Рыночный механизм и его элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные элементы, как они взаимодействуют, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка и влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.

Предметом курсовой работы выступает совокупность экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг в результате взаимодействия спроса и предложения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3

Глава первая Сущность рынка и элементы рыночного механизма …5

1.1 Сущность рынка и понятие рыночного механизма……………….5

1.2 Закон спроса и закон предложения…………………………………12

Глава вторая. Взаимосвязь спроса и предложения как

фактора развития рынка ……………………………………………22

2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену…..22

2.2 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения………………….27

Заключение ………………………………………………………………31

Список использованных литературы……………………………………33

Работа содержит 1 файл

Рыночный механизм.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

Рисунок 3. Равновесие на рынке

 

     Условные  обозначения:

     Р – равновесная цена

     Q – равновесный объем продаж

     Е – точка равновесия 

     Равновесие означает, что все покупатели, которые могут или хотят приобрести данный товар по цене Р, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать по цене Р, продадут его. При этом на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара.

     На  рынке действует закон рыночного  ценообразования, который состоит в следующем:

  1. Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.
  2. Если под воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения (6 с. 118).

     Спрос и предложение, являясь ключевыми  элементами рынка, взаимодействуя, заставляют действовать рыночный механизм.

     Рассмотрим  ситуацию, когда спрос на какой-либо товар измениться в результате неценовых  факторов. Предположим, что спрос на некий товар А повысился, так как этот товар стал более модным.

     Повышение спроса на графике отразится как  сдвиг кривой спроса вправо (из положения  D в положение D1), что изображено на рисунке 4. В результате установится новая равновесная цена Р1, которая выше цены первоначального равновесия Р, а продавцы начнут предлагать больше товара (Q1). Высокая рыночная цена в дальнейшем привлечет новых продавцов к производству и продаже товара А, что приведет к росту предложения. Кривая предложения переместится вправо (из положения S в положение S1). Результатом подобных изменений станет новое равновесие (Р2, Q2). Такие изменения на рынке происходят постоянно, поэтому понятие равновесной цены может быть применено только к данному конкретному моменту.

Рисунок 4. Спрос, предложение,  

     Время от времени, правительство вмешивается  в работу конкурентного рыночного  механизма, устанавливая максимальные или минимальные уровни цен. В  таких случаях величина предложения становится не равной величине спроса, при введении «потолка» цен возникает избыточное предложение, в то время как при установлении минимальной цены появляется избыточный спрос. Конечным результатом являются диспропорции и неэффективность. В случае если несоответствие между спросом и предложением не будет устранено с помощью неценового распределения или купонного нормирования, то может возникнуть беспорядок и «черный рынок» (13 с. 113).

     Цена  «пола» - установленная минимальная  цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. Цена «потолка», напротив, ограничивает повышение цены (6 с. 119).

     Цены  «пола» и «потолка» могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке. Например, государство при осуществлении социальной политики может установить максимальные цены на отдельные виды продуктов питания (потолок цен), выше которых продавцы не вправе устанавливать свои цены.

     Примером  цены «пола» может служить запрет на торговлю товарами по ценам ниже их себестоимости.

     С ценами «потолка», регулируемыми государством, мы сталкиваемся чаще. К примеру, в России в качестве цен потолка можно рассматривать устанавливаемые ограничения на железнодорожные тарифы, стоимость топлива и электроэнергии и т.п.

     Цены  «потолка» занижены по сравнению  с равновесной ценой и препятствуют повышению рыночной цены до уровня равновесия. Заниженные цены обычно устанавливаются в результате политики государства, направленной на «замораживание» цен, т.е. фиксирование их на определенном уровне с тем, чтобы приостановить инфляцию и воспрепятствовать снижению жизненного уровня 
 
 

2.2 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения

Обратим внимание на то, что в условиях реального  рынка встречаются не два контрагента  – продавец и покупатель, а множество  продавцов и покупателей,

     Объемы  предложения и спроса на рынке  товаров и услуг устанавливаются в соответствии с регулирующей ценой, а цена, в свою очередь, зависит от объемов спроса и предложения, от соотношения между ними.

     В данном случае, мы говорим не об индивидуальном спросе и не об отдельном предложении  одного конкретного товара, а о  совокупных, агрегированных спросе и предложении в рамках национального рынка.

     А спрос выступает не как спрос  отдельных покупателей или групп  населения, а как совокупный платежеспособный спрос в масштабе национального  хозяйства. Это, с одной стороны, совокупный спрос потребителей, предприятий и государства, исчисляемый обычно в масштабе года, а с другой стороны, это предложение годового национального продукта, как правило, соответствующего объему годового производства, рассчитанному применительно к сложившемуся уровню цен.

     Итак, совокупный спрос – общая сумма  спросов на конечную продукцию, или  сумма планируемых расходов на отечественные  товары и услуги (7 с. 246).

     Совокупное  предложение – сумма стоимостей всех предъявленных к продаже  конечных товаров и услуг (7 с. 247).

     Получается, что совокупный спрос – спрос  на потребительские и инвестиционные товары (услуги), а совокупное предложение  соответствует, или, другими словами, равно, валовому внутреннему продукту (ВВП).

     Зависимость между совокупным спросом и уровнем цен – обратная, т.е. такая же как между спросом на отдельный товар и его ценой. Зависимость между совокупным предложением и уровнем цен – прямая: с ростом цен растет и предложение. Подобная же зависимость существует между предложением отдельного товара и ценой на этот товар.

     Однако  при рассмотрении агрегированных показателей, мы наблюдаем следующее различие. Дело в том, что совокупный спрос  совокупное предложение – это  не просто механическая сумма индивидуальных величин (спроса и предложения), а  качественно новая категория.

     Обратимся к совокупному спросу. Вполне очевидно, что он растет вместе с ростом доходов, но растет не строго пропорционально  росту доходов, поскольку с увеличением  доходов они не все направляются на потребление, а частично откладываются на увеличение сбережений. Если продолжить наше рассуждение, то мы придем к выводу, что предложение на определенном этапе начинает обгонять спрос. Часть предложения товаров и услуг, растущего вместе с ростом национального продукта, оказывается излишней по отношению к изменившемуся объему и структуре спроса. В этом случае производители не могут полностью реализовать производимую продукцию; увеличиваются запасы непроданных товаров. Предприниматели несут убытки. Они вынуждены либо снижать цены (этому нередко препятствуют высокие производственные издержки), либо сокращать производство.

     Может возникнуть и другая ситуация, кстати, достаточно характерная на протяжении длительного времени для нашей  страны. Ее отличало иное соотношение  динамики агрегированных величин: не предложение опережало спрос, а, напротив, совокупный спрос обгонял совокупное предложение. В этом случае взаимоотношения спроса и предложения в обществе основываются на модели централизованного регулирования, роль цены сведена до минимума. Отсутствует механизм обратной связи, механизм саморегулирования, который должен был бы своевременно подтягивать производство по объему и структуре к изменяющемуся спросу. Отсюда постоянное нарушение сбалансированности, растущий дефицит потребительских товаров, нехватка инвестиционных ресурсов.

     Рассмотрение  законов спроса и предложения, а  также принципа формирования равновесной цены позволять сделать следующие выводы.

     1. В рыночной экономике существует  механизм, обеспечивающий согласование  интересов продавцов и покупателей на рынках:

     - фирмы могут расширять и сужать  производство в зависимости от  изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска;

     - цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения;

     - наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

     2. Если на рынке произойдет какое-то  событие, которое нарушит сложившееся  равновесие (например, изменение вкусов  потребителей и соответствующее изменение спроса), то:

     - фирмы-производители обязательно среагируют на изменение рыночных условий (например, увеличение спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направит свои усилия);

     - начнется процесс приспособления  производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

       Итак, рынок сводит продавцов  и покупателей; равновесная цена  и объем продаж устанавливаются  в точке, где намерения продавцов и покупателей совпадают. Изменения в спросе и предложении, вызванные действием неценовых факторов (изменением потребительских предпочтений, ростом денежных доходов, введением дополнительных налогов и проч.), приводят в действие рыночные силы, благодаря которым равновесие на рынке устанавливается в новой точке. Таким образом, для каждого вида товара рыночная цена зависит от соотношения предложения его на рынке и спроса на него.

     Рынок находится в состоянии равновесия, когда цена устанавливается на уровне, при котором объем спроса равен объему предложения. При ценах ниже равновесной имеет место избыточный спрос (или дефицит), означающий превышение объема спроса над объемом предложения. При ценах выше равновесной существует избыточное предложение (излишек), означающее превышение объема предложения над объемом спроса Значение углового коэффициента и положение кривой предложения определяются главным образом издержками производства, которые в свою очередь определяются технологией и стоимостью производственных ресурсов. Технологическое усовершенствование, сокращая издержки производства, будет, как правило, сдвигать кривую предложения вправо, вызывая снижение равновесной цены и рост объема выпуска. То же будет происходить и при снижении стоимости одного из производственных ресурсов.

     Обобщая сказанное, подчеркнем, что описываемое  обычно взаимодействие между совокупным спросом и совокупным предложением носит несколько схематичный  характер. Выделяя факторы, определяющие размеры и динамику совокупных спроса и предложения, мы получаем лишь самое общее представление о тенденциях и закономерностях их развития. Реальные сценарии, складывающиеся в рамках той или иной системы или конкретной страны, намного сложнее, многообразное (противоречивее).

     Когда в условиях развитого рыночного хозяйства возникает ситуация, при которой спрос несколько опережает предложение, то в действие тотчас вступает корректирующий механизм цен. Это обычная реакция, позволяющая подтолкнуть совокупное предложение, если оно отстало от изменившихся потребностей спроса. 
 

 

Заключение 

     Рынок представляет собой сложную систему, включающую в себя множество взаимосвязанных элементов, которые в своем взаимодействии образуют многогранную систему экономических связей.

     Состав  рынка входят домашние хозяйства, фирмы и государство. Все субъекты рыночного механизма могут поочередно или одновременно выступать как в роли покупателя, так и в роли продавца.

     Рыночный  механизм призван найти ответы на три главных вопроса:

     1. Что производить?

     2. Как производить?

     3. Для кого производить?

     Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций. Выполняя эти функций, рынок оказывает громадное влияние на все стороны общества, включая каждого отдельно взятого человека.

     Для нормального функционирования рынка  формируется его инфраструктура-система институтов, призванных содействовать рыночным отношениям. Инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

     Рассмотрев  законы спроса и предложения как  фундаментальных законов экономики свободного рынка, подчеркнем, что эти законы не устанавливают строгие количественные соотношения, а носят качественный характер. Об этом свидетельствует, в частности, нечеткость формулировки «за некоторый период» применительно как к спросу, так и к предложению. Оба закона выражают устойчивые тенденции ценового поведения производителей и потребителей, продавцов и покупателей, проявляющиеся в определенных условиях при определенных допущениях.

Информация о работе Рыночный механизм и его элементы