Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотрение спроса, предложения и рыночного равновесия с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятия спроса и предложения;
– основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
– проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке
Введение
1Теоретические основы спроса и предложения на продукцию
1.1 Спрос и предложение как экономические категории. Неценовые факторы изменения спроса и предложения.
1.2 Эластичность спроса и предложения
1.3 Рыночное равновесие спроса и предложения
2 Государственное регулирование спроса и предложения на продукцию Томской области
2.1 Специфика регулирования спроса и предложения в АПК
2.2 Формы воздействия государства на спрос и предложение сельскохозяйственной продукции
2.3 Перспективы развития Томской области в формировании рынка
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. При этом, если изменение цены товара ведет к движению вдоль кривой спроса, то под действием неценовых факторов происходит смещение кривой спроса.
Различают следующие виды спроса:
1. Отрицательный спрос.
Рынок находится в состоянии
отрицательного спроса, если большая
его часть недолюбливает товар
и согласна даже на
2. Отсутствие спроса. Целевые
потребители могут быть не
заинтересованными в товаре
3. Скрытый спрос. Многие
потребители могут испытывать
сильное желание, которое
4. Падающий спрос. Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров.
5. Нерегулярный спрос. У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик.
6. Полноценный спрос. О
полноценном спросе говорят,
7. Чрезмерный спрос. У
ряда организаций уровень
8. Нерациональный спрос.
Противодействие спросу на
9. Сбалансированный спрос.
Этот вид спроса возникает
тогда, когда между спросом
и предложением возникает
Разновидности спроса:
1) Потенциальный спрос – формируется путем учета тех потребителей, которые в состоянии купить товар, но пока этого не делают.
2) Реальный спрос – дает возможность оценить сегодняшнее состояние рынка, который является исходными данными для прогнозирования и потенциального спроса, и увеличения емкости данного рынка.
Предложение – это количество товара, которое производители желают и могут продать по определенной цене при определенных условиях. Точно так же, как цене влияет на спрос, она влияет и на него предложение. Любой продавец руководствуется своими «корыстными» целями, т.е. он хочет продать свой товар подороже. Это и понятно, ведь чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, а значит – и стимул для него наращивать производство. Объем индивидуального предложения зависит от многих факторов: цены данного товара; величины затрат, которых требует от производителя производство данного товара; затратности производства других товаров, на которые может «переключиться» производитель, и их цен; налогов и дотации; прочих условий. Объем рыночного предложения есть количество товаров, которое желают и способны продать все продавцы вместе в единицу времени при данной цене. Эта величина равна сумме объемов индивидуального предложения всех продавцов при данной цене. Обычно объем рыночного предложения называют для краткости просто объемом предложения. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара. Предложение, как и спрос, изображается графиком (рисунок 2).
Рисунок 2 – Кривая предложения
На рынке обычно возникает возможность реализации альтернативного количества предлагаемого блага по разным ценам. Продавцы одного и того же вида товара устанавливают два уровня цен: а) цену, ниже которой никто не стал бы продавать и б) цены, по которым никто из них не откажется реализовать продукт. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи товаров будет возрастать. Это иллюстрируется на условном примере в шкале предложения (таблица 1).
Цена (руб. за шт.) |
Продавцы готовы продать (шт.) |
|
2000 |
25 |
|
1500 |
15 |
|
1300 |
9 |
|
1000 |
6 |
|
800 |
4 |
|
500 |
2 |
|
Таблица 1 – Зависимость величины предложения от цены товара.
Из таблицы видно, что при самой низкой цене никто не хочет ничего продавать, но по мере возрастания цены величина предложения увеличивается.
Закон предложения. Легко заметить, что таблица показывает положительную, или прямую, зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Закон предложения: «чем выше цена, тем больше величина предложения, и наоборот, чем меньше цена, тем ниже величина предложения при прочих равных условиях».
Закон показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене. Почему? Это в основном также диктуется здравым смыслом. Цена, с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий фактор. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель, оказывающийся в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта; чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке. Рассмотрим предприятие в сельском хозяйстве. На каком-то этапе оно обычно сталкиваются с увеличением издержек производства единицы продукции. А поэтому для покрытия возросших издержек необходимо повысить цену на производимый продукт. Но почему возрастают издержки? Они возрастают потому, что определенные производственные ресурсы, в особенности земельные фонды и машинный парк, невозможно увеличить за короткое время. Поэтому, по мере того как фирма наращивает количество более мобильных ресурсов - например, рабочей силы, сырья и комплектующих изделий, - стационарные сооружения и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными, в результате чего эффективность производства снижается, а издержки производства каждой последующей единице продукта возрастают. Для производства этих требующих больших издержек единиц продукта производители должны получить более высокую цену. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.
Изменение предложения означает сдвиг кривой предложения вправо – вверх при увеличении данного показателя и влево – вниз при его уменьшении. При построении кривой предложения экономист исходит из допущения, что цена выступает самой значительной детерминантой величины предложения любого продукта. А если одна из неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться. К основным неценовым факторам предложения относятся:
1) цены на ресурсы;
2)технология производства;
3)налоги и дотации;
4)цены на другие товары;
5) ожидания изменения цен;
6) число продавцов на рынке.
1) Цены на ресурсы. Кривая
предложения фирмы
2) Технология производства.
Совершенствование технологий
3) Налоги и дотации.
Предприятия рассматривают
4) Цены на другие товары.
Изменения цен на другие
5) Ожидания. Если производители ожидают, что цены на их товар в ближайшее время поднимутся, то они будут придерживать товар, продавая его меньше при нынешней цене. В результате кривая предложения сдвигается влево. В случае ожиданий противоположного характера все будет наоборот. Например, ожидание существенного снижения цен на мясо заставляет животноводов увеличивать текущее предложение.
6) Число продавцов. При
данном объеме производства
Важное значение имеет фактор времени. Различают: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. В условиях краткосрочного рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения. В условиях среднесрочного периода повышение спроса обуславливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом. В условиях долгосрочного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен.
1.2 Эластичность спроса и предложения
Эластичность спроса – это изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.
Ценовая эластичность. Согласно
закону спроса, потребители при снижении
цены будут приобретать большее
количество продукции. Однако степень
реакции потребителей на изменение
цены может значительно
Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене (P) приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции (Q), то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным (рисунок 3).
Рисунок 3 – Эластичный спрос
Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный (рисунок 4).