Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 21:09, курсовая работа
Цель работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные элементы, как они взаимодействуют, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка и влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.
Предметом курсовой работы выступает совокупность экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг в результате взаимодействия спроса и предложения.
Введение ………………………………………………………………….3
Глава первая Сущность рынка и элементы рыночного механизма …5
1.1 Сущность рынка и понятие рыночного механизма……………….5
1.2 Закон спроса и закон предложения…………………………………12
Глава вторая. Взаимосвязь спроса и предложения как
фактора развития рынка ……………………………………………22
2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену…..22
2.2 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения………………….27
Заключение ………………………………………………………………31
Список использованных литературы……………………………………33
В
каждый данный момент положение производителей,
предлагающих свой товар на рынке, неодинаково.
Некоторые произвели много
Отметим,
что на рынке складывается определенное
соотношение между рыночными
ценами и количеством товаров, которое
производители желают предложить покупателям.
Эту зависимость можно отразить графически,
применив систему координат. Пусть ось
абсцисс (Q) служит для обозначения количества
товара, доставленного на рынок, а ось
ординат обозначает движение цены (P). Кривая
SS имеет положительный наклон, и называется
кривая предложения.
Рисунок 2. Кривая предложения
Практика показывает: чем выше цена на товар, тем прибыльнее его производство, тем больше количество производители готовы произвести и продать на рынок. Так формируется и закон предложения.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. С ростом цен при прочих равных условиях количество товара предлагаемого на рынке для реализации увеличивается и на оборот.
На предложение кроме цены влияют и другие факторы:
1. Технологии.
Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов
2. Налоги и дотации.
Предприятия
рассматривают большинство
3. Ожидания.
Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время.
При данном объёме производства каждой фирмы, чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение.
Существует самая тесная связь между издержками производства и предложением, снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение.
Объем предложения товара – это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период (например, день или год). Объем предложения зависит от цены товара и других факторов, прежде всего от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий.
Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения (Кп).
Эластичность
предложения - это степень реагирования
предложения на изменение цены товара
или других факторов.
Формула 2
Q%
Kп = , где
P%
Q% - процентное изменение количества предложения;
P% - процентное изменение цены.
Эластичность
предложения меняется под воздействием
технического прогресса, изменения
качественного и
Когда Кп> 1 - предложение эластично, то есть когда при 1%- ном увеличении цены предложение увеличивается более чем на 1%;
Кп
= 1 - предложение единичной
Кп<1 - предложение неэластично, то есть такая ситуация, когда увеличение цены не вызывает существенного изменения предложения.
Одним из важнейших факторов, влияющих на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы отреагировать на изменение цены и приспособиться к ней. Это значит, что при повышении цены на товар они должны иметь время, чтобы перераспределить ресурсы в сторону увеличения производства товара, а сократив при этом производство других, менее выгодных товаров.
По
способности производителя
В
краткосрочном периоде фирма
не в состоянии осуществить какие-
В среднесрочный период предприятие имеет возможность подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, повышая объем производства за счет большей нагрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имеющихся запасов. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.
Долгосрочный период он достаточно продолжителен для того, чтобы фирмы успели принять все желательные меры по приспособлению своих ресурсов к требованиям изменившейся ситуации. Отдельные фирмы могут расширить или сократить свои производственные мощности; новые фирмы могут войти в состав отрасли, а старые – покинуть ее и т.д. такие изменения означают еще более активную реакцию со стороны предложения, то есть еще более активную реакцию со стороны предложения, то есть еще большую эластичность предложения.
Итак,
товары, на которые потребитель
Объем
предложения каждого
Можно отметить, что возникновение и становление рынка– это следствие очень длительного исторического развития.
Рыночный механизм – это сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующую и само развивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решают, что, когда и сколько покупать. В свою очередь, все производители также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребитель, и производители руководствуются лишь собственными интересами. Но, преследуя свои частные интересы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего общества.
Итак,
как мы понимаем, важнейшими категориями
микроэкономического анализа
Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим товаром другие, цены на которые не изменились.
Объем
предложения зависит от цены товара
и других факторов, важнейшими среди которых
являются основные средства производства,
доступные производителям технологии,
цены переменных производственных ресурсов,
т.е. все факторы, определяющие издержки
продавцов.
ГЛАВА ВТОРАЯ. ВЗАИМОСВЯЗЬ
СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ КАК ФАКТОР
РАЗВИТИЯ .
2.1
Равновесная цена.
Воздействие спроса
и предложения
на цену
Ценой называется количество денег, за которые продается и покупается экономическое благо.
Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цена - это ориентир для продавца (производителя) и покупателя (потребителя). Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает сигнал к сокращению. В цене находят отражение все три подхода к установлению стоимости товара: предельная полезность, издержки производства, спрос и предложение.
Цена может отклонятся от стоимости под воздействием спроса и предложения. Но в основе цены лежит стоимость товара. Следовательно, цена имеет объективную основу – стоимость.
Закон стоимости. Выражает причинно-следственные связи между общественным трудом, стоимостью и ценами товаров. Труд признается в качестве главного фактора пропорций, эквивалентности.
Сущность закона стоимости заключается в том, что товары производятся и обмениваются на основе общественно необходимых затрат труда. Этот закон действует через механизм цен, прокладывает себе дорогу в постоянном колебании цены вокруг стоимости.
Значение рыночной цены определяется её основными функциями:
1. Учётная функция. Отражает в цене общественно необходимые затраты на производство и обращение товаров.
2. Стимулирующая функция заключается в том, что более высокие цены побуждают производителей рационально использовать производственные возможности, внедрять достижения научно-технического прогресса с целью получения лучших результатов.
3. Распределительная функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций развития экономики допускается введение государственного регулирования цен, а в крайних случаях и прямое установление цен государственными органами.
4. Функция балансирования спроса и предложения. Под средством цен в экономике осуществляется связь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного значения, возникают диспропорции в производстве и потреблении, выражающиеся в возникновении дефицита или избыточного предложения. Возврат к состоянию равновесия, может быть, достигнуть за счет изменения цен или объемов производства.
5. Функция рационального размещения производства. Роль и значение этой функции возрастет по мере развития и укрепления рыночных отношений в экономике. Складывающийся уровень цен по отраслям и сферам экономики способствует переливу капитала из одной сферы в другую. При этом решение об изменении вида деятельности принимается предприятием самостоятельно, исходя из ожидаемых результатов бизнеса.
Рыночная
цена устанавливается под
Равновесная
цена – это такая цена, при которой
объем спроса равен объему предложения,
и этот объем соответственно является
равновесным объемом (12 с. 45). На рисунке
3 представлен график равновесия. При данной
равновесной цене желание и готовность
покупателей приобрести товар, а так же
желание и готовность продавцов его продать
совпадают.