Рыночный механизм и его элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2011 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные элементы, как они взаимодействуют, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка и влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.

Предметом курсовой работы выступает совокупность экономических отношений, возникающих между производителями и потребителями товаров и услуг в результате взаимодействия спроса и предложения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3

Глава первая Сущность рынка и элементы рыночного механизма …5

1.1 Сущность рынка и понятие рыночного механизма……………….5

1.2 Закон спроса и закон предложения…………………………………12

Глава вторая. Взаимосвязь спроса и предложения как

фактора развития рынка ……………………………………………22

2.1 Равновесная цена. Воздействие спроса и предложения на цену…..22

2.2 Взаимосвязь совокупных спроса и предложения………………….27

Заключение ………………………………………………………………31

Список использованных литературы……………………………………33

Работа содержит 1 файл

Рыночный механизм.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     Рыночный  механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.

     1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные учреждения и  т.д.);

     2) объекты (различных видов рынка товаров);

     3) экономические связи между субъектами, которые могут проявляться в  кооперации или конкуренции; 

     4) наличие информации о принимаемых  решениях для установления экономических  связей;

     5) механизм ценообразования. 

       Рыночный механизм оптимизируется за счет действия конкуренции. Причиной возникновения конкуренции является редкость ресурсов и благ. Можно выделить конкуренцию между продавцами и конкуренцию между покупателями. Продавцы конкурируют за право продать продукцию. Выигрывает тот, кто предлагает наименьшую из цен. Покупатели конкурируют за право купить товары и услуги. Выигрывает тот, кто предложит наибольшую из цен.

     Следует выделить типы конкуренции, основанные на предмете соревнования. Следует  различать ценовую и неценовую конкуренцию Ценовая конкуренция возникает за счет различия в ценах у производителей.

     Ценовая конкуренция включает маневрирование ценами, систему тайных скидок и  уступок по сравнению с объявленными ценами для тех или иных групп  покупателей (прежде всего крупных), занижение цен, использование одинаковых цен для товаров разного качества и т.д.

     А неценовая конкуренция основана на различии качества предлагаемых товаров  и услуг. На практике расчленить их сложно, так как более качественный товар, предполагает более высокую цену.

     Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать  для себя наиболее выгодные условия  производства и сбыта товаров  в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и усиливается конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существуют в различных формах.

     Экономическое значение конкуренции огромно. Современные  экономисты считают конкуренцию одной из причин роста эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства.

     Рыночный  механизм устанавливает четкую зависимость  между реальным вкладом в создание необходимого потребителю товара и размером получаемого дохода. Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

     Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограниченной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм; улучшает функционирование рынка путем создания стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранительных органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с производственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д.

     Государство осуществляет контроль за состоянием окружающей среды и утилизацией отходов производства и делает для этого определенные затраты. Такие затраты особенно необходимы в Беларуси, на Украине, в европейской части России, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

     Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы.

     Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государство необходимо для обеспечения права на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.

     Государственное регулирование может быть прямым, т.е. осуществляемым посредством законодательных актов и основанных на них действий исполнительной власти, и косвенным, т.е. опирающимся на использование различных финансовых (бюджетно-налоговых и кредитно-денежных) рычагов, с помощью которых правительство имеет возможность с определенной степенью эффективности воздействовать на поведение частных фирм, предприятий. Прямое вмешательство выражается в том, что государство, обладая капиталами, в самых разнообразных формах предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятий. Прямое вмешательство государства — это и принятие законодательных актов, призванных упорядочивать и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

     Косвенное вмешательство государства осуществляется по направлениям:

  • стимулирование капиталовложений;
  • обеспечение наиболее полной занятости;
  • стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
  • воздействие на общий уровень цен в целях их стабилизации;
  • поддержка устойчивого экономического роста;
 

1.2 Закон спроса и закон предложения 

     Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар  по приемлемой цене. Исходя из этого, следует  говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.

     Спрос – это платежеспособная потребность  покупателей в данном товаре при  данной цене.

     Таким образом, спросом называется количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар

     Мы  знаем, что на величину спроса, его  структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо отметить, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление.

     Количество  вещей, покупаемых людьми, всегда зависит  от цен на товары. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях. Цена спроса - это максимальная цена, которую согласен уплатить покупатель при покупке данного товара.

     Факторы, оказывающие влияние на изменение спроса.

     1. Потребительские предпочтения.

     Представления покупателей о полезности блага  изменяются в благоприятном или  неблагоприятном направлении для  определенного товара. Среди факторов, изменяющих потребительские предпочтения выделяют:

     - Изменение потребностей.

     - Мода.

     - Реклама.

     2. Цена на другие товары.

     Поскольку потребности взаимосвязаны между  собой, то и блага, их удовлетворяющие, находятся в определенной зависимости друг от друга.

     3. Число покупателей. Увеличение числа покупателей повышает спрос, уменьшение - снижает.

     4. Ценовые ожидания покупателей.

     Ожидания  потребителей относительно возможности  повышения цен в будущем, может  побудить их покупать теперь же, т.е. поднимет спрос на определенную группу товаров. Ожидание падения цен приведет к падению спроса.

     5. Доход. 

     Воздействие спрос изменения денежного дохода более сложно. Рост дохода, как правило, ведет к повышению покупательской способности потребителей и в большинстве случаев они при тех же ценах имеют возможность купить больше, т.е. увеличивают спрос.

     Товары, спрос на которые изменяется в  прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными  товарами.

     Товары, спрос на которые изменяется в  противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории

     Характерные зависимости между ценой и покупаемым количеством, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно показать на графике в виде кривой, называемой кривой спроса. 

Рисунок 1. Кривая спроса

 

     На  оси абсцисс показано количество товаров (Q), а на оси ординат – цены этих товаров(P). Кривая DD на нашем графике – это, во-первых, кривая с отрицательным наклоном, характерным при обратной зависимости, определяющих ее переменные цены и количества покупаемого товара. Во-вторых ниспадающий вид кривой иллюстрирует описание выше постепенное убывание спроса и снижающуюся полезность каждой дополнительной покупки одного и того же товара.(14 с. 88)

     Кривая  спроса показывает, как меняется объем  спроса потребителя (потребителей) в  зависимости от уровня цены на товар. Изменение объема спроса в зависимости от изменения цены на товар представляет собой движение по кривой спроса.

     ЗАКОН СПРОСА. С ростом цен при прочих равных условиях количество товара которое может приобрести покупатель уменьшается и наоборот.

     Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует  эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения  спроса ("чувствительность " его  объема) в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Кс):  

      Q% Формула 1

      Kс = , где

      P% 

      Q% - процентное изменение количества товара;

      P% - процентное изменение цены.

     Когда Кс>1 – спрос эластичен.

     Кс = 1 – единичная эластичность спроса.

     Кс< 1 – неэластичен спрос.

     Эластичный  спрос, неэластичный спрос, единичная  эластичность спроса выступают показателями относительной зависимости реализации товара от изменения цены. Высокая эластичность спроса означает, что покупатели чрезвычайно чувствительны к любому изменению цены. Спрос является неэластичным, когда процентное изменение величины спроса меньше процентного изменения цены

     Знание  эластичности спроса по цене имеет  важное значение для поведения предпринимателя, выбора цены. Если спрос на товар эластичен, то производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать. Когда же спрос на товары неэластичен, то производителю выгодно повышать цену на него, так как только в данном случае выручка может увеличиться.

     Предложение товаров, как и спрос, - это неотъемлемая и не менее существенная часть  процесса ценообразования на рынке. Но в этой части процесса, определяющая роль принадлежит закону предложения, который выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаром, предлагаемых фирмами к обмену, продаже на рынке.

     Предложение – это совокупность товаров, выносимых производителем на рынок (5 с. 92).

     Предложение – это количество товара, которое  хотят и могут предложить на рынок  продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. (11 с. 93)

Информация о работе Рыночный механизм и его элементы