финансов Российской Федерации выступает
на рынке ценных бумаг в качестве:
1) государственного
органа регулирования рынка
2) представителя
эмитента государства,
По согласованию
с Федеральным советом по финансовым
рынкам Минфин России имеет право:
·
аттестовать специалистов на право
ведения операций с ценными бумагами
(за исключением персонала банков),
контролировать использование квалификационных
аттестатов, применять санкции;
·
регистрировать выпуски ценных бумаг
(кроме ценных бумаг
банков);
·
регулировать совместно с ЦБ РФ выпуск
и обращение государственных
ценных бумаг;
·
лицензировать производство и ввоз
на территорию РФ бланков ценных бумаг.
Условные
обозначения: ФСФМ - Федеральная служба
по финансовому мониторингу; ФСФБН-
Федеральная служба по финансово-бюджетному
надзору; ФССН- Федеральная служба страхового
надзора
Модель механизма
государственного регулирования фондового
рынка
Основную
ответственность за выполнение указанных
функций несет Управление государственных
ценных бумаг и финансового рынка
МФ РФ.
Министерство
экономического развития и торговли
Российской Федерации участвует
в регулировании рынка ценных
бумаг в плане разработки политики
формирования фондового рынка в
рамках общеэкономической политики,
законотворческой области, экспертизы
и согласования создания финансово-промышленных
групп (2).
Тесное взаимодействие
происходит и с Государственной
Думой Российской Федерации, ее специализированными
комитетами по вопросам обсуждения и
рассмотрения законопроектов в области
рынка ценных бумаг:
Государственная
Дума в составе двух комитетов
и двух подкомитетов разрабатывает
проекты и законопроекты в
области рынка ценных бумаг:
·
Комитет по собственности, приватизации
и хозяйственной деятельности (3);
·
Комитет по бюджету, налогам, банкам
и финансам готовит и проводит
предварительное рассмотрение проектов
законов в области развития финансовых
институтов и фондового рынка (4).
Кроме того, в числе направлений
работы Комитета рассмотрение основных
направлений денежно-кредитной
·
Подкомитет по банкам (6).
·
Подкомитет по законодательству о финансовых
институтах, фондовом рынке и страховании
(7).
Модель фондового
рынка России основана на наличии
важной регулирующей функции Центрального
банка РФ.
Центральный
банк РФ (Банк России), являясь государственным
органом, при помощи проведения открытых
операций оказывает влияние на спрос
и предложение ценных бумаг, обращающихся
на фондовом рынке. В то же время
ЦБ РФ является профессиональным участником.
В первую очередь,
ЦБ РФ выступает в роли консультанта
правительства и парламентских
органов, соавтором разработки законодательных
актов о фондовом рынке (8).
Во-вторых,
Банк России осуществляет регулирующие
функции на рынке ценных бумаг
для коммерческих банков профессиональных
участников рынка ценных бумаг:
·
устанавливает для банков правила
совершения операций на рынке ценных
бумаг, учета и отчетности по сделкам
с фондовыми инструментами;
·
занимается регистрацией выпусков ценных
бумаг банков (9);
·
регулирует с МФ РФ выпуск и обращение
государственных ценных бумаг (10).
В-третьих,
выступая одним из профессиональных
участников фондового рынка, ЦБ РФ осуществляет
куплю-продажу ценных бумаг (11), используя
при этом один из инструментов денежно-кредитной
политики операции на открытом рынке.
Банк России является главным разработчиком
основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики России
(12).
За работу
на фондовом рынке отвечает подразделение
центрального аппарата Банка России
- Управление ценных бумаг Банка
России. Значительная часть регулирующих
функций передана ЦБ РФ своим территориальным
управлениям. Необходимо отметить, что
в числе институтов, занимающихся
проведением денежно-кредитной
Роль непосредственного
регулятора российского фондового
рынка выполняет Федеральная
служба по финансовым рынкам (ФСФР). ФСФР
является федеральным органом
ФСФР осуществляет
свою деятельность непосредственно
и через свои
территориальные органы.
Основными
функциями ФСФР являются:
а) осуществление
государственной регистрации
б) обеспечение
раскрытия информации на рынке ценных
бумаг в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
в) осуществление
в рамках установленных федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации функций
по контролю и надзору в отношении
эмитентов, профессиональных участников
рынка ценных бумаг и их саморегулируемых
организаций, акционерных инвестиционных
фондов и т.п.;
г) осуществление
государственного регулирования в
области долевого строительства
многоквартирных домов и (или) иных
объектов недвижимости.
Особое положение
ФСФР в системе органов
Таким образом,
по мнению автора, в настоящее время
не обеспечен единый государственный
подход со стороны органов
В то же время
ФСФР, по мнению авторов, нельзя считать
классическим примером мегарегулятора.
Этот орган соединяет в себе всех,
кто, так или иначе, принимал участие
в регулировании фондового
В ряде стран
надзор за всеми институтами финансового
рынка, включая банки, страховые
компании и аудит, концентрируются
в одном органе. Это происходит
на высокой стадии взаимопроникновения
бизнесов. Организуются финансовые холдинги,
банки начинают заниматься страховыми
инвестиционным бизнесом. Сегодня российские
банки - активные участники рынка
ценных бумаг. ФСФ Р, как показывает
практика, явно пересекается с ЦБ по
функциям контроля за деятельностью
на этом рынке.
Руководитель
ФСФР О. Вьюгин В своем интервью в
газете «Ведомости» от 15 апреля 2004 г.
отмечал, что ФСФР как наследница
ФКЦБ не способна к эффективному надзору
за финансовыми рынками. Она может
осуществлять надзор лишь за организациями,
хорошо обеспеченными финансовыми
средствами. Для создания реального
органа контроля за финансовыми рынками
необходимо менять статус ФСФР. Нужно
менять финансовую базу службы и впоследствии
обособить ее от органов исполнительной
власти, т. е. это может быть государственный
орган, действующий на основании
особого закона, подконтрольный парламенту
и президенту, как, например, ЦБ.
ФСФР, на взгляд
автора статьи, должна устанавливать
нормы и контролировать их исполнение.
В перспективе
ФСФР должна регулироваться отдельным
законом, быть подконтрольной президенту
и подотчетной парламенту. Руководитель
такого органа назначается президентом
на определенное число лет. Если плохо
работает, можно ставить вопрос о
замене досрочно.