Рыночный механизм и его элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные элементы, как они взаимодействуют, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка и влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.

Предметом курсовой работы выступает совокупность экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг в результате взаимодействия спроса и предложения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3

Глава первая Сущность рынка и элементы рыночного механизма …5

1.1 Сущность рынка и понятие рыночного механизма……………….5

1.2 Закон спроса и закон предложения…………………………………12

Глава вторая. Взаимосвязь спроса и предложения как

фактора развития рынка ……………………………………………22

2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену…..22

2.2 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения………………….27

Заключение ………………………………………………………………31

Список использованных литературы……………………………………33

Работа содержит 1 файл

Рыночный механизм.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     В каждый данный момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие – мало. Одни из них затратили  на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, то есть увеличивать предложение.

     Отметим, что на рынке складывается определенное соотношение между рыночными  ценами и количеством товаров, которое  производители желают предложить покупателям. Эту зависимость можно отразить графически, применив систему координат. Пусть ось абсцисс (Q) служит для обозначения количества товара, доставленного на рынок, а ось ординат обозначает движение цены (P). Кривая SS имеет положительный наклон, и называется кривая предложения.  

 

      Рисунок 2. Кривая предложения

 

     Практика  показывает: чем выше цена на товар, тем прибыльнее его производство, тем больше количество производители готовы произвести и продать на рынок. Так формируется и закон предложения.

     ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. С ростом цен при  прочих равных условиях количество товара предлагаемого на рынке для реализации увеличивается и на оборот.

     На  предложение кроме цены влияют и другие факторы:

     1. Технологии.

     Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов

     2. Налоги и дотации.

     Предприятия рассматривают большинство налогов  как издержки производства. Поэтому  повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение.

     3. Ожидания.

     Ожидания  изменений цены продукта в будущем  также могут повлиять на желание  производителя поставлять продукт  на рынок в настоящее время.

  1. Число продавцов.

     При данном объёме производства каждой фирмы, чем больше число поставщиков, тем  больше рыночное предложение.

  1. Цены на ресурсы.

     Существует  самая тесная связь между издержками производства и предложением, снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение.

     Объем предложения товара – это количество товара, которое продавцы желают продать  за некоторый период (например, день или год). Объем предложения зависит  от цены товара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий.

     Степень изменения объема предложения в  ответ на увеличение цены характеризует  эластичность предложения (Кп).

     Эластичность  предложения - это степень реагирования предложения на изменение цены товара или других факторов. 

     Формула 2

      Q%

      Kп = , где

      P% 

      Q% - процентное изменение количества предложения;

      P% - процентное изменение цены.

     Эластичность  предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения  качественного и количественного  состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.

     Когда Кп> 1 - предложение эластично, то есть когда при 1%- ном увеличении цены предложение увеличивается более чем на 1%;

     Кп = 1 - предложение единичной эластичности, то есть когда при 1%- ном увеличении цены предложение увеличивается тоже на 1%;

     Кп<1 - предложение неэластично, то есть такая ситуация, когда увеличение цены не вызывает существенного изменения  предложения.

     Одним из важнейших факторов, влияющих на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цены и приспособиться к ней. Это значит, что при повышении цены на товар они должны иметь время, чтобы перераспределить ресурсы в сторону увеличения производства товара, а сократив при этом производство других, менее выгодных товаров.

     По  способности производителя отреагировать  на рыночную ситуацию выделяют три  периода: краткосрочный, среднесрочный  и долгосрочный.

     В краткосрочном периоде фирма  не в состоянии осуществить какие-либо изменения в объеме выпускаемой продукции, какая бы ни сложилась рыночная цена. В результате этого предложение может подстраиваться под спрос, изменяя только цену. Кривая предложения занимает в этом случае вертикальное положение. Это означает, что предложение в краткосрочном периоде абсолютно не эластично.

     В среднесрочный период предприятие  имеет возможность подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, повышая объем производства за счет большей нагрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имеющихся запасов. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.

     Долгосрочный  период он достаточно продолжителен  для того, чтобы фирмы успели принять  все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям  изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить или сократить свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые – покинуть ее и т.д. такие изменения означают еще более активную реакцию со стороны предложения, то есть еще более активную реакцию со стороны предложения, то есть еще большую эластичность предложения.

     Итак, товары, на которые потребитель предъявляет  спрос, создает и предлагает производитель. Совокупность товаров, выносимых им на рынок, и образует предложение.

     Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости  от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара.

     Можно отметить, что возникновение и становление рынка– это следствие очень длительного исторического развития.

     Рыночный  механизм – это сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующую и само развивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решают, что, когда и сколько покупать. В свою очередь, все производители также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребитель, и производители руководствуются лишь собственными интересами. Но, преследуя свои частные интересы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего общества.

     Итак, как мы понимаем, важнейшими категориями  микроэкономического анализа являются спрос и предложение, которые  подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса, потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой; между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

     Действие  закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим товаром другие, цены на которые не изменились.

     Объем предложения зависит от цены товара и других факторов, важнейшими среди которых являются основные средства производства, доступные производителям технологии, цены переменных производственных ресурсов, т.е. все факторы, определяющие издержки продавцов. 
 

 

ГЛАВА ВТОРАЯ. ВЗАИМОСВЯЗЬ  СПРОСА  И ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ . 

2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса  и предложения  на цену 

     Ценой называется количество денег, за которые  продается и покупается экономическое  благо.

     Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает сигнал к сокращению. В цене находят отражение все три подхода к установлению стоимости товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение.

     Цена  может отклонятся от стоимости под  воздействием спроса и предложения. Но в основе цены лежит стоимость товара. Следовательно, цена имеет объективную основу – стоимость.

     Закон стоимости. Выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимостью и ценами товаров. Труд признается в качестве главного фактора пропорций, эквивалентности.

     Сущность закона стоимости заключается в том, что товары производятся и обмениваются на основе общественно необходимых затрат труда. Этот закон действует через механизм цен, прокладывает себе дорогу в постоянном колебании цены вокруг стоимости.

     Значение  рыночной цены определяется её основными  функциями:

     1. Учётная функция. Отражает в цене общественно необходимые затраты на производство и обращение товаров.

     2. Стимулирующая функция заключается в том, что более высокие цены побуждают производителей рационально использовать производственные возможности, внедрять достижения научно-технического прогресса с целью получения лучших результатов.

     3. Распределительная функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций развития экономики допускается введение государственного регулирования цен, а в крайних случаях и прямое установление цен государственными органами.

     4. Функция балансирования спроса и предложения. Под средством цен в экономике осуществляется связь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного значения, возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в возникновении дефицита или избыточного предложения. Возврат к состоянию равновесия, может быть, достигнуть за счет изменения цен или объемов производства.

     5. Функция рационального размещения производства. Роль и значение этой функции возрастет по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен по отраслям и сферам экономики способствует переливу капитала из одной сферы в другую. При этом решение об изменении вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов бизнеса.

     Рыночная  цена устанавливается под воздействием спроса и предложения. Рыночную цену называют еще ценой равновесия, поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продавать (по более низкой цене продажа будет убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка будет убыточна)

     Равновесная цена – это такая цена, при которой объем спроса равен объему предложения, и этот объем соответственно является равновесным объемом (12 с. 45). На рисунке 3 представлен график равновесия. При данной равновесной цене желание и готовность покупателей приобрести товар, а так же желание и готовность продавцов его продать совпадают.  

Информация о работе Рыночный механизм и его элементы