Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотрение спроса, предложения и рыночного равновесия с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятия спроса и предложения;
– основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
– проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке
Введение
1Теоретические основы спроса и предложения на продукцию
1.1 Спрос и предложение как экономические категории. Неценовые факторы изменения спроса и предложения.
1.2 Эластичность спроса и предложения
1.3 Рыночное равновесие спроса и предложения
2 Государственное регулирование спроса и предложения на продукцию Томской области
2.1 Специфика регулирования спроса и предложения в АПК
2.2 Формы воздействия государства на спрос и предложение сельскохозяйственной продукции
2.3 Перспективы развития Томской области в формировании рынка
Заключение
Список использованной литературы
Рисунок 4 – Неэластичный спрос
Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью (рисунок 5).
Рисунок 5 – Спрос с единичной эластичностью
Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным (рисунок 6).
Рисунок 6 – Совершенно неэластичный спрос
Если самое малое снижение
цены побуждает покупателей
Рисунок 7 – Совершенно эластичный спрос
Оценка эластичности по показателю общей выручки:
1.Эластичный спрос (Ed>1). Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки.
Если спрос эластичен,
изменение цены вызывает изменение
общей выручки в
2. Неэластичный спрос (Ed<1). Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно: если спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.
3. Единичная эластичность (Ed=1). Увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной.
Исследования показывают,
что спрос на большую часть
сельскохозяйственной продукции неэластичен
(порядка 0,2 или 0,25), в силу чего увеличение
производства сельскохозяйственной продукции
благодаря хорошим погодным условиям
или росту эффективности
Эластичность предложения – степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.
Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях. Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен (P) и объема (Q) предлагаемых к продаже товаров .
При единичной эластичности предложения (рисунок 8 в) 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице. В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более чем на 1% (рисунок 8 а). Коэффициент эластичности здесь больше единицы. При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров (рисунок 8 б).
Характер эластичности предложения зависит:
1) от способности производства к быстрой переналадке;
2) от возможности хранения продукции (предложение скоропортящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения);
3) от фактора времени, т.е. времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены.
Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.
По способности производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
В краткосрочном периоде
фирма не в состоянии осуществить
какие-либо изменения в объеме выпускаемой
продукции, какая бы ни сложилась
рыночная цена. В результате этого
предложение может
В среднесрочный период предприятие
имеет возможность подстроиться
под спрос, используя ближайшие
резервы, повышая объем производства
за счет большей загрузки оборудования,
интенсификации труда и продажи
имеющих запасов. Кривая предложения
в этом случае отклонится от строго
вертикального положения в
В долгосрочный период производители могут перестроить производство за счет замены старого оборудования на новое, более производительное, расширить производственные мощности. В случае повышения цен происходит приток новых фирм в отрасль, производящую данный товар. В долгосрочный период эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях, она достигает максимальной величины.
Рисунок 8 – Графики эластичности предложения
1.3 Рыночное равновесие спроса и предложения
Согласно закону спроса,
на поведение потребителя
Рисунок 9 – Рыночное равновесие
Но состояние равновесия на рынке неустойчиво, так как изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия.
Если реальная рыночная цена выше равновесной цены, то объем спроса будет меньше объема предложения, то есть возникает избыток товара. Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, так как продавцы будут стремиться избежать затоваривания.
Чтобы избежать изменения цены, производители могут сократить предложение, что приведет к сокращению объема.
Если реальная рыночная цена оказывается ниже цены равновесия, то объем спроса превышает объем предложения, возникает дефицит товара. Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, то есть пока дефицит не станет нулевым.
Закон убывающей предельной полезности (последовательное увеличение потребляемого блага ведет к снижению полезности от него) объясняет отрицательный наклон кривой спроса. То есть каждый потребитель в соответствии со снижающейся полезностью товара покупает его большее количество только при условии снижения цены.
С помощью кривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя – это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.
Цена спроса на товар определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а рыночная цена товара – взаимодействием спроса и предложения. В результате этого взаимодействия товар продается по рыночной цене. Поэтому потребитель выигрывает, покупая товар дешевле, чем он мог за него заплатить.
2 Государственное
регулирование спроса и
2.1 Специфика регулирования спроса и предложения в АПК
Элементы рынка в сельском хозяйстве проявляются под влиянием специфики данной отрасли. На спрос применительно к товару, помимо цены, воздействуют: вкусы, цена на сопряженные товары, доход потребителей, число покупателей и ожидания. Из пяти названных факторов три последних сказываются на спросе любых видов товара, независимо от их характера. Действие остальных факторов применительно к спросу на товары АПК проявляется иначе, чем по другим товарам.
Рассмотрим специфику
влияния факторов на спрос на эти
продукты. Понятие вкуса имеет
две смысловые нагрузки. По отношению
к одежде, обуви, предметам домашнего
обихода, произведениям искусства
применяется понятие вкуса
Вкусы потребителей мало подвержены изменениям во времени. Рацион питания человека зависит от возрастных особенностей, а набор продуктов во многом определяется национальными традициями, которые сложились под влиянием почвенно–климатических особенностей региона, определяющих возможность выращивания специфичных для данной местности культур. Однако фактор дохода, как и остальные, утрачивает свое значение, когда уровень потребления начинает соответствовать рекомендованным нормам питания. Тогда на первое место выдвигается такой фактор, как число покупателей. Фактор ожидания в период неустойчивой экономики (при высокой инфляции) может вызывать ажиотажный спрос. Если люди ожидают повышения цен, то стараются сделать запасы.
В условиях перехода к рынку главным фактором спроса является цена. Связь цены с количеством продукта, которое потребители желают и могут купить, выражает суть закона спроса: «чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот».
Однако применительно к продуктам питания данный закон подвержен влиянию неэластичности спроса на них. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Это значит, что, когда цена продукта падает, потребитель склонен заменить им другие продукты, цены на которые не снизились. Но способность человека заменить одни виды продуктов питания другими подвержена вполне естественным биологическим ограничениям.
Неэластичность спроса на продукты питания может быть также объяснена с помощью понятия убывающей предельной полезности: «начиная с определенного момента дополнительные единицы каждого продукта будут приносить потребителю постоянно уменьшающиеся добавочные удовлетворения».
Когда достигается относительное насыщение рынка пищей и сельскохозяйственными продуктами, снижение цены не обеспечивает адекватный рост спроса.
В условиях насыщенного продовольственного рынка на вкусы и предпочтения потребителей влияют такие факторы, как реклама, престижность продукта, стиль жизни, состав семьи. Так, семьи, имеющие детей, тратят больше времени на приготовление пищи, тщательно следя за рационом и качеством продуктов. Молодые бездетные семьи предпочитают пищу, готовую к потреблению, консервированные продукты. В странах развитого продовольственного рынка престижным стало считаться питание в ресторанах, кафе и закусочных, возросла доля этого продовольственного рынка.
Цены на сопряженные товары в большей степени, чем вкусы, могут влиять на спрос. К сопряженным относятся взаимозаменяемые и взаимоприменяемые товары. Взаимозаменяемость — это относительное понятие, зависящее от насыщенности рынка. При продовольственном дефиците сливочное масло и маргарин будут рассматриваться как взаимозаменяемые товары, в то время как при насыщенном рынке различные сорта маргарина вполне могут выступать в качестве самостоятельных продуктов. С увеличением цены на один товар возрастает спрос на другой, рассматриваемый потребителем как заменитель.