Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:29, реферат
Цель настоящей работы - раскрыть экономическое содержание спроса, выявить закономерности в изменении спроса на рынке, разобраться какие факторы влияют на изменения в спросе.
Анализ процессов, происходящих на потребительском рынке, представляет практический интерес для производителей и предпринимателей, занимающихся сбытом товара. Вследствие всего вышесказанного данная тема является актуальной для изучения.
Введение 3
1.Рыночный спрос: экономическая сущность 4
2. Закон спроса 5
3.Кривая спроса 9
4.Типы товаров и особенности формирования спроса 12
5.Общерыночные факторы формирования спроса 14
Заключение 18
Список литературы
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
«Дальневосточный государственный университет путей сообщения»
Кафедра «Экономическая теория»
РЕФЕРАТ
на тему: «Рыночный спрос и закон спроса».
Содержание
Введение 3
1.Рыночный спрос: экономическая сущность 4
2. Закон спроса 5
3.Кривая спроса 9
4.Типы товаров и особенности формирования спроса 12
5.Общерыночные факторы формирования спроса 14
Заключение 18
Список литературы 19
Введение
Изучение спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании любого предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) - все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести какую-либо продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализацией продукции. И там хорошо знают, что такое спрос и как он изменяется с течением времени. “Клиент всегда прав” - этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как спрос.
Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром.
Цель настоящей работы - раскрыть экономическое содержание спроса, выявить закономерности в изменении спроса на рынке, разобраться какие факторы влияют на изменения в спросе.
Анализ процессов, происходящих на потребительском рынке, представляет практический интерес для производителей и предпринимателей, занимающихся сбытом товара. Вследствие всего вышесказанного данная тема является актуальной для изучения.
1.Рыночный спрос: экономическая сущность
Рынок представляет собой систему отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.
Рынок-это, прежде всего, место встречи продавцов и покупателей; между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. Для осуществления сделки необходимы издержки, связанные с поиском информации, ведением переговоров, определением качественных и количественных характеристик покупаемого товара или услуги, спецификацией и защитой прав собственности, заключением контракта и так далее. Поэтому рынок можно определить как совокупность трансакций (сделок). В ходе обмена происходит своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовую технологию и высококачественные ресурсы. В развитом индустриальном обществе рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения [3].
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары. Спрос показывает количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным возможным ценам.
Рыночный спрос - суммарный спрос, предъявляемый на рынке всеми покупателями. Формирование и изменение величин рыночного спроса и рыночного спроса в целом (при прочих неизменных условиях) существенно зависят от:
1.численности покупателей;
2.различий в их доходах;
3.соотношения в общей численности покупателей лиц с разными уровнями доходов.
Под влиянием этих факторов спрос может, как возрастать или убывать (кривая спроса сдвинется вправо-вверх или влево-вниз), так и менять закономерности своего формирования (вид кривой спроса изменится).
2.Закон спроса
Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведёт к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведёт к соответствующему уменьшению величины спроса. Существует отрицательная или обратная, зависимость между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную зависимость законом спроса. Закон спроса – при прочих равных условиях, чем меньше цена, тем больше величина спроса, и наоборот [1].
Допущение "при прочих равных условиях" имеет здесь принципиальное значение. На количество купленного товара, помимо цены рассматриваемого продукта, влияют многие другие факторы. Количество приобретённых кроссовок фирмы Nike будет зависеть не только от их цены, но и от цены таких заменителей этого товара, как кроссовки фирмы Reebok, Adidas. Закон спроса в этом случае гласит, что кроссовок Nike будет приобретено меньше, если их цена растёт, в то время как цена кроссовок фирмы Reebok, Adidas остаётся постоянной. Таким образом, если относительная цена кроссовок Nike повышается, их будет куплено меньше. Однако, если цена кроссовок Nike, равно как и всех других конкурирующих кроссовок, возрастёт на некоторую сумму, например на 5$, потребители могут купить больше, меньше или столько же кроссовок Nike.
Что же лежит в основе закона спроса? Ответит на этот вопрос можно с разной степенью углубления в научный анализ.
1. Здравый смысл элементарное наблюдение реальной жизни согласуются с тем, что нам показывает нисходящая кривая спроса. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее количество товара они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают "распродажи", служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. "Дни торговли по сниженным ценам" основаны на законе спроса. Фирмы сокращают свои товарные запасы не путём повышения цен, а путём их снижения.
2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности, от каждой последующей единицы продукта. Например, второй "биг-мак" даёт потребителю меньше удовлетворения, чем первый; третий приносит ещё меньше удовольствия, или полезности, чем второй, и т.д. Отсюда следует, что, поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности - то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят всё меньше и меньше удовлетворения, - потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
3. Закон спроса можно также объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может себе позволить купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких либо альтернативных товаров. Иными словами снижение цены продукта увеличивает покупательскую способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде более высокая цена приводит к противоположному результату.
Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешёвый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь стоят относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешёвыми.
Приведём для иллюстрации следующий пример: снижение цены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект дохода). При более низкой цене говядины её покупка становится относительно более заманчивой, и её покупают вместо свинины, баранины, цыплят и рыбы (эффект замещения). Эффекты дохода и замещения совмещаются, и приводят к тому, что у потребителей возникает возможность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.
Знакомство с законом спроса позволяет сделать два вывода, о которых нельзя забывать никому из нас:
1.повышение цен не всегда гарантирует увеличение выручки от продаж, а снижение не всегда грозит падением этой выручки;
2.при определении цены на свой товар любой коммерсант обязательно должен прикинуть: сколько он сможет выручить при такой цене исходя из существующей эластичности спроса на этот товар по цене.
Говоря о закономерностях формирования спроса, надо отметить, что помимо цены самого товара, на него влияют еще такие факторы, как:
1.цены других товаров;
2.уровень доходов покупателей;
3.численность покупателей;
4.предпочтения покупателей (формирующиеся под влиянием их вкусов, традиций, рекламы и других обстоятельств).
Как же именно проявляется влияние этих факторов и что оно означает для бизнеса?
Дело в том, что закономерности спроса кажутся простыми только на первый взгляд. А как только мы начинаем анализировать реальные процессы, происходящие в российской экономике, тут же возникает масса вопросов. Например, почему рост доходов россиян ведет к снижению спроса на одни и те же товары и росту на другие? Почему в семьях наиболее состоятельных граждан медленно, но начало сокращаться потребление таких традиционных продуктов, как хлеб и картофель? Почему те, кто в начале 90-х годов сделал состояние на торговле китайскими товарами, сегодня вдруг начинают терять долю на рынке и срочно переключаются на торговлю более дорогими товарами?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, надо хорошо понимать, то, как работают рынки, как реально здесь формируется спрос и предложение, Конечно, на формирование спроса влияют, прежде всего, такие факторы, как полезность товара и его цена. Однако это мало для понимания истинного развития событий на том или ином товарном рынке, Чтобы картина стала полностью ясной, необходимо познакомиться и с другими факторами формирования спроса. Перечислим эти факторы:
1.тип товара;
2.доходы покупателей;
3.цены на дополняющие или заменяющие товары;
4.ожидания относительно динамики цен в будущем;
5.численность и возраст покупателей;
6.привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей.
Кроме того, на спрос могут влиять и некоторые другие, менее значимые факторы, такие как сезонность, правительственная политика, равномерность распределения доходов, реклама и другие.
3.Кривая спроса
Информацию о возможных величинах спроса легко представить графически в виде кривой, которая называется кривой спроса (рисунок 3.1.).