Рыночный спрос и закон спроса

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:29, реферат

Описание работы

Цель настоящей работы - раскрыть экономическое содержание спроса, выявить закономерности в изменении спроса на рынке, разобраться какие факторы влияют на изменения в спросе.
Анализ процессов, происходящих на потребительском рынке, представляет практический интерес для производителей и предпринимателей, занимающихся сбытом товара. Вследствие всего вышесказанного данная тема является актуальной для изучения.

Содержание

Введение 3
1.Рыночный спрос: экономическая сущность 4
2. Закон спроса 5
3.Кривая спроса 9
4.Типы товаров и особенности формирования спроса 12
5.Общерыночные факторы формирования спроса 14
Заключение 18
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Рынок спроса. Закон спроса..doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Кривая спроса – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. Она описывает картину спроса на данном товарном рынке, то есть зависимость между:

1.ценой товара;

2.объемами его покупок, возможными при различных уровнях цен.

Кривая спроса позволяет ответить на два вопроса:

1.какова будет величина спроса при различных уровнях цен?

2.как изменится величина спроса при некотором изменении цены?

В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) – по горизонтальной оси.

Каждая точка на кривой – величина спроса на данный товар (возможное количество покупок) при определенном уровне его цены. Например, точка с координатами 120,750 обозначает, что при цене 750 долларов, покупатели готовы приобрести 120 велосипедов.

Чтобы лучше понять механизм взаимосвязи цены и объема проданных товаров, посмотрим на данные,   приведенные в     таблице 3.1.   (такого   рода

 

Рис. 3.1. Кривая спроса (на примере рынка велосипедов)

 

таблицы принято называть шкалами спроса). Цифры в первой колонке показывают возможные уровни цен на велосипеды SKOTT в Москве (по состоянию на июнь 1999года), а во второй – число велосипедов, которое покупатели, допустим, готовы приобрести при том или ином уровне цены.

 

                                                                                                                                                          Таблица 3.1.

Величины спроса на велосипеды при различных уровнях цен

Цена велосипеда, долларов

Число возможных покупок, штук

3500

0

3000

12

2400

27

2000

38

1650

50

1300

66

1000

88

750

120

500

145

 

Цена в 3500долларов создает на рынке ситуацию, когда потребность в велосипедах есть, но величина спроса равна нулю. Причина проста: по такой цене никто из покупателей брать этот товар не хочет.

Величина спроса становится отличной от нуля лишь при более низкой цене. При цене 3000 долларов покупатели готовы приобрести 12 велосипедов. В нашем примере величина спроса оказывается наибольшей при цене в 500 долларов.

Заметим, что при снижении цены, скажем с 2400 до 2000 долларов, на каждый процент снижения цены приходится 2,04% увеличения спроса. А вот снижение цены с 1000 до 750 долларов обеспечивает рост числа покупок лишь на 1,46% на каждый процент снижения цены. Иными словами, величина спроса в этом примере реагирует на изменения цен с различной эластичностью. Степень такой эластичности (коэффициенты эластичности) определяют путем деления разницы (в процентах) в величинах спроса до и после изменения цены на разницу между прежним и новым уровнем цены (также в процентах).

Таким образом, кривая спроса – это модель рыночной ситуации. Она описывает все варианты величин спроса, которые возможны на рынке в данный момент времени. А их может быть очень много. Поэтому когда нам нужно описать ситуацию на рынке определенного товара, то удобнее становится пользоваться уже не термином «величина спроса», а термином «спрос».

Различие между понятиями «величина спроса» и «спрос» легче уяснить, если знать, что каждое из них – ответ на определенный вопрос.

На вопрос владельца магазина: «Сколько товаров покупатели будут готовы у меня приобрести за месяц при цене 100 рублей?» - ответом будет информация о величине спроса.

Величина спроса – объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести на протяжении определенного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара. Если же он поставит вопрос по иному: «Сколько товаров покупатели готовы будут у меня приобрести за месяц при различных уровнях цен на данный товар?» - то ответом будет характеристика спроса покупателей на данном рынке.

На большинстве товарных рынков связь между ценой и величиной спроса складывается так, что более высокой цене соответствует меньшее число покупок. Это подтверждается личным опытом любого человека, посещающего магазины.

 

4.Типы товаров и особенности формирования спроса

 

Как известно, товар товару рознь. Иными словами, существуют разные виды товаров. Мы можем выделить два основных таких вида (рисунок 4.1.).

                       

                    

 

Рис. 4.1. Основные виды товаров с позицией экономической науки

 

Их разграничение приводится экономической наукой в зависимости от того, как величина спроса на рынках этих товаров реагирует на изменения доходов покупателей.

Основную массу товаров образуют нормальные товары. Для них характерно то, что чем больше доходы людей, тем больше они готовы приобрести таких товаров (то есть при росте доходов кривая спроса будет двигаться вправо-вверх). Нормальные товары – товары, спрос на которые возрастает при росте доходов покупателей.

Особая разновидность нормальных товаров – товары престижного спроса. Так называют товары, которые люди покупают, чтобы продемонстрировать окружающим свой успех и высокий уровень благосостояния. Подобная модель поведения присуща людям всех стран и континентов, и Россия здесь не является исключением.

Важнейшим параметром качества товаров престижного спроса зачастую является вовсе не конструкция, добротность материала или тщательность изготовления – все это имеет здесь второстепенное значение. Главный же признак качества таких товаров - их высокая цена. И если бы эта цена была ниже, а товар доступен более широкому кругу покупателей, то такие товары сразу перестали бы привлекать любителей «демонстративного потребления», и спрос на них со стороны данной группы покупателей мог бы упасть.

Но не все продавцы радуются росту доходов. Иначе относятся к этому продавцы товаров низшей категории. Отличительная особенность товаров низшей категории состоит в том, что при росте доходов покупателей спрос на них может упасть. Товары низшей категории без труда поддаются замене более ценными благами, если на приобретение последних у покупателей хватает денег.

Товары низшей категории – товары, величина спроса на которые может снижаться при росте доходов покупателей. Наиболее типичными представителями этой категории товаров являются хлеб, картофель, рыба. При этом необходимо сразу оговориться, что называя эти блага товарами низшей категории, мы вовсе не имеем в виду, что они плохи сами по себе. Просто их место в иерархии благ определяется некоторыми особенностями:

1.люди покупают их в первую очередь, едва у них появляются деньги;

2.эти товары поначалу становятся важнейшим элементом расходов, позволяя людям жить более-менее нормально;

3.едва доходы покупателей становятся больше, они сразу же стараются перейти к потреблению более полезных и качественных благ.

Иными словами, пока люди бедны, их спрос на товары низшей категории формируется так же, как на любой нормальный товар. Лишь по мере роста благосостояния граница нормальными товарами и товарами низшей категории становится видимой. Более того, от попадания в низшую категорию благ не застрахован ни один товар массового потребления (например в такую ситуацию по мере роста доходов в стране обычно попадают дешевые ткани и другие «товары для бедных»).

 

5.Общерыночные факторы формирования спроса

 

1.Доходы покупателей и спрос. При росте доходов покупатели обычно предъявляют больший спрос на ранее недоступные им товары. Такова обычная логика поведения покупателей на рынках нормальных товаров (рисунок 5.1.).

 

Рис. 5.1. Изменение спроса под влиянием роста доходов повышенного качества (полезности) товаров

 

На нем видно, как под влиянием роста доходов и качества товаров кривая спроса сдвинулась по сравнению с прежним положением «Спрос – 1» вправо-вверх к положению «Спрос-2». Иными словами, теперь при тех же уровнях цен величины спроса стали выше, то есть покупатели готовы приобрести большее количество данного товара.

2.Цены на дополняющие или заменяющие товары. Как все модели, кривая спроса справедлива лишь в том случае, если условия, в которых она сформировалась, остаются неизменными. Какие же условия подразумеваются стабильными при построении кривой спроса? Это:

1.неизменность полезности данного товара;

2.неизменность уровня доходов покупателей;

3.неизменность цен на другие товары, продающиеся в то же самое время и доступные тому же кругу покупателей.

Отсюда следует весьма важный вывод: оценивая изменения величины спроса при изменения цены на товар, мы на самом деле проверяем результаты изменения не только и не столько абсолютной, сколько относительной цены этого товара. Иными словами, реальна дороговизна или дешевизна товара важна не сама по себе, а по сравнению с другими товарами, находящимися на рынке в то же самое время. И плох тот коммерсант, который не понимает этого, и не привык оглядываться по сторонам: его обязательно ждет неудача.

Дело в том, что «жизнь» любого товара на рынке всегда проходит в окружении двух групп других товаров, а именно:

1.заменяющих товаров;

2.дополняющих товаров.

Заменяющие товары – это блага, удовлетворяющие те же самые потребности и поэтому являющимися наиболее непосредственными конкурентами в борьбе за деньги покупателя.

Самыми наглядными примерами являются рынки прохладительных и алкогольных напитков, кондитерских изделий, автомобилей радиотехники, персональных компьютеров. Поскольку целесообразность покупки взаимозаменяющих товаров оценивается на основе соизмерения одной и той же полезности с ценами разных товаров, соотношения цен играют здесь огромную роль.

При этом связь между ценами и спросом для таких товаров носит следующий вид: изменение цены одних товаров-заменителей ведет к изменению в том же направлении спроса на другие товары. Например, если цена на одну марку прохладительных напитков снижается, то величина спроса на нее возрастает, а вот спрос на другие марки таких же напитков падает.

3.Дополняющие товары вместе решают задачу удовлетворения одной и той же потребности покупателей. И по этому изменение цен на одни дополнительные товары ведет к изменению спроса на все товары этой группы в противоположном направлении.

Например, рост платы за аренду теннисных кортов может привести к падению величины спроса на такую аренду и спроса на теннисные ракетки и мячи. Причина возникновения таких взаимосвязей очевидна: дополняющие товары потребляются в комбинации. А значит, рост цены одного из элементов этой комбинации ведет к ее общему удорожанию и снижению привлекательности в целом, так и по остальным элементам (товарам), в нее входящим.

4.Ожидания относительно динамики цен в будущем. Этот фактор особенно сильно проявляется в тех случаях, когда люди опасаются существенного роста цен в будущем и покупают товаров больше, чем предсказывает кривая спроса, и хотя здесь на первый взгляд наблюдается нарушение стандартной взаимосвязи между спросом и ценой, на самом деле это не так. В данном случае спрос формируется с некоторым заглядыванием в будущее: хотя нынешняя цена кажется покупателям слишком высокой для товара с такой полезностью, но они опасаются, что завтра за него придется платить еще больше. И тогда покупают этого товара больше сегодня, чтобы покупать его меньше завтра.

5.численность и возраст покупателей. Это, пожалуй, самый простой из факторов формирования спроса. Его действие состоит в том, что даже при том же самом среднем уровне доходов абсолютное увеличение численности покупателей ведет к повышению спроса (кривая спроса сдвигается вправо-вверх).

Нетрудно проследить и влияние на спрос возрастной структуры населения. Например, старение населения в европейских странах и России ведет не только к снижению спроса из-за того, что все большая часть населения живет на скромные пенсионные доходы, но и к изменению товарной структуры спроса (стране с пожилым населением не нужно столько детских и молодежных товаров, зато необходим мощный рынок фармацевтических товаров и медицинских услуг).

6.Привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей. Этот фактор формирования спроса, пожалуй, наименее предсказуемый, а часто и самый изменчивый. Именно через него на спрос влияет такой мощный механизм современной экономики, как мода. К сожалению, закономерности проявления данного фактора настолько мало поддаются изучению методами экономической науки, что экономисты полностью передали эту проблематику психологам, этнографам и специалистам по маркетингу. Но забывать об этом факторе экономической науки нельзя, поскольку он постоянно оказывает мощное влияние на развитие товарных рынков.

Информация о работе Рыночный спрос и закон спроса